Электродвигатель — сгорают ли обмотки при попадании воды ?
Исправно отжимало сок из яблок лет 7, но на днях решил отжать в ней виноград, семечки от винограда забили сливную трубку, жидкость скопилась в отсеке и потекла к двигателю, когда увидел, что из под соковыжималка льется сок, автоматом нажал на тормоз (я так понял тормоз работает как-то на основе электродвигателя) в итоге двигатель может крутить, а вот тормоз отказал. Теперь думаю есть ли толк разбирать, чистить щетки и т.д. Могла ли погореть обмотка от попадания сока на щетки?
Kavis
7 лет. неплохая реклама выжималки за 750р.
По идее она должна окупиться выжав всего 20 литров сока.
На тот момент соковыжималка стоила около 4 тысяч, сейчас похожи смотрел они от 5 тысяч, при чем полностью из пластика, у это весь низ из толстой стали.
У ней вес 13 килограмм
Kavis
Мой скудный опыт подсказывает, что электродвигатели от воды в основном ржавеют, и еще — если тормоз устроен через обратную тягу, то он мог сгореть от нагрузки, безо всякой воды.
А виноградный сок надо делать в такой штуке
Kavis
> Могла ли погореть обмотка от попадания сока на щетки?
Некоторая вероятность есть, хотя и малая.
Если попавший сок существенно снизил проводимость, что привело к пропаданию питания на роторе, то это могло привести к перегреву обмоток статора.
> в итоге двигатель может крутить
Но судя по симптомам это не оно. Двигатель с даже одной сгоревшей обмоткой ротора или статора будет работать с неровными периодами и часто стопориться, либо вообще отказываться запускаться.
Ищите проблему в другом месте.
Разобрал двигатель, он асинхронный, никаких щеток у него нету, якорь из стали. Из одно обмотки летят искры. В общем идти за новой соковыжималкой. Смотрел новые модели такие же, у них низ теперь пластмассовый и люди жалуются, что мотор от этого греется и перегорает.
Kavis
> Из одно обмотки летят искры.
> В общем идти за новой соковыжималкой.
А подсушить или перемотать обмотку? Ну или двигатель хотябы заменить? Бомжевания на вас нет. Самое первое делают даже домохозяйки на Кубе (если не перепутал страну в изоляции и социалистическим занавесом).
laMer007
Живу в поселке городского типа (хотя недавно оказалось, что у же в моногороде и конечно налоги на все как в городе. ), в общем поблизости нельзя даже купить обмоточный провод, уже не говорю об том кто его может перемотать, сам я программист. Мне его конечно проще купить, но это хз куда ехать движок стоит около косаря.
И я узнал, что движок этот в стиральных машинах стоит
Но его модификаций целая куча название одно и тоже даже по буквам вроде все вбиваю, внешний вид выходит в куче модификаций
Сушить пробовал, походу там все очень серьезно замкнуло
Источник
Что делать с электродвигателем утопленником?
Случается такая незадача, когда электрический двигатель оказывается полностью под водой. Тип его такого погружения не предполагает. Понятно, что вода проникла внутрь корпуса. Иногда это могут быть нечистоты, создающие агрессивную среду в обмотках. Утопленными бывают асинхронные электродвигатели, расположенные в приямках дренажей, роняют в воду электроинструмент с коллекторными двигателями.
В любом случае считать, что жизнь электродвигателя закончилась рано. Лучше если в момент затопления он не работал или был быстро отключен.
Сразу достав его из воды, проверять на работоспособность не стоит. Нельзя проверять сопротивление обмоток мегомметром. Повышенное напряжение прибора может пробить ослабленную изоляцию обмоток, а этот процесс не обратив. При большом желании можно прозвонить обмотки на корпус мультиметром. Но любые его показания, ни о чем не говорят.
Двигатель нужно разобрать. Снять крышки с подшипниками, извлечь якорь. Вода могла разнести по корпусу окалину, частицы коррозии. Нужно промыть все детали струей воды под невысоким давлением 1-1,5 атм. Керхер высокого давления применять опасно, из-за возможной деформации еще целых витков обмотки. Если обнаруживаются почерневшие от межвиткового замыкания витки, то дальнейшие действия бесполезны.
Далее нужно продуть обмотки сжатым воздухом. Лак, которым пропитаны обмотки, предназначен для взаимной фиксации витков, а не для гидроизоляции. Поэтому сушка статора будет долгой, так как влага как по капиллярам, могла глубоко проникнуть в обмотки.
Лучше если есть возможность сушить нагревателем с активной вентиляцией. При этом следует несколько раз изменить положение обмоток в воздушном потоке. Процесс должен длиться не менее суток. Температура нагрева витков обмотки не должна превышать 40-50 градусов.
При пассивной сушке процесс может занять несколько суток. Используют лампу накала, помещая ее прямо в статор. Сушат, выложив детали двигателя на солнце.
Теперь можно прозвонить мегомметром замыкание проводников на корпус. Сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм при напряжении на концах прибора 500 В. Межвитковые замыкание на этом этапе выявить не удастся.
