- Пособие (акварель)
- Упражнение «заливка».
- Упражнение «растяжка».
- Упражнение «впайка» цвета в цвет.
- Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.
- Упражнения «мазки».
- Упражнение «соль».
- Упражнения «парафин».
- Выполнение первых этюдов акварелью
- Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:
- Рисуем воду поэтапно
- Как нарисовать парусник акварелью
- Атмосфера в акварели — рисуем старый каменный мост
- Рисуем воду слоями прозрачной пастели
- Морской пейзаж в пасмурную погоду: акварель шаг за шагом
- Живописный пруд: как нарисовать безмятежный водный пейзаж
- Как нарисовать красивый пейзаж с лодкой акварельными красками
- Как нарисовать скалистое побережье
- Как нарисовать каплю воды невероятно реалистично
- Рисуем красивый морской пейзаж за 5 простых шагов
- О нас
- 5 советов при рисунке воды и неба акварелью
Пособие (акварель)
В пособии использованы фотографии работ учащихся Гомельского государственного художественного колледжа из архива Светланы Курашовой.
Аннотация
Данное пособие представляет собой выдержки из методической разработки автора, созданной на базе собственного двадцатилетнего педагогического опыта работы в художественном колледже и основывается на традиционной методике обучения акварельной живописи.
Методика преподавания акварельной живописи очень близка автору как художнику-акварелисту. Пособие сопровождается иллюстрациями работ учащихся, фотографиями процесса акварельного письма и работами автора разработки.
Преподавание акварельной живописи имеет свои особенности, начиная с положения мольберта, включая ведение процесса от светлого к темному и заканчивая рядом специфических технических приемов, невозможных ни в какой другой живописной технике.
В данном пособии автор, избегая подробного описания процесса работы над каждым программным заданием, останавливается именно на тех специфических моментах, которые касаются:
- очень важных первых шагов в овладении навыкам работы акварелью;
- специфики работы по курсу акварельной живописи именно в художественном колледже;
- разработанной на основании собственного опыта системе домашних заданий по всему годичному курсу акварельной живописи.
Основной вид учебного задания по живописи – длительный этюд с натуры. Задачи учебных постановок даны в определенной последовательности и имеют тенденцию постоянного усложнения. Задачи каждой постановки ставятся особо.
В начале обучения важно акцентировать внимание учащихся на развитии культуры широкого живописного видения натуры, чувстве красоты и гармонии цвета, непосредственности его восприятия, практическом умении работать над цветовыми и тоновыми отношениями, целостности понимания натуры и этюда.
Очень часто приходится слышать на первом занятии «А я никогда не использовал акварельные краски, а только слышал, что акварель очень сложная техника». Да, действительно, акварель, как водяная краска обладает всеми свойствами водяной стихии. Она может быть своенравной и непредсказуемой. Но если изучить и полюбить ее свойства и особенности, то этот древнейший материал может покориться воле художника и стать его союзником.
Упражнение «заливка».
Упражнение «растяжка».
Далее следует предложить упражнения на «растяжку» цвета от насыщенного до почти белого цвета бумаги и наоборот от воды до насыщенного раствора.
Упражнение «впайка» цвета в цвет.
Следующим является упражнение на «впайку» цвета в цвет. Здесь уместно предложить учащимся одновременно попрактиковаться в какой-нибудь определенной гамме (теплой или холодной).
Упражнение на увеличение плотности красочного слоя.
Затем берем один из высохших прямоугольников на которых тренировались делать равномерную заливку и поделив его на 4 части добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски, а лессируя тонким слоем поверх сделанных.
Упражнения «мазки».
Далее покрываем сухой лист бумаги отдельными мазками большой кистью слегка захватывая соседние участки.
Затем покрываем сухой лист прозрачными мазками оставляя незакрашенными маленькие участки белой бумаги.
В акварельной технике существует много разных техник и приемов. Но стоит ли браться за них, не закрепив базовые знания практической работой. Впрочем, чтобы Вам было интереснее работать, можно попробовать применение парафина и эффект соли.
Упражнение «соль».
На еще влажный участок акварели мы сыпем соль. (можно использовать соль как мелкого, так и крупного помола)
Упражнения «парафин».
Те участки бумаги, которые мы хотим оставить незакрашенными, мы покрываем парафином. Далее наносим акварель прямо поверх парафинового рисунка.
Выполненных упражнений уже достаточно, что бы перейти к простейшим этюдам.
