- Фото дня: в Испании установили огромную тонущую голову, чтобы напомнить об изменениях климата
- Что чувствует человек, опускаясь без акваланга на 120 метров в глубину? Отвечает русский фридайвер-чемпион
- Именно поэтому нетренированный человек, даже умеющий хорошо задерживать дыхание, не сможет сразу нырнуть глубоко – ему не удастся компенсировать давление, сильная боль в районе диафрагмы и барабанных перепонок остановят ныряльщика.
- Понятие эстетики и её влияние на нашу жизнь
- Что такое эстетика
- Эстетика и этика: в чем разница
- Что изучает эстетика
- Эстетика: влияние на человека
- Виды и типы эстетического знания
- Эстетическое сознание
- Эстетическая деятельность
- Почему эстетика важна в нашей жизни
- Как воспитать в себе эстетику
- Эстетика воспитание для взрослых
Фото дня: в Испании установили огромную тонущую голову, чтобы напомнить об изменениях климата
В реке Нервьон испанского города Бильбао появилась скульптура тонущей девушки — огромная голова из стекловолокна, которая скрывается под водой во время приливов и появляется обратно во время отливов. Как сообщает «Рейтер», произведение называется Bihar (в переводе с баскского — «Завтра»), его установили, чтобы напомнить об изменениях климата.
Автор работы — мексиканский художник Рубен Орозко. Он создал реалистичную скульптуру для организации BBK Foundation, которая занимается развитием провинции Бискайя (город Бильбао — ее административный центр).
По словам художника, цель 120-килограммовой скульптуры — напомнить, что «действия людей могут потопить Землю или удержать ее на плаву». Представители BBK Foundation назвали работу отражением того, что может произойти, если человечество продолжит способствовать глобальному потеплению.
Скульптура находится в центре города, ее установили поздно ночью неожиданно для местных жителей.
Похожим образом поступил в 2015 году британский скульптор Джейсон Тейлор: он установил в реке Темза скульптуры людей, которые «исчезают» во время приливов. С помощью акции он также хотел привлечь внимание к изменениям климата.
Источник
Что чувствует человек, опускаясь без акваланга на 120 метров в глубину? Отвечает русский фридайвер-чемпион
На фото вверху: русский фридайвер Алексей Молчанов может не дышать, провести без единого вздоха 8 минут 33 секунд. Это не фантастика. Сегодня фридайверы без каких-либо специальных приспособлений для дыхания ныряют глубже дельфинов и подводных лодок. Их возможности кажутся беспредельными – но глубина таит опасность. Несколько лет назад я немного занимался у Алексея Молчанова, четырнадцатикратного чемпиона мира, действующего рекордсмен мира по фридайвингу. Недавно он установил свой очередной рекорд. Ниже дам ссылку на его страничку в фейсбуке, а пока – немного о том, как такие глубины действуют на психику человека, как они воздействуют на организм: из разговора Александра Грека с Молчановым – специально для National Geographic Россия.
Что происходит на глубине с организмом? Под влиянием давления, после 10 метров, кровообращение перераспределяется к центральным органам, а периферия почти «обесточивается». Как реакция на задержку дыхания, происходит сокращение селезенки, в крови увеличивается число эритроцитов, транспортирующих кислород. Постепенно начинает накапливаться углекислый газ, организм «закисляется», что, в свою очередь, улучшает отдачу кислорода тканям. Легкие сокращаются до минимального объема (менее четверти первоначального). В физиологии этот процесс называется приспособительной реакцией организма.
Несмотря на то что приспособительная реакция у всех одна, просто пойти и нырнуть на сто метров у вас не получится. Первый ограничитель – диафрагма, куполообразная мышца, которая при вдохе опускается вниз, при выдохе – подтягивается вверх. Чем эластичнее диафрагма, тем выше может подтянуться она при нырянии, тем меньше остаточный объем.
