- Мистически невезучий американский эсминец «Уильям Д. Портер»
- Торпеда для Рузвельта. История эсминца «Вилли Ди»
- Всем привет!
- Судьба корабля
- ВМФ РФ и ВМС НОАК в Сангарском проливе напомнили США про Перл-Харбор
- Совместная эскадра впервые ворвалась в японский пролив, по обе стороны которого вольготно раскинулись американские базы
- А в то время
Мистически невезучий американский эсминец «Уильям Д. Портер»
Более 70 лет назад в составе военно-морских сил США нес службу двухтрубный эсминец с названием «Уильям Д. Портер» (DD-579). Корабль ничем не отличался от десятков строившихся серийно в годы Второй мировой войны эсминцев типа «Флетчер». Вошел в строй в 1943 году; его командиром был назначен опытный офицер лейтенант-коммандор Уилфред Уолтер.
В ноябре 1943 года «Вилли Ди» (как фамильярно нарекли в моряцких кругах эсминец) получил приказ покинуть военно-морскую базу в Норфолке и присоединиться к эскорту линейного корабля «Айова», на котором президент США Франклин Делано Рузвельт отправлялся во главе американской делегации на Тегеранскую конференцию.
Отходя от причала, «Вилли Ди» столкнулся с однотипным эсминцем и, со скрежетом продвигаясь вдоль соседского борта, сорвал своим якорем его леера, шлюпку, тралы и спасательные плоты.
Подкрасив ободранный борт, «Уильям Д. Портер» наконец присоединился к эскорту линкора, и соединение («Айова» и три эсминца) вышло в Атлантику. С учетом угрозы со стороны немецких подводных лодок было приказано соблюдать радиомолчание. Внезапно спокойное плавание походного ордера было нарушено сильным взрывом.
Корабли охранения перешли на противолодочный зигзаг. Противоторпедные маневры продолжались до тех пор, пока «Вилли Ди» не просемафорил, что это всего-навсего одна из его глубинных бомб, которая, случайно сорвавшись со стеллажа, выпала за борт и взорвалась. Поднятая взрывом волна смыла с кормы все, что не было надлежащим образом закреплено, а также одного из моряков, спасти которого не удалось.
Потом по неизвестной причине произошла авария в машине. Спустя какое-то время упало давление пара в одном из котлов и т. д. и т. п. Чуть ли не каждый час с борта «Вилли Ди» на флагман поступали доклады о все новых авариях. Это был форменный крестный путь, и, наверное, никто бы не осудил командира соединения, если бы он отослал злополучный эсминец назад в Норфолк.
Утро 14 ноября 1943 года выдалось солнечным и теплым. Океан спокойно катил свои волны под безоблачным небом. Когда «Айова» с эскортом миновала Бермуды, президент Рузвельт и его сопровождающие изъявили желание увидеть, как выглядело бы отражение налета неприятельской авиации. Командир линкора распорядился запустить а воздух метеозонды, баллоны которых должны были послужить целями для зенитчиков.
Как вспоминали очевидцы, зрелище получилось впечатляющим. Еще бы — по воздушным шарам палило более сотни орудий разного калибра. Наблюдавший за ходом учений президент вполне мог гордиться мощью своего флота.
С борта «Уильяма Д. Портера» лейтенант-коммандор Уолтер следил за противоздушными учениями, напряженно размышляя над тем, как сгладить неблагоприятное впечатление, вызванное взрывом глубинной бомбы.
Чтобы показать себя с наилучшей стороны, он тоже объявил боевую тревогу. Артиллеристы эсминца открыли огонь по воздушным шарам, а остальной экипаж начал готовиться к имитации торпедной атаки на линкор «Айова», величественно рассекавший океанскую гладь в нескольких милях от «Вилли Ди».
Двум торпедистам было приказано вынуть из торпедных труб метательные заряды (праймеры). Однако злой рок упорно не хотел оставлять эсминец в покое: один из моряков по совершенно необъяснимой причине забыл убрать праймер из торпедной трубы торпедного аппарата. Тем временем командир минно-торпедной части отдал приказ произвести залп и начал отсчет: «Первая — пли! Вторая — пли! Третья — пли!».
Он не успел скомандовать «Четвертая — пли!», как все услышали характерный хлопок орудийного выстрела и увидели вылетевшую из торпедного аппарата смертоносную сигару. Наблюдавший за всем происходящим с верхнего мостика лейтенант Сьюард Льюис срывающимся от волнения голосом осведомился у командира, не он ли отдал приказ на боевую торпедную стрельбу.
