- Опыты с картофелем
- Зеленая картошка
- Опыт: йод и картофель
- Опыт с натертой картошкой
- Картофель и перекись водорода: опыт
- Опыт с картошкой и содой
- Картофель батарейка
- Опыт с картошкой и лампочкой
- Опыт с магнитами и лампой
- Лабораторная работа на тему: «Наличие ферментов в растительных клетках».
- IY. Оформление лабораторной работы
- Лабораторная работа
Опыты с картофелем
Картофель – это чудесный продукт, который можно употреблять в пищу и не только. Довольно часто педагоги в детских садах и школах проводят опыты с клубнями, чтобы сделать определенные выводы о составе и свойствах овоща. Проводить опыты с картошкой в детском саду намного проще, чем ставить эксперименты вместе со школьниками. В дошкольных учреждениях дети маленькие, сложные механизмы они пока еще не усваивают. Зато самые элементарные превращения корнеплода удивляют и веселят малышей. Приведем несколько примеров.
Зеленая картошка
Для этого опыта нужно взять одну картофелину и положить ее на самое светлое место в групповой комнате. Это может быть подоконник. Через пару дней дети заметят, что кожура клубня изменила цвет, она приняла выраженный зеленый оттенок. Если взять нож и срезать немного кожуры, то насыщенность цвета можно рассмотреть лучше.
Почему такое происходит? Под воздействием ультрафиолета в клубне начинает активно синтезироваться хлорофилл, именно благодаря ему практически все растения зеленые. А детишкам можно пояснить, что это солнышко покрасило картошку в зеленый цвет.
Опыт: йод и картофель
Для этого эксперимента нужно взять сырую картофелину и разрезать ее ножом пополам. Потом на мякоть каждой половинки капнуть по капельке йода. Через некоторое время пятно потемнеет. Объясняется такая метаморфоза тем, что при взаимодействии с крахмалом йод становится сине-черным.
Из этого опыта напрашивается вывод: крахмал в картофеле точно есть, причем в большом количестве. Для чистоты эксперимента можно капнуть йод на разрезанные редис, огурец и прочие овощи. С ними такое либо вообще не произойдет, либо реакция будет гораздо менее выраженной.
Опыт с натертой картошкой
В этом случае берется один крупный клубень и натирается на терке. Дети видят, как твердый овощ превратился в жидкую кашицу, а это означает, что в нем точно содержится вода.
После этого кашица добавляется в стакан с водой. Жидкость становится мутной. Почему? Потому что в картофеле есть крахмал, и он не растворился в воде полностью.
Дальше нужно процедить всю жидкость через сито. Кашица из мякоти убирается в сторону, а вода в стакане остается и отстаивается. Через некоторое время на дне появится осадок беловатого оттенка. Теперь нужно взять тонкий шланг и с его помощью убрать верхние слои жидкости, оставляя только белый осадок. Дальше его извлекают на темную ткань и высушивают на солнце, благодаря чему он превратится в картофельную муку или же крахмал.
Таким образом, в ходе эксперимента можно сделать сразу несколько выводов. А именно:
- в картофеле есть вода;
- в нем также много крахмала, который не растворяется в воде;
- крахмал можно высушить на солнце.
Эти простые эксперименты будут очень интересными для детей возрастом от 3 до 6 лет. А вот школьников такими простыми «фокусами» уже не удивишь, им подавай более сложные опыты, где все шипит, гремит и стреляет. Ниже приведены несколько экспериментов с овощем для школьников разных возрастов.
Картофель и перекись водорода: опыт
Берется стакан и наполовину заполняется перекисью водорода. Потом в него опускается ломтик сырого картофеля. Реакция, которая произойдет после этого, просто поражает воображение. Начинают выделяться пузырьки газа. Почему? Объяснение довольно интересное. В мякоти сырого картофеля есть природный фермент, который называется каталаза. Он находится в каждой клеточке. Его функция – ускорение процесса расщепления сложных пищевых веществ на более простые, мелкие, легко усваиваемые. Именно поэтому каталаза провоцирует превращение перекиси водорода в воду и кислород (пузырьки).
Опыт с картошкой и содой
Это уже очень сложный эксперимент, который требует предварительной подготовки.
Нужно собрать такие материалы и инструменты: 1 картофелину, соду, зубную пасту, 2 провода с оголенными контактами (медный и алюминиевый), 2 зубочистки, вату, нож, ложку.
- Сначала клубень разрезается ножом пополам. В одной из половинок зубочистками делаются 2 сквозных отверстия. В них вставляются провода так, чтобы концы выступали на 1 см из мякоти.
- Во второй половинке клубня ложкой надо сделать углубление. В него насыпается 2 маленькие ложки соды и 1 ложка зубной пасты. Эти компоненты перемешиваются до получения однородной массы.
- Дальше обе половинки соединяются между собой по линии разреза. При этом важно, чтобы концы проводков попали в смесь соды и пасты.