Именно поэтому нетренированный человек, даже умеющий хорошо задерживать дыхание, не сможет сразу нырнуть глубоко – ему не удастся компенсировать давление, сильная боль в районе диафрагмы и барабанных перепонок остановят ныряльщика.
Плюс возникнет ощущение, что не хватает воздуха – нормальная реакция на сжатие тела. Хотя это не так: воздуха еще достаточно, просто он сжался. Изменился объем, но не количество кислорода.
Полная упаковка. «Если мы хотим нырять глубоко, – говорит Алексей Молчанов, – у нас должна быть эластичная диафрагма и тренированные межреберные дыхательные мышцы. Чтобы был более полный вдох, они должны хорошо растягиваться. И это далеко не все». Например, еще надо научиться продуваться, выравнивать давление в области среднего уха и пазухах с «забортным» давлением.
Простая компенсация давления работает до 30 метров, на которых достигается остаточный объем легких, когда уже выдохнуть невозможно. Чтобы нырнуть глубже, требуется освоить так называемый метод Френзеля, когда продувка идет не из легких, а изо рта, чем-то напоминая сглатывание. Гортань при этом закрыта, а продувание происходит за счет напряжения мышц языка. Хотите нырнуть еще глубже? Следующий метод – маусфил: воздухом следует наполнить рот, раздувая щеки, причем на глубине порядка 25 метров, когда мы еще можем использовать воздух из легких. И дальше мы путешествуем на этом запасе. Если появится желание сглотнуть, то весь этот воздух моментально уйдет в легкие, и о дальнейшем погружении можно будет забыть. Этот метод позволяет нырять очень глубоко, за сто метров.
Под кайфом. «Человек под водой лишается привычного ему жизненного пространства. Чуждая среда странно действует на психику. В какой-то момент погружения меня охватывает беспричинная радость. Мне бывает так хорошо под водой, что я теряю счет времени. Ни малейшего желания дышать; кажется, что под водой можно находиться вечно. Меня пугает радость погружения» – так описывал свое состояние Жак Майоль. Упоительные чувства, которые испытывает человек на глубине и которыми он не может поделиться с другими, – сильнейший цемент, скрепляющий дружбу фридайверов, например тех же Майоля и Майорки. Менее романтичные люди называют это азотным наркозом, наркотическим действием азота под давлением на центральную нервную систему.
«Азотный наркоз каждым человеком ощущается по-разному, – загадочно улыбается Алексей Молчанов. – У меня состояние на глубине скорее ровное. Особое ощущение эйфории приходит, когда ты, полностью расслабившись, падаешь в глубину. Кому-то видения являются, у кого-то логическая цепочка мыслей начинает мелькать как в калейдоскопе, доходя до совершенно невероятных образов. Всплывают чудесные воспоминания из детства. Давно забытые мечты. Я стараюсь на них не сосредотачиваться, концентрируясь на самом процессе ныряния. Кайф же можно себе позволить только на небольшой глубине – на серьезных глубинах это грозит потерей контроля и может привести к потере сознания на всплытии». И это самая большая опасность, подстерегающая глубоководных ныряльщиков.
Тут еще изумительные истории про фридайвинг – от National Geographic Россия. А здесь страничка Алексея Молчанова в фейсбуке , там все про последние его рекорды.
В своем блоге Zorkinadventures собираю мужские истории и опыт, делаю интервью с лучшими в своем деле, устраиваю тесты нужных вещей и экипировки. А еще здесь – подробности деятельности редакции National Geographic Россия, где я работаю.
Источник
Понятие эстетики и её влияние на нашу жизнь
Под эстетикой люди понимают гармонию, красоту, утончённость, связанность. Они не так далеки от истины, ибо всё оно – важные составляющие эстетики. Но что же представляет собой эта изысканность?
Что такое эстетика
Главное орудие эстетики, глаз, абсолютно самостоятелен. В самостоятельности он уступает только слезе.
