Италия. Венецианские гондолы и гондольеры
Один из символов Венеции — лодка гондола. (Кстати, правильно произносить слово надо с ударением на первое «о».) Эти изящные черные лодки в городе любви повсюду, без них образ Венеции представить просто невозможно.
Венеция — город, где не разрешен колесный транспорт. Здесь надо либо ходить пешком, либо плавать. Сегодня по каналам Венеции во множестве курсируют катера, но раньше основным транспортом была гондола.
Нынче гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона для туристов. Сами венецианцы на гондолах не катаются в первую очередь по причине очень высокой цены. Получасовая прогулка по каналам стоит от 100 евро в зависимости от времени суток и количества желающих кататься. Поскольку желающих кататься всегда предостаточно, то торговаться бесполезно. В гондоле помещается до 6 человек. Единственный способ сэкономить — собрать компанию желающих. Но, конечно, многие приезжающие в Венецию романтические парочки катаются вдвоем.
Если обойтись без романтики, то можно прокатиться на гондоле всего за 50 евроцентов, переправившись через Большой канал как на городском транспорте.
Такие специальные гондолы-траджетто (Traghetto) курсируют между берегами канала, надо лишь найти остановку, таковых между мостом Риальто и площадью Сан-Марко достаточно. Никакого подвоха с оплатой нет, действительно стоит переправа 50 центов, но в гондоле Вы будете находиться лишь пару минут.
По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым при необходимости причаливает лодка — гондола или иная.
Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитые в дно канала.
Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11,05 метра, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 сантиметра выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. У гондолы только 1 весло, так как она предназначена для плавания по узким каналам.
При движении лодки гондольер прикладывает одинаковое усилие независимо от того, пустая гондола, или с пассажирами. Весло должно совершать движения по определенной траектории, напоминающей букву «J».
На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города и одной дополнительной полосы, символизирующей остров Джудекка. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа. Весит ферро около 30 килограмм и предназначено служить противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Также ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.
Гондолу можно вполне считать произведением искусства. Для ее изготовления требуется 10 сортов древесины, 280 деталей гондолы вытачиваются вручную. Готовая лодка покрывается несколькими слоями особого лака черного цвета.
Сегодня гондолы производит небольшой коллектив ремесленников, который именует себя верфь Сан-Тровазо. Стоимость изготовления гондолы составляет около 45000 евро.
Первыми гондольерами в Венеции были черные рабы, которые принадлежали аристократическим семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниматься граждане Венеции, образовалась корпорация гондольеров. В 15-16 веках в Венеции было по разным данным от 15 до 25000 тысяч гондольеров.
Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Профессия передается по наследству, молодой гондольер сдает экзамен по управлению гондолой, а также экзамены по истории и географии Венеции и английскому языку. В 2009 году в Венеции появилась первая женщина-гондольер, эмансипация добралась уже и до Венеции…
Рабочий день гондольера длится до 15 часов, это тяжелый труд. Обязательный дресс-код — полосатая футболка и соломенная шляпа с синей или красной лентой. Нельзя сказать, что соблюдают правила неукоснительно, хотя предусмотрено даже лишение лицензии за выход на работу в другой одежде.
Некоторые источники утверждают, что гондольеры также сдают экзамены по пению. Приставала с расспросами и с просьбами спеть к гондольеру во время прогулки на гондоле. Он информацию об экзаменах по пению категорически опроверг и петь баркаролу (итал. лодка — barca) отказался.
Гондолы по традиции все черного цвета. Существует несколько версий, откуда пошла такая традиция. По первой, стали они черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой громоздкие украшения с гондол убрали просто потому, что некоторые излишне увлекались и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать все одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюбленные к своим дамам сердца.
Говорят, что, проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимыми или хотя бы делать это мысленно, если половины рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.
У всех читающих эти строки есть возможность проплыть вместе с автором блога под мостом на гондоле. Смотрите видеосюжет и целуйтесь!
Мостов в Венеции 466, но целоваться под одним из них не стоит.
Мост Вздохов соединяет дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет, хотя большинство прогулок по каналам на гондоле начинаются именно здесь.
В любое время суток под мостом Вздохов можно увидеть вереницу плывущих по улице-каналу Rio del Palazzo гондол.
Сегодняшние гондольеры украшают свои гондолы ковриками, бархатными накидками на сиденья, кисточками, цветами, бронзовыми подсвечниками, но меру соблюдают. В целом лодки смотрятся строго.
Правил, которые необходимо соблюдать, у гондольеров немало. Контроль за соблюдение правил возложен на карабинеров, штрафы немалые. Например, полагается зажигать фонарь на носу гондолы в сумерки и ночью. Нельзя выходить на гондоле в открытую лагуну. При повороте в каналах полагается кричать что-то типа «ООООЭЭЭЭЭ», чтобы не столкнуться с возможно поворачивающей другой лодкой.