- На один из проводков (на его конец) нужно намотать небольшой кусочек ватки. И оставить конструкцию минут на 8-10.
- По истечению указанного времени конец второго проводка подводиться к ватке. В момент соприкосновения она должна вспыхнуть.
Картофель батарейка
Из картошки можно сделать даже батарейку, причем вполне рабочую. Это несложно, материалов потребуется совсем много:
- 2 клубня среднего размера;
- 2 оцинкованных гвоздя (чем длиннее, тем лучше);
- медный провод большого сечения;
- 3 провода, оснащенных зажимами-аллигаторами с обоих концов.
Итак, сначала в каждую картофелину нужно вставить по гвоздю. Желательно воткнуть поглубже, чтобы они надежно держались внутри мякоти. Потом в каждый клубень надо вставить по 1 куску медной проволоки. Главное условие – провода и гвозди не должны соприкасаться друг с другом ни снаружи, ни внутри мякоти.
Следующий этап – правильное соединение проводов с зажимами. Один из них фиксируется на гвозде, вставленном в одну из картофелин. Второй конец остается свободным. Другой проводок крепится к медной проволоке первой картофелины и гвоздь второго клубня. Третий провод нужно соединить с гвоздем второй картофелины. В результате на конструкции остаются свободными два конца с зажимами. Их нужно подсоединить к положительной и отрицательной клемме электроприбора (часов, фонарика).
Если электроприбор не работает, первым делом стоит проверить, не соприкасаются ли зажимы с кожурой клубней. Возможно, напряжение картофельной батарейки слишком низкое. В таком случае придется задействовать больше картофелин. Добавлять их надо по одной, перебор тоже ни к чему.
Вывод: овощ является электролитом. Если вам вдруг срочно понадобилось запитать какой-то простой прибор, а лишней батарейки в хозяйстве нет, тогда ее можно быстренько смастерить из перечисленных подручных средств.
Опыт с картошкой и лампочкой
С помощью той же схемы, что рассматривалась в предыдущем опыте, запросто можно зажечь лампочку. При этом конструкция получается более простой.
Для работы нужны:
- 2 провода с оголенными концами;
- 2 гвоздя;
- 2 картофелины;
- лампочка;
- термопистолет с силиконовыми стержнями.
Нужно взять 2 провода с оголенными концами. Один из них приклеивается к цоколю лампы горячим силиконом из термопистолета. Второй проводок приклеивается к выступающему контакту в нижней части цоколя. Потом в каждую картофелину втыкается по толстому гвоздю. Одна проволока прикручивается к одному из гвоздей. Конец второй сгибается и петелькой накидывается на свободный гвоздь. В этот момент лампочка должна загореться!
Опыт с магнитами и лампой
Этот эксперимент тоже позволит зажечь лампу без привычного электричества. Для работы следует подготовить:
- 1 большую картофелину;
- медную проволоку;
- 2 круглых магнита с отверстием в центре;
- нож;
- лампочку.
Ножом нужно сделать аккуратное отверстие в центре картофеля. Оно должно соответствовать форме и диаметру цоколя. Потом на магниты накручиваются куски медной проволоки (достаточно 3-4 витка). Концы проволок должны быть направлены в одну сторону. Магниты размещаются по сторонам таким образом, чтобы они притягивались, а не отталкивались. Между магнитами ставится картофелина с отверстием вверху. Один магнит надо воткнуть с правой стороны клубня, а второй с левой. Остается только вставить лампу в отверстие, и она должна зажечься.
Опыты с картошкой для школьников могут стать интересным занятием и для многих взрослых. Кто не хочет вернуться в детство? Во время экспериментов важно не забывать о мерах предосторожности и быть максимально аккуратным, чтобы ничего не разбить, не пролить и не навредить своему здоровью.
Источник
Лабораторная работа на тему: «Наличие ферментов в растительных клетках».
Наличие ферментов в растительных клетках.
С помощью опыта выяснить наличие в клубнях картофеля ферментов,
расщепляющих перекись водорода
Цель: Выполнить лабораторную работу № 1. П оказать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2 ) и условия, в которых он функционирует. В ыявить ферментативную активность натуральных и поврежденных тканей
Развивать умения и навыки сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитывать материалистическое мировоззрение.
Тип урока: лабораторная работа
Оборудование, реактивы. Штатив лабораторный с пробирками, пипетки с метками на 1 мл; кусочки сырого и вареного картофеля (или сырого и вареного мяса); пероксид водорода (3%-ый раствор или 0,5%-ый раствор); лучинка; спички.
I. Организация учащихся на работу
II. Актуализация опорных знаний учащихся — беседа по вопросам:
1.Как называются белки выполняющие функцию катализатора?
2. По какому принципу работают катализаторы?
3. Назовите условия работы катализаторов?