Следует осмотреть подшипники. Даже если они закрытые, то смазку лучше заменить. При долгом нахождении двигателя во влажном состоянии в подшипниках могла начаться коррозия. Потребуется предварительная промывка.
Советы окунуть статор в масло, для лучшей гидроизоляции обмоток, относятся к категории вредных советов. Присадки в масле легко разъедают эмаль проводов.
Двигатель собирается. Закрепляется и подключается на стенде. Как правило, большинство утопленников при правильных мерах спасения потом еще долго работают.
Источник
Попадание воды в эл.мотор
Модераторы: Breeze, Soarer
kirill87878, без обид, очень странный вопрос от электрика! . судоводители дают советы. механики озадачены, . электроны ахринели.
Добавлено спустя 26 минут 31 секунду:
kirill87878, немного поделюсь своими маленькими знаниями (странно, что это пишу электрону).
1. Вне зависимости, что и как, проведи процедуры по совег ту Seatrampа.
2. Шаг общий для всего оборудования — поставить диагноз. В твоем случае, есть ли межвитковое замыкание?
Это будет посложнее. На последних «учениях» внимательно ознакомился (хотя и не электрон) с выявлением энтой проблемы. Оказывается, простым тестером выявить эту проблему до конца невозможно (пусть меня поправят электроны, но я склонен верить преподавателю, уж очень уважаемый человек), существует целая процедура (алгоритм, так сказать).
3. Далее как в програмее с условием if, если нет то агрегат рабочий, если да, то to в зависимости от «окружающей действительности». В вашем случае, думаю, на ремонт. Раньше, наверное, перемотали бы сами. Есть даже у старых мастеров даже такой способ как нагрев кипечение в ванне с лаком — небольшой залип размыкается от расширения, лак проникает между витками, застывает, устраняя межвитковое замыкание. ну это все лирика.
Дак что, все проблемы решаются у всех одинаково (через диагноз и лечение). ничего сложного, все очень просто . Главное знать как!
Источник
Тема: Образование влаги-конденсата внутри электродвигателей.
Опции темы
Отображение
Образование влаги-конденсата внутри электродвигателей.
Добрый день Всем!
На объектах сгорают электродвигатели в вентустановках дымоудаления, которые находятся на кровле здания. Производители двигателей после их экспертизы отказывают в гарантийном обслуживании,и часть этих отказов мотивируется такой причиной : Двигатель вышел из строя по причине попадания воды в обмотку статора,что привело к замыканию и как следствие вызвало повреждение обмотки.
Двигатель с ip 55, мы (монтирующая организация) пальцем этот двигатель не трогаем,он находится внутри вентустаноки а на корпус вентустновки выведена распред коробка в которой мы подключаем питание от ЩУ. На такой наш аргумент, завод изготовитель отвечает, что внутри двигателя может образоваться конденсат, и мы обязаны каждый раз мерить сопротивление изоляции перед запуском.(ок).
Но разве двигатель наружного исполнения,который предназначен для использования в естественных условиях , на улице ,не должен быть защищен от образования конденсата внутри двигателя ?? Можно ли найти какие требования предъявляются к двигателям которые эксплуатируются на улице и тем более предназначены для систем дымоудаления?
С двигателями это случается нередко.
Степень защиты IP55 относится к корпусу двигателя. От водяных паров двигатель защитить нельзя.
Каждый производитель декларирует свойства своей продукции в паспорте на изделие. Это официальная бумажка, в которой некоторые производители указывают на необходимость сушки двигателя при определённых условиях эксплуатации и уровне влажности.
Происходит вот что:
Между изоляцией электродвигателя и окружающей средой практически постоянно происходит влагообмен. Способность поглощать или отдавать влагу зависит от конструкции электродвигателя, его состояния (под нагрузкой, холостой ход, нерабочая пауза), структуры и состава изоляции.
Влага в изоляционных материалах может находиться в виде растворов, коллоидов, абсорбционного слоя на поверхности изоляции и т. д.
В электродвигателях закрытого типа свободная влага отсутствует, так как непосредственного соприкосновения изоляции с водой нет.
Связанная влага есть в гигроскопичных изоляционных материалах (влага макро- и микрокапилляров, влага в крупных порах и пустотах, влага смачивания).
Электродвигатели закрытого обдуваемого исполнения не являются герметичными, и влажный воздух из окружающей среды контактирует с изоляцией электродвигателя. При этом может происходить как увлажнение изоляции, так и ее осушение в зависимости от режима работы электродвигателя.
Испарение влаги из материала обусловливается диффузией пара с поверхности материала в окружающую среду (внешняя диффузия). Диффузия происходит тем интенсивнее, чем больше разность между парциальным давлением пара у поверхности материала и давлением в окружающей среде. В зависимости от значения градиента давления (соотношения между давлениями пара у поверхности материала и в окружающей среде) определяется направление диффузии, то есть ход процесса в сторону сушки или увлажнения.