Выполнение первых этюдов акварелью
В качестве натуры подходят любые обычные овощи и фрукты: яблоки, груши, свекла, огурцы, томаты, капуста и т.д.
Задача: передать цвето-тональные отношения, «пролепить» объем предметов цветом, учитывая фон и падающую тень.
Поскольку мы отталкиваемся от того, что вы имеете понятие о способах передачи объема предметов, обратите внимание на характер освещения, на разницу между светом и тенью, на присутствии рефлексов.
Характерные ошибки при написании этюдов:
- работа от контура;
- вялость тоновых отношений;
- использование «открытых» цветов;
- отсутствие связи с фоном.
Натюрмортные постановки организуют сначала из небольшого количества предметов несложных по форме, выразительных по цвету, на однотонных драпировках, подчеркивающих выразительность предметов. Другими словами – от простого к сложному.
На начальной стадии обучения без твердых знаний о закономерностях распределения светотени и навыков тонального рисунка вам будет трудно убедительно передать цветом общую форму и материальность предметов, поэтому необходимо уделять серьезное внимание подготовительному рисунку и тщательно строить формы предметов.
Имеет смысл первые этюды поделать в технике «гризайль». Это поможет решить ряд вопросов проработки тона, светотени и пространства.
В идеале натурные постановки должны ставить педагоги в определенной последовательности. Каждая постановка должна содержать определенные учебные задачи. Усложнение установок должно идти не по линии увеличения количества предметов, а по пути повышения требований в вопросах передачи формы, колорита, световоздушного пространства.
При работе над подготовительным рисунком может несколько нарушаться структура и белизна акварельной бумаги, на которой планируется вести основную работу. Поэтому при работе акварелью практикуется перенесение подготовительного рисунка с отдельного листа на основной формат.
Следует сказать, что акварель считается достаточно сложной техникой и это имеет свои основания.
- Во-первых: в акварели не используются белила, их роль играет белизна бумаги и прозрачность красочных слоев;
- Во-вторых: исправления не всегда возможны, так как красочный слой достаточно прочно удерживается бумагой;
- В третьих: бумага, даже самого высокого качества имеет свой «предел терпения». Работу достаточно легко «замучить» лишними перекрытиями цвета.
Тем не менее, в акварели возможны и исправления, и доработки, а трудности компенсируются ее неповторимыми свойствами, которыми не обладает больше не один живописный материал.
Как правило, на первых постановках вполне естественен следующий вопрос: с чего начинать работу?
Нужно сказать, что с одной стороны последовательность работы может быть индивидуальной, а с другой – необходимо сразу вырабатывать профессиональный подход к началу работы. Начинать работу следует с поиска основных цветовых отношений. Обычно колорит картины определяется сочетанием 2-3 основных цветовых пятен, которые обогащаются своими оттенками и сочетаются с другими.
Одно из отличий акварели от гуашевой и масляной живописи в том, что работу ведут от светлого к темному. Кроме того стоит всегда найти возможность оставить в работе белое, незаписанное пятно, передающее максимальную силу света, идущую с белого листа бумаги.
На практике многие на первых порах начинают работу с фоновых пятен дальнего плана, опасаясь испортить более важные участки работы. Этому не стоит препятствовать, так как вырабатывание навыков широкого, обобщенного письма, мягкого соединения пятен тоже необходимо. Здесь можно работать широкими заливками, используя растяжку цвета, впайку цвета в цвет, и можно попробовать работать «A La Prima», размочив большой кистью необходимый для работы участок. Так как с дальними планами начинающие работают более смело, не так боятся испортить, то данные навыки обычно легко осваиваются.
К ближним планам постановки следует использовать другой подход. Здесь необходима детализация, обострение контрастов, убедительная проработка формы предметов и складок. Способ работы здесь рекомендуется по сухой поверхности листа, небольшими заливками или мазками по форме. Некоторые навыки уже приобретены в процессе выполнения первых этюдов.
Большое значение имеют наглядные пособия, без которых обучение предметам художественного цикла немыслимо. Тут можно порекомендовать следующее:
- Акварели Михаила Врубеля
- Посмотреть ряд профессиональных печатных изданий по современной акварели.
- Изучить работы, участвующие в крупнейших акварельных выставках. В масштабе Беларуси — это Биеннале «Вада + Фарба», в мировом масштабе — ярмарка SALON DE L’Aquarelle-de Belgique
Учебные (аудиторные) и домашние работы, выполняемые студентами в процессе обучения акварельной живописи:
Задание №1. Этюд осеннего натюрморта из двух-трех предметов.
