Где берут воду полярники

Питьевая вода в Арктике из соленого снега и опресненного льда

На ледовые станции питьевая вода доставляется обычно авиацией. Но при сложных метеоусловиях или повреждении взлетно-посадочной полосы случаются перерывы с доставкой. И, несмотря на то, что льда и снега много, пресную питьевую воду нужно уметь добыть.

Снег не нагребается лопатой, а выбирается именно плотный, словно утрамбованный, — его пилят в прямом смысле. Но не всегда он пресный, — иногда слегка ощущается соленость, для супа пойдет, для чая – чуть солоновато.

Питьевую воду можно добыть в Северном ледовитом океане, растопив лед. Он гораздо плотнее снега, поэтому воды с него больше. Но опять же соленая, причем намного солонее, чем снег. Это если лед молодой, — он и по цвету отличается, молочно-белый. Солевые ячейки присутствуют в молодом льде, — во время образования льда выделился рассол. Такая концентрация соли делает лед не пригодным для питья.

Чтобы добыть воду, берут лед «старый», у которого голубой оттенок. Соляной раствор, опускаясь ниже ( в нижние слои), естественно и заморожен дольше – соли в нем гораздо меньше, чем в новом льде. Получается естественное опреснение льда.

Напиленный лед долго хранится рядом с помещением, и его можно использовать в любой момент. Нередко в северных поселках жители используют зимой именно заготовленный лед, который может продаваться, как, например, дрова или уголь, и его также надо привезти домой, или купить с доставкой на дом. Но это уже речной или озерный лед абсолютно пресный.

Читайте также:  Стиральная машинка лджи не сливает воду причины

Источник

Как добывают и хранят воду жители села на Крайнем Севере? Многие бы так не смогли жить. Рассказываю

Точно могу сказать, что большинство жителей нашей страны не смогло бы жить в таких условиях . Да и скажу честно, но и для меня увиденное было настолько необычно, что решил рассказать о неприхотливом быте одного отдаленного северного поселка на самом берегу Северного Ледовитого Океана.

Увидеть такое в других местах нашей страны почти невозможно . Но мне удалось добраться этой зимой во время автомобильного путешествия по Таймыру до национального долганского села Сындасско, которое находится на 73 градусе северной широты на берегу моря Лаптевых и является вторым самым северным населенным пунктом нашей страны.

Мы настолько привыкли, что холодная и горячая вода у нас течет из под крана стоит лишь только повернуть заветный краник, что отними у нас этот привычный комфорт и мы сразу впадем в ступор. И между, прочим, впадаем регулярно на две недели, когда отключают горячую воду в наших домах в середине лета.

Безусловно, можно возразить, что мол да у нас в деревне это обычное дело и такие условия непривычны только для городских жителей. Мол, колонка или колодец на улице, а бегать за водой надо ежедневно с ведрами. Ну или можно с реки добывать воду, а зимой из проруби.

Отчасти это правда. Но всё это ерунда по — сравнению с тем, как приходится решать «водный» вопрос более, чем полутысячи жителей этого богом забытого места на самом краю земли.

Вода в Сындасско едва ли не самый драгоценный ресурс. Несмотря на то, что село находится на самом берегу Северного Ледовитого Океана с водой здесь очень туго.

Морскую воду ни для питья ни в технических нуждах использовать совершенно невозможно, а опреснительных установок здесь нет и никогда не будет.

Опреснители не столько дорогостоящее оборудование, сколько потребляют большое количество электроэнергии.

А еще село не подключено к единой энергосистеме и снабжается электроэнергией от ДЭС (дизель-электростанции). Какой выход у жителей села? Брать воду из ближайших пресных озер в тундре. Но вот беда, тундра здесь заболочена и вдобавок по берегу идут многочисленные лагуны. Ближайшее пресное озеро находится в пяти километрах от поселка.

Процесс добычи воды очень не тривиален потому, что летом вокруг топи и болота и до пресного озера не добраться. Приходится запасаться водой зимой. Жители бензопилами нарезают кубики льда, а затем стареньким трактором возят лед в село. Тяжелая и неблагодарная работа, но другого выхода нет.

Дальше кубики прозрачного льда разгружают в сени и там он хранится до наступления короткого арктического лета. С приходом тепла в июне лед убирают в «морозилки», которые выдолблены в вечной мерзлоте рядом с домами. Там он и хранится несколько месяцев до наступления очередной зимы.

