Электролитическая диссоциация
Тематический блок
Поурочное планирование
Урок 1. Электролиты. Механизм диссоциации.
Урок 2. Уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
Урок 3. Степень диссоциации.
Урок 4. Реакции ионного обмена.
Уроки 5–8. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
Урок 9. Гидролиз солей.
Урок 10. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Уроки 11, 12. Модульная программа «Электролитическая диссоциация» (обобщение знаний по теме).
Урок 13. Контрольная работа.
Комплексная дидактическая цель
1. Знать определения понятий «электролиты», «диссоциация».
2. Уметь составлять уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
3. Знать свойства основных классов неорганических соединений.
4. Уметь составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций, отражающих свойства соединений.
5. Уметь определять рН среды (кислая, щелочная) в растворах солей.
6. Уметь применять полученные знания при выполнении заданий разного уровня сложности.
Приводим дидактический материал для проведения уроков 11, 12 (обобщение знаний по теме «Электролитическая диссоциация»).
Уроки 11, 12.
Модульная программа
«Электролитическая диссоциация»
Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1 – УЭ-7):
закрепить знания по теме «Электролитическая диссоциация»;
развить навыки написания уравнений диссоциации (полных и сокращенных ионных), само- и взаимоконтроля, взаимопомощи;
научиться выбирать уровень сложности по силам, работать на доверии, следить за временем, самостоятельно оперировать модульной программой, сравнивать результат своей работы с поставленными целями.
УЭ-1 · входной контроль (10 мин)
Цель. Подготовка к восприятию модуля.
Пользуйтесь таблицей растворимости. Ответы записывайте в тетради. Следите за временем! В спорных вопросах обращайтесь к учителю.
1. Электролитом является:
а) кислород;
б) дистиллированная вода;
в) соляная кислота;
г) оксид серы(VI).
2. Какое вещество при диссоциации образует ион ?
3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
Al + + 3OH – = Al(OH)3?
а) Al2O3 + НСl . ;
б) Al2O3 + Н2O . ;
в) АlPO4 + КОН . ;
г) АlCl3 + КОН . .
4. C какими из веществ будет взаимодействовать гидроксид натрия:
1. Неэлектролитом является:
а) гидроксид натрия (р-р);
б) оксид кремния(IV);
в) хлорид натрия (р-р);
г) азотная кислота.
2. Какие вещества при диссоциации образуют катионы металла?
а) Кислоты;
б) оксиды;
в) соли;
г) основания.
3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:
а) Н2SO4 + NаОН . ;
б) Н2SO4 + Al2O3 . ;
в) НСl + СаСО3 . ;
г) Н2 + О2 . .
4. С какими из веществ будет взаимодействовать соляная кислота?
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы по приложению, обсудите ошибки. Оцените работу товарища, поставив за каждое правильно выполненное задание 1 балл. Занесите баллы в оценочный лист УЭ-1 (см. приложение 1). Если вы получили 4 балла, то переходите к УЭ-4. Если вы получили 2 или 3 балла, то переходите к УЭ-3. Если вы получили 0 или 1 балл, то приступайте к УЭ-2.
Цель. Повторить основные положения теории электролитической диссоциации и свойства неорганических соединений.
1. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролитов на ионы в растворе или расплаве.
Электролиты – это вещества, проводящие электрический ток в растворе или в расплаве.
Оксиды – неэлектролиты.
Соли — электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка:
NaCl Nа + + Cl – .
Основания – электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы:
NаОН Nа + + ОН – .
Кислоты – электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка:
НCl Н + + Cl – .
2. Основные оксиды взаимодействуют с водой и с кислотами.
Кислотные оксиды взаимодействуют с водой и с щелочами.
Кислоты взаимодействуют с металлами, основными оксидами, основаниями, солями.
Основания взаимодействуют с кислотными оксидами, кислотами, солями.
Соли взаимодействуют с металлами, солями, кислотами, щелочами.
Реакции ионного обмена идут до конца в случае образования слабого электролита (вода, осадок, газ).
Полное ионное уравнение:
Сокращенное ионное уравнение:
Переходите к УЭ-3.
