- «На свой саундчек я выхожу в плавках»: Как устраивать концерты под водой Уникальная возможность послушать музыку не ушами, а костями
- «Если в обычных условиях мы воспринимаем звуки ушами, то под водой — прямо костями»: Идея
- Танец под водой: музыкальные клипы с подводными съемками
- Музыка под водой: как датские инноваторы дают концерты в аквариумах
- Скрипка Марка Готлиба для игры под водой. Первые подводные концерты проходят по всему миру
- Изобретение Марка Готлиба
- Подводные датчане
- Музыкальные инструменты для игры под водой
- «Аквасоник»
«На свой саундчек я выхожу в плавках»: Как устраивать концерты под водой Уникальная возможность послушать музыку не ушами, а костями
В последние выходные лета в Москве пройдет Red Bull Music Festival — музыкальный фестиваль, растянутый на несколько дней и площадок. В их числе — бассейн «Чайка», где выступит соратник классика эмбиента Брайана Ино — Ларааджи и другие музыканты. Аудиторию, однако, ждет совсем необычный опыт, ведь слушать музыку придется, находясь под водой. The Village пообщался с создателями проекта о том, как сделать подводный концерт.
Текст: Павел Яблонский Редактор: Юля Рузманова
«Если в обычных условиях мы воспринимаем звуки ушами, то под водой — прямо костями»: Идея
«На мои сеты периодически приходят беременные женщины. Ведь тогда музыку будет слышать и ребенок в утробе. Так вот однажды я поставил слегка пугающую музыку — и вдруг из воды прямо выпрыгнула беременная женщина. Оказалось, что она переживала за ребенка», — рассказывает Джоэл Кэен, израильтянин, перебравшийся в Лондон изучать саунд-арт после службы в армии. Вначале Джоэл занимался более конвенциональной музыкой: писал электронику под псевдонимом Newtoy, играл в нойз-рок-группе The Black Poodle. В какой-то момент его заинтересовали бассейны — огромные резервуары, чем-то похожие на утробу, — и он решил посмотреть, как в них распространяется звук. Так родился проект Wet Sounds — в 2008 году Джоэл сыграл свой первый подводный концерт и с тех самых пор путешествует с ними по бассейнам всего мира — от Китая до Норвегии, — часто привлекая и других музыкантов. Одно из таких шоу москвичи впервые смогут увидеть в России на фестивале Red Bull.
Идея в том, что звук под водой считывается совершенно иначе, чем в обычных условиях: «Если в обычных условиях мы воспринимаем звуки ушами, то под водой — прямо костями. Звуковые волны проходят через толщу воды и ударяются о твердые части тела — например, череп. Затем звук сразу попадает во внутреннее ухо: даже если вы заткнете уши пальцами, то все равно услышите музыку — в этом и есть главная фишка наших подводных шоу. Полностью изменяется ощущение пространства: если на суше вы с легкостью можете определить, откуда исходит тот или иной звук, то под водой это невозможно, ведь уши больше не играют ключевой роли в обработке звука. Иногда кажется, что звук возникает прямо в голове», — объясняет Джоэл.
Источник
Танец под водой: музыкальные клипы с подводными съемками
Naughty Boy ft Beyonce «Runnin'»

Французский чемпион по фридайвингу Гийом Нери исполнил главную мужскую роль в подводном клипе британца Naughty Boy. Чтобы отобразить, как согласно сюжету парень и девушка бегут навстречу друг другу, преодолевая сопротивление, ключевые сцены снимали в самом сердце быстрого, глубокого и опасного течения. Было это на Рангироа, крупнейшем атолле островов Туамоту во Французской Полинезии. Созданный без использования CGI с актерами, которые задерживали дыхание под водой до 6 минут, клип получил бронзового льва на Каннском фестивале. Короткий сюжет о съемках можно посмотреть здесь .
Novo Amor «Birthplace»

Самый выразительный и трудоемкий из подводных клипов на сегодняшний день был снят на песню, посвященную источнику всей жизни на планете. Мини-притча о трагедии мирового океана с фридайвером Майклом Бордом в главной роли, который, словно библейский Иона попадает в чрево мусорного кита, вышла необыкновенно красивой и символичной. Кита, к слову, помогли создать мастера и дети Бали. О том, как собирали кита и бодро ли ему плылось, хорошо ли видел под водой исполнитель главной роли и о других занятных моментах на съемках в Индонезии можно узнать из коротенького фильма тут .
Отдельно стоит упомянуть два музыкальных клипа, в которых снялась русская актриса и фридайвер Марина Казанкова.
OMURA «The Whale’s Bay»

Съемки клипа на музыку русского электронного проекта проходили в Италии, в бассейне Y40, который известен среди фанатов дайвинга своей 40-метровой глубиной. Мастер-класс Марины совпал со съемками, так что в кадр попала не только сама актриса-русалка, но и ребята, приехавшие к ней совершенствовать навыки ныряния. Фридайверы сами сшили темный фон, чтобы закрыть кафель бассейна, а Марина провела две ночи в воде в тяжеленном платье.
Highly Suspect «Lydia»