Эстетика представляет собой учение о красоте, полный раздел философии, которая определяет её как науку, изучающую эстетические, специфические проявления ценностных отношений людей к окружающему их миру, сфере художественных достижений мира.
Если называть эстетику простыми словами, то это наука о красоте жизни, искусстве. Само понятие впервые было выдумано германским философом по имени Александр Готлиб Баумгартен, жил он около 1700-х годов. Он взял за основу греческий термин, обозначающий чувства, их восприятие.
Эстетика, отношение к ней людей формировалось столетиями. Нельзя объяснить двумя словами то, что она подразумевает под собой. Она затрагивает духовную, эмоциональную сферу. Позже А. Лосев внёс свой вклад в понятие эстетики, назвав её наукой, изучающей не только чувство прекрасного, заодно все ощущения целиком – отвращение, безобразие, трагедия, комедия, горе, радость.
Эстетика и этика: в чем разница
Эстетика тесно граничит с этикой, так как оба направления раньше рассматривалось через религиозную призму, были тесно связаны с божественным желанием. Этика призывала к всеобщей морали, эстетика прививала тягу к прекрасному. Между этими двумя понятиями до сих пор остаётся крепкая связь.
Этика выражает учение о моральных ценностях, делит человеческие поступки, проявления на достойные и недостойные, рассматривая их с позиции зла и добра с помощью своих нравственных критериев. Если соотнести этику и эстетику, то станет ясно, что и то, и другое связано с эмоциональным, духовным миром. Этика символизирует волю, эстетика чувства.
Этика базируется на определениях морали, ценностей, норм, нравственности, добра, зла, а в качестве главного принципа, которым руководствуется, выдвигает следующее выражение:
«Относись к другим людям так, как ты желаешь, чтобы относились к тебе».
Наука призывает к чувству меры, благоразумия, порядка, которые создают гармонию. Гармония является неотъемлемой частью эстетики.
Что изучает эстетика
Зачастую науки существуют отдельно друг от друга, в качестве примера можно привести точные науки, медицину, ботанику. Каждая из них имеет свои тонкости, специфику, правила, но кое-что их объединяет и это эстетика. Её присутствие в каждом научном направлении делает это понятие неотделимым от всего, что окружает. Такое ощущение способствует тому, чтобы каждая наука была по-своему привлекательна.
Эстетика как раздел изучает культуру поведения современных людей, которая формировалась столетиями, менялась со временем. Она основана на работах художников, скульпторов, философов, поэтов, других выдающихся творческих личностей, которые не боялись думать, воплощать, развивая не только себя. Они заложили основы формирования чувства прекрасного, правильного, гармоничного. Отсюда можно сделать простой вывод, где своей главной целью здесь стоит изучение эстетических взглядов, потребностей, она формирует, оказывает воздействие на эстетический вкус, составляет личный идеал каждого.
Например, германский психолог Густав Фехнер при разработке нового подхода в освоении человеческой природы дал ему название «экспериментальная эстетика». Этому названию он дал своё логическое объяснение, оно закрепилось в психологической науке как понимание человеческой психики с помощью реакции самого человека на предметы, имеющие разные черты, характеристики.
Такая эстетика называется эмпирической, в свою очередь она исследует возможные реакции на уровне глубже, чем эмоции, затрагивая его нервную систему. Именно этот факт привлекает учёных из других научных сфер. Биение сердца, перехват дыхания, содрогание и другие физические реакции выражают подлинную реакцию на тот или иной объект.
Эстетическая наука, являясь частью других областей, достаточно плотно изучается будущими специалистами разных профессий, включая даже юридические. Как пример можно привести такую дисциплину как «юридическая этика», а она, как уже говорилось, является неотъемлемой частью эстетического понятия.