Лейтенант-коммандор застыл, охваченный ужасом, увидев белопенный бурун торпеды, как ни в чем не бывало устремившийся к линкору, на борту которого находился президент. На мостике «Вилли Ди» вспыхнула паника. Посыпались хаотичные, противоречащие одна другой команды. Все понимали, что главное сейчас — предупредить линкор о надвигающейся опасности.
Решили нарушить приказ о радиомолчании, однако радист на «Айове» не работал на прием. А драгоценные секунды уходили. Наконец с линкора поступило подтверждение в приеме радиограммы. Громадный корабль увеличил скорость и изменил курс.
Весть о торпедной атаке достигла ушей президента Рузвельта, который даже попросил адъютанта придвинуть его инвалидную коляску к леерам, чтобы иметь возможность лично наблюдать за развитием событий. Тем временем совершающий циркуляцию линкор развернул все свои орудия на несчастного «Уильяма Д. Портера», поскольку у командования возникла мысль, что экипаж эсминца, возможно, оказался втянутым в заговор, целью которого было покушение на жизнь президента США.
Минутой позже за кормой линкора прогремел взрыв: торпеда сдетонировала во вспененной винтами воде кильватерного следа «Айовы». Все находившиеся на ее мостике с облегчением перевели дух. Кризис, грозивший труднопредсказуемыми последствиями, закончился, а с ним и несколько выглядевших весьма перспективными моряцких карьер.
На настойчивые запросы с линкора лейтенант-коммандор Уолтер сокрушенно признался, что ответственность за едва не закончившийся трагедией инцидент ложится на него и его корабль. Эсминец вместе с командиром и всем экипажем был объявлен арестованным и отправлен в порт Гамильтон на Бермудах, где виновников рокового происшествия ожидал военный суд.
Это был первый в истории американских ВМС случай наложения ареста на корабль и весь его экипаж, находящийся в открытом море.
Прибывший в порт назначения «Вилли Ди» был тут же окружен кордоном морской пехоты, а военный суд на своих закрытых заседаниях приступил к выяснению того, что же происходило на борту эсминца в памятный день 14 ноября. После нескольких допросов торпедист Лоутон Доусон сознался, что по ошибке оставил в торпедной трубе метательный заряд, воспламенение которого и привело к пуску торпеды.
Когда правда была наконец выяснена, следственная комиссия признала все происшедшее итогом невероятного стечения обстоятельств и на всякий случай засекретила как результаты расследования, так и сам факт инцидента. Лейтенант-коммандора Уолтера, его помощника и еще нескольких офицеров с эсминца перевели в порядке наказания на заштатные береговые должности, а Доусона уволили из военно-морских сил и приговорили к 14 годам каторжной тюрьмы.
Однако вмешался президент Рузвельт, и осужденного помиловали.
К сожалению, и дальнейшая история эсминца «Уильям Д. Портер» изобиловала необъяснимыми происшествиями и несчастными случаями. Когда корабль послали на патрулирование в воды, омывающие Алеутский архипелаг, он, прежде чем заступить на боевую вахту, по ошибке (но с большой меткостью) угодил снарядом своего главного калибра в расположение штаба американского гарнизона на одном из островов.
Прибыв потом в район Окинавы, «Вилли Ди» в качестве корабля ПВО десантных сил сбил несколько японских и три. своих самолета.
После этого американские летчики во избежание несчастья предпочитали обходить стороной роковой эсминец. В том, что это была весьма нелишняя предосторожность, на себе убедился экипаж однотипного корабля «Льюис» (DD-522), чей борт и надстройки «Вилли Ди» изрешетил огнем своей зенитной артиллерии, пытаясь сбить японский самолет.
10 июня 1945 года, когда «Уильям Д. Портер» нес противовоздушное дежурство, японский пикирующий бомбардировщик прорвался сквозь линию дальней обороны. Это был загруженный бомбами камикадзе, выбравший в качестве цели крупный транспорт, находившийся рядом с эсминцем.
Пораженный зенитным огнем самолет в последний момент сбился с курса и упал в море у борта «Вилли Ди». Однако не успели моряки поздравить друг друга с небывалым везением, как точно под килем эсминца прогремел мощный взрыв: сбитый японский летчик все-таки сумел отомстить за свою смерть.
«Уильям Д. Портер» начал быстро заполняться водой, кренясь на правый борт. Три часа спустя командир поврежденного эсминца вместе с экипажем перешел на борт подошедшей десантной баржи. Корабль, который едва не изменил ход мировой истории, затонул на глубине примерно 800 метров у берегов далекого острова Окинава.
Так закончилась невероятная, полная неразрешенных загадок история эсминца «Уильям Д. Портер».
