Если углекислый газ пропустить через воду окрашенную

Вариант 1

Вопросы:

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

2. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида калия, карбоната калия и фосфата калия. Как их можно распознать? Напишите уравнения соответствующих реакций.

3. Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска переходит в красную; при нагревании окраска вновь становится фиолетовой. Дайте объяснение этим явлениям.

Ответы и решения:

2. Содержимое пробирок можно распознать при помощи раствора

Образующаяся кислота окрашивает лакмус в красный цвет, при нагревании кислота разлагается, поэтому лакмус вновь становится фиолетовым.

Решебник по химии за 9 класс (А.М.Радецкий, 2011 год),
задача №1
к главе «Тема IV. Подгруппа углерода. Работа 2. Угольная кислота и ее соли».

Источник

Практическая работа 6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

1) Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Пробирку быстро за кройте пробкой с газоотводной трубкой. Коней трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды. Несколько минут пропускайте выделяющийся газ через известковую воду.

Что происходит, если на мел (мрамор) действуют соляной кислотой?

Почему при пропускании образующегося газа через раствор известковой воды сначала происходит помутнение, а затем взвесь растворяется?

2) Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните в дистиллированной воде. Поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через неё выделяющийся газ. Через не сколько минут выньте трубку из раствора и добавьте к нему несколько капель синего лакмуса. Что наблюдаете?

3) В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия, добавьте к нему несколько капель фенолфталеина и затем через раствор пропустите выделяющийся газ. Что наблюдаете?

Напишите уравнения всех проведённых реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

Распознавание карбонатов.

В трёх пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.

Сделайте вывод, что является качественной реакцией на карбонат-ионы. Напишите соответствующее уравнение реакции.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

При взаимодействии мела с соляной кислотой наблюдается выделение газа:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2
CaCO3 + 2H + + 2Cl — ⟶ Ca 2+ + 2Cl — + H2O + CO2
CaCO3 + 2H + ⟶ Ca 2+ + H2O + CO2

При пропускании выделяющегося газа через известковую воду, наблюдается помутнение раствора:
Ca(OH)2 + CO2 ⟶ CaCO3↓ + H2O
Ca 2+ + 2OH — + CO2 ⟶ CaCO3↓ + H2O

При дальнейшем пропускании выделяющегося газа мутный раствор становится прозрачным. Это связано с тем, что нерастворимый карбонат кальция, при взаимодействии с углекислым газом, превращается в растворимый гидрокарбонат кальция:
CaCO3 + H2O + CO2 ⟶ Ca(HCO3)2
CaCO3 + H2O + CO2 ⟶ Ca 2+ + 2HCO3

При добавлении лакмуса в дистиллированную воду, через которую пропускали углекислый газ, наблюдается окрашивание в красный цвет. Это объясняется тем, что углекислый газ реагирует с водой с образованием слабой угольной кислоты:
H2O + CO2 ⇄ H2CO3

При добавлении фенолфталеина раствор гидроксида натрия, наблюдается окрашивание раствора в малиновый цвет. При пропускании углекислого газа через этот раствор, происходит его обесцвечивание. Это связано с тем, что гидроксид натрия вступает в реакцию с углекислым газом:
2NaOH + CO2 ⟶ Na2CO3 + H2O
2Na + + 2OH — + CO2 ⟶ 2Na + + CO3 2- + H2O
2OH — + CO2 ⟶ CO3 2- + H2O

Распознавание карбонатов.

В начале добавить соляной кислоты, в пробирке с карбонатом калия выделится газ: K2CO3 + 2HCl ⟶ 2KCl + H2O + CO2

В оставшиеся две пробирки добавить хлорид бария, в пробирке с сульфатом натрия образуется осадок белого цвета: Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl + BaSO4

В последнюю пробирку добавить гидроксид натрия, если там находится хлорид цинка, то выпадет белый осадок:
ZnCl2 + 2NaOH ⟶ 2NaCl + Zn(OH)2

Качественной реакцией на карбонат-ионы, является взаимодействие с кислотой, в результате реакции образовывается углекислый газ.

