- Всероссийский конкурс ЧИП 2021. МИР ВОДЫ 3-4 класс (задания и ответы)
- Некоторые официальные задания 3-4 класса конкурса ЧИП
- ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’
- Записи сообщества Поиск ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена Во всех сёлах Мещеры берёза почитаемое дерево, особенно на Троицу. Из берёзы плетут венки для кумления (женского братания), когда одна девушка объявляла другую кумой. Я подозреваю, что этот обычай уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда по всей Мещере девушки собирались в особые бойнические воинские) союзы до замужества, чтобы удаль свою показать. Показать полностью. Оттого часто мы и находим в погребениях мещёрских дев оружие, позволяющее говорить о Мещёрских амазонках времен бытования культуры Рязано-окских могильников 3-7 века нашей эры. Примечательно, что пережитки этого мы видим не только в кумлении, но и в женском сватовстве, дошедшем до наших времён в некоторых селах нашего района, в том числе Тырново. К слову сказать, само название села и протекающая рядом река Тырница так же восходит к воинским традициям и культам, так как «Тыр» или «Тор» в переводе с финно-угорского языка переводиться «меч». Впрочем, наш рассказ будет посвящён не столь древним временам; ходила в середине 90-х к нам в кружок музейный девочка, звали её Таня Киселева и родом она происходила из села Крутицы, что расположено недалеко от Шилово. С детства бабушка её остерегала, мол в лес идёшь, напроситься надо,— «Мол, хозяева лесные, дозвольте грибы или ягоды собрать»,— рассказывала она и про то, что в ручье, каждом кто-то живет, в поле… И про «Марьин утёс», что при впадении речушки Крутицы в Оку расположен. Мол, в Константинове, ближнем селе, у попа дочка была Марья, и случилась у ней любовь с одним из помещичьих сынков, да как часто бывает, обманул он девушку, а та, не вынеся этого, возьми да и утопись с этого утёса… После чего батюшка в ересь впал и стал проповедовать, но это, как говориться, другая история…. Вобщем мир в представлении бабушки Татьяны был густо населен всякими полезными существами, к слову сказать, про леших она не рассказывала. Но пуще всех пугала она свою внучку «девкой березовой». Мол всякого, кто в лесу бедокурит, она наказать может, особливо она не любит тех, кто березы портит. Скажем сок берет без спроса и меры, кору снимает, раня нижний слой и землёй не замазывает. Ещё в девяностые годы жил в Крутицах дед Егор, что слыл местным убогим… А всё от того, что в 70-80-е годы сок брал без меры, его тогда в Шиловском пищекомбинате принимали и консервировали. Так этот Егор считался внештатным сотрудником; доход небольшой, но уж очень любит человек не сеять и пахать, а как-бы ничьё взять…. И чтобы ему за это ничего не было и деньги платили. Егорушка тот по тем временам машину УАЗик имел и выкинув задние сидения, ставил туда бидоны с соком. Потом он прознал, что в аптеку почки можно собирать и для бани веники… Вобщем, добытчик… И вот как-то в лесу ему девчушка встречается, и говорит ему : — «Егорушко, не наглей», — ну первый раз он на неё и внимания не обратил, а она снова из-за деревьев как дразнит его: « не наглей-не наглей» , а он возьми и заматерись на неё…. Тут говорят девчушка та выше самого высокого дерева выросла, схватила Егора за грудки и вверх подняла и давай над лесом крутить. А сама и говорит: — « Ты ежели пень трухлявый в мой лес сунешься, то я тя на дерево посажу…». После чего швырнула его вниз. Бросился Егор к машине, а меж деревьев девка берёзовая… Ну кое- как добежал, смотрит, а машину его на пень как-будто насадил кто…. С тех пор Егор в лес даже за дровами не ходил, покупая уголь в Шилове… Я забыл эту историю, но вот пару лет назад машина у другого села нашего района слетела с трассы, и с двумя водителями (погибшими) повисла на дереве…. И я даже не связал бы два этих случая, если бы к нам в музей не пришёл некий посетитель, который видел как это происходило…. Дорога там прямая и машина буквально летела по ней, обогнав нашего посетителя, возвращающего с работы. Далее посетитель сказал,-« Хотите верьте, хотите нет, но за машиной бежала огромная женщина в белой рубахе и с развивающимися волосами; догнала машину потерпевших и закинула на дерево…». Между этими рассказами прошло более 20 лет, и я до сих пор не знаю, можно ли их связать или нет… Сам я очень много ходил по лесам, стараясь соблюдать все, что должно и, напротив, не нарушать его, либо… Но проходя берёзовые лески, особенно в буйстве зеленой листвы, нет-нет мне казалось, что параллельно со мной кто-то движется, а сквозь шум листьев слышится то ли чей-то шепот, то ли смех… Составители А.Н и А.П.