Эстетика: влияние на человека
Эстетика имеет прямое влияние, так как эстетическое, художественное постепенное развитие личности становится рычагом изменения общества, где он живёт. Общественный прогресс не останавливается, предъявляет огромное количество требований к людям, требуя от них творческой активности, креативного мышления, напрягая духовные силы, проверяя душевные границы. Сила реформирования мира вынуждает общество демонстрировать свой эстетический потенциал, он оказывает равноценное влияние на формирование, этот факт ставит формирование эстетической, художественной культуры личности на важное место при создании благоприятных условий для жизни.
Эстетическое воспитание начинается с детства, первых шагов, когда только познаётся мир, тогда ребёнок ощущает, что что-то ему по душе, а другое вызывает смешанные, противные чувства, он эстетически познаёт себя через общение с другими людьми, с помощью своего окружения. Эстетическое воспитание сопровождает человека на всех этапах его жизни, влияя на формирование личности, контролируя человечность. Люди, лишённые этого чувства, зачастую не видят разницы, границ, не определяют правильное и дозволенное, не понимают прекрасного, ведут аморальный образ жизни, о чём нередко писали научные статьи учёные из разных стран, пытаясь привлечь внимание общественности.
Сама же эстетическая культура взаимно зависит от людей, ведь она создаётся с помощью их усилий, указывает на законы, факторы функционирования общества, в отличие от естественной природы человека. Философское направление с людьми тесно связаны несмотря на то, что можно сперва решить, что это не так. Эстетическая культура личности является неотъемлемым элементом духовной культуры, а значит, что она является частью общественного сознания, народной культуры.
Виды и типы эстетического знания
Эстетика помимо всего прочего напрямую находится под влиянием взглядов философии на неё, потому по определённым установкам современные учёные поделили эстетику на несколько видов:
- Эмпирическая эстетика;
- Психологическая;
- Формальная;
- Нормативная;
- Спекулятивная.
Как видно из названий, руководством для деления на виды служили сферы жизни. Его психологические особенности, состояние, его способность ощущать, трогать, его чувство справедливости и правильности.
Помимо видов эстетику наука подразделяет на два типа:
- Эксплицитная эстетика. Изначально это философская теоретическая дисциплина, которая стала отдельной в 18-м веке.
- Имплицитная эстетика. Она представляет собой осмысление эстетического опыта, самоопределение внутри других сфер жизни.
Разделение эстетического знания на самостоятельные виды, типы не означает, что оно абсолютно разное. Эстетическое знание наступает целиком, подразделение на группы лишь облегчает его понимание как самостоятельной части философии.
Эстетическое сознание
Эстетическое сознание является неточным, достаточно сложным для понимания термином, но определяют его как форму социального и ценностного сознания, которое отражает предметы мира вокруг с точки зрения его чувственных представлений и вкусовой оценки.
Эстетическое сознание существует всего на двух уровнях: на индивидуальном, общественном, эти уровни тесно связаны друг с другом, так как индивид не может существовать без общества, а общество состоит из индивидов. За эстетическим восприятием, которое стоит за сознанием, выступают чувственные переживания каждого индивида, его оценочные суждения о мире, творчестве, это то, в чём личность испытывает потребность и то, что может доставить ей удовольствие. Эти вещи называются прекрасным, под понятие подходит даже феномен «розовые очки», когда кто-то влюбляется, идеализирует свой объект любви во всех планах, включая эстетический.
Эстетическое сознание состоит из нескольких форм, к которым относятся:
- Чувства;
- Оценка;
- Вкусы;
- Идеалы, сформированные с годами.
Эстетическая деятельность
Понятие эстетической деятельности напрямую связано с эстетическим познанием, так как в настоящем мире каждая личность обладает способностью к эстетической оценке явлений вокруг себя. Человек достигает успехов в определённой деятельности, оценивает её результаты, основываясь на своём эстетическом сознании, то есть опираясь на свои эстетические представления о совершенстве.