Цель. Развитие навыков написания уравнения диссоциации и ионных уравнений реакции обмена.
Выполните задание письменно в тетради. При затруднении обращайтесь к УЭ-2.
1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион Н + ? Запишите уравнения их диссоциации.
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях?
1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион ОН – ? Запишите уравнения их диссоциации.
2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между хлоридом бария и серной кислотой. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и cокращенном ионном уравнениях?
Проверьте свои ответы по приложению 2. Занесите баллы в оценочный лист. За правильно выполненное задание 1 поставьте 1 балл, за задание 2 – 2 балла. Если вы набрали 2 или 3 балла, переходите к УЭ-4. Если вы набрали 0 или 1 балл, вернитесь к УЭ-2 или обратитесь за консультацией к учителю.
Цель. Закрепление знаний о реакциях ионного обмена
1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:
а) NaCl + К2SO4 . ;
б) СаСl2 + Na2СО3 . .
2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:
Zn 2+ + 2OH – = Zn(OH)2.
1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:
а) K2SO4 + HCl . ;
б) K2CO3 + HNO3 . .
2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:
Проверьте ответы по приложению 2. За каждое правильно выполненное задание – по 2 балла. Занесите балл в оценочный лист. Переходите к УЭ-5.
Цель. Закрепить знания о свойствах неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации.
Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием гидроксида меди(II)?
Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием хлорида серебра?
а) Аg и НСl;
б) АgNO3 и НСl;
в) Аg2O и NаСl;
г) AgNO3 и NаСl.
Проверьте ответы по приложению 2. За правильно выполненное задание поставьте 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист. Если до выполнения выходного контроля осталось более 10 мин, то переходите к
УЭ-6. Если времени осталось мало, приготовьтесь к выполнению выходного контроля, проанализировав свои ошибки в УЭ-3, УЭ-4 и УЭ-5.
Цель. Закрепить знания о гидролизе солей.
Пересядьте за стол с УЭ-6. Если за столом несколько человек, то решайте вместе. За выполнение данного задания ставится отдельная оценка.
Задание. Какие из солей подвергаются гидролизу?
Составьте уравнение гидролиза с указанием реакции среды.
Выполненное задание сдайте на проверку учителю.
УЭ-7 · выходной контроль (30 мин)
Цель. Проверка умений и навыков по теме.
Получите карточку с заданиями у учителя. Задания выполняйте в тетради для контрольных работ. За выполнение задания, обозначенного значком – 3 балла,
– 4 балла,
– 5 баллов.
Сдайте выходной контроль и оценочный лист учителю.
Рефлексия
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по направлениям: «я», «мы», «дело».
Задания УЭ-1–УЭ-5 оценивают учащиеся, задания УЭ-6, УЭ-7 – учитель.
Ответы к УЭ-1
1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – б, в.
1 – б; 2 – в, г; 3 – а; 4 – б, г.
Ответы к УЭ-3
Cуммы коэффициентов равны 12 и 3.
Cуммы коэффициентов равны 11 и 3.
Ответы к УЭ-4
Ответы к УЭ-5
в) CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4;
г) CuСl2 + Ba(OH)2 = Cu(OH)2 + BaCl2.
б) AgNO3 + HCl = AgCl+ HNO3;
г) AgNO3 + NaCl = AgCl+ NaNO3.
Источник
Электролитом является серная кислота кислород дистиллированная вода
К слабым электролитам не относится
1)
2)
3)
4)
Соляная кислота не относится к слабым электролитам, так как является сильной кислотой, то есть относится к сильным электролитам.
Электролитом не является
1)
2)
3)
4)
Углеводород этан, в отличие от других приведённых веществ, неионное соединение, поэтому электролитом не является.
Правильный ответ указан под номером 4.
К электролитам не относится
1) cульфат меди(II)
2) серная кислота
3) гидроксид калия
4) оксид углерода(II)
К электролитам не относится оксид углерода(II).
Электролитом не является
1)
2)
3)
4)
Электролитом не является этилен ().
В Вашем задании предложено два вещества, которые не являются электролитами. Ведь ответ под номером три — вещество сульфид кальция вещество не растворимое, следовательно не диссоциирует на ионы, поэтому тоже как и этилен не является электролитом.