Гавриловы. Москва: 2019 ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена Специфика сказа в том, что рассказывается он буднично, между делом, для того, чтобы скоротать время, как своего рода анекдоты из жизни. Именно этим он отличается от витиеватой сказки, сказы не рассказывались детям и редко попадали в блокноты этнографов, так как тем «сказки нужны», а сказ — это кусочек пусть и необычной, но реальности, в которую рассказчик верит или хочет поверить. Показать полностью. О диких людях или леших мне доводилось слышать не раз, правда чем-то сверхъестественным, как скажем домовых, их не считают. Лубновская бабушка говорила, что годах в 50 поселился у неё такой на чердаке, весь лохматый и в шерсти; ночью спускался с чердака и гонял её по дому пока она не залезала на печку, потом как-то ушёл. Рассказывалось это между воспоминаниями налогов на яблони, и падежа любимой коровы. При этом старушка упорно не считала это существо сверхъестественным… Мол у кого-то осы под подоконником заводятся, а тут вот что. Иногда эти рассказы относятся к нашему времени, так например в 90-е годы один из питомцев нашего музея рассказывал, что поехали они в Ункосово за яблоками, набирают… и видят, что рядышком здоровый двух метровый мужик весь в шерсти, с красными глазами ест яблоки. Тут у них возникло вполне естественное для русского человека желание поймать его для музея, засунув его в багажник. После чего гоминид засунул в багажник их всех по очереди. Замечу, что мужики они были не мелкие, и хотя придумать эту историю могли, но синяки и ссадины у них были самые настоящие, а самое главное — укус нашего воспитанника, который разительно превосходил человеческие размеры. Основное описание диких людей: короткая прямая шерсть по телу , два метра ростом, красные глаза, покатый лоб и чудовищная сила. В некоторых селах Мещеры, когда молодёжь собиралась «на кулачки», дикие люди выскакивали из лесу и принимали участие в лихих махачках. Есть рассказы о диких людях, как о насильниках, причем обоего пола в некоторых селах Мещеры до сих пор живут роды, что происходят от лесных людей, но говорить подробней мы о том не будем, так как это еще живые люди, у них есть свои дети, и внуки… Среди мещ;рских знающих лесные люди почитаются, как старшие. Дескать жили они тут всегда, ещё до нас, с лесом у них связь, травы они ведают, жадных охотников наказывают. Есть предания, что они могут научить человека многому… Так же говорят, что могут они невидимыми быть, а призвать их можно свистом особым. Почему и свистеть просто так нельзя было, а то вдруг… Простому человеку нельзя было вступать в его след, а знающий, пройдя по его следам мог попасть в «другое место», силу обрести, как колдовскую, так и мужскую и просто богатырём стать. Признаться, в диких людях есть все черты снежных людей, для меня, как антрополога в них видится отражение последних неандертальцев, останки которых были найдены на территории Мещеры у села Муратово. Что же стоит за рассказами о них? Глубинная историческая память, или некий реликт, который дожил до наших дней, судить не берусь. Ведь иной раз мы не знаем, что видим. Так однажды идя в маршрут в тумане перед нами выступила фигура, тождественная описанию снежных людей, и засвистела нам. Мы засвистели в ответ, было нас человек 6 и мы, конечно, никого не боялись. Мы начали подходить друг к другу ( было это году в 87) и сейчас мне кажется, что были и массивные надбровные дуги и шерсть…но тут с третьей стороны раздался ещё свист и гигантская фигура исчезла тумане, спустилась к Паре и бросилась в холодную августовскую утреннюю воду…А из тумана с другой стороны выбежал проспавший Костя Епихин, который бежал с будильником в руке и свистел… Не верите мне, спросите Костика, Андрея Николаевича, или Шурика Макарова, всех очевидцев я уже и не помню. Поэтому, когда кто-то шибко умный спрашивает, верю ли я в «снежного человека», я всегда говорю , что вера –– это не то понятие, которым его можно определить. Но что-то я и те, кто были тем утром рядом, знаем о нем. Признаться, я встречался со множеством людей, что верят в снежного человека, да простят меня некоторые из них, но многие из них – не от мира сего. Как можно верить в снежного человека, НЛО или леших с русалками? Всегда есть знание и народная традиция,всегда есть. что-то еще. Мир чудесен и удивителен, хотя главный его принцип сформулировал восточный философ Дерсу-Узала. Он говорил : -« Ты людь, я –– людь, я тебя не трогаю, и ты меня не трогай.» А верить или не верить — в Бога надо, в друзей, в человечество в конце концов. Составители А.Н и А.П.Гавриловы. Москва: 2019 ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена МЕЩЕРСКИЕ СКАЗЫ Матерь пчел. Село Юшта рассположено на левом, глубоко мещерском берегу Оки. Исторически оно сложилось из села Юшта и деревни Муромка. По легенде именно около него упала самая большая часть Синего камня, что нёс Перт по небу, только в отличие от Тырновских жителей, Юштяне его не показывают и не говорят о нем, хотя по словам одного моего знакомого, размером он с человека. Показать полностью. В окрестных селах жителей этого села зовут Бубринами, и из интересных особенностей этого села можно отметить, что хоронят они своих умерших мужиков в повязанных вокруг головы платках. После возрождения церкви и начала отпевания покойников в ней, батюшка пытался бороться с этой традицией, в