- Как рассчитывается плата за горячее водоснабжение. Что такое ГВС нагрев
- Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?
- За ЖКУ действительно нужно платить по счетчикам
- Недостатки оплаты ЖКУ по нормативам
- Что в итоге
- ВС РФ о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды
- Предмет спора
- Мнения арбитражного и апелляционного судов
- Аргументы и решение Верховного Суда РФ
Как рассчитывается плата за горячее водоснабжение. Что такое ГВС нагрев
Начисление платы за горячее водоснабжение состоит из двух частей, или компонентов, каждый из которых выделен в квитанции отдельной строкой – ГВС и ГВС нагрев. Это связано с тем, что в домах приготовление воды производится непосредственно управляющей компанией в индивидуальных тепловых пунктах каждого дома. В процессе приготовления горячей воды используются два вида коммунальных ресурсов – холодная вода и тепловая энергия.
Первый компонент, так называемая подача ГВС – это непосредственно тот объем воды, который прошел через счетчик горячего водоснабжения и был потреблен в помещении за месяц. Либо, если не были сданы показания, или счетчик оказался неисправен или у него вышел срок поверки – объем воды, определенный расчетным путем по среднему или нормативу на количество прописанных. Порядок расчета объема подачи ГВС точно такой же, как для холодного водоснабжения. Для расчета стоимости этой услуги применяется тариф на холодную воду, так как у поставщика в данном случае закупается именно холодная вода.
Второй компонент, ГВС нагрев — это количество тепловой энергии, которое было затрачено на то, чтобы нагреть объем предоставленной в квартиру холодной воды до температуры горячей. Это количество определяется, исходя из показаний общедомового счетчика тепловой энергии.
В целом размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается по следующей формуле:
Piгв = Viгв × Tхв + (Vvкр × Viгв / ∑ Viгв × Tvкр)
Viгв — объем горячей воды, потребленной за расчетный период (месяц) в квартире или нежилом помещении
Tхв — тариф на холодную воду
Vvкр — объем тепловой энергии, использованной за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве горячей воды управляющей компанией
Viгв — суммарный объем горячей воды, потребленной за расчетный период во всех помещениях дома
Tvкр — тариф на тепловую энергию
Пример расчета:
Предположим, потребление горячей воды в квартире за месяц составило 7 м3. Потребление горячей воды в целом по дому – 465 м3. Количество тепловой энергии, потраченной на нагрев ГВС по общедомовому прибору учета – 33,5 Гкал
7 м3 * 33,3 руб. + (33,5 Гкал * 7 м3 / 465 м3 * 1331,1 руб.) = 233,1 + 671,3= 904,4 руб,
Из которых:
233,1 руб. – плата за фактическое потребление воды (строка ГВС в квитанции)
671,3 – плата за тепловую энергию, потраченную на нагрев воды до необходимой температуры (строка ГВС нагрев в квитанции)
В данном примере для нагрева одного куба горячей воды было затрачено 0,072 гигакалории тепловой энергии.
Величина, показывающая, сколько гигакалорий потребовалось на нагрев 1 кубометра воды в расчетном периоде называется коэффициент нагрева ГВС
Коэффициент нагрева из месяца в месяц неодинаков и во многом зависит от следующих параметров:
1. Температура подаваемой холодной воды. В разное время года температура холодной воды составляет от +2 до +20 градусов. Соответственно, для того чтобы нагреть воду до необходимой температуры придется затратить разное количество тепловой энергии.
2. Суммарный объем воды, потребленный за месяц во всех помещениях дома. На эту величину во многом влияет число квартир, сдавших показания в текущем месяце, перерасчеты и в целом дисциплина сдачи показаний жителями.
3. Затраты тепловой энергии на циркуляцию горячей воды. Циркуляция воды в трубах происходит непрерывно, в том числе в часы минимального водоразбора. То есть, например, в ночное время горячая вода жителями практически не используется, но тепловая энергия на нагрев воды все равно расходуется для поддержания необходимой температуры горячей воды в полотенцесушителях и у вводов в квартиры. Этот показатель особенно высок в новых, малозаселенных домах и стабилизируется при увеличении числа жителей.
Источник
Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?
Вопрос: можно ли выбрать оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативам, а не по счетчикам, если мне это выгоднее?
Как мне обосновать это желание управляющей компании? Они говорят, что я обязан платить по счетчикам.
Буду очень благодарен за ответ.