Но эти кубики ровного и прозрачного льда только для пищевых нужд. И когда пьешь чай в гостях у жителей, то волей неволей задумываешься о цене этой воды.

Тратить же драгоценный озерный лёд на технические нужны: постирать, помыть посуду, искупаться — непозволительная роскошь и здесь уже каждый выкручивается по своему. Где-то снег, где — то летом набирают воду из осадков и замораживают.

Но жители привыкли к этому с рождения и уже не замечают таких неудобств. И приехав в ту же Хатангу, где есть горячая и холодная вода в почти неограниченных количествах, считают, что это поистине райские условия для жизни.

В таких условиях могут жить только открытые и сильные духом люди. И именно такие здесь и живут — малые коренные народы севера России.

Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями — дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram — присоединяйтесь!

Источник

Традиционная жизнь северных народов. Где взять воду?

Представьте ситуацию. Вы приходите в ресторан, заказываете различные блюда, наедаетесь до отвала. Всё чудесно, кроме одного — воды нет. Ни простой, ни в виде напитков. Подобную ситуацию сложно представить, но это, пожалуй самый наглядный пример, характеризующий жизнь на побережье Чукотки. Для обществ, ведущих традиционный образ жизни в условиях крайнего севера, пища — субстанция более дефицитная нежели вода. В разных местах проблему воды решали по разному, я расскажу об одном решении, который использовали ныне вымерший народ, кереки.

Одни из самых безводных (мы говорим о пресной воде) мест на Чукотке — это морские косы. Как правило эти узкие отрезки земли с двух сторон окруженные морской водой: с одной стороны море, с другой солёная лагуна. На косах не только удобно строить жилища, в большинстве случаев, грунт на них галечно-песчаный, но, в первую очередь это самые удобные места для охоты на морского зверя — основную пищу жителей побережья. Кереки, жили на побережье от Анадыря до Олюторского залива на Камчатке.

2. Тымнинская коса. Ширина косы от ста метров до двух километров.

Лагуна Тымна, находящаяся в 100 км к югу от Анадыря, место богатое. В реку Туманскую, впадающую в лагуну в огромных количества идёт лосось на нерест. За лососем поднимается нерпа. Киты и моржи здесь более редкие гости, но и первых двух факторов было вполне достаточно для того, чтобы здесь поселились люди. Нередко бывает, что на косах есть небольшие озёра, но чаще всего вода в них солёная. На тымнинских косах ровно такая же история. Но даже если бы вода в этих озёрах была пресной они расположены не в самом подходящем месте, не возле протоки.

Что в этой ситуации делают кереки? Они создают водохранилища рядом с поселением. Водохранилища простейшие и от этого гениальнейшие: они взяли и срезали верхний слой тундры. Толщина дернистого слоя не велика сантиметров 30-40. Колодец, мягко говоря, не важный. Но не колодец делали древние люди, подземных источников пресной воды здесь нет, они создавали водосбор талой воды, поэтому брали не глубиной а площадью.

Близость моря всё равно давала о себе знать, но эту воду уже можно смело пить. Подобным же образом, но в уменьшенном варианте создавались холодильники. Кереков уже давно в этих краях нет, а пресная вода есть.

3. Искусственное водохранилище

4. Вырубка дёрна (заготовка)

5.

6. «Малые формы» использовались в качестве холодильников

Источник

Конспект познавательной беседы «Полярники Антарктиды»

Татьяна Шух
Конспект познавательной беседы «Полярники Антарктиды»

Познавательная беседа «Полярники Антарктиды».

продолжать расширять знания детей о людях работающих в Антарктиде.

Задачи.

— расширять знания детей о жизни полярников, климатических особенностях Антарктиды;

— развивать познавательный интерес;

— воспитывать уважительное отношение к труду, полярников.

Предварительная работа:

беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, с надписью «для детей» посмотрим, что там? Давайте посмотрим, что в нем. Разные картинки. (Воспитатель вешает на магнитную доску картинки).