Источник
Рисуем воду поэтапно
Как нарисовать парусник акварелью
Прошли те времена, когда океан был наполнен всеми видами парусных кораблей. К счастью, в отрытом море…
Атмосфера в акварели — рисуем старый каменный мост
Повествование всегда играло главную роль во всех моих работах, включая картины с великолепной…
Рисуем воду слоями прозрачной пастели
Довольно сложно рисовать воду, возможно даже сложнее, чем другие элементы пейзажа, так как процесс…
Морской пейзаж в пасмурную погоду: акварель шаг за шагом
Резкие контрасты морского пейзажа в ненастную погоду послужат отличным упражнением на оттачивание…
Живописный пруд: как нарисовать безмятежный водный пейзаж
Если вам нравится создавать пейзажи из жизни, то техника рисования с использованием смешанных…
Как нарисовать красивый пейзаж с лодкой акварельными красками
Фотографии вдохновляют на создание гармоничных пейзажей в стиле импрессионизм.
Как нарисовать скалистое побережье
Канадская акварелистка Лин Сульер демонстрирует, как запечатлеть светотень каменистого побережья.
Как нарисовать каплю воды невероятно реалистично
Водные капли являются одной из тех вещей, которые кажутся более трудными и пугающими, чем есть на…
Рисуем красивый морской пейзаж за 5 простых шагов
Что расслабляет и одновременно заряжает энергией лучше, чем волны и рябь на искрящейся воде? Свежий…
О нас
Сайт «Уроки акварели» создан художниками для художников, чтобы собрать в одном месте лучшие статьи по рисованию и живописи от авторов со всего мира, пошаговые уроки для начинающих и опытных художников, обзоры красок, бумаги, кистей и многое другое. Также много интересного о рисовании можно найти на YouTube-канале. Присоединяйтесь!
Источник
5 советов при рисунке воды и неба акварелью
Новая корабельная серия. Давно не рисовал ничего подобного. Хочется чего-то благородного по цвету.
На втором этапе я добавил небо. Такое темное и текучее.
Следующим этапом будет добивка воды.
- Что бы добиться такого темного тона неба, мне пришлось сделать несколько слоев.
- Все предварительные заливки (две) были достаточно ровными, без переходов, цветовых градаций.
Если вы хотите добиться по-настоящему темных, глухих тонов, не торопитесь, вводите тон постепенно, тщательно высушив каждый предыдущий слой (кода-то мы это уже обсуждали)
- Как только меня устроил локальный тон неба, я тщательно намочил поверхность и залил пару темных выразительных мазков, которые и сделали все цветовые градиенты, переходы.
- Данный эффект очень хорошо работает на хлопковой бумаге, и я стараюсь к нему не прибегать работая на целлюлозной.
- И вам того же советую,Ну и на конец осталась вода, всегда придерживаю воду до последнего.
- Что скажете по небу? не смущает вас столь темный цвет?
Часто вижу, что мои ученики не хотят рисовать пасмурные, темные пейзажи, а мне напротив нравятся именно такие.
Я вообще люблю пасмурную погоду, дождь, ветер.
Вообще я считаю, что нам, акварелистам сильно повезло.
Акварель разводится водой, потому-то рисуя воду, советую использовать как можно больше воды!
Пусть зритель чувствует воду в мазках и разводах.
Воду всегда оставляю на конец. Всегда работаю над пейзажем так как придумал/задумал, как вижу!
А вот воду стараюсь рисовать такой, какой она должна быть.
По моим наблюдением она как правило темнее неба, за исключением сильно бликующих ситуация в солнечных пейзажах.
По цвету вода во многом складывается из того, что ее окружает, из того, что в ней отражается.
- По этому, мне кажется, что нет смысла начинать работу с отражения. Первые заливки советую делать сырым по сырому, пусть все течет вертикально вниз.
- Как только вас устроит количество мокрых эффектов, сушите работу, и темными хаотичными мазками начинаете рисовать волны, по верх отражения.
Вот как-то так, а вообще, что тут умничать, раз на раз не приходится, все течет, ползет и шевелится.
По этому советы советами, а с водой разбираться надо по СИТУАЦИИ . Спасение утопающих, дело руки самих утопающих.
Если понравилась статья ставьте лайки и подписывайтесь!
Здесь будут ссылки на серию цветов и мотоциклов
Источник