Источник

Если углекислый газ пропустить через воду окрашенную

Продолжение. См. № 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23/2007;
01, 02, 03/2008

ГЛАВА 7. СВОЙСТВА НЕМЕТАЛЛОВ (окончание)

НЕМЕТАЛЛЫ ГРУППЫ IVа УГЛЕРОД И КРЕМНИЙ

Урок 64. Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

1. Как получить диоксид углерода реакциями разных типов: а) соединения; б) разложения;
в) замещения; г) обмена? Приведите уравнения реакций.

2. Как можно подтвердить, что выделяющийся газ – оксид углерода(IV)? Напишите уравнение реакции.

3. Напишите молекулярную и структурную формулы угольной кислоты. Какова основность угольной кислоты?

4. Как называют соли угольной кислоты, образующиеся в результате замещения: а) обоих атомов Н кислоты; б) только одного атома Н?

5. Приведите по две формулы средних и кислых солей угольной кислоты и назовите их.

6. Что можно сказать о растворимости карбонатов?

7. Приведите по две формулы карбонатов: а) растворимых в воде; б) нерастворимых;
в) разлагаемых водой (карбонаты алюминия и железа(III)).

8. В зависимости от соотношения реагентов NaOH и СО2 при их взаимодействии образуется либо кислая соль NaHCO3, либо средняя соль Na2CO3. Какая соль образуется в растворе, если пропустить 11,2 л СО2 через 500 мл раствора NaOH (концентрация 2,5 моль/л)? Определите массу соли.

Взаимодействие газа CO2 со щелочью NaOH

9. Если углекислый газ пропустить через воду, окрашенную лакмусом в фиолетовый цвет, то окраска изменяется на красную. При нагревании раствора окраска вновь становится фиолетовой. Объясните причины каждого изменения окраски.

10. В двух пробирках находятся растворы соды Na2CO3 и сульфата натрия Na2SO4. Предложите два способа распознавания этих растворов. (Способы основаны на реакциях обмена с выделением газа или образованием осадка.)

11. Какими двумя способами гидрокарбонат натрия можно превратить в карбонат натрия? Напишите уравнения реакций.

12. 146 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до прекращения уменьшения массы. Масса остатка составила 137 г. Сколько (в процентах) карбоната натрия содержалось в смеси?

Урок 65. Кремний. Оксид кремния. Силикаты. Стекло

1. Какова химическая активность кремния?

2. Напишите уравнения реакций кремния с: а) кислородом; б) хлором; в) магнием. Укажите роль кремния в этих реакциях – окислитель или восстановитель.

3. Напишите уравнения реакций, протекающих при сплавлении оксида кремния SiO2 с:
а) гидроксидом кальция; б) оксидом магния; в) карбонатом натрия. Относятся ли эти реакции к окислительно-восстановительным? Назовите образующиеся соли.

4. Коротко охарактеризуйте состав и свойства кремниевых кислот. Приведите уравнение реакции получения кремниевой кислоты.

5. Что представляет собой стекло?

6. Какие особенные свойства стекла обусловливают его разнообразное применение?

Изделия из стекла

7. Уравнение реакции при варке оконного стекла можно записать так:

Сколько каждого из исходных веществ надо взять, чтобы получить 100 кг стекла?

8. Напишите уравнения реакций для цепочки химических превращений:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВАМ 5–7

1. Сравните физические свойства графита и алмаза. Чем объясняется разница в их свойствах?

2. Для приведенных уравнений реакций укажите, какие из них характеризуют: а) способ получения вещества; б) устойчивость к нагреванию; в) практическое применение; г) качественную (характерную) реакцию соединения.

3. Укажите, в каких соединениях углерода и кремния химическая связь ионная, а в каких – ковалентная полярная: СН4, SiH4, Al4C3, CaC2, Mg2Si, CO2, SiCl4.

4. В приведенных ниже схемах окислительно-восстановительных реакций укажите степени окисления элементов, у которых она изменяется. Расставьте коэффициенты.

5. Напишите правую часть и расставьте коэффициенты в уравнениях реакций обмена:

6. Элемент группы IVa периодической системы образует газообразное соединение, в котором массовая доля водорода (Н) составляет 12,5%. Назовите этот элемент.

7. Рассчитайте, сколько килограммов оксида кремния и угля потребуется для получения 80 кг карбида кремния SiC по уравнению реакции:

SiO2 + 3C = SiC + 2CO.