Источник
Торпеда для Рузвельта. История эсминца «Вилли Ди»
Всем привет!
Вы на канале про судомоделизм, где смотрим работы наших коллег
Сегодня модель самого знаменитого эскадренного миноносца типа «Флетчер». В период Второй мировой войны они состояли на вооружении ВМС США. Эсминцы типа «Флетчер» являются самыми известными эсминцами США и самым крупносерийным типом эсминцев в мире за всю историю флота.
Всего построено 175 штук, и даже 4 из них стали кораблями-музеями, но больше всего из них знаменит USS William D. Porter (DD-579). Он назван в честь флаг-офицера времён Гражданской войны Уильяма Дэвида Портера, командира броненосца «Эссекс», но больше всего известен под прозвищем «Тупой республиканец«.
Это тот самый эсминец, который чуть не потопил президента Рузвельта, когда он пересекал Атлантический океан на линкоре «Айова»
Торпеда с эсминца взорвалась в кильватерном следе линкора примерно 274 метров за кормой. Позже Рузвельт оставил об этом такую запись в своём дневнике: «В понедельник были учебные стрельбы. „Портер“ по ошибке выпустил в нас торпеду. Мы видели её — промазала на тысячу футов»
История смешная и знаменитая, есть в английских источниках и на русском языке. Но если вы ее не читали ранее — оставлю в комментариях, не пожалеете!
Вооружение Артиллерия 5 × 1 — 127-мм/38 АУ Mark 12 mod. 1
Зенитная артиллерия 1 × 4 — 28-мм , 4 × 1 — 20-мм ЗАУ «Эрликон » (проектное) 5 × 2 — 40-мм Бофорс , 7 × 1 — 20-мм «Эрликон» (с июня 1943) Противолодочное вооружение 4 бомбомёта 28 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 2 × 5 533-мм ТА Mark 15
Модель эсминца построена из набора фирмы REVELL масштаб М1:144. Конкретной исторической привязки нет, поэтому получилось что то на тему «эсминец типа Флетчер ранний».
Изначально задумывал строить радиоуправляемую модель тем более что размеры позволяют это сделать: длинна более 700 мм, ширина почти 70 мм правда возникли проблемы с доступом к аппаратуре т.к. расположена она под надстройками, а они очень узкие.
Работать с набором очень понравилось: литье качественное, из доработок только вертикальные трапы и некоторые ограждения. Хочу добавить про мореходные качества, выходил на нем в шторм когда волна была почти с надстройки в корпус попало всего три капли.
Автор работы — Станислав Чернов
Судьба корабля
Утром из облаков японский «Вэл» спикировал на корабль. Все американские моряки уже хорошо знали, кто такие камикадзе, и эсминец «Портер» отбивался как мог из всех орудий. Стреляли даже с ручного оружия и это почти закончилось успехом: самолет упал в воду, так и не долетев до борта эсминца.
Но скорость самолета была так велика, что тот по инерции, упав перед эсминцем, он прошел под водой до самого «Портера» и взорвался там точно под килем. Это сдетонировали подвешенные под крылом бомбы. На корабле вышли из строя паропроводы, главные энергетические установки, возник пожар.
Экипаж боролся за живучесть корабля до последнего, но все усилия оказались напрасны.
Вода пошла в машинные и котельные отделения, корабль остался без электричества и без средств для борьбы за живучесть. Три часа команда безуспешно пыталась спасти «Вилли Ди». Капитан отдал приказ оставить корабль за двенадцать минут до того как тот перевернулся и затонул.
Источник
ВМФ РФ и ВМС НОАК в Сангарском проливе напомнили США про Перл-Харбор
Совместная эскадра впервые ворвалась в японский пролив, по обе стороны которого вольготно раскинулись американские базы
«Страна восходящего солнца» в шоке: совершенно неожиданно для Токио после завершившихся 17 октября в Японском море трехдневных достаточно рутинных совместных российско-китайских учений «Морское взаимодействие-2021» участвовавшие в маневрах боевые корабли обеих стран, вопреки ожиданиям, не сразу отправились восвояси. Безо всякого предварительного уведомления японского руководства они внезапно выстроились в кильватерный строй и очень внушительной совместной колонной впервые в истории вошли в стратегически важный для этой страны Сангарский (Цугарский) пролив между островами Хонсю и Хоккайдо.
Так в пределах визуальной видимости для опешивших японцев 18 октября вдруг оказалась китайские ракетные эсминцы «Кунь Мин» и «Нань Чан» (головной корабль типа 055 водоизмещением в 10 тысяч тонн), корветы «Бинь Чжоу» и «Лю Чжоу», дизель-электрическая подлодка, а также огромный корабль комплексного снабжения типа 903А «Дун Пинху» (водоизмещение — почти как у легкого авианосца, до 23 тысяч тонн).