результате чего покойников в храм заносить перестали, и он был вынужден уступить сельчанам. В этом селе было записано много легенд и преданий, однако один цикл, который мне поведала Матушка (как она сама себя называла) произвел на меня очень глубокое впечатление и отчасти изменил мою жизнь. Я как раз искал по смутным приметам и намёкам синий камень, и пытался перейти вброд одно из озёр вокруг села. Когда на берегу увидел худую фигуру высокой бабушки. — «Ты кто? — -спросила она меня,-людь, али живущий?» Уже зная, что живущими мещерки называют русалок, леших и водяных я заверил её, что я человек… — «Странно, — сказала матушка, — люди тут не ходят». После чего отвернулась, чтобы я смог вылезти и одеться. — «Можно поворачиваться?» -спросила меня она, когда я оделся. — «Да, конечно, бабушка» — сказал я ей. -« Я не бабушка, а матушка», -сказала мне она — «А ты кто?» — «Да так, человек прохожий» -говорю. Представился я ей и сказал, что Синий камень ищу. — « Странно, как ты не потоп, плаваешь поди хорошо?» -«Нет, Матушка, — быстро перестраиваясь после опыта общения с монашествующими, говорю ей, — навовсе плавать не умею. Вот — говорю,-спросил разрешения у живущих в озере сём, потому и не боюсь утопнуть». У моей знакомой сразу вс; встало на место: — « Неужто покон чтишь?» — спросила она как-то странно, сразу переходя на гортанный язык. И не дожидаясь ответа на вопрос, на который не отвечают, добавила.-« Любо, редко кто сейчас к матушкам напрашивается».-Имени моего она не спросила да и я ,зная, что спрашивать имя у знающей не принято, продолжал разговаривать с ней без лишних вопросов. -«Синь камень не сыщешь, нету к нему дороги тут». Что-то подсказало мне, что говорить о нем не следует. -« Ну, значит, не судьба, -говорю. -Сейчас в село пойду и на паром».-Это казалось озадачило мою знакомую, и она села на бережок озера и задала мне вопрос — «А пошто искал-то?» -Вздохнув рассказал ей о музее и изучении этнографии.-« А пошто всё это?» — вновь задала она мне лаконично вопрос. Тут, признаться, меня маленько прорвало: — «Вера, говорю, из мира уходит! Раньше живущие и святые запросто по миру ходили, а теперь…Бросили мир…» — Матушка, а на вид ей лет 75 было, шевелила губами и казалось о чем-то сосредоточено думала. Потом, как бы сочтя меня достойным ответа, сказала : — « Ты живущих-то не вини, знаешь, как Бог создал мир сей из Хаоса, и порядок утвердил, вот с тех пор бьемся и мы и они, чтобы порядок был, трава вот травой, вода водой…, а святые — те же живущие…, суть-то у всех одна». — « Это, говорю, понятно, но за что человека бросили?» — « О, -говорит,-это можно без конца говорить. Уже когда Христа распяли, многие силы и власти от людей отвернулись. Он ведь, Вышний Бог, не только к людям приш;л, но ко всем, кто в мире был…Да сам поди знаешь, что чем больше узнаешь люд;в, тем больше нравятся собаки.» -Последняя фраза настолько диссонировала со всем видом моей знакомой, и тем что она раньше говорила, что я невольно открыл рот глядя на не;. А она усмехнулась, и говорит: -« Не глупей мы, чай, городских дурочек, слыхали кое-чего…». -Признаться, я невольно сравнил е; с теми, с кем сводила меня судьба на пути моих странствий, вспоминая их лица и имена. Тут с матушкой произошла перемена, -« Ладно, извиняй, если чего не так, но уж так оно в жизни . Кто ты я не пойму, но по простому — чё те надо-то?». -« Хочу, говорю, знать историю этой земли, чтобы вновь звучали забытые имена, и люди покон блюли». -Далее моя знакомица меня вновь удивила сказав: — «А давай я тебе расскажу сказку….Уж поможет она тебе или нет, сложно сказать. Много лет назад воевали живущие, те кого хаос изуродовал, и наши, навроде сыны неба, им помогали. Те, что хаос в себя впустили, силу большую имели, и бросали звезды, где-то, говорят, целую землю потопили, а у нас матушки и кто-то из сильных встали и тоже удар приняли, знаешь такое Терехово? Вот на городке ихнем и приняли они бой, молнии метали друг в дружку, в общем от звезды, что в наших бросили, образовалась Мещера. А Вышний Бог запрещал серафимам драться, но когда хаос поглотил царство тридевятое, один не сдержался и весь мир, что хаосом был поражен, махнул к едреней фене. Был он одним из старших серафимов смерти, а за то на него Бог прогневался и на землю сослал простым ангелом работать. Знаешь его поди, Ые звать, серафим с медвежьим лицом… Но про него отдельный сказ. А от звезды упавшей, Мещера образовалась, как яма большая и править ею Вышний Бог определил владычицу небесного пчельника Матушку Ангепатяй, и дана ей была сила вышняя тут. Какая она?… По мне так самая наилучшая, кто-то смертью е; может назвать, она из сил… чином, но она сила рождения после смерти.