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим эти картинки и подумаем кому и для чего нужны эти вещи? (человеку для путешествий в холодные места). Для чего нужна карта? (чтобы знать, где находится место, куда нужно пойти). Для чего он нужен компас? (определять направление движения). Для чего нужна аптечка? (чтобы оказывать помощь). Для чего нужны темные очки? (что бы защищать глаза от солнца – летом, а от снега – зимой). Для чего нужны теплые вещи? (чтобы теплей одеваться в путешествии там, где очень холодно). Как вы думаете, кому принадлежат все эти вещи? (полярнику). А кто такие полярники? (люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

Воспитател ь: Правильно, ребята, полярники работают в Антарктиде.

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном,

Ледяным лежишь пятном.

Где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе).

А почему Антарктиду на глобусе, обозначают белым цветом. Что обозначает белый цвет? (лёд, снег, холод). Антарктида самое холодное место на земле. Там лишь сильные морозы, идёт снег, и метут метели и не бывает тёплых дней.

Воспитатель: Как вы думаете, какие качества должны быть у полярников. Ведь они живут и работают в таких не простых условиях? (полярники должны быть умными, быстрыми, сильными, ловкими, отважными, выносливыми, смелыми, внимательными, наблюдательными, спортивными). Правильно, благодаря этим смелым людям – полярникам, мы знаем о погоде, о животных, о птицах, живущих в Антарктиде.

А вы хотите быть полярниками? (ответы детей). Чтобы стать полярниками ловкими, сильными, нам нужно размяться:

Физкультминутка

К морю дружно мы спустились, (ходьба на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре, (наклоны вправо-влево)

Вот так славно освежились. (хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно: (круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс. (круговые движения двумя руками)

Одной, другой – это кроль. (круговые движения поочередно одной рукой, другой рукой)

Все как один – плывем, как пингвин. (руки вперед, ладонями вместе, имитационные движения)

Вышли на берег крутой, (прыжки на месте)

И отправились домой. (ходьба на месте)

Воспитатель: Послушайте ребята, я расскажу вам про жизнь полярников. Зимой в Антарктиде всё время ночь, и температура может быть минус 70 градусов! Пурга начинается неожиданно, и жуткий ветер может даже оторвать от земли! В коварной и холодной Антарктиде даже зимой в ярких домиках живут около тысячи человек – это полярники. Они приехали из разных стран, чтобы исследовать этот загадочный континент. Полярники изучают животных. Дома на станциях яркого цвета — красные, оранжевые. Цветные домики полярников выглядят очень радостно среди белой пустыни. Как вы думаете для чего дома такого яркого цвета? (ответы детей). Дело в том, что полярники живут в сложных условиях, где все белое и когда светит солнце, этот цвет их сильно слепит. Именно по этой причине у полярников разноцветные домики, чтобы хоть как-то разбавлять белый цвет. К тому же, если у полярников будут еще и белые дома, то во время бурь они просто не смогут их найти, да и вообще найти их будет сложно. А вот цветные найдут без проблем. Дома делают из металла и окутывают трубами с горячей водой. На некоторых станциях используют солнечные батареи или ветровые генераторы. Окна, в таких домах, находятся не только в стенах, но и на потолке. На станции есть библиотека, кухня, столовая, медицинский центр, гимнастический зал.

Одежда полярников лёгкая, но очень тёплая. Без такой одежды здесь можно замёрзнуть насмерть! Одежда полярника — в три слоя. Нижний слой одежды — термобелье, которое выводит наружу влагу. Второй слой — шерстяная одежда или флисовая куртка, а третий слой — ветрозащитный и влагонепроницаемый, например, пуховые куртки. Все это необходимо тщательно застегивать и заправлять. Поверх шерстяных перчаток надеваются меховые варежки. На ногах меховые носки-чуни, на них — валенки, подошва подшивается дополнительным слоем войлока. На лице — маска, специальный чулок с отверстиями для глаз. Без маски на морозе нельзя, иначе от дыхания мгновенно обморозятся нос и губы.

Продукты для полярников привозят на самолете еженедельно. Среди них свежие фрукты и овощи.

Австралийские полярники, например, сами выращивают салат и помидоры.

Еду готовят полярники на мощной электрической плите. Молочные продукты хранятся в холодильнике — на улице они могут замерзнуть. А вот хлеб лучше хранится как раз на холоде. Воду они топят из окружающего снега и льда.

Стирают полярники в стиральной машине. Но если ничего это нет под рукой, стирают по старинке — в тазу с мылом и порошком. Весь мусор, в том числе и пищевые отходы, вывозят самолеты и суда.