Сингл американской рок-группы рассказывает о вещах, далеких от океана: неудачах в любви и наркотической зависимости. Для клипа стремились найти сюжет, отображающий ситуацию на грани, на пределе, в которой идет выбор между жизнью и смертью. Как только отыскали Марину, отыскали и концепцию. Съемка велась одним дублем, без перерывов.
Источник
Музыка под водой: как датские инноваторы дают концерты в аквариумах
На темной сцене стоят пять подсвеченных аквариумов, в каждом из них — человек в мутноватой воде. В обычной одежде, без каких-либо дыхательных приспособлений; волосы облаком плавают вокруг головы, глаза открыты и смотрят на зрителей сквозь воду. В руках у людей в аквариумах — музыкальные инструменты, которые не так-то просто обозначить привычными для музыкальных инструментов названиями. Вот они начинают звучать, и звучание это тоже непривычное и космическое. Такой же и вокал: из открытых ртов перформеров не появляются ожидаемые пузырьки воздуха, так что вообще непонятно, откуда раздается пение. Этот подводный концерт — AquaSonic, проект датского коллектива Between Music, который смешивает в своей деятельности элементы перформанса, визуального искусства, музыки и новых технологий.
У истоков группы стояла Лайла Сковманд — художественный руководитель, композитор и исполнитель. Все начиналось в 2006 году с экспериментов Лайлы с подводным пением, которое выглядело буквально как пение в миску с водой. Бульканье пузырьков воздуха, которые образовывались в воде, портили звук и не устраивали Лайлу с визуальной точки зрения. Поэтому она стала совершенствовать свой подводный вокал и выработала технологию, при которой воздух не выходит изо рта вместе со звуком. Для этого нужно держать во рту пузырь с воздухом и петь сквозь него. Так как объем пузыря ограничен ротовой полостью, петь приходится короткими фразами с паузами или чаще выныривать на поверхность. В 2007 году Лайла уже продюсировала и исполняла Watervoice — одиночный перформанс в аквариуме, а также сотрудничала с другими художниками.

В 2009 году по инициативе администрации датского города Орхуса на базе Between Music был основан проект AquaSonic. Его участники вместе с экспертами по киматике и аудиотехнологиям изучают распространение звука под водой, привлекают к экспериментам дайверов и сотрудничают с мастерами по изготовлению музыкальных инструментов. Специально для проекта были созданы подводные версии перкуссии, скрипки и новые инструменты — ротакорда и кристаллофон. Ротакорда — щипковый инструмент, который с натяжкой, но все же можно назвать похожим на шестиструнную гитару. Кристаллофон представляет собой нанизанные на крутящийся стержень стеклянные сосуды разных размеров, которые звучат при прикосновении пальцев.
Еще один инструмент модифицировали специально для AquaSonic. В 2013 году совместно с инженером Стивом Мэнном и музыкантом Райаном Джензеном был организован исследовательский проект, в ходе которого гидравлофон, который еще называют водным органом, перестраивали для функционирования под водой. Стив Мэнн спроектировал гидравлофон еще в 1985 году, и это был первый в мире музыкальный инструмент, который использовал воду непосредственно для извлечения звуков, а не только как рабочее тело в гидравлическом механизме. По принципу действия гидравлофон напоминает флейту-фонтан: из множества отверстий на «клавиатуре» бьют струйки воды, и от того, насколько перекроешь струйку, зависит громкость звука. Такие инструменты устанавливают на городских площадях: гидравлофоны просты в обращении и интересны детям.
наука, изучающая видимый звук и вибрацию (обычно — поверхности мембраны, покрытой тонким слоем частиц или жидкости, движение которых анализируется)

Новая среда распространения звука обуславливает новые правила. При проектировании инструментов пришлось учитывать много дополнительных параметров: скорость распространения звука в воде, размер бассейна и акустику в нем, электропроводность и влагостойкость материалов. Так, деревянная скрипка под водой звучала отлично, но приходила в негодность уже через несколько репетиций, а значительное присутствие медных и цинковых элементов в инструменте могло привести к удару током. Решением стала скрипка из углеродного волокна и композитных материалов.
Вызовом стало не только создание инструментов, но и вообще функционирование перформеров под водой. Решать проблемы дыхания, зрения и слуха нужно было с учетом визуального соответствия выбранных средств общему стилю проекта. В итоге от всех приспособлений для дыхания решили отказаться в пользу выныриваний на поверхность примерно раз в минуту. Глаза решили оставить либо в небольших прозрачных подводных очках, либо — чаще — и вовсе без них. Чтобы слышать друг друга и координировать свои действия, участники используют водонепроницаемые наушники. Водонепроницаемыми пришлось сделать и микрофоны, хотя начиналось все с эксперимента, когда на обычные микрофоны надевали презервативы.