Смерти ведь нет, есть лишь полет с ветки на ветку древа мирового. Но ежели Матушка Ангепатяй роды не воспримет после смерти, то придет Ые и вс; одно душу выдерет из человека. Только все ведь по-разному мрут, вот скажем убьют кого, того непременно поминать надо, иначе он как спящий будет на свете том, а вот тот, кто сам себя жизни лишит, вс; одно, что сгорит, нет их на свете том… Вообще поминать всех умерших надо по покону, не за деньги как в церкви, грех это…. Сам знаешь… Так вот Матушка Ангепатяй, властительница великого пчельника, а потому Мещера — это страна пчел. А вестником её считалась пчелиная матка, увидишь её — к счастью, раздавишь — к горю…. Говорят, «меш» — это пчела на старом языке . И все как у пчёл в Мещере, одна Ангепатяй главная, а у ней навроде как дочки : Масторава — матушка полей и лугов, Ведьава -матушка вод, Верьава — кровница матушка, Вирьава — лесов матушка, Азорьава — за чадородием и любовью у людёв следит…» — « А мужиков, спрашиваю, неужто среди живущих нет?» -« Почему, — говорит,-но кой-кто из них старый, кто новый. Перт вон люд;в учил, Тор-меч, Ас, Гилдес. Ну и новые совсем есть — Георгий раньше , говорят, в наши места не хаживал, а теперь и тут волков пас;т; Никита — бесов гонитель, да и Матушек много новых в Мещеру пришло, это и Прасковея, и Улита… А Матушка Божия, она всегда была, мы вот говорим «бог», даже я, но это после Вышнего Бога стали как мужика звать, ране он завсегда Матушкой был, даже не у нас тут. А у христиан дал;ких его недаром как Софию изображали.» — « Двоеверие» — говорю. Тут Матушка на меня озлилась: — « Какое может быть двоеверие, башка у тебя одна и мир один…Могут ли в нем разные команды Богов обитать, в месте одном?» -« А в разных?» — говорю. — « В разных и живут разные, кого куда Божья Матушка поместила…, а иные ходют, вон как ты, где надо и не надо, а кто по работе…» — — « Матушка, -прошу я её,- расскажите о великом пчельнике или улье.» -«Человеку,-говорит она, — завсегда трудно духовный мир понять, ибо чем дольше живёт человечество, тем дальше оно от него. Вот разные мудрецы и придумывают сравнения, аки Христос притчи». -« А Вы, я так понимаю, и в Христа веруете?» -спрашиваю я её… Матушка глянула на меня и говорит: — «А ты в солнышко веришь, али луну? Чего перебиваешь меня! Соты видел, они — это отражение порядка, не будет пчёл, миру конец. Не будет матка детей родить, тоже конец. А потом, это сейчас конфеты, вино там всякое, а раньше вкуснее меда и медовухи мало что было, да и польза от них. И это — наше главное золото Мещеры. И вот погляди, человек, что с пчелами, он другой, нормальный он, как правило, главное чтобы не жадный был…Раньше знаешь как говорили, если без договору кто-то мёд свой принесёт в дом — то с ним Бог придет».- Я не удержался и спросил: — « Как отличить Бога от живущего?» -« Ну Бог или Матерь Божья она вообще одна, а дальше — по силе и делу. Если ты кого Богом почитаешь, то никто тебя в том не винит, опять же для мирян, многих живущими можно назвать, а ежели ты Богам служишь, то они уже тебе не живущие, а Боги». — « А как, — говорю, — эта религия называется?» — Засмеялась Матушка и говорит : — « Вс; имена ищешь. …А если никак? Просто мир — вот он, такой мне нравиться. Не хочешь в нем жить, живи в другом; сколько вон народу в города уехали и покон не чтут, хотя там он тот же самый покон…». От разговора и долгого сидения на солнце у меня кружилась голова. Матушка сказала мне : — «Ну—ка, ляг—ка на травку.», — провела у меня по лицу рукой и …. я проснулся. Никого рядом со мной не было, а поскольку часы у меня почему—то встали, я, сломя голову, бросился на паром… Сон ли это был из моих отрывочных познаний и мыслей, или явь…. Вам решать. Составители А.Н и А.П.Гавриловы. Москва: 2019 Источник
Всероссийский конкурс ЧИП 2021. МИР ВОДЫ 3-4 класс (задания и ответы)
Конкурс ЧИП Человек и Природа проходит в школах с 21 октября. Ниже представлены официальные задания и ответы на 3-4 класс. Каждый участник будет выполнять работу в своей школе.
• Приобрести полные задания и ответы ЧИП Купить
Некоторые официальные задания 3-4 класса конкурса ЧИП
1. На каком изображении глобуса выделен Северный Ледовитый океан?
Ответ: Д
2. Какой материк омывается четырьмя океанами?
A) Австралия; Б) Антарктида;
В) Евразия; Г) Северная Америка;
Д) Южная Америка.
Ответ: В
3. Этот океан полностью располагается в Южном полушарии.
A) Южный;
Б) Тихий;
В) Атлантический;
Г) Северный Ледовитый;
Д) Индийский.
Ответ: А
4. На фотографиях — разные события в круговороте воды в природе. На какой фотографии изображено испарение?
Ответ: Д
5. Загадка: «Кругом вода, ас питьём беда». Что это?
А река;
б) море;
В) пруд;
С) водохранилище;
Д) ручей.
Ответ: Б
6. На картинке – один из духов природы в славянской мифологии и герой многих мультфильмов.
А) домовой;
б) водяной;
В) леший;
Г) кикимора;
Д) русалка.
Ответ: Б
7. Самое глубокое озеро Евразии.
A Байкал; Б) Иссык-Куль; В) Ран; Г) Кукунор; Д) Таймыр.
Ответ: А
8. Какая пословица о воде характеризует трудолюбивого и настойчивого человека?
A) Молчит, словно воды в рот набрал.
Б) Он из воды сухой выйдет.
В) Всякая вода берега имеет.
г) под лежачий камень вода не течёт.
Д) Вода и землю точит и камень долбит.
Ответ: Д
9. В любом месте атмосферы всегда есть водяной пар, но его концентрация разная. В каком из этих мест водяного пара в атмосфере больше?