8. Как называют обратимую реакцию соли с водой, в которой образуются кислая соль и щелочь или основная соль и кислота? Напишите уравнение таких реакций для карбоната натрия Na2CO3 и хлорида цинка ZnCl2.

9. Напишите уравнения реакций разных типов с участием угольной кислоты Н2СО3: а) реакцию нейтрализации; б) реакцию обмена с выделением газа (Н2S); в) реакцию обмена с выпадением осадка (Н2SiO3); г) окислительно-восстановительную реакцию (с Mg); д) реакцию соединения (с карбонатом кальция) с образованием кислой соли; е) реакцию разложения.

10. Сколько должно получиться стекла (по массе) из шихты (смеси) состава: 100 г оксида кремния SiO2, 38 г кальцинированной соды Na2CO3 и 30 г мела СаСО3? (П о д с к а з к а. Весь содержащийся в Na2CO3 и СаСО3 диоксид углерода улетит. Оставшиеся нелетучие оксиды, сплавляясь, образуют стекло.)

Источник

что будет, если пропустить выделяющийся газ в пробирку с раствором гидроксида кальция

(т. е. углекислый газ) в пробирку с раствором гидроксида кальция (т. е. известковой воды) . Как это объяснить? Уравнение реакции. И выпадет ли осадок при замене Ca(OH)2 на CaCl2?

СО2 при растворении в воде образует угольную кислоту:
СО2+Н2О = Н2СО3
Далее идет реакция кислоты и основания
Н2СО3+Са(ОН)2 = СаСО3+2Н2О
СаСО3 — нерастворимая соль (карбонат кальция — это мел, или мрамор например), поэтому раствор мутнеет, а потом появляется осадок.
Если заменить Са(ОН)2 на СаСl2, то угольная кислота с ней не будет взаимодействовать — кислота может вытеснять из соли только более слабую кислоту, а НСl — соляная кислота — относится к сильным кислотам (она входит в состав желудочного сока). Так что тогда раствор не изменится никак.
Из широко известных кислот слабее угольной только синильная, поэтому если пропустить углекислый газ через раствор соли синильной кислоты (цианистого калия, например) — то мы почувствуем запах миндаля — так пахнет синильная кислота.
H2CО3+2КСN =К2СО3+2НСN
Но лучше такие опыты проводить только на бумаге, и держаться подальше от таких веществ, как КСN.

Тебе, деточка, не сказали самого главного: при пропускании углекислого газа известковая вода СНАЧАЛА помутнеет (образуется осадок), но затем, при пропускании избытка углекислого газа, раствор вновь станет прозрачным (осадок растворится!). Во сюжет! Загадка природы! Почему это происходит — подумай! Это КЛАССИКА ХИМИИ, эти реакции надо помнить всегда, наизусть! Одну тебе написали:
Сa(OH)2+CO2=CaCO3+H2O — по этой реакции образуется осадок, но затем начинается ВТОРАЯ РЕАКЦИЯ — и по ней осадок растворяется. Найди эту реакцию в учебнике и запомни ее навсегда!
Кстати, никакой «угольной кислоты» в растворе не образуется. Ее вообще практически не существует в природе (равновесие в реакции СО2+Н2О=H2CO3 сильнейшим образом сдвинуто влево), а уж в растворе известковой воды ее в принципе даже появиться не может, потому что известковая вода имеет сильнощелочную реакцию. Существуют только соли угольной кислоты (карбонаты).

Источник

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, аппарат Кирюшкина (либо прибор, состоящий из колбы на 100 мл и пробки с газоотводной трубкой), стакан на 100 мл, кусок бумаги, спиртовка, держатель для пробирок, лучинка, две пробирки, известковая вода (раствор гидроксида кальция), лакмус.

