Электролитическая диссоциация
Тематический блок
Поурочное планирование
Урок 1. Электролиты. Механизм диссоциации.
Урок 2. Уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
Урок 3. Степень диссоциации.
Урок 4. Реакции ионного обмена.
Уроки 5–8. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
Урок 9. Гидролиз солей.
Урок 10. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Уроки 11, 12. Модульная программа «Электролитическая диссоциация» (обобщение знаний по теме).
Урок 13. Контрольная работа.
Комплексная дидактическая цель
1. Знать определения понятий «электролиты», «диссоциация».
2. Уметь составлять уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
3. Знать свойства основных классов неорганических соединений.
4. Уметь составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций, отражающих свойства соединений.
5. Уметь определять рН среды (кислая, щелочная) в растворах солей.
6. Уметь применять полученные знания при выполнении заданий разного уровня сложности.
Приводим дидактический материал для проведения уроков 11, 12 (обобщение знаний по теме «Электролитическая диссоциация»).
Уроки 11, 12.
Модульная программа
«Электролитическая диссоциация»
Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1 – УЭ-7):
закрепить знания по теме «Электролитическая диссоциация»;
развить навыки написания уравнений диссоциации (полных и сокращенных ионных), само- и взаимоконтроля, взаимопомощи;
научиться выбирать уровень сложности по силам, работать на доверии, следить за временем, самостоятельно оперировать модульной программой, сравнивать результат своей работы с поставленными целями.
УЭ-1 · входной контроль (10 мин)
Цель. Подготовка к восприятию модуля.
Пользуйтесь таблицей растворимости. Ответы записывайте в тетради. Следите за временем! В спорных вопросах обращайтесь к учителю.
1. Электролитом является:
а) кислород;
б) дистиллированная вода;
в) соляная кислота;
г) оксид серы(VI).
2. Какое вещество при диссоциации образует ион ?
3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
Al + + 3OH – = Al(OH)3?
а) Al2O3 + НСl . ;
б) Al2O3 + Н2O . ;
в) АlPO4 + КОН . ;
г) АlCl3 + КОН . .
4. C какими из веществ будет взаимодействовать гидроксид натрия:
1. Неэлектролитом является:
а) гидроксид натрия (р-р);
б) оксид кремния(IV);
в) хлорид натрия (р-р);
г) азотная кислота.
2. Какие вещества при диссоциации образуют катионы металла?
а) Кислоты;
б) оксиды;
в) соли;
г) основания.
3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
а) Н2SO4 + NаОН . ;
б) Н2SO4 + Al2O3 . ;
в) НСl + СаСО3 . ;
г) Н2 + О2 . .
4. С какими из веществ будет взаимодействовать соляная кислота?
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы по приложению, обсудите ошибки. Оцените работу товарища, поставив за каждое правильно выполненное задание 1 балл. Занесите баллы в оценочный лист УЭ-1 (см. приложение 1). Если вы получили 4 балла, то переходите к УЭ-4. Если вы получили 2 или 3 балла, то переходите к УЭ-3. Если вы получили 0 или 1 балл, то приступайте к УЭ-2.
Цель. Повторить основные положения теории электролитической диссоциации и свойства неорганических соединений.
1. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролитов на ионы в растворе или расплаве.
Электролиты – это вещества, проводящие электрический ток в растворе или в расплаве.
Оксиды – неэлектролиты.
Соли — электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка:
NaCl Nа + + Cl – .
Основания – электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы:
NаОН Nа + + ОН – .
Кислоты – электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка:
НCl Н + + Cl – .
2. Основные оксиды взаимодействуют с водой и с кислотами.
Кислотные оксиды взаимодействуют с водой и с щелочами.
Кислоты взаимодействуют с металлами, основными оксидами, основаниями, солями.
Основания взаимодействуют с кислотными оксидами, кислотами, солями.
Соли взаимодействуют с металлами, солями, кислотами, щелочами.
Реакции ионного обмена идут до конца в случае образования слабого электролита (вода, осадок, газ).
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
Переходите к УЭ-3.
Цель. Развитие навыков написания уравнения диссоциации и ионных уравнений реакции обмена.
Выполните задание письменно в тетради. При затруднении обращайтесь к УЭ-2.
1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион Н + ? Запишите уравнения их диссоциации.
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях?
1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион ОН – ? Запишите уравнения их диссоциации.
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между хлоридом бария и серной кислотой. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и cокращенном ионном уравнениях?