Все члены команды ведут видеодневники и постоянно носят специальные часы, которые фиксируют время сна и бодрствования и отслеживают, кто, сколько и где проводит время, с кем общается. Затем информацию анализируют, чтобы отследить изменения в поведении людей.

Для того, чтобы передвигаться по станции во время сильных буранов, предусмотрены специальные перила, натянуты тросы и веревки, чтобы держаться за них при сильном ветре или в темноте.

А теперь покажем какие мы с вами ловкие и поиграем в игру «Прыгаем по льдинам».

Представьте, что вокруг нас холодный океан. На полу раскладываем листы белой бумаги – это льдины, прыгаем по ним, стараясь не наступить в холодный океан.

Воспитатель: Испытание мы прошли и попали в кают – компанию. Досуг то есть свободное время полярники проводят в кают-компании. Здесь они встречаются чтобы пообщаться, поиграть в настольные игры, посмотреть телевизор или фильм на DVD-диске. Бывает, серьезные ученые коротают время за… игровой приставкой. На современных станциях есть целые тренажерные залы. Но в сильные морозы выходить на улицу, чтобы добраться до него кают-компании, запрещено или просто не хочется. Поэтому остается чтение, занятие физкультурой, например со штангой или гантелями.

Ребята как вы думаете откуда полярники берут воду, если вокруг только снег и лёд? (ответы детей) Воду они топят из окружающего снега и льда. Получается дистиллированная вода, которая не нуждается в очистке. Правда, в чистом виде такую воду пить вредно, поэтому в нее добавляют витамины. А еще в ней нет солей и минералов, так что первое время чувство жажды не проходит. Еще есть замерзшая вода из озера Восток — к ней давно бурят скважину. Эта вода чистая и достаточно вкусная: вполне подходит для заваривания чая.

Но для того чтобы растопить снег, нужно много топлива, поэтому воду экономят: после использования в умывальниках и душах вода проходит очистку и подается туда вновь.

Давайте поиграем в игру «Лёд это хорошо или плохо?»

Лёд это хорошо дети хлопают в ладоши, плохо – топают ногами.

(лед хорошо – можно заморозить продукты — чтобы не испортились; растопить лёд и пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо – поскользнёшься, упадешь, поломаешь ногу, руку; на реке можно провалиться и утонуть; холодно – простынешь.) Молодцы ребята.

Воспитатель: А, ещё ребята в Антарктике нет дня и ночи в традиционном понимании: зимой солнце здесь не встает из-за горизонта, а летом не садится ниже него, 4 месяца люди проводят в темноте. Из-за этого сбивается суточный ритм и иногда бывает сложно заснуть или поесть — кажется, что ты обедаешь в середине ночи.

Первое появление солнечных лучей — здесь настоящий праздник: все бросают свои дела, забираются на крышу и наблюдают, как впервые за 4 месяца восходит солнце.

Сегодня вы узнали много нового и интересного. Что вас больше всего заинтересовало? Вы не передумали быть полярниками? Скажите все ли могут быть полярниками? Каким должен быть будущий полярниками? (Спортивным, умным, смелым).

«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Конспект познавательной беседы «Что такое война?» для детей 4–5 лет в период самоизоляции Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! Мы с вами находимся в преддверии одного из самых главных праздников нашей страны — День Победы.

Конспект познавательной беседы «Мы в космосе» для детей старшей группы Цель : расширять и углублять знания детей о космосе. Ход беседы:Звучит музыка»Космический океан». Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня.

Конспект познавательной беседы «Река Иртыш» ко Дню рек и озёр на МAAM Конспект познавательной беседы «Река Иртыш» Цель: знакомство дошкольников с главной рекой города. Задачи: повышать интерес к окружающей.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Московские высотки» Методические задачи: знакомить детей с историей родного города на примере Московских высотных зданий, развивать познавательный интерес;.

План-конспект познавательной беседы-рассказа «Сова» План-конспект познавательной беседы-рассказа «Сова». Материал для бесед о птицах, которые проводят зиму рядом с нами, об их особенностях,.

План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона» План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона». Материал для бесед о птицах, которые проводят зиму рядом с нами, об их особенностях,.

Конспект познавательной беседы «Реки России» в подготовительной к школе группе Задачи: — расширять представления детей о природе России; — познакомить детей с названиями рек; — формировать представления детей о назначении.

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка» Пока дети сладко спали, к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел.

Источник

Оцените статью