Все соли являются сильными электролитами. По определению, сильные электролиты — вещества, степень диссоциации которых в растворах равна единице (то есть диссоциируют полностью). абсолютно нерастворимых солей не бывает. А те молекулы, которые перешли в раствор, диссоциируют полность, значит это сильный электролит.
Выберите два вещества, которые не являются слабыми электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Соляная и серная кислоты не относятся к слабым электролитам, так как являются сильными кислотами, то есть относятся к сильными электролитом.
1) поваренная соль
4) этиловый спирт
Электролит — это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. Электролитами не являются большинство органические вещества (тут: метан, этиловый спирт) и простые вещества (тут: графит).
Правильный ответ указан под номером 1.
Выберите два вещества, которые не являются электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Углеводороды этан и этен, в отличие от других приведённых веществ, неионные соединения, поэтому электролитами не являются.
Выберите два вещества, которые не проводят электрический ток.
1) расплав оксида меди(II)
2) расплав карбоната натрия
3) раствор этилового спирта
4) расплав хлорида калия
5) раствор бромоводорода
Этиловый спирт, как и большинство органических соединений не является электролитом. А также оксид меди(II) как неионное соединение также не является электролитом.
Выберите два вещества, которые не относятся к электролитам.
1) cульфат меди(II)
2) сульфид свинца
3) гидроксид калия
4) оксид углерода(II)
5) серная кислота
К электролитам не относятся оксид углерода(II) и сульфид свинца.
Выберите два вещества, которые не относятся к электролитам.
1)
2)
3)
4)
5)
К электролитам не относятся оксид кадмия и этилен.
Электролитом не является
1)
2)
3)
4)
Углеводород этилен — органическое соединение, неэлектролит.
Правильный ответ указан под номером 1.
Сульфид кальция не растворим же
Гость, сульфид кальция подвергается гидролизу в водном растворе.
не растворимые соли гидролизу не подвергаются
Сульфид кальция не отмечен в таблице растворимости как нерастворимое соединение, рядом с ним пометка «разлагается или взаимодействует с водой», то есть он подвергается гидролизу в водном растворе.
К хорошо растворимым электролитам относится
1)
2)
3)
4)
Из приведенных соединений хорошо растворим только сульфат натрия.
Выберите два вещества, которые не являются электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Углеводород этилен — органическое соединение, неэлектролит. Углевод глюкоза — органическое соединение, неэлектролит.
Выберите два вещества, которые являются сильными электролитами.
1) угольная кислота
2) сероводородная кислота
3) серная кислота
4) азотная кислота
Серная и азотная кислоты относятся к сильным кислотам и являются сильными электролитами.
Сильным электролитом является
1) угольная кислота
2) сероводородная кислота
3) серная кислота
Серная кислота относится к сильным кислотам и является сильным электролитом.
Правильный ответ указан под номером 3.
Сероводород не является сильным электролитом?
разве не серовоород?
Лениза, сероводород слабый электролит.
Среди веществ: хорошо растворимыми в воде электролитами является(-ются)
и
плохо растворимы в воде.
Правильный ответ указан под номером 1.
Выберите два вещества, которые не проводят электрический ток.
1) расплав хлорида натрия
2) расплав оксида кремния
3) раствор азотной кислоты
4) раствор глюкозы
5) раствор хлорида цинка
Оксид кремния, в отличие от других приведённых неорганических веществ, является неионным соединением, поэтому его расплав не проводит электрический ток. А также глюкоза, как и большинство органических соединений, не является электролитом.
Выберите два вещества, которые не являются электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Оксиды кремния и железа(III), в отличие от других приведённых веществ, являются неионными соединениями, поэтому их расплавы не проводят электрический ток.
Выберите два вещества, которые являются электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Хлорид железа(II) — типичная соль, а азотная кислота — сильная кислота, они в растворе диссоциируют на ионы и проводят электрический ток.
Выберите два вещества, которые не являются сильными электролитами.
1)
2)
3)
4)
5)
Следует помнить какие кислоты относятся к сильным, а какие — к слабым. Из представленных кислот сероводород и угольная кислота относятся к слабым.
Источник