Глиняные горшки с водой это прообраз чего

Глиняные горшки – прошлое или настоящее?

Сколько ни производит современная промышленность приспособлений для приготовления пищи, а глиняные горшки как были, так и остаются атрибутом кухни продвинутых домохозяек. Почему продвинутых? Да потому, что нет ничего более проверенного временем, чем польза от еды, приготовленной по традиционным рецептам в глиняном горшочке.

Наши предки, пусть и вынужденно, но знали толк в «правильной» еде. Мясо, овощи или рыба, приготовленные в глиняных горшках, сохраняют свои полезные свойства гораздо лучше, чем поджаренные на сковородке или сваренные в железной кастрюле. В горшочке мясо «томится», оно становится удивительно мягким и сочным. Готовить овощи и диетическое мясо в горшочках рекомендуется людям с лишним весом, так как в горшочках можно готовить без добавления масла. После приготовления, если блюдо сделано порционно, но не было употреблено в пищу сразу, то его можно хранить в холодильнике и снова разогревать прямо в горшке. При этом максимум полезного, что было в пище, сохраняется.

У горшочков есть некоторые особенности эксплуатации, которые, скорее всего, и пугают многих занятых современных тружеников, относящих глиняные горшки к экзотике прошлого. Например, нужно помнить, что ставить холодный горшочек в жаркую печь или нагретую духовку ни в коем случае нельзя, он может лопнуть! Холодный горшочек нужно разогревать вместе с духовкой.

Новый глиняный горшок лучше всего отмочить в воде пару часов перед первым использованием, чтобы он «набух», то есть поры глины забились водой, горшочек стал непротекаемым. В деревнях для достижения герметичности хозяйки обваривали горшочки молоком, остатки которого точно так же оседали в порах глины. Современные крупные производители покрывают горшки специальными глазурями, а мелкие гончарные мастерские зачастую пользуются «дедовским» методом – обваркой молоком. При этом на светлом горшочке могут появиться красивые темные разводы, которые служат ему декором.

Читайте также:  Как воду очистить кремнием

Также нужно помнить, что глина сильно впитывает запахи, а значит, лучше всего готовить в горшочках однотипные блюда, например, в отдельных горшочках – мясные, в отдельных – рыбные и т.п. Если соблюдать эти нехитрые правила, то приготовление еды в горшочках доставит Вам только удовольствие.

Кроме выполнения практических функций, глиняные горшки служат также украшением современной кухни, да и не только кухни. Горшочки на полке создают уют даже в самом минималистичном интерьере. Для очень современных интерьеров подойдут дизайнерские горшочки, а для традиционного лучше выбрать простые горшки, с минимальной росписью или даже вообще без декора. Ведь сама по себе глина удивительно теплый и «уютный» материал, она несет в Ваш дом простую, невычурную, красоту.

А красота в прошлое не уходит!

Фото с сайта www.kuzaranda.ru

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Конспект занятия «История глиняной посуды»

Елена Павлик
Конспект занятия «История глиняной посуды»

«История глиняной посуды»

Цель: Рассказать детям об истории глиняной посуды, (керамике, учить их обследуя вещи из керамики, выделять еёсвойства: водонепроницаемая, непрозрачная, покрытая глазурью, блестит, бывает разного цвета, распадается на куски от удара.

Давным – давно, тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто — то взял в руки глину и заметил, что она мягкая и податливая. Что хочешь делай из неё. И человек вылепил горшок.

Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались. Прошло ещё много времени, может быть, целые столетия и люди додумались обжигать из на огне.

Очень бережно относились в давние времена к простому глиняному горшку. Его почитали и берегли, как самое дорогое. А почему, ребята, как вы думаете? Для чего нужна посуда?

— Чтобы кушать, пить, готовить еду.

— Да, ребята, в горшках готовили еду, хранили воду, продукты (зерно, мясо, овощи). В то далёкое время люди не придумали ещё, как делать стекло или металл.

— Давайте мы с вами посмотрим на эту глину. Какого она цвета?

— А на что она похожа? На твёрдый песок.

— А теперь я доливаю воды. Какая она стала?

Глина стала мягкая, легко лепится в руках. Похожа — на пластилин.