Проверьте свои ответы по приложению 2. Занесите баллы в оценочный лист. За правильно выполненное задание 1 поставьте 1 балл, за задание 2 – 2 балла. Если вы набрали 2 или 3 балла, переходите к УЭ-4. Если вы набрали 0 или 1 балл, вернитесь к УЭ-2 или обратитесь за консультацией к учителю.
Цель. Закрепление знаний о реакциях ионного обмена
1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:
а) NaCl + К2SO4 . ;
б) СаСl2 + Na2СО3 . .
2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:
Zn 2+ + 2OH – = Zn(OH)2.
1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:
а) K2SO4 + HCl . ;
б) K2CO3 + HNO3 . .
2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:
Проверьте ответы по приложению 2. За каждое правильно выполненное задание – по 2 балла. Занесите балл в оценочный лист. Переходите к УЭ-5.
Цель. Закрепить знания о свойствах неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации.
Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием гидроксида меди(II)?
Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием хлорида серебра?
а) Аg и НСl;
б) АgNO3 и НСl;
в) Аg2O и NаСl;
г) AgNO3 и NаСl.
Проверьте ответы по приложению 2. За правильно выполненное задание поставьте 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист. Если до выполнения выходного контроля осталось более 10 мин, то переходите к
УЭ-6. Если времени осталось мало, приготовьтесь к выполнению выходного контроля, проанализировав свои ошибки в УЭ-3, УЭ-4 и УЭ-5.
Цель. Закрепить знания о гидролизе солей.
Пересядьте за стол с УЭ-6. Если за столом несколько человек, то решайте вместе. За выполнение данного задания ставится отдельная оценка.
Задание. Какие из солей подвергаются гидролизу?
Составьте уравнение гидролиза с указанием реакции среды.
Выполненное задание сдайте на проверку учителю.
УЭ-7 · выходной контроль (30 мин)
Цель. Проверка умений и навыков по теме.
Получите карточку с заданиями у учителя. Задания выполняйте в тетради для контрольных работ. За выполнение задания, обозначенного значком – 3 балла,
– 4 балла,
– 5 баллов.
Сдайте выходной контроль и оценочный лист учителю.
Рефлексия
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по направлениям: «я», «мы», «дело».
Задания УЭ-1–УЭ-5 оценивают учащиеся, задания УЭ-6, УЭ-7 – учитель.
Ответы к УЭ-1
1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – б, в.
1 – б; 2 – в, г; 3 – а; 4 – б, г.
Ответы к УЭ-3
Cуммы коэффициентов равны 12 и 3.
Cуммы коэффициентов равны 11 и 3.
Ответы к УЭ-4
Ответы к УЭ-5
в) CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4;
г) CuСl2 + Ba(OH)2 = Cu(OH)2 + BaCl2.
б) AgNO3 + HCl = AgCl+ HNO3;
г) AgNO3 + NaCl = AgCl+ NaNO3.
Источник
Тест по теме «Электролиты и неэлектролиты»
Данный тест для подготовки к ГИА. Содержит разнообразные задания по теме «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)».
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Электролиты и неэлектролиты»»
Тема «Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.»
2. Неэлектролитом является:
гидроксид калия (р-р)
оксид кремния (IV)
сульфат натрия (р-р)
фосфорная кислота (р-р)
3.Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное
4. Какое вещество при диссоциации образует ион SiO3 2-
5. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
6. Какое из веществ при диссоциации образует катионы водорода
7. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении между соляной кислотой и гидроксидом бария равна:
8. Какое из веществ при диссоциации образует гидроксид-анион
9. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении между серной кислотой и нитратом бария равна:
10. Окраска фенолфталеина в растворе, содержащем гидроксид-анионы:
11. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы:
12. Вещество, образующее в процессе электролитической диссоциации в качестве катионов только ионы водорода, — это:
13. В уравнении электролитической диссоциации сульфата алюминия сумма коэффициентов перед формулами ионов равна:
14. Сумма коэффициентов, стоящих перед формулами неэлектролитов в молекулярном уравнении реакции оксида алюминия с раствором серной кислоты равна:
15. Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионном уравнениях реакций между сульфатом железа (II) и гидроксидом калия равны соответственно:
16. Сокращенное ионное уравнение: Н + + OH – H2O соответствует взаимодействию следующих веществ:
соляная кислота и гидроксид магния
кремниевая кислота и гидроксид калия
серная кислота и гидроксид железа (II)
азотная кислота и гидроксид лития
17. Сокращенное ионное уравнение 2Н + + СO3 2- CO2 + H2O соответствует взаимодействию следующих веществ:
соляная кислота и гидроксид кальция
сероводородная кислота и карбонат кальция
серная кислота и оксид углерода (IV)
азотная кислота и карбонат лития.