Ответ: Б
10. На фотографии изображён памятник человеку, профессия которого была широко распространена в 19 веке, — петербургскому …
А) пожарному;
Б) водовозу;
А) молочнику;
Г) развозчику кваса;
Д) ассенизатору.
Ответ: Б
11. Большая часть пресной воды на Земле находится в …
Ответ: Д
12. Кто из этих зверей семейства куньих тесно связан с водной средой?
Ответ: Б
13. В стихотворении Сергея Михалкова:
Говорило Море Туче, Отвечала Морю Туча: Той, что ливень пролила:
— Я у всех морей в долгу! — Эй ты, Туча! Что ж ты лучше
И сегодня выпал случай: Места выбрать не могла?
Расплатилась, чем могу! Почему Туча «должна» морям?
A) Не пропускает солнечный свет.
Б) Всегда связана с бурей.
B) Меняет направление морских течений.
Г) Уносит влагу на сушу.
Д) Усиливает их охлаждение.
Ответ: Г
14. Такими словами мы называем выходы подземных вод на поверхность суши, кроме слова …
А) водопад; б) родник; В) гейзер; г) ключ; Д) криница.
Ответ: А
• Приобрести полные задания и ответы ЧИП Купить
Источник
ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’
Команда поиска «НАШли» осуществляет этнографические поездки по нашей Родине, с целью изучения и освещения мудрости народа.
АВТОРСКИЕ ПРАВА.
Показать полностью.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ЭТОЙ ГРУППЫ, персональные данные, фотографии, рисунки, переписка и так далее, являются объектами авторского права (согласно Бернской Конвенции). Для коммерческого использования всех вышеупомянутых объектов авторского права, в каждом конкретном случае, необходимо офицальное разрешение администраторов группы. Если вам понравилась статья или иной материал, защищенный авторскими правами (исключение — репосты из открытых групп), они допускаются к публикации и перепечатке только с указанием источника и ссылки на нашу группу.
✅Login • Instagram
Денис Крапивин
✅Telegram КЛЮЧ И-РИ РУНЫ.
✅Канал YouTube Денис Крапивин:
- Записи сообщества
- Поиск
ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена
Во всех сёлах Мещеры берёза почитаемое дерево, особенно на Троицу. Из берёзы плетут венки для кумления (женского братания), когда одна девушка объявляла другую кумой. Я подозреваю, что этот обычай уходит своими корнями в глубокое прошлое, когда по всей Мещере девушки собирались в особые бойнические воинские) союзы до замужества, чтобы удаль свою показать.
Показать полностью. Оттого часто мы и находим в погребениях мещёрских дев оружие, позволяющее говорить о Мещёрских амазонках времен бытования культуры Рязано-окских могильников 3-7 века нашей эры. Примечательно, что пережитки этого мы видим не только в кумлении, но и в женском сватовстве, дошедшем до наших времён в некоторых селах нашего района, в том числе Тырново. К слову сказать, само название села и протекающая рядом река Тырница так же восходит к воинским традициям и культам, так как «Тыр» или «Тор» в переводе с финно-угорского языка переводиться «меч». Впрочем, наш рассказ будет посвящён не столь древним временам; ходила в середине 90-х к нам в кружок музейный девочка, звали её Таня Киселева и родом она происходила из села Крутицы, что расположено недалеко от Шилово. С детства бабушка её остерегала, мол в лес идёшь, напроситься надо,— «Мол, хозяева лесные, дозвольте грибы или ягоды собрать»,— рассказывала она и про то, что в ручье, каждом кто-то живет, в поле… И про «Марьин утёс», что при впадении речушки Крутицы в Оку расположен. Мол, в Константинове, ближнем селе, у попа дочка была Марья, и случилась у ней любовь с одним из помещичьих сынков, да как часто бывает, обманул он девушку, а та, не вынеся этого, возьми да и утопись с этого утёса… После чего батюшка в ересь впал и стал проповедовать, но это, как говориться, другая история…. Вобщем мир в представлении бабушки Татьяны был густо населен всякими полезными существами, к слову сказать, про леших она не рассказывала. Но пуще всех пугала она свою внучку «девкой березовой». Мол всякого, кто в лесу бедокурит, она наказать может, особливо она не любит тех, кто березы портит. Скажем сок берет без спроса и меры, кору снимает, раня нижний слой и землёй не замазывает. Ещё в девяностые годы жил в Крутицах дед Егор, что слыл местным убогим… А всё от того, что в 70-80-е годы сок брал без меры, его тогда в Шиловском пищекомбинате принимали и консервировали. Так этот Егор считался внештатным сотрудником; доход небольшой, но уж очень любит человек не сеять и пахать, а как-бы ничьё взять…. И чтобы ему за это ничего не было и деньги платили. Егорушка тот по тем временам машину УАЗик имел и выкинув задние сидения, ставил туда бидоны с соком. Потом он прознал, что в аптеку почки можно собирать и для бани веники… Вобщем, добытчик… И вот как-то в лесу ему девчушка встречается, и говорит ему : — «Егорушко, не наглей», — ну первый раз он на неё и внимания не обратил, а она снова из-за деревьев как дразнит его: « не наглей-не наглей» , а он возьми и заматерись на неё…. Тут говорят девчушка та выше самого высокого дерева выросла, схватила Егора за грудки и вверх подняла и давай над лесом крутить. А сама и говорит: — « Ты ежели пень трухлявый в мой лес сунешься, то я тя на дерево посажу…». После чего швырнула его вниз. Бросился Егор к машине, а меж деревьев девка берёзовая… Ну кое- как добежал, смотрит, а машину его на пень как-будто насадил кто…. С тех пор Егор в лес даже за дровами не ходил, покупая уголь в Шилове…
Я забыл эту историю, но вот пару лет назад машина у другого села нашего района слетела с трассы, и с двумя водителями (погибшими) повисла на дереве…. И я даже не связал бы два этих случая, если бы к нам в музей не пришёл некий посетитель, который видел как это происходило….