— Хорошо ребята, а если я возьму маленький кусочек и опущу в воду, что случится с глиной? Она растворилась и окрасила воду в коричневый цвет. А теперь я опущу в воду кусочек (осколок) от блюдца, что с ним случилось?

— Он не растворится, а останется таким же, как и был. А вода останется прозрачной.

— Вот видите ребята, глина может, из твёрдой становиться мягкой, раствориться в воде, окрашивать воду в коричневый цвет. А вот кусочек от блюдца остался таким же, потому что вся посуда и все предметы из глины обжигаются в печи для прочности.

Глина, дети, находится в разных местах нашей страны. И там где много глины строят заводы и делают много разных вещей.

— Давайте очень внимательно рассмотрим нашу выставку. Что вы здесь видите?

— Разные вещи: вазы, чашки, кружки, блюдца, тарелки, горшки для цветов, фигурки животных.

— Из чего сделаны все эти вещи?

— Из глины. Какие они? Красивые, блестящие, гладенькие, цветные, разные. — Возьмите по одному предмету в руки.

— Какого они цвета?

— Белые, коричневые, цветные.

— А если я налью воду в чашку, можно её увидеть? – Нет.

— Значит керамическая посуда не прозрачная. И ещё не пропускает воду.

— Значит посуда из керамики водонепроницаемая.

— Давайте повторим: не прозрачная, водонепроницаемая.

— Молодцы. А теперь потрогайте руками поверхность вазы и цветочного горшка. Чем они отличаются?

— Ваза гладкая, блестящая, а цветочный горшок шершавый.

— Да, ребята, ваза, блюдца, тарелки, чашки покрыты глазурью, а цветочный горшок нет.

— А что ещё вы видите на керамических вещах?

— Рисунки. А для чего они сделаны? Для красоты.

— Да, дети, люди стали не просто лепить посуду, но и разукрашивать её, украшать лепниной, чтобы все смотрели и радовались красивыми узорами.

— А теперь посмотрите сюда, ребята. Что вы видите?

— У чашки нет ручки. Блюдечко раскололось на две части. А почему, что случилось? С посудой обращались неосторожно и она разбилась. Какой можно сделать вывод? Глиняная посуда бьётся.

А теперь посмотрите сюда. Ребята. Что вы видите?

У чашки нет ручки. Блюдечко раскололось на две части. А почему это случилось? С посудой обращались неосторожно и она разбилась.

Какой можно сделать вывод? Глиняная посуда бьётся. Поэтому дежурным надо быть очень осторожными и аккуратными.

-А теперь, пусть кто – нибудь из вас постучит карандашиком по вазе. Что слышится?

-Керамическая посуда. Как и стеклянная издаёт методичный звук. Ребята, понравилась вам наша выставка? А что больше всего понравилось Ване, Мише, Насте и т. д.? Ответы детей.

-Ребята, сегодня мы познакомились с глиной, глиняной посудой.

-Какая она? Блестящая, красивая. Непрозрачная, водонепроницаемая, бьющаяся.

-А теперь скажите, кто делает эту посуду, все эти красивые вещи? Люди.

-А как их называют – гончарами. Повторите.

-А как называют людей, которые разрисовывают эти вещи – художники. Повторите.

-А как называют людей, что продают всё это – продавцы. Повторите.

-Ребята, а давайте и мы с вами попробуем вылепить что – то, что вам больше понравилось и сделаем выставку.

Дети лепят по желанию, после окончания лепки, работы выставляют на подставку.

Конспект занятия «История открытки» Конспект занятия : «История открытки» Задачи: 1. Знакомить детей с открытками, как носителями исторической информации. 2. Объеденить всех.

Конспект занятия «Осенняя история» Цель: Систематизировать знания детей об осени, сезонных изменениях в природе, свойствах воздуха в процессе познавательно – исследовательской.

Интегрированная НОД «История происхождения посуды» (средняя группа) Интегрированное НОД на тему «История происхождения посуды» (художественно-эстетическое развитие и познание, средняя группа Цель:Познакомить.

Конспект занятия «История развития огня» «История развития огня». Задачи. -уточнить знания детей о жизни древнего человека; -формировать понимание того, что человек умеет трудиться.