18. Сумма коэффициентов, стоящих перед формулами сильных электролитов в молекулярном уравнении реакции гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты равна
19. Ионы, с помощью которых можно установить качественный состав хлорида бария:
20. Необратимо реакция протекает между:
хлоридом алюминия и гидроксидом калия
йодидом лития и хлоридом натрия
карбонатом кальция и гидроксидом натрия
сульфатом меди (II) и нитратом калия
21. Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионном уравнениях реакций между хлоридом железа (III) и нитратом серебра равны соответственно:
22. Наибольшее количество хлорид-ионов образуется при диссоциации 1 моль
23. Сокращенное ионное уравнение Н + + ОН — Н2О соответствует взаимодействию
серной кислоты с гидроксидом лития
водорода с гидроксидом меди
соляной кислоты с гидроксидом алюминия
оксида кальция с водородом
24. В водном растворе полностью распадается на ионы
25. При растворении в воде полностью распадается на ионы
оксид углерода (II)
26. Наибольшее число ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль
хлорида железа (III)
27. Наибольшее число ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль
28. Сокращенное ионное уравнение Ва 2+ + СО3 2- ВаСО3 соответствует взаимодействию
сульфата бария и карбоната натрия
гидроксида бария и оксида углерода (IV)
оксида бария и угольной кислоты
бромида бария и карбоната калия
29. Наличие ионов водорода в растворе можно доказать с помощью
30. Наличие ионов бария в растворе можно обнаружить с помощью раствора
31. Уравнению диссоциации сульфата железа (III) соответствует запись
32. Электролитом является каждое из двух веществ, формулы которых
33. Взаимодействию азотной кислоты и гидроксида алюминия соответствует сокращенное ионное уравнение
34. При полной диссоциации какого вещества образуется равное количество катионов и анионов?
хлорид железа (III)
35. Сокращенное ионное уравнение Cu 2+ + S 2- CuS соответствует взаимодействию
нитрата меди (II) и сульфида магния
сульфата меди (II) и сульфида аммония
фосфата меди (II) и сульфида натрия
гидроксида меди (II) и сероводородной кислоты
36. Сокращенное ионное уравнение 2H + + CO3 2- CO2 + H2O соответствует взаимодействию
воды и оксида углерода (IV)
соляной кислоты и карбоната магния
сероводородной кислоты и карбоната кальция
азотной кислоты и карбоната натрия
37. Вещество, при диссоциации которого образуется сульфид-ион, имеет формулу
38. При диссоциации 1 моль гидроксида бария образуется столько же анионов, сколько при диссоциации 1 моль
39. При взаимодействии каких ионов в растворе образуется газ
40. Электролитической диссоциации сульфата алюминия в водном растворе соответствует уравнение
41. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует
42. Верны ли следующие утверждения?
А. Отрицательно заряженный электрод называется анод.
Б. Электролитическая диссоциация – это распад электролита на ионы.
верны оба утверждения
оба утверждения неверны
43. Верны ли следующие утверждения?
А. Положительно заряженные ионы называются катионы.
Б. Электрический ток проводят не только растворы, но и расплавы электролитов.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба утверждения
4. оба утверждения неверны
44. Вещество X в сокращенном ионном уравнении X + 2H + Cu 2+ + 2H2O
45. Вещество X в сокращенном ионном уравнении X + 2OH — CO3 2- + H2O
46. Уравнением электролитической диссоциации является
47. К электролитам относится каждое из двух веществ
оксид углерода (Iv) и муравьиная кислота (р-р)
нитрат серебра и глюкоза
карбонат калия и этанол
гидроксид натрия и сульфат цинка
48. При сливании растворов нитрата серебра и фосфата натрия в химической реакции участвуют ионы
49. Одновременно в растворе не могут находиться ионы
50. Диссоциация какого вещества могла бы проходить в соответствии со схемой
51. Диссоциация какого вещества могла бы проходить в соответствии со схемой
52. Какой тип химической связи характерен для электролитов
ковалентная полярная и ионная
53. Установите соответствие между реагентами и сокращенными ионными уравнениями
Источник