Дорога там прямая и машина буквально летела по ней, обогнав нашего посетителя, возвращающего с работы. Далее посетитель сказал,-« Хотите верьте, хотите нет, но за машиной бежала огромная женщина в белой рубахе и с развивающимися волосами; догнала машину потерпевших и закинула на дерево…». Между этими рассказами прошло более 20 лет, и я до сих пор не знаю, можно ли их связать или нет… Сам я очень много ходил по лесам, стараясь соблюдать все, что должно и, напротив, не нарушать его, либо… Но проходя берёзовые лески, особенно в буйстве зеленой листвы, нет-нет мне казалось, что параллельно со мной кто-то движется, а сквозь шум листьев слышится то ли чей-то шепот, то ли смех…
Составители А.Н и А.П.Гавриловы.
Москва: 2019
ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена
Специфика сказа в том, что рассказывается он буднично, между делом, для того, чтобы скоротать время, как своего рода анекдоты из жизни. Именно этим он отличается от витиеватой сказки, сказы не рассказывались детям и редко попадали в блокноты этнографов, так как тем «сказки нужны», а сказ — это кусочек пусть и необычной, но реальности, в которую рассказчик верит или хочет поверить.
Показать полностью.
О диких людях или леших мне доводилось слышать не раз, правда чем-то сверхъестественным, как скажем домовых, их не считают. Лубновская бабушка говорила, что годах в 50 поселился у неё такой на чердаке, весь лохматый и в шерсти; ночью спускался с чердака и гонял её по дому пока она не залезала на печку, потом как-то ушёл. Рассказывалось это между воспоминаниями налогов на яблони, и падежа любимой коровы. При этом старушка упорно не считала это существо сверхъестественным… Мол у кого-то осы под подоконником заводятся, а тут вот что. Иногда эти рассказы относятся к нашему времени, так например в 90-е годы один из питомцев нашего музея рассказывал, что поехали они в Ункосово за яблоками, набирают… и видят, что рядышком здоровый двух метровый мужик весь в шерсти, с красными глазами ест яблоки. Тут у них возникло вполне естественное для русского человека желание поймать его для музея, засунув его в багажник. После чего гоминид засунул в багажник их всех по очереди. Замечу, что мужики они были не мелкие, и хотя придумать эту историю могли, но синяки и ссадины у них были самые настоящие, а самое главное — укус нашего воспитанника, который разительно превосходил человеческие размеры.
Основное описание диких людей: короткая прямая шерсть по телу , два метра ростом, красные глаза, покатый лоб и чудовищная сила. В некоторых селах Мещеры, когда молодёжь собиралась «на кулачки», дикие люди выскакивали из лесу и принимали участие в лихих махачках.
Есть рассказы о диких людях, как о насильниках, причем обоего пола в некоторых селах Мещеры до сих пор живут роды, что происходят от лесных людей, но говорить подробней мы о том не будем, так как это еще живые люди, у них есть свои дети, и внуки…
Среди мещ;рских знающих лесные люди почитаются, как старшие. Дескать жили они тут всегда, ещё до нас, с лесом у них связь, травы они ведают, жадных охотников наказывают. Есть предания, что они могут научить человека многому… Так же говорят, что могут они невидимыми быть, а призвать их можно свистом особым. Почему и свистеть просто так нельзя было, а то вдруг…
Простому человеку нельзя было вступать в его след, а знающий, пройдя по его следам мог попасть в «другое место», силу обрести, как колдовскую, так и мужскую и просто богатырём стать.
Признаться, в диких людях есть все черты снежных людей, для меня, как антрополога в них видится отражение последних неандертальцев, останки которых были найдены на территории Мещеры у села Муратово. Что же стоит за рассказами о них? Глубинная историческая память, или некий реликт, который дожил до наших дней, судить не берусь. Ведь иной раз мы не знаем, что видим. Так однажды идя в маршрут в тумане перед нами выступила фигура, тождественная описанию снежных людей, и засвистела нам. Мы засвистели в ответ, было нас человек 6 и мы, конечно, никого не боялись. Мы начали подходить друг к другу ( было это году в 87) и сейчас мне кажется, что были и массивные надбровные дуги и шерсть…но тут с третьей стороны раздался ещё свист и гигантская фигура исчезла тумане, спустилась к Паре и бросилась в холодную августовскую утреннюю воду…А из тумана с другой стороны выбежал проспавший Костя Епихин, который бежал с будильником в руке и свистел… Не верите мне, спросите Костика, Андрея Николаевича, или Шурика Макарова, всех очевидцев я уже и не помню. Поэтому, когда кто-то шибко умный спрашивает, верю ли я в «снежного человека», я всегда говорю , что вера –– это не то понятие, которым его можно определить. Но что-то я и те, кто были тем утром рядом, знаем о нем. Признаться, я встречался со множеством людей, что верят в снежного человека, да простят меня некоторые из них, но многие из них – не от мира сего. Как можно верить в снежного человека, НЛО или леших с русалками? Всегда есть знание и народная традиция,всегда есть. что-то еще. Мир чудесен и удивителен, хотя главный его принцип сформулировал
восточный философ Дерсу-Узала. Он говорил : -« Ты людь, я –– людь, я тебя не трогаю, и ты меня не трогай.» А верить или не верить — в Бога надо, в друзей, в человечество в конце концов.