У каждого города есть свои звуки. Наверно, звуки Венеции — это эхом отдающие от стен домов голоса гондольеров. Жаль, что песен теперь они уже не поют…
Источник
Гондола — символ Венеции: давайте прокатимся!
Уже давно гондола стала символом Венеции. Были времена, когда она служила основным транспортным средством в городе. Но сейчас ей принадлежит только декоративно-познавательно-развлекательная функция — это транспорт для туристов.
Как и у любой достопримечательности, у гондолы — груз многовековой истории. Особая среда Венеции, в районы которой можно было добраться только по воде, требовала маневренную, вместительную и быструю лодку. Именно такой, в свое время, и стала гондола.
Да и саму Венецию можно глубже узнать, не только прогуливаясь по тесным улочкам, но и проплывая на гондоле по её узким каналам, как в те далекие времена.
Историческая справка
Корректнее произносить «гондола» с ударением на первом слоге. Однако в русском языке его уже давно делают на втором. Этим мы обязаны русским поэтам 19 в., рифмовавшим это слово с «баркаролой».
Исторические документы впервые упоминают гондолу в XI в., но её появление отмечено гораздо раньше. А вот красивые предания гласят, что гондола — это полумесяц, соскользнувший с неба в воды лагуны, чтобы не бросать бесстыдный свет на влюбленных и их жаркие объятия. Оказавшись в воде, он почернел. Сияющими остались лишь изогнутый конец гондолы и острый нос.
Характеристики
- Конструкция, цвет и размер регламентированы в 18 в.: красить гондолы исключительно в чёрный цвет, изготавливать по определенному размеру — 10,87 на 1,42 м. Полная нагрузка составляет 1200 кг. Скорость передвижения — 4 км/час.
- Главное требование при строительстве из-за мелководья — наличие плоского дна.
- Пустая гондола весит 400 кг. Для ее изготовления используют 9 сортов дерева, а корпус покрывают особым чёрным лаком в несколько слоев.
- Сначала гондольер располагался посередине. Для размещения большего числа людей впоследствии он оказался на корме. Весло стало длиной в 4,2 м и весом не меньше 40 кг. Оно должно быть прочным, поэтому сделано из бука.
- Для удержания вертикального положения весла придумана специальная конструкция — форкола. С помощью нескольких пазов для весла регулируется скорость передвижения: путем изменения длины рычага.
- Чтобы создать противовес гондольеру на корме, судно было утяжелено. Появился набалдашник «ферро», представляющий собой тяжелую металлическую пластину с 6 горизонтальными зубцами и завитком сверху, как у церемониальных головных уборов дожей. Ферро определяет высоту моста, под которым эта лодка может проплыть.
- Управляют гондолой одним веслом с левого борта, а правый —короче на 24 см.
- Максимально может находиться 6 пассажиров. Отступления в конструкции могут быть допущены исключительно для церемониальных или особых лодок, к примеру, участвующих в регатах.
Стоимость гондолы
Самая дешевая гондола стоит 30 тыс. долл., самая дорогая — 90. Срок эксплуатации — не более 15 лет. Он зависит от условий хранения: на открытой воде или на спецстоянках.
Виды гондол
- Традиционная.
- Трагетто — паром на 15 человек.
- Свадебная. На свадебные церемонии гондольер одевается в белый костюм с золотыми пуговицами, а на шею повязывает жёлтый платок.
- Так называемые «автомобили». Это новое веяние в Венеции, хотя в прямом смысле гондолой такое «авто» назвать сложно. Гондольер заказывает деревянную лодку, похожую на автомобиль.
Гондольеры
Чёрные рабы богатых семей Венеции стали первыми гондольерами. Со временем образована ассоциация гондольеров. В конце 15 в. их было 29 тысяч.
Сейчас официально лицензированы 425 гондольеров и еще 150 работают без лицензии. Искусство гондольера является делом семейным и передается от отца сыну! Но в 2009 г. управлять гондолами стали и две женщины: немка А. Хай и венецианка Д. Босколо.
Техника управления гондолой не гребковая, а толчковая. Гондольер раскачивает гондолу и двигает веслом по особой траектории. Иногда в узких местах каналов он может оттолкнуться от стены ногой.
Гондольера легко узнать по полосатым рубашкам (сине-белым или красно-белым) и соломенной шляпе с лентами. Венецианцы шутят, что цветовая гамма — в прямой зависимости от того, каково настроение жены гондольера с утра.
Регата
Историческая регата проходит ежегодно в первое воскресенье сентября с 1489 г. вместе с парадом гондол. Вместо медалей победители получают флаги.
Для любого гондольера является важным выступить в регате и показать свой профессиональный уровень.