Одновременно с ними в пролив вошел на удивление мощный и многочисленный отряд боевых кораблей российского Тихоокеанского флота. А именно: большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», корветы проекта 20380 «Громкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», два базовых тральщика, подводная лодка проекта 877 «Усть-Большерецк», ракетные катера и спасательный буксир.
Никогда со времен Второй мировой войны так близко к Японии не приближалась ни одна столь впечатляющая и явно недружественная ей военно-морская группировка. Но прежде, чем попытаться понять, зачем Пекину и Москве понадобилась эта совместная демонстрация силы, поясним: в самом узком месте ширина Сангарского пролива составляет всего 18 километров. Иначе говоря — около 10 морских миль. В иных политических обстоятельствах указанные воды Токио абсолютно законно давно бы объявил своими территориальными. Ведь по общепринятым в мире нормам для любого государства таковые могут простираться по 12 миль от левого и правого берега любого морского или океанского прохода.
Но тут вскоре после завершения Второй мировой войны решительно вмешался Вашингтон. Сангарский пролив, единственный незамерзающий проход в северной части Японского моря, являющийся кратчайшим путем из Владивостока, Находки и других портов российского Приморья в Тихий океан, оказался очень важен для кораблей ВМС США.
Учитывая давние союзнические отношения между «Страной восходящего солнца» и Штатами, даже и при объявлении Сангарского пролива целиком терводами Японии здесь с самого начала для янки, вроде бы, не должно было бы оказаться никакой проблемы. Но дело в том, что зачастую на американских боевых кораблях, следовавших ранее и проходящих нынче этим курсом, находились и находятся атомные боезаряды. А появлению таковых в пределах Японии официально препятствует заявленный еще в 1967 году безъядерный статус этой страны.
Чтобы преодолеть возникшую правовую коллизию и одновременно не напрягать ВМС США, японцы согласились, что в этом проливе достаточно будет отхватить себе вчетверо меньше положенной акватории. И объявить терводами лишь две узенькие полоски вдоль каждого из берегов — всего по три мили шириной каждая. Таким образом, посередине пролива в качестве международных вод возник достаточно широкий проход для чьих угодно боевых кораблей с каким угодно вооружением на борту.
Но многие десятилетия пользовались им только американцы. Ни мы, ни китайцы не посылали сюда свои боевые корабли. Очевидно, не желая излишне напрягать и без того не лучшие политические отношения с Соединенными Штатами и Японией. Особенно с учетом того обстоятельства, что именно берега Сангарского пролива сегодня буквально напичканы нацеленным на Россию и Китай японским и американским оружием.
Ведь не секрет: на островах Хонсю и Хоккайдо, географически «прорезанных» Сангарским проливом, нынче сосредоточено множество японских и американских военных баз. Именно здесь находятся аэродромы ВВС США Ацуи, Мисава и Татикава с многоцелевыми истребителями F-16.
Но что еще более важно — прямо под крыльями а значит и под прикрытием штатовских боевых летчиков дислоцированы четыре из пяти региональных командований (армий) Сухопутных войск Сил самообороны Японии. Сейчас эти армии именуются так: Северная (остров Хоккайдо, штаб в Саппоро), Северо-Восточная (северная часть острова Хонсю, штаб в Сендай), Восточная (восточная часть Хонсю, штаб в Токио), Центральная (центральная часть Хонсю, штаб в Итаки).
Привожу эти сведения просто для того, чтобы стало понятнее, в какое «осиное» гнездо на днях без особого предупреждения демонстративно сунулась объединенная российско-китайская эскадра. Явно выведенный из себя Токио уже на другой день собрал пресс-конференцию, на которой заместитель генсека Кабинета министров Японии Есихико Исодзаки заявил, что хотя государственные границы его страны нарушены не были, но «мы внимательно следим за действиями российских и китайских кораблей в районе Японии».
Какие выводы напрашиваются по «горячим следам» этих событий? Первый: на мой взгляд, решение Китая и России о демонстрации силы в Сангарском проливе это совместный ответ наших стран на участившиеся провокации ВМС США у залива Петра Великого и в Южно-Китайском море. Напомним в хронологическом порядке хотя бы малую часть таких потенциально очень опасных инцидентов.