Составители А.Н и А.П.Гавриловы.
Москва: 2019
ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена
ЧЕТЫРЕ ВОДЫ / Команда поиска ‘’НАШли’’ запись закреплена
МЕЩЕРСКИЕ СКАЗЫ
Матерь пчел.
Село Юшта рассположено на левом, глубоко мещерском берегу Оки. Исторически оно сложилось из села Юшта и деревни Муромка. По легенде именно около него упала самая большая часть Синего камня, что нёс Перт по небу, только в отличие от Тырновских жителей, Юштяне его не показывают и не говорят о нем, хотя по словам одного моего знакомого, размером он с человека.
Показать полностью. В окрестных селах жителей этого села зовут Бубринами, и из интересных особенностей этого села можно отметить, что хоронят они своих умерших мужиков в повязанных вокруг головы платках. После возрождения церкви и начала отпевания покойников в ней, батюшка пытался бороться с этой традицией, в результате чего покойников в храм заносить перестали, и он был вынужден уступить сельчанам. В этом селе было записано много легенд и преданий, однако один цикл, который мне поведала Матушка (как она сама себя называла) произвел на меня очень глубокое впечатление и отчасти изменил мою жизнь. Я как раз искал по смутным приметам и намёкам синий камень, и пытался перейти вброд одно из озёр вокруг села. Когда на берегу увидел худую фигуру высокой бабушки. — «Ты кто? — -спросила она меня,-людь, али живущий?» Уже зная, что живущими мещерки называют русалок, леших и водяных я заверил её, что я человек… — «Странно, — сказала
матушка, — люди тут не ходят». После чего отвернулась, чтобы я смог вылезти и одеться. — «Можно поворачиваться?» -спросила меня она, когда я оделся. — «Да, конечно, бабушка» — сказал я ей. -« Я не бабушка, а матушка», -сказала мне она — «А ты кто?» — «Да так, человек прохожий» -говорю. Представился я ей и сказал, что Синий камень ищу. — « Странно, как ты не потоп, плаваешь поди хорошо?» -«Нет, Матушка, — быстро перестраиваясь после опыта общения с монашествующими, говорю ей, — навовсе плавать не умею. Вот — говорю,-спросил разрешения у живущих в озере сём, потому и не боюсь утопнуть». У моей знакомой сразу вс; встало на место: — « Неужто покон чтишь?» — спросила она как-то странно, сразу переходя на гортанный язык. И не дожидаясь ответа на вопрос, на который не отвечают, добавила.-« Любо, редко кто сейчас к матушкам напрашивается».-Имени моего она не спросила да и я ,зная, что спрашивать имя у знающей не принято, продолжал разговаривать с ней без лишних вопросов. -«Синь камень не сыщешь, нету к нему дороги тут». Что-то подсказало мне, что говорить о нем не следует. -« Ну, значит, не судьба, -говорю. -Сейчас в село пойду и на паром».-Это казалось озадачило мою знакомую, и она села на бережок озера и задала мне вопрос — «А пошто искал-то?» -Вздохнув рассказал ей о музее и изучении этнографии.-« А пошто всё это?» — вновь задала она мне лаконично вопрос. Тут, признаться, меня маленько прорвало: — «Вера, говорю, из мира уходит! Раньше живущие и святые запросто по миру ходили, а теперь…Бросили мир…» — Матушка, а на вид ей лет 75 было, шевелила губами и казалось о чем-то сосредоточено думала. Потом, как бы сочтя меня достойным ответа, сказала : — « Ты живущих-то не вини, знаешь, как Бог создал мир сей из Хаоса, и порядок утвердил, вот с тех пор бьемся и мы и они, чтобы порядок был, трава вот травой, вода водой…, а святые — те же живущие…, суть-то у всех одна». — « Это, говорю, понятно, но за что человека бросили?» — « О, -говорит,-это можно без конца говорить. Уже когда Христа распяли, многие силы и власти от людей отвернулись. Он ведь, Вышний Бог, не только к людям приш;л, но ко всем, кто в мире был…Да сам поди знаешь, что чем больше узнаешь люд;в, тем больше нравятся собаки.» -Последняя фраза настолько диссонировала со всем видом моей знакомой, и тем что она раньше говорила, что я невольно открыл рот глядя на не;. А она усмехнулась, и говорит: -« Не глупей мы, чай, городских дурочек, слыхали кое-чего…». -Признаться, я невольно сравнил е; с теми, с кем сводила меня судьба на пути моих странствий, вспоминая их лица и имена. Тут с матушкой произошла перемена, -« Ладно, извиняй, если чего не так, но уж так оно в жизни . Кто ты я не пойму, но по простому — чё те надо-то?». -« Хочу, говорю, знать историю этой земли, чтобы вновь звучали забытые имена, и люди покон блюли». -Далее моя знакомица меня вновь удивила сказав: — «А давай я тебе расскажу сказку….Уж поможет она тебе или нет, сложно сказать. Много лет назад воевали живущие, те кого хаос изуродовал, и наши, навроде сыны неба, им помогали. Те, что хаос в себя впустили, силу большую имели, и бросали звезды, где-то, говорят, целую землю потопили, а у нас матушки и кто-то из сильных встали и тоже удар приняли, знаешь такое Терехово? Вот на городке ихнем и приняли они бой, молнии метали друг в дружку, в общем от звезды, что в наших бросили, образовалась Мещера. А Вышний Бог запрещал серафимам драться, но когда хаос поглотил царство тридевятое, один не сдержался и весь мир, что хаосом был поражен, махнул к едреней фене. Был он одним из старших серафимов смерти, а за то на него Бог прогневался и на землю сослал простым ангелом работать. Знаешь его поди, Ые звать, серафим с медвежьим лицом… Но про него отдельный сказ. А от звезды упавшей, Мещера образовалась, как яма большая и