Предостережение
Каста венецианских красавцев-гондольеров всегда привлекает внимание женщин, особенно иностранок, причем любых возрастов. Потомственные гондольеры начинают обучать своих детей с 10 лет не только мастерству, но и общению с богатыми туристами-иностранцами, аристократическим манерам и тому, как делать умопомрачительные комплименты женщинам.
Гондольеры—«жиголо» создали свой профсоюз с кодексом поведения, где прописаны правила соблазнения богатых иностранок-туристок. Там есть и существенный запрет: не разбивать пары, а соблазнению «подлежат» лишь одинокие женщины, путешествующие без мужчин. Вспоминается кинофильм «Плащ Казановы», в котором русская туристка принимает ухаживания жиголо за любовь.
Маршруты
Проехаться на гондоле можно практически из любой точки Венеции. В местах наибольшего сосредоточения туристов имеются причалы «Gondola service».
Можете также указать гондольеру место на карте, где хотите оказаться: если вам повезёт, дополнительной оплаты не потребуется.
Добрый отзыв от Елены, 55 лет:
«… нашу группу разделили на шестёрки. С помощью галантного гондольера Антонио мы усаживаемся на мягкие кресла гондолы и отправляемся на прогулку по каналам. В стоимость входила и бутылочка шампанского. Проплывающие гондолы, дома с разными окнами, запах моря, красивый гондольер — всё это пьянящая атмосфера неповторимого города. Действительность превысила мои ожидания от прогулки, а те из нашей группы, кто посчитал её слишком дорогой, после наших восторженных отзывов огорчились из-за упущенной возможности».
Стоимость прогулок
Прокатиться на гондоле — дорогое удовольствие. Но если кататься группой, то цена разделится на всех.
Сайт Ассоциации гондольеров размещает официальные тарифы. Так, дневная цена прогулки для 6 человек обойдется в 80 евро за 40 минут, 25 % — наценка на вечерние 35-ти минутные прогулки (с 7 вечера до 8 часов утра).
За 1,5 часа гондольеры возьмут 120, а за целый день — 150 евро.
Стоимость зависит от сезона и от места, где туристы садятся в гондолу. В праздники и во время карнавала она растёт. На окраине стоимость будет меньше.
За отдельную плату гондольеры могут спеть. В гондолу можно дополнительно заказать аккордеониста. Обычно песнопение стоит 35 евро за 20 минут. Чаще всего на каналах слышны неаполитанские песни, напрямую не связанные с венецианской историй. Но их любят за особую мелодичность и душевность, которая не требует перевода.
Грозный отзыв от Андрея, 35 лет:
«Ещё дома настроился на лёгкое прощание с деньгами, чтобы подарить романтическую прогулку на гондоле своей девушке. Заочный настрой меня не подвёл. Прогулка оказалась недешёвой. Рекомендую всем договариваться о стоимости ДО посадки в лодку. Профсоюз гондольеров запрещает им превышать или занижать цены, но в утренние часы, когда спрос минимальный, можно и поторговаться. Однако при заниженной цене гондольер может вас высадить на 10 минут раньше. В таких случаях звоните в турполицию или «накатайте» на них жалобу на их профсайте».
Стоимость проезда сразу оплачивается гондольеру безо всяких билетов и скидок пенсионерам и детям, поскольку оплата происходит за прогулку. А сколько сядет в лодку пассажиров, гондольера не интересует.
Выгоднее покупать поездку на шестерых напрямую у гондольера.
Свадебная церемония на гондоле будет стоить около 1700 евро.
За фотографирование на гондоле дополнительно ничего доплачивать не надо.
Предостерегающий отзыв от Ирины, 28 лет:
«Прекрасная поездка на гондоле чуть не обернулась для меня неприятностями. Стремясь поймать красивый ракурс при фотографировании, я сильно наклонилась за борт и чуть не врезалась в соседнюю лодку. Будьте осторожны: можно стукнуться и о стену здания!»
Теперь — неромантический дешёвый вариант, о котором нельзя не упомянуть: двухминутная поездка на лодке-пароме Трагетто обойдется в 50 центов. Они курсируют между площадью Сан-Марко и мостом Риальто. Причалы этих паромов находятся в закоулках. Их легко обнаружить по жёлтым указателям «Traghetto».
Сувениры
На память можно купить фигурки гондолы (от 4 евро), брелки (от 2 евро), макеты гондолы из дерева (от 5 евро), шляпы гондольеров (как настоящие — от 10 евро) и другие сувениры.
Есть определенные правила передвижения по каналам Венеции. И порой неразговорчивые с пассажирами гондольеры частенько перекликаются друг с другом. Это делается в целях безопасности: чтобы не произошло столкновения.
У любого города есть свои запоминающиеся звуки. Возможно, звуки Венеции — и есть эти голоса гондольеров, эхом отдающиеся от стен, и их мелодичные песни, звучащие вдоль каналов.
Источник