В ноябре 2016 года американский эсминец USS Decatur прошел на расстоянии ровно 12 морских миль от островов Тритон и Вуди архипелага Парасельских островов (Сиша — китайский вариант). Как утверждал Пентагон — в рамках операции по охране свободы навигации. Однако эти воды Китай давно считает своими, хотя на них также претендуют Вьетнам и Тайвань. Поэтому МИД КНР заявил, что корабль ВМС США «серьезно нарушил суверенитет Китая и его интересы в сфере безопасности, подорвав мир, безопасность и сложившуюся положительную обстановку в акватории».
В мае 2018 года Китай заявил протест в связи с проходом двух кораблей ВМС США — ракетного эсминца USS Higgins и ракетного крейсера USS Antietam — возле все тех же спорных Парасельских островов.
Еще через четыре месяца (в октябре 2018 года) новый прорыв все того же эсминца USS Decatur к острову Наньша в Южно-Китайском море едва не привел к вооруженному столкновению. Вышедший ему навстречу эсминец ВМС НОАК Luyang в целях пресечения нарушения границы своей страны был вынужден идти на таран. Когда между бортами ощетинившихся орудийными стволами боевых кораблей оставался всего 41 метр, «американец» отвернул в сторону открытого моря.
В феврале 2021 года очередным «героем» ноты протеста МИД КНР стал экипаж эсминца USS Russell ВМС США, вопреки запретам Пекина прошедший в опасной близости от спорных островов Спратли в Южно-Китайском море,
А с минувшего года те же рискованные трюки 7-й флот ВМС США на Тихом океане принялся проделать и с Россией. Если быть точным — на кромке акватории залива Петра Великого, который Москвой с 1984 года объявлен нашими историческими водами. Линия госграницы РФ здесь на российских картах ограничена прямой линией длиной 106 морских миль.
Вашингтон этого решения никогда не признавал, утверждая, что данная линия «несовместима с нормами международного права, отраженными в Конвенции по морскому праву и ограничивающей воды залива». Однако десятилетиями не особенно и оспаривал на практике. Однако теперь это, увы, осталось в прошлом. И ситуация стала прямо на глазах сползать от кризиса к кризису.
24 ноября 2020-го эсминец USS John S. McCain зашел за линию морской границы России в заливе Петра Великого на два километра. Осуществлявший непосредственное слежение за его действиями большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», как за два года до этого китайский Luyang на полном ходу решительно имитировал таранный удар. Лишь после этого USS John S. McCain изменил курс.
Наконец, совсем недавно, 15 октября 2021 года, новую попытку пересечь российскую границу в заливе Петра Великого предпринял эсминец Chafee (DDG 90) ВМС США. Теперь настала очередь большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» взашей гнать нарушителя. Снова наши моряки продемонстрировали готовность к тарану. Снова американцы до последнего выдерживали характер. И отвернули лишь когда до угрожающе наползавшего на них кованного форштевня «Адмирала Трибуца» оставалось всего 60 метров.
Всякий раз, как видите, с обоих сторон пальцы буквально лежали на гашетках. Всякий раз до взаимной пальбы или разрушительного столкновения корабельными бортами оставались секунды. Всему миру, кроме американцев, совершенно ясно: это необходимо срочно как-то останавливать.
Вам не нравится то, что русские и китайцы чертят на своих картах? Давайте разговаривать, а не пытаться топить доверху напичканные самым совершенным оружием боевые корабли!
Вероятно, эту простенькую, в общем-то, мыслишку и пыталась довести до наших потенциальных противников из Японии и США объединенная российско-китайская эскадра, 18 октября без спросу демонстративно ворвавшаяся в Сангарский пролив. Ни одного пункта своих международных обязательств, впрочем, при этом не нарушив. Но шороху наведя немалого.
А в то время
Ровно в тот самый день, 18 октября 2021 года, когда наши Андреевские флаги и флаги ВМС НОАК так многозначительно и устрашающе заполоскались прямо у берегов Японии, американцы совместно с их союзниками в Тайваньском проливе утроили новую провокацию. Этими водами прошел эсминец ВМС США USS Dewey в сопровождении фрегата ВМС Канады HMCS Winnipeg.
В Пекине привычно официально заявили протест. Как известно, в КНР считают Тайвань своей территорией. Стало быть, в самом узком месте 130-километровой ширины пролив между этим островом и материковой частью Китая является внутренними водами. Так полагают в этой стране. С чем в Вашингтоне, естественно не согласны. Поэтому там убеждены, что их корабли просто осуществляли свое законное право «мирного прохода».
Но если столь настойчиво, столь долго и столь больно дергать за усы китайского «дракона» и русского «медведя» — где гарантии, что новые и, кажется, нескончаемые попытки подобных вторжений со стороны США будут еще долго оставаться именно мирными?
Источник