Конспект занятия «История нашего города» Воспитательное мероприятие на нравственно-патриотическую тему: «История нашего города». Дата: 19.11.2016. Место проведения: ЦДТ «Радуга».

Конспект занятия «История возникновения посуды» История возникновения посуды. Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о посуде. Давайте рассмотрим какая бывает посуда.

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление глиняной игрушки «Зайка» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Методическая разработка мастер-класса «Изготовление.

Конспект занятия «Описание посуды» (средняя группа) Средняя группа. Описание посуды. Задачи: -учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды. -учить сравнивать различные.

Праздник глиняной игрушки (конспект занятия по работе с глиной) Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Велижский Дом детского творчества Смоленской области.

Занятие студии народной глиняной игрушки: «Сорока-белобока» Подготовительная группа студии народной глиняной игрушки «Сказка». Занятие по лепке из глины: «Сорока-белобока». Цель: Познакомить детей.

Источник

Глиняные горшки с водой это прообраз чего

К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛИНЯНОЙ ПОСУДЫ У ЛЮДЕЙ КАМЕННОГО ВЕКА

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Обоснование выбора темы. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» были найдены два заброшенных гнезда дроздов – рябинников. Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц?

Нам показалась интересной перспектива сравнения творений человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, что все величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления первой посуды.

Актуальность:Известный ученый, археолог, возглавлявший в 1941-46 гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным.

Целью данного исследования является выдвижение гипотезы об изготовлении первых глиняных сосудов древними людьми каменного века.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

изучение истории керамики;

поиск доказательств для выдвижения гипотезы.

Новизнаработы состоит в том, что подобное сравнение производится впервые.

Глава 1. Гнездо дрозда и первые горшки

С 2002 года под руководством член-корреспондента РАН, д.б.н., профессора Соломонова Н.Г. в нашей школе каждое лето работает научно-исследовательская экспедиция школьников «Эллэйада». Исследовательская работа ведется по направлениям: ботаника, зоология, орнитология, палеонтология, история, этнография и археология. Например, мы – участники археологического отряда, исследуем и изучаем археологические объекты – писаницы и стоянки древних людей на территории нашего улуса, изучаем древнюю историю нашего края. Мы проводим подъемный сбор, находим артефакты, хранящие много тайн — каменные орудия и фрагменты керамики. Все наши находки передаем в Музей археологии и этнографии СВФУ, его сотрудники помогают нам в определении собранного материала.

Летом экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда (Прил.1). Дрозды – широко распространенный вид, обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии.

Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм – 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной.Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть.

Найденные гнезда удивительно напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, самый первый человек, который сделал самую первую посуду, позаимствовал эту идею у птиц?

Какими были древние глиняные горшки, известно по многочисленным археологическим находкам. Мы с удивлением узнали, что наиболее древние, относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Почему первая на земле посуда имела такой вид? Вполне вероятно, что древние люди придали ей определенную форму в результате какого-то опыта и наблюдения.

На что обращал внимание в первую очередь древний человек в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших его предметов и их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно — птичьи гнезда, в которых накапливается вода.

Ведь плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала – глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Таким образом, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной (Докерамический неолит, субнеолитическая эпоха). Этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам.

Глава 2. Из истории керамики

Известно, что «не боги горшки обжигают». Керамическое производство относится к числу самых древних на земле. Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до камнеподобного состояния. Пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего существования — в эпоху палеолита. Люди каменного века применяли для пользования природные материалы, находящиеся всегда под рукой, в том числе и глину. Когда человек обнаружил пластичность глины и научился ее обрабатывать, он начал изготавливать посуду. Когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и термостойкость? Гончарство – производство посуды из обожженной глины развилось в начале неолита. Это стало одним из важнейших достижений человеческой цивилизации.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись различные минеральные добавки. Изделия каменного века обжигались сначала на кострах, позднее появились специальные обжигательные печи. Как доказано учеными, первыми гончарами были женщины, что вполне понятно, ведь мужчины были добытчиками и пропадали на охоте.