Когда электродвигатель находится в нерабочем состоянии в помещении с высокой относительной влажностью, на его изоляцию воздействует только градиент влажности. Изоляция электродвигателя поглощает влагу из воздуха — происходит процесс увлажнения. Вначале увлажняются наружные слои изоляции, далее процесс продолжается и увлажняются внутренние слои изоляции. Процесс увлажнения продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто равновесное состояние увлажненности изоляции и окружающей среды. Увлажнение изоляции обмотки приводит к резкому снижению ее диэлектрических характеристик: сопротивления изоляции, электрической прочности и др.
При установившемся равновесии происходит стабилизация сопротивления изоляции электродвигателя. После включения электродвигателя в работу начинает нагреваться его обмотка. В начальный период после пуска более нагретой оказывается витковая изоляция обмотки и изоляция паза, ближе расположенная к виткам обмотки, в результате чего создается положительный градиент температуры — поток тепла направлен от центра изоляции к периферии. Под воздействием градиента температуры начинается перемещение влаги.
По мере роста температуры обмотки влага, находящаяся в порах изоляции, начинает переходить в парообразное состояние — изоляция «распаривается», пары влаги проникают в мельчайшие поры изоляции, и сопротивление изоляции обмотки снижается. В зависимости от начального влагосодержания и структуры изоляции снижение сопротивления изоляции при ее разогреве будет различным. В одних случаях (при относительно сухой изоляции) снижение сопротивления изоляции невелико, в других случаях (сильно увлажненная изоляция) — значительно и представляет опасность для электрической прочности изоляции.
При дальнейшем росте температуры обмотки влага начинает испаряться вначале с поверхности обмотки, при этом направления потоков тепла и влаги совпадают. Наложение процессов влаго- и теплопроводности приводит к возникновению термо- и влагопроводности. Возрастание температуры влаги и воздуха, находящихся в порах изоляции, вызывает повышение их давления — возникает градиент давления, различно направленный в разных зонах паза. В этот период происходит перемещение паров влаги из изоляции в окружающую среду, то есть процесс сушки. Сопротивление изоляции электродвигателя возрастает.
При длительной работе электродвигателя влага, находящаяся в его изоляции, будет удалена — произойдет процесс осушения. При этом сопротивление изоляции достигнет установившегося значения для данной температуры. После отключения электродвигателя он начнет охлаждаться и в изоляции его обмотки возникнут обратные процессы — изоляция обмотки начнет увлажняться.
Эксплуатация электродвигателя в кратковременном режиме работы значительно ухудшает состояние его изоляции. В период пуска изоляция подвергается термическому и динамическому удару, затем по мере разогрева электродвигателя проводники его обмотки увеличивают свои размеры, вызывая изменение размеров изоляции проводников. Изоляция проводников вытягивается. При выключении электродвигателя все процессы протекают в обратном порядке: изоляция испытывает динамический удар, проводники обмотки, охлаждаясь, уменьшаются в своих размерах, достигая исходных; лаковая пленка изоляции, если она эластична, следуя за проводником, также достигает исходного состояния.
Увеличение числа включений и отключений ведет к старению изоляции, разрушению, она начинает терять свою эластичность, появляются и возрастают микротрещины на ее поверхности.
Так как под воздействием нагретого проводника изоляция увеличивается в своих размерах, то при охлаждении в период между рабочими паузами она, старея, может занять промежуточное положение, не достигнув исходного. Образуется микрощель между изоляцией и проводом. Наличие микротрещин на пленке изоляции и микрощелей между изоляцией и проводником создает условия для проникновения влаги в изоляцию обмотки, увеличивает влагосодержание обмотки. Диэлектрические характеристики изоляции электродвигателя резко снижаются, и электродвигатель может выйти из строя.
______________________
Согласно ГОСТ 31606-2012
5.4.4 Сопротивление изоляции обмоток двигателей в холодном состоянии при нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ 15150 должно быть не менее 10 МОм, при температуре двигателей, близкой к рабочей, — не менее 3 МОм, а при верхнем значении влажности воздуха — не менее 0,5 МОм.
Способов сушки несколько, но не все вам подходят. Способ сушки индукционными потерями требует разборки двигателя, сушка внешним нагревом требует снятия двигателя. Остаётся вариант сушки нагревом обмоток током. Ещё один вариант: в лобовую часть двигателя установить противоконденсатный обогреватель. Этот вопрос лучше согласовать с производителем, поскольку двигатель надо будет разбирать и устанавливать обогреватель. Что будет с гарантией?
Противоконденсатный обогрев двигателя требует управления с помощью датчиков температуры и влажности. Можно, конечно, и без датчиков обойтись, принудительно включая обогрев неработающего двигателя на полтора-два часа, но это неудобно и, на мой взгляд, неправильно.
Можно применить реле контроля сопротивления изоляции. Если параметры сети будут в норме, а сопротивление изоляции обмоток будет ниже установленного предела (меньше 0,5 МОм), то реле двигатель не включит. Здесь, конечно, надо подумать, нужно ли такое реле ставить в системе дымоудаления.
Источник