Существуют также виды деятельности людей, в которых они самостоятельно с полным осознанием руководствуются исключительно эстетическими взглядами, представлениями, в качестве опоры используют свои идеалы, вкусы. Деятельность людей по созданию эстетических ценностей, стремление формирования прекрасного называется эстетической деятельностью. Это процесс преобразования общества, природы в идеал по законам красоты. Род деятельности может также выступать самостоятельным видом творчества, реализуется в профессиях, направленных на него. Например – дизайнер, танцор, балерун.
Почему эстетика важна в нашей жизни
Изучая эстетику, все её аспекты в подробностях, невольно на ум приходит вывод о том, что сама эстетика, её деятельность выходят далеко за границы исключительно художественного искусства. Можно выделить несколько сфер, где она имеет значение для общества.
Экологическая эстетика. Изучает действия общества по отношению природы, окружающего его мира. Всем известно, что посредственное отношение к животному, растительному миру может привести к экологической катастрофе, а окружающая среда — одно из самых прекрасных творений нашего мира. Эстетика воспитывает в человеке правильные ценности, учит его отношению к природе, доказывая её ценность, ведь живые деревья — это естественная красота, свалки, обрубки – безобразие.
Трудовая эстетика. Эстетика изучает красоту даже производственной деятельности, это проектирование объектов, пошив одежды, любое другое творческое производство потребительских товаров. Она имеет значение, так как людей невольно привлекает то, что выглядит прекрасно.
Эстетик искусства. Самая непростая и разносторонняя группа, это музыка, художественные картины, поэзия. Отношение каждого к искусству индивидуально, одно произведение не может понравиться всем сразу, гибель персонажа способна растрогать не каждого, это определяет общество к определённым эстетическим категориям.
Эстетический порядок присутствует в каждой сфере жизни общества, даже если люди могут не замечать его.
Как воспитать в себе эстетику
Эстетическое воспитание может быть сформировано ещё с малых лет, как любой другой вид обучения эстетическое воспитание ставит перед собой особенные цели, задачи, структуру, где главным направлением выступает воспитание в человеке эстетической культуры.
Состоит эстетическое воспитание из нескольких простых компонентов:
- Восприятие. Это умение находить привлекательное, прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни: отношения с другими людьми, наблюдение за природой, искусство, литература, многие другие вещи.
- Чувства. Это навык оценки событий с позиции нравственности.
- Потребности. Это постепенное формирование необходимости взаимодействовать с прекрасным.
- Вкусы. Это умение анализировать, создавать другие решения для сохранения эстетического порядка.
- Идеал. Это индивидуальные представления о высшей степени эстетики.
Все перечисленные компоненты должны в обязательном порядке присутствовать при процессе эстетического воспитания – развитие эстетических чувств, формирование знаний, умений, использование приобретённых знаний в реальной жизни, умение определять свои вкусы, идеалы.
Эстетическим воспитанием можно заниматься в любом возрасте с помощью природы, литературы, театра, кинематографа, музыки, других творений человечества, способных привить вкус к прекрасному.
Эстетика воспитание для взрослых
Эстетическим воспитанием принято заниматься с ранних лет, так как эстетическое восприятие способствует быстрому формированию индивидуальных особенностей, вкусовых предпочтений. К осознанному возрасту у общества так или иначе складываются свои образы, идеалы, за которыми оно готово следовать. Поддержать своё эстетическое воспитание взрослый может всеми доступными способами, ему необязательно быть только зрителем, он может самостоятельно принимать участие через творческие процессы: быть участником культурных мероприятиях, развивать творческий потенциал, читать книги, а также делать упражнения на развитие эстетических способностей, видеть, замечать новое.
Самое главное для уже сформированной личности на пути достижения совершенства– осознанность, заинтересованность, без стремления к обучению результаты будут не так хороши, как ожидалось. Если личность никаким образом не вовлечена, то познание станет для неё недоступным.
Источник