Таким образом, пластичность глин человек обнаружил еще на заре своего развития, в эпоху палеолита. А когда же появился обжиг, придающий глиняной массе камнеподобие, водоустойчивость и термостойкость? Как было принято в научном мире до 80-х гг. XX века, обжиг стал применяться человеком только в раннем неолите. Но известно, что впервые древнейшяя на тот момент керамика в мире была обнаружена исследователем древней и средневековой истории Дальнего Востока Виталием Егоровичем Медведевым (учеником Окладникова А.П.) в 1975, 1980 годах на памятнике Гася на нижнем Амуре, в слое так называемой осиповской мезолитической культуры (8-12 тыс. лет). Были найдены фрагмент рыхлой, толстой, не похожей на неолитическую, керамики и на глубине 2 м. 20 см. — целый сплюснутый сосуд, который за тысячелетия стал рыхлым и мягким, как пластилин. Керамика слабо обожженная, температурный режим обжига специалистами был определен в максимум 350 градусов. Анализ угля, в котором залегал сосуд, показал дату в 12960 лет. До этой находки древнейшей считалась керамика раннего неолита возрастом в 7 тыс. лет. Позже, в 1980-90-ые годы, подобную раннюю керамику нашли в Японии и Китае, и эти находки подтвердили факт, что обжиг глиняной посуды применялся уже в эпоху мезолита!

Глава 3. Начало и техника изготовления глиняной посуды в Якутии

На территории Якутии начало изготовления глиняных изделий в виде сосудов относится к 4 тысячелетию до нашей эры, первыми гончарами были носители сыалахской культуры.

Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным. Единого мнения об изготовлении сетчатой керамики у археологов нет. Это объясняется, по-видимому, тем, что сетчатой называют керамику, изготовленную разными способами. Существует несколько различных гипотез. Согласно одной из них, сетчатая керамика изготовлялась при помощи сетки – плетенки, внутри которой вылеплялся сосуд, а затем, при обжиге, сетка выгорала, оставляя рифленые отпечатки в виде узелков нити (Мочанов, 1969. с.160). Другая версия гласит о том, что сетчатая керамика изготовлялась методом выколачивания (Воробьев, 1999. с. 69). Кроме перечисленных способов, упоминается также метод кольцевого налепа (Алексеев, 1969. с.46; Воробьев, 1999. с. 67-68). При изготовлении сосуда этим методом тонкие полоски глиняного теста налеплялись спирально (или кольцами). Известный ученый, археолог, возглавлявший в 1941-46 гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использовались дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой.

Неолит Якутии в эволюционном развитии последовательно прошел через три этапа: ранний, средний и поздний. Глиняные сосуды раннего неолита имели усеченную яйцевидную форму. Гончарного круга еще не было. Посуду лепили руками. Сначала готовили раствор глины, куда в определенной пропорции добавляли отощители: песок, мелкий гравий, шамот (измельченная обожженная глина), дресву (мелкий щебень). Отощители уменьшают воздушную осадку, изменяют влагопроводность, повышают термостойкость. Сосуды, сделанные из отощенной глины, не трескаются при обжиге. Технический орнамент на керамике является своеобразным индикатором, и по способу орнаментации той или иной керамики можно с уверенностью определять принадлежность ее к какой-либо археологической культуре.

Глава 4. Текстильное производство древних людей

Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Хорошо известно создание гнезд и жилищ некоторыми животными с использованием приемов простейшего плетения.

Согласно этнографическим источникам в традиционных хозяйствах в числе различных емкостей из органических материалов животного и растительного происхождения широко распространены разнообразные плетеные контейнеры. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были известны простейшие приемы плетения корзин, матов, сетей.

В номенклатуре материальной культуры эта отрасль занятий получила название «текстильное производство» — собирательный термин, обозначающий получение изделий из волокна: плетение, изготовление нитей, тканей, изготовление из них различных предметов.Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита. Керамика стала одним из важнейших источников, дающих информацию по различным аспектам жизни и деятельности человеческих социумов в древности, в том числе и по производству текстиля. Основой этого явилось одно из главных свойств обожженной глины — сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии.