III. Изучение нового материала
1. Сообщение темы и цели урока
2. Объяснение нового материала
Выполнение лабораторной работы № 1 «Расщепление Н2О2 с помощью ферментов в растительных клетках.»
В одну пробирку помещают ломтики сырого картофеля, в другую – вареного (в третью и четвертую пробирки можно положить кусочки сырого и вареного мяса, соответственно). В каждую пробирку с помощью пипетки приливают 0,5 мл 3%-ного раствора пероксида водорода (Н 2 О 2 ).
При выделении пузырьков опустить в каждую из этих пробирок тлеющую лучинку.
Наблюдения.
В пробирках с сырым картофелем (или мясом) будет наблюдаться бурное образование пузырьков («вскипание»). Тлеющая лучинка, помещенная в пробирку, вспыхивает.
В пробирках с вареным картофелем и вареным мясом пероксид водорода не расщепляется, пузырьки не выделяются.
Обсуждение результатов. Образование пузырьков в пробирках с сырым картофелем или мясом объясняется присутствием в клетках фермента пероксидазы – у растений (или каталазы – в мышцах), которые расщепляют перекись водорода до воды и кислорода. Молекулярный кислород выделяется в виде пузырьков. Наличие кислорода можно определить с помощью тлеющей лучинки, которая вспыхивает, если ее внести в пробирку с выделяющимися пузырьками.
В пробирках с вареным картофелем и вареным мясом пероксид водорода не расщепляется, т.к. при варке ферменты (вещества белковой природы) денатурируют – происходит нарушение третичной структуры фермента и утрата его каталитической активности.
Токсичный (ядовитый) пероксид водорода образуется в некоторых растительных и животных клетках в качестве побочного продукта метаболизма (при биологическом окислении). Это соединение токсично для клеток и пероксидаза (или каталаза), содержащиеся в пероксисомах, обеспечивают эффективное его удаление. Под действием ферментов каталазы (мышц, крови) или пероксидазы (картофеля, элодеи) пероксид водорода тотчас расщепляется до молекулярного кислорода и воды, согласно уравнению:
Каталаза (пероксидаза)
2 Н 2 О 2 = 2 Н 2 О + О 2 ↑
Каталаза – один из наиболее быстроработающих ферментов. При 0 градусах С одна молекула каталазы разлагает в 1 с до 40000 молекул пероксида водорода. Одна молекула фермента за 1 минуту расщепляет до 5 миллионов молекул пероксида водорода, защищая клетку от отравления. Локализуется каталаза в микротельцах и пероксисомах. Пероксидаза и каталаза относятся к классу оксидоредуктаз, т.к. реакция расщепления перикиси водорода является окислительно-восстановительной.
Аналогично, если капнуть пероксид водорода на лист элодеи, то будет наблюдаться бурное выделение пузырьков газа – кислорода.
Наиболее сильнодействующая пероксидаза содержится в хрене. Ее специально получают для молекулярно-генетических исследований.
Выводы. В живых клетках содержатся ферменты – вещества белковой природы, ускоряющие ход биохимических реакций за счет снижения энергии активации. В этом опыте можно определить наличие в сырых продуктах фермента каталазы – в клетках животных (или пероксидазы – в клетках растений). При термической денатурации происходит необратимая денатурация фермента (разрушение его третичной структуры и утрата каталитической активности). Утрата каталитической активности каталазы (пероксидазы) после кипячения продуктов подтверждает белковую природу ферментов.
IY. Оформление лабораторной работы
Лабораторная работа
«РАСЩЕПЛЕНИЕ ПЕРОКСИДА ВОДОРОДА С ПОМОЩЬЮ ФЕРМЕНТОВ»
Пероксид водорода — ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе ее жизнедеятельности. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.
Чтобы увидеть, как работает фермент, возьмите немного пероксида водорода. Перелейте его в химический стакан и приступите к опыту. Вы видите прозрачную бесцветную жидкость. Нарежьте клубень картофеля как можно мельче или натрите его на терке. Положите кусочки картофеля в сосуд с пероксидом водорода – сразу же начнется реакция. Жидкость вспенится за счет выделяющегося кислорода. Через несколько минут над жидкостью можно будет наблюдать шапку пены из пузырьков, заполненных кислородом. То же произойдет, если перекись водорода капнуть на рану или прополоскать ею рот. Фермент каталаза разлагает пероксид водорода на воду и кислород, причем кислород убивает микробы, т.е. дезинфицирует рану или полость рта. Этим свойством фермента каталазы пользуются медики.
1. Проведение лабораторной работы
Цели и задачи: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н 2 О 2 ) и условия, в которых он функционирует. В ыявить ферментативную активность натуральных и поврежденных тканей
Материалы и оборудование: сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо.
1. Капните каплю пероксида водорода сначала на сырой картофель, затем на вареный. Что произошло? Объясните наблюдаемые явления.
Источник