В 2013 году участники AquaSonic пробовали презентовать себя в другом формате: они исполняли композиции в общественном бассейне, куда ныряли не только музыканты, но и зрители. Такой ход не пошел на пользу качеству звука — плескание множества людей в воде заглушало музыку. Из отдаленных и спокойных зон бассейна ее еще можно было слышать, а вот видеть музыкантов — уже нет. Эксперимент признали неудачным, а участники проекта разошлись обратно по своим персональным аквариумам.
Выступление в аквариумах создает более мощный визуальный образ, чем плескание в бассейне, а эффект, который оказывает картинка, для проекта важен так же, как и музыка. В особом стиле выдержана и одежда перформеров: ее создателей хоть и вдохновили жители подводного мира, но буквально как костюмы рыб она не выглядит. Сейчас дизайнеры, с которыми сотрудничает проект, экспериментируют с люминесцентными материалами.
Известно, что AquaSonic — первая из четырех частей масштабной работы коллектива Between Music на тему эволюции человека. Дальше, как следует понимать, должен появиться проект о трудностях жизни первых земноводных на суше, и есть все шансы, что у Between Music получится его воплотить так же впечатляюще. А пока кроме подводных концертов можно посмотреть клип Bones of Bruised Houses, в котором из песка выглядывают в основном только конечности музыкантов с инструментами.

Источник
Скрипка Марка Готлиба для игры под водой. Первые подводные концерты проходят по всему миру
В мире музыки появилось новое веяние: выступать под водой. Хотя традиционные инструменты были бы испорчены в этих условиях, и большинство музыкантов не смогли бы задержать дыхание достаточно долго, чтобы сыграть хотя бы одну песню, многих одаренных это не останавливает.
Изобретение Марка Готлиба
Более 40 лет назад, в 1978 году, конструктор Марк Готлиб придумал нечто необычное: скрипку, которая играет под водой. Музыканты-экстремалы испытали изобретение, оно стало своеобразным развлечением.
Готлиб собственнолично проверил работоспособность инструмента, спустившись в акваланге под воду и сыграв концерт Генделя.
Это событие положило начало ежегодному мероприятию — концерту под названием «Подводный Элвис». Ежегодно музыканты надевают акваланг и спускаются на глубину 2-3 метров, чтобы сыграть то или иное произведение.
Слушатели, находясь на берегу, должны выбрать победителя. Происходит это по двум критериям. Во-первых, по громкости исполнения. А во-вторых, по сходству с оригиналом. Конечно, узнать по звукам, раздающимся из-под воды, что за музыкальное произведение играет, практически нереально. И если у зрителей это все же получается, талантливому музыканту вручается приз зрительских симпатий.
Подводные датчане
Но «Подводный Элвис» — это не единственное представление в мире подводной музыки. Эстафету переняла группа музыкантов из Дании. Музыканты из Between Music далеко не обычны.
Датская группа была вдохновлена экспериментом художественного руководителя Лайлы Сковманд на кухне. Желание попробовать спеть с головой, погруженной в чашу с водой, привело к тому, что она таким же образом испытала скрипку. Ей хотелось понять, как меняются голос и звук под водой. Затем Сковманд заключила партнерские отношения с музыкантом Робертом Карлссоном, который в настоящее время является инновационным директором группы, чтобы продолжить эксперименты в плавательных бассейнах и в конечном итоге в специальных аквариумах.
Музыкальные инструменты для игры под водой
Одновременно они создали свои собственные уникальные инструменты, в том числе:
- Гидраулофон — водный орган.
- Кристаллофон — модифицированная стеклянная гармоника.
- Ротакорда: шестиструнная колесная лира, на которой играют как на гитаре.
- Скрипка, специально изготовленная из углеродного волокна, чтобы выдерживать игру под водой
- Перкуссия: специально настроенные инструменты помогают придать колоколам, гонгам, треугольникам, дарбухе и другим более предсказуемый звук
- Поющие чаши. Эти металлические инструменты прочнее, чем стеклянные чаши, имеют подводный гармоничный звук
Целью Between Music является проведение инновационных концертных выступлений и сокращение пропасти между традиционными жанрами, эстетикой и навыками. Члены группы хотят исследовать, как музыка может развиваться под водой.
Пять подводных музыкантов группы выступают, погружаясь в отдельные аквариумы. Музыканты обучались у йогов и глубоководных дайверов, чтобы научиться задерживать дыхание на достаточное время, чтобы играть на своих инструментах или петь под водой.
«Аквасоник»
Их текущая творческая работа называется «Аквасоник». Представление выглядит так, как будто оно пришло из другого времени или другого измерения. Женские длинные бальные платья гипнотически плавают в воде, в то время как каждый инструмент выглядит так, как будто его обнаружили после давнего кораблекрушения. Освещение помогает зрителям почувствовать себя под водой. В целом, каждый художественный элемент создает представление, которое является чувственным, плавным и немного жутким.
«Аквасоник» гастролирует с мая 2016 года. Группа выступает по всей Европе, а также в России, Австралии и Гонконге. В 2019 году они планируют выступить в Германии, Дании, Польше и Нидерландах.
Источник