Наиболее древние свидетельства существования этой технологии демонстрируют материалы европейских палеолитических памятников — Дольни Вестонице, Павлов (Чехия) и Костенки (Россия), имеющих возраст 22—26 тыс. лет назад. В Дольни Вестонице обнаружен фрагмент глиняного изделия, на котором заметен оттиск плетеного изделия. В Костенках встречен обломок глиняного артефакта с оттисками плетения, который интерпретируется как фрагмент сосуда, изготовленного из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Археологические материалы с территории России, документирующие существование плетения и изготовления текстиля, представлены широко. В дальневосточном регионе России (Приморье и Приамурье) археологические источники по изготовлению текстиля дают свидетельства знакомства с этим видом деятельности с рубежа позднего плейстоцена — раннего голоцена до средневековья. Одним из основных источников являются керамические изделия с орнаментами, имитирующими плетение, или с оттисками текстиля. Исследования древней керамики на Востоке Евразии показывают, что оттиски шнура и плетеных конструкций в этом регионе появились достаточно рано. На территории Китая, Японии, Приморья и Приамурья наиболее ранние изделия с такого рода оттисками датируются временем 12—9 тыс. лет назад. Результаты изучения этой керамики американскими и российскими исследователями позволили идентифицировать их как негативы плетеных шаблонов, имевших сетчатую структуру. В целом ранний этап технологии плетения в дальневосточном регионе, документированный археологическими материалами, представлен лишь несколькими видами изделий: плетеными шаблонами и сетчатыми формами, используемыми для изготовления керамических сосудов.

Впервые предположение о существовании в неолите Якутии текстильной керамики было высказано А.П. Окладниковым при рассмотрении им керамического материала со стоянок Куллаты и Малая Мунку. Судя по описаниям, видно, что текстильной исследователь назвал различную по характеру изготовления керамику. В большинстве случаев, таким термином им была охарактеризована шнуровая керамика, но в некоторых случаях и сетчатая. Разновидность керамики с отпечатками «полос ткани» на керамике, имеющими равнозначные вертикальную и горизонтальную направленность, А.П. Окладников также отнес к текстильной. На стоянке Малая Мунку в Олёкминском районе им были обнаружены черепки сосудов, на поверхности которых сохранились «оттиски настоящей ткани», то есть на внешней поверхности черепков отмечался технический орнамент в виде рельефных отпечатков ткани, которую, как считает А.П. Окладников, местные племена могли изготовить из дикорастущих текстильных растений, таких, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Оформилась и укоренилась схема, согласно которой, в раннем неолите Якутии бытовала исключительно сетчатая керамика, в среднем – шнуровая, вафельная и рубчатая.

Что касается шнуровой керамики, то здесь также отмечаются вариации. Собственно шнуровая керамика наиболее часто встречается на поселениях и стоянках белькачинской культуры. Сосуды обработаны шнуровым техническим орнаментом, чаще всего, либо вертикальной, либо диагональной направленности. Размеры витого шнура различны, но принцип нанесения был, по видимости, единым – посредством лопаточки с обмотанным на неё шнуром. Второй тип менее распространён. Его образцы встречены на стоянках Белькачи I, слои IV-V, Куллаты и ХороI. Этот тип характеризуется наличием разнонаправленных линий: очень тонких и глубоких горизонтальных, идущих параллельно плоскости сосуда, и широких глубоких линий, направленных от венчика к днищу. Такой орнамент мог быть нанесён горизонтальной рубчатой лопаткой, последующим проведением вертикальных кривых палочкой с затупленным округлым концом. Возможен также вариант изготовления каркаса из прутиков, где нижние концы связывались в одной точке, а верхняя часть расходилась. Снаружи пруты обвязывались тонкими нитями или верёвочками. Внутрь каркаса укладывалась глиняная масса, и сосуд вылеплялся внутри него. После этого, на поверхности оставались вертикальные вдавления от прутиков и горизонтальные – от нитей или верёвочек. Возможно, что наличие на белькачинских сосудах шиповидного днища обусловлено именно спецификой такого технологического приема.

Таким образом, имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики — с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение.