1. Изучите выданный вам прибор Кирюшкина для получения газов (рис. 133). Он состоит из пробирки с трубкой для выхода газа и вставленной в неё пробки с длинной воронкой, на нижней части которой укреплена прокладка. Газоотводная трубка снабжена краном, регулирующим ток выделяющегося газа. Выньте пробку с воронкой из пробирки, но не полностью, а на 2-3 см и в образовавшийся зазор опустите несколько кусочков мрамора так, чтобы они оказались на прокладке. После этого плотно закройте пробирку пробкой. Налейте в воронку 10%-й раствор соляной кислоты в таком количестве, чтобы кислота полностью закрыла мрамор. Закройте кран на газоотводной трубке. Что происходит? Если кислота поднимается вверх по воронке, значит, прибор герметичен и готов к использованию. Если в школьной лаборатории нет приборов Кирюшкина, для получения углекислого газа можно воспользоваться колбой, закрытой пробкой с помещённой в неё газоотводной трубкой (рис. 134). В колбу кладут кусочки мрамора (или насыпают порошок мела) и заливают 10%-м раствором соляной кислоты. В чём состоит недостаток такого прибора по сравнению с прибором Кирюшкина?

2. Заполните углекислым газом химический стакан. Для этого опустите конец газоотводной трубки на дно стакана и откройте кран. Чтобы углекислый газ не смешивался с воздухом, отверстие стакана закройте листом бумаги, в котором сделайте отверстие для газоотводной трубки. Через несколько минут приподнимите бумагу и поднесите к отверстию стакана зажжённую лучинку. Что наблюдаете? Продолжайте заполнение стакана углекислым газом до тех пор, пока лучинка не станет гаснуть. После этого закройте кран на аппарате Кирюшкина. Напишите уравнение реакции получения углекислого газа. Можно ли собирать углекислый газ в сосуд, расположенный вверх дном? Почему?

3. «Перелейте» собранный углекислый газ в две пробирки. При помощи зажжённой лучинки убедитесь в том, что они заполнены углекислым газом. В одну пробирку прилейте 1 мл фиолетового раствора лакмуса. Что наблюдаете? О чём свидетельствует изменение окраски индикатора? Напишите уравнение реакции.

4. К другой пробирке с углекислым газом прилейте 1 мл известковой воды (раствор гидроксида кальция). Какое вещество выпадает в осадок? Напишите уравнение реакции.

5. В пробирку с осадком карбоната кальция поместите конец газоотводной трубки аппарата Кирюшкина и откройте кран. Пропускайте углекислый газ до тех пор, пока весь осадок не растворится. Какое вещество находится в растворе? После этого нагрейте раствор в пробирке до кипения. Напишите в тетрадь уравнения реакций.

6. Сделайте выводы о физических и химических свойствах углекислого газа.

При заливе мрамора кислотой наблюдается выделение газа. Недостаток колбы с газоотводной трубкой состоит в том, что в ней нельзя остановить реакцию, а в приборе Кирюшкина – можно.

При внесении тлеющей лучины в стакан с углекислым газом, лучина гаснет.

Уравнение реакции получения углекислого газа:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2

Углекислый газ нельзя собирать в сосуд, расположенный вверх дном, потому что углекислый газ тяжелее воздуха.

Раствор лакмуса в углекислом газе меняет свой цвет на красный, что говорит о кислой среде.
CO2 + H2O ⇄ H2CO3
H2CO3 ⇄ H + + HCO3

При добавлении известковой воды к углекислому газу наблюдается выпадение карбоната кальция:
Ca(OH)2 + CO2 ⟶ CaCO3↓ + H2O

При пропускании углекислого газа через пробирку с карбонатом кальция, наблюдается растворение осадка, т. к. в результате реакции образуется растворимый гидрокарбонат кальция.
CaCO3 + H2O + CO2 ⟶ Ca(HCO3)2

После кипячения раствора с гидрокарбонатом кальция, наблюдается появление осадка карбоната кальция.
Ca(HCO3)2 t ⟶ CaCO3↓ + H2O + CO2

Физические свойства. Углекислый газ – это бесцветный газ с кисловатым запахом и вкусом, он тяжелее воздуха.

Химические свойства. Углекислый газ относится к кислотным оксидам. Частично взаимодействует с водой с образованием угольной кислоты, лакмус окрашивает такой раствор в красный цвет, что говори о кислой среде. Углекислый газ взаимодействует с щелочами с образованием карбонатов, также взаимодействует с карбонатами с образованием гидрокарбонатов.

Источник

Читайте также:  Мотопомпа huter mpd 80 грязная вода
Оцените статью