править ею Вышний Бог определил владычицу небесного пчельника Матушку Ангепатяй, и дана ей была сила вышняя тут. Какая она?… По мне так самая наилучшая, кто-то смертью е; может назвать, она из сил… чином, но она сила рождения после смерти.Смерти ведь нет, есть лишь полет с ветки на ветку древа мирового. Но ежели Матушка Ангепатяй роды не воспримет после смерти, то придет Ые и вс; одно душу выдерет из человека. Только все ведь по-разному мрут, вот скажем убьют кого, того непременно поминать надо, иначе он как спящий будет на свете том, а вот тот, кто сам себя жизни лишит, вс; одно, что сгорит, нет их на свете том… Вообще поминать всех умерших надо по покону, не за деньги как в церкви, грех это…. Сам знаешь… Так вот Матушка Ангепатяй, властительница великого пчельника, а потому Мещера — это страна пчел. А вестником её считалась пчелиная матка, увидишь её — к счастью, раздавишь — к горю…. Говорят, «меш» — это пчела на старом языке . И все как у пчёл в Мещере, одна Ангепатяй главная, а у ней навроде как дочки : Масторава — матушка полей и лугов, Ведьава -матушка вод, Верьава — кровница матушка, Вирьава — лесов матушка, Азорьава — за чадородием и любовью у людёв следит…» — « А мужиков, спрашиваю, неужто среди живущих нет?» -« Почему, — говорит,-но кой-кто из них старый, кто новый. Перт вон люд;в учил, Тор-меч, Ас, Гилдес. Ну и новые совсем есть — Георгий раньше , говорят, в наши места не хаживал, а теперь и тут волков пас;т; Никита — бесов гонитель, да и Матушек много новых в Мещеру пришло, это и Прасковея, и Улита… А Матушка Божия, она всегда была, мы вот говорим «бог», даже я, но это после Вышнего Бога стали как мужика звать, ране он завсегда Матушкой был, даже не у нас тут. А у христиан дал;ких его недаром как Софию изображали.» — « Двоеверие» — говорю. Тут Матушка на меня озлилась: — « Какое может быть двоеверие, башка у тебя одна и мир один…Могут ли в нем разные команды Богов обитать, в месте одном?» -« А в разных?» — говорю. — « В разных и живут разные, кого куда Божья Матушка поместила…, а иные ходют, вон как ты, где надо и не надо, а кто по работе…» —
— « Матушка, -прошу я её,- расскажите о великом пчельнике или улье.» -«Человеку,-говорит она, — завсегда трудно духовный мир понять, ибо чем дольше живёт человечество, тем дальше оно от него. Вот разные мудрецы и придумывают сравнения, аки Христос притчи». -« А Вы, я так понимаю, и в Христа веруете?» -спрашиваю я её… Матушка глянула на меня и говорит: — «А ты в солнышко веришь, али луну? Чего перебиваешь меня! Соты видел, они — это отражение порядка, не будет пчёл, миру конец. Не будет матка детей родить, тоже конец. А потом, это сейчас конфеты, вино там всякое, а раньше вкуснее меда и медовухи мало что было, да и польза от них. И это — наше главное золото Мещеры. И вот погляди, человек, что с пчелами, он другой, нормальный он, как правило, главное чтобы не жадный был…Раньше знаешь как говорили, если без договору кто-то мёд свой принесёт в дом — то с ним Бог придет».- Я не удержался и спросил: — « Как отличить Бога от живущего?» -« Ну Бог или Матерь Божья она вообще одна, а дальше — по силе и делу. Если ты кого Богом почитаешь, то никто тебя в том не винит, опять же для мирян, многих живущими можно назвать, а ежели ты Богам служишь, то они уже тебе не живущие, а Боги». — « А как, — говорю, — эта религия называется?» — Засмеялась Матушка и говорит : — « Вс; имена ищешь. …А если никак? Просто мир — вот он, такой мне нравиться. Не хочешь в нем жить, живи в другом; сколько вон народу в города уехали и покон не чтут, хотя там он тот же самый покон…». От разговора и долгого сидения на солнце у меня кружилась голова. Матушка сказала мне : — «Ну—ка, ляг—ка на травку.», — провела у меня по лицу рукой и …. я проснулся. Никого рядом со мной не было, а поскольку часы у меня почему—то
встали, я, сломя голову, бросился на паром… Сон ли это был из моих отрывочных познаний и мыслей, или явь…. Вам решать.
Составители А.Н и А.П.Гавриловы.
Москва: 2019
Источник