Основные тенденции и этапы развития и в дальневосточном регионе России во многом совпадают с аналогичными процессами в восточных регионах Евразии. Наиболее ранние свидетельства взаимодействия керамического и текстильного производства, связанные с оттисками текстиля на керамических изделиях, отмечены в памятниках, датированных ранее 10 тыс лет назад на территории Японии, Китая, Кореи, Приамурья. Наиболее широкое распространение «веревочные» и «шнуровые» орнаменты получили в неолите, особенно в Японии, где весь неолитический период получил название «дземон», что означает «веревка». Этнографические данные показывают широкий спектр применения плетения в повседневной жизни. В первую очередь, это изготовление разнообразных тарных контейнеров: корзин, коробов, сумок и т.д. Археологическая керамика, украшенная орнаментами по мотиву плетения, свидетельствует о том же, отражая, по-видимому, период, когда функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Совершенствование обработки и использование новых видов сырья, переход к новым технологиям производства привели к появлению текстиля улучшенного качества, которое позволило использовать его не только на сугубо хозяйственные цели, но и для нужд самого человека.

Заключение

При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми глиняных изделий мы пришли к следующим выводам:

Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире.

Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая – это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной.

Получать документальные свидетельства существования технологии изготовления текстиля в древности стало возможным лишь с началом активного освоения человеком глины и огня, которое фиксируется в конце нижнего палеолита, т.к. одно из главных свойств обожженной глины — сохранение деформаций, полученных в сыром пластичном состоянии.

Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам.

Эти выводы позволяют нам предложить гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей.

Литература

1. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. – Новосибирск, 1996.

2. Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», 1996.

3. Окладников А.П. История Якутии. М-Л., 1955. Т. 1.

4. Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», 2007.

5. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик, 2005.

6. Статья «Удачи археолога Медведева»- г-та «Наука в Сибири» СО РАН, №44 (3 ноября 2011 г.).

К вопросу возникновения глиняной посуды в каменном веке

(Тезисы к докладу)

Елизаров Егор, ученик 8 класса МБОУ-Ойская СОШ Хангаласского улуса, рук-ль: Иванова С.П., учитель истории

Актуальность: Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что определенные элементы плетения появились еще в животном мире. Наиболее древние, относящиеся к палеолиту и насчитывающие около 30-ти тысяч лет артефакты, были изготовлены из плетеного каркаса, обмазанного глиной. Не исключено, что люди изобрели такую форму в результате какого-то опыта и наблюдения.

Известный ученый, археолог, возглавлявший в 1941-46 гг. археологическую экспедицию на Средней Лене, А.П. Окладников считал, что в основе глиняных изделий могли использоваться дикорастущие текстильные растения, такие, как крапива или лён. Вопрос о методике изготовления такой керамики, к сожалению, исследователем рассмотрен не был. В дальнейшем, эта гипотеза не получила своего подтверждения, а в трудах последователей Окладникова текстильную керамику отнесли к разряду шнуровой или сетчатой. Вопрос о методике изготовления древнейшей в Якутии сетчатой керамики на сегодняшний день остается не решенным.

Обоснование. Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников «Эллэйада» осенью 2011 года в местности Куталаах были найдены два заброшенных гнезда дроздов – рябинников (чаччыгыныар), удивительно похожих на древние глиняные горшки. Нам показалась интересной перспектива сравнения творений человека и птиц. Ведь идея рождает гипотезу! Учитывая, чтовсе величайшие изобретения древности имели аналоги в природе, мы считаем возможным предложить в данной работе свою версию появления самой первой глиняной посуды.

Гнезда дроздов и первые горшки

Во время прохождения орнитологического маршрута экспедицией школьников были найдены два заброшенных гнезда дрозда-рябинника. Гнезда имеют чашеобразную форму, толщину стенок 8 мм – 1 см. Сделаны из сухих стеблей травы, края и внутренняя часть очень прочно сцементированы землей и глиной. Эту смесь при постройке птица смачивает клейкой слюной.Внутренняя подстилка мягкая, из размочаленных древесных волокон и стебельков. Для того, чтобы полностью построить и обработать гнездо, у дрозда уходит около 5 дней. В течение следующего дня гнездо должно просохнуть. Дрозды обитают на территории России в лесах Кавказа, в Сибири до озера Байкал. На зимовку птицы улетают в Западную и Южную Европу, в Северную Африку, в восточные районы Малой Азии и на запад Передней Азии.

Найденные гнезда удивительным образом напоминали глиняные горшки, и этот факт натолкнул нас на мысль: может, действительно, человек, который сделал самую первую посуду в мире, позаимствовал эту идею у птиц?

На что обращали внимание в первую очередь древние люди в процессе познания окружающего мира? Вероятно, вначале на формы окружавших их предметов и позднее, на их свойства! Например, большое дерево, на которое можно забраться, или глубокая пещера, в которой можно спрятаться, или камень и палка, удобные для держания, и, вполне вероятно — птичьи гнезда, обмазанные землей и глиной, в которых накапливается вода.

Плетеные шаблоны и каркасы в качестве тары появились в эпоху палеолита. Потом человек научился делать емкости из легкодоступного пластичного материала – глины. Из мягкой глины можно вылепить любую форму, но без обжига она будет хрупкой, поэтому первоначально каркас был нужен для того, чтобы держать форму. Итак, сначала, до появления обжига, человек научился плести контейнеры из растительных волокон, потом стал обмазывать их глиной. Вполне вероятно, этой технологии он мог научиться, подражая птичьим гнездам, которые устроены точно таким же образом. Кстати, технология обжига, т.е. гончарство, могло появиться совершенно случайно, когда обмазанная глиной тростниковая посуда попала в огонь.

При изучении археологических данных об изготовлении древними людьми глиняных изделий мы пришли к следующим выводам:

1. Изготовление плетеных изделий и текстиля — одно из древнейших широко распространенных занятий, которое развивалось вместе с человеком. Интересно отметить, что некоторые животные и птицы создают гнезда и жилища с использованием приемов простейшего плетения. Определенные элементы плетения люди могли заимствовать в животном мире.

2. Известно, что уже в эпоху палеолита в обществе охотников, собирателей и рыболовов были широко распространены разнообразные плетеные контейнеры из органических материалов животного и растительного происхождения.

3. Текстильная керамика, к которой относятся различные по характеру изготовления сетчатая и шнуровая – это изделия, имеющие в основе волокна дикорастущих текстильных растений. Наиболее древние свидетельства существования текстильного производства демонстрируют обломки палеолитических глиняных изделий с оттисками плетения, которые интерпретируются как фрагменты сосудов, изготовленных из плетеного каркаса, обмазанного глиной.

5. Имеющиеся оттиски текстиля на глиняной посуде древних людей дают основания полагать, что в основе его изготовления была технология плетения. Свидетельством большой роли плетеных текстильных изделий в жизни древних социумов являются косвенные данные о связи их с различными сторонами жизни и деятельности людей. Четко фиксируется взаимодействие технологии плетения с производством керамики — с начального этапа и периода становления. Оно нашло отражение в декоре и некоторых деталях оформления емкостей, способствующих тому, что археологическая керамика стала основным источником знаний о текстильном производстве в древности. На начальных этапах плетеные изделия служили каркасом, шаблоном или формой при создании керамических сосудов, позднее эта связь прослеживается главным образом в орнаментах, имитирующих плетение.

Таким образом, вначале появилось плетение, возможно, заимствованное у зверей и птиц, затем плетеные контейнеры, затем их стали обмазывать глиной, т.е., функция тары стала переходить к керамическим контейнерам. Эти выводы позволяют нам выдвинуть гипотезу о том, что чашеобразные птичьи гнезда из травы, прутиков, мха, изнутри и по краям обмазанные глиной так тщательно, что не пропускали воду, могли стать прототипом первой посуды у древних людей.

1. Статья «Удачи археолога Медведева»- г-та «Наука в Сибири» СО РАН, №44 (3 ноября 2011 г.).

2. Алексеев А.Н. Древняя Якутия: неолит и эпоха бронзы. – Новосибирск, 1996.

3. Окладников А.П. История Якутии. М-Л., 1955. Т. 1.

4. Якутия. Историко-культурный атлас. Москва: Изд.- во «Ферия», 2007.

5. Древний мир. История в школе и дома. Москва: «Росмэн», 1996.

6. Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: Бичик, 2005.

Источник

Оцените статью