К сожалению, напрямую выбрать оплату ЖКУ по нормативам невозможно, как и убедить коммунальщиков в вашем праве на это. Законодательством России об энергосбережении такая схема не предусмотрена.
Тем не менее есть обстоятельства, при которых вам некоторое время могут начислять квартплату по нормативам, но тариф при этом будет завышенный. А еще коммунальщики могут проверять, сколько человек реально живет в вашей квартире.
Мне такая схема оплаты ЖКУ кажется не очень удобной, ниже я расскажу о возможных рисках.
За ЖКУ действительно нужно платить по счетчикам
В управляющей компании вам говорят, что вы обязаны платить по счетчикам, и это правда.
Собственники квартир в многоквартирных домах должны платить за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Размер платы считают по приборам учета, и только если их нет — по нормативам потребления.
Все энергоресурсы из централизованных сетей должны учитываться по приборам учета — счетчикам. Исключение пока что только в Крыму и Севастополе. Там до 01.01.2021 необязательно иметь счетчики природного газа в домах с газоснабжением. Это не относится к домам, построенным после 27.11.2009. И к вашей ситуации это тоже наверняка не относится.
Во всей остальной России потребление ЖКУ измеряют счетчиками. Если владелец квартиры не установит счетчик самостоятельно, он обязан пустить к себе коммунальщиков, которые установят счетчик и обяжут эту установку оплатить. Счетчики можно оплатить в рассрочку до 5 лет с уплатой процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Если счетчик сломался, его украли, у него закончился срок эксплуатации, вы вдруг перестали подавать показания или не пустили проверяющего, то следующие 3 месяца начислять плату будут по среднемесячному объему потребления за предыдущие полгода.
Через 3 месяца плату начнут начислять по нормативу. Посмотрим, насколько это выгодно.
Недостатки оплаты ЖКУ по нормативам
Если в квартире нет счетчиков, плату за коммунальные услуги начисляют по нормативам, а к стоимости ЖКУ применяют повышающий коэффициент 1,5. То есть тариф за свет и воду увеличивается в 1,5 раза.
Долго экономить за счет того, что в квартире живет намного больше людей, чем прописано, не получится. Если коммунальщики это заподозрят, они могут прийти и проверить: составить акт об установлении количества проживающих граждан. Обычно представители коммунальщиков ходят по квартирам в свое рабочее время или вечером. Могут с вашего разрешения зайти в квартиру и посчитать количество людей или спальных мест. Если вы их не пустите, постучат к соседям и спросят о количестве проживающих в вашей квартире.
Акт будет действителен, если его подпишет человек, живущий в вашей квартире, или двое ваших соседей и один представитель УК или ТСЖ. Такой акт коммунальщики отправляют в органы внутренних дел. Участковый может оштрафовать вас и ваших жильцов на 2000–5000 рублей каждого за проживание без регистрации. Не штрафуют родственников и людей, прописанных в этом же регионе.
Участковый в присутствии двоих соседей-понятых составит протокол об административном правонарушении. Коммунальщики с этого же месяца начнут начислять ЖКУ по нормативу и по количеству проживающих, которое указано в протоколе. Даже если соседи по ошибке или злому умыслу написали, что у вас в квартире живет 25 человек. А соседи и правда могут на вас всерьез обидеться, если из-за повышенного расхода воды и света в вашей квартире их заставят слишком много платить за общедомовые нужды.
Если в вашей квартире вообще никто не прописан, получать нулевые квитанции все равно не получится: нормативные начисления будут идти по количеству собственников квартиры.
Прямой административной и уголовной ответственности за отсутствие счетчиков нет: ведь человека нельзя наказать за то, что у него не хватает денег на покупку дорогого прибора учета. Ответственность вводят обычно за факт причинения вреда кому-то , а начисления по нормативам чаще всего с лихвой компенсируют реальные затраты воды в квартире. Если же по общедомовому прибору учета воды или электричества «набегает» слишком много, коммунальщики будут искать «протечку». Например, водоканал может наклеить в квартирах антимагнитные ленты на счетчики холодной воды или прийти с проверкой количества жильцов.
Управляющую компанию могут оштрафовать на 20 000—30 000 рублей за то, что она не заставила вас установить прибор учета в квартире. Штраф для ресурсоснабжающей организации, которая получает с вас деньги за воду, электричество, газ и тепло, намного выше и составляет 100 000—150 000 рублей.
Так что с того момента, как начнутся нормативные начисления, вы попадете под внимание коммунальщиков: им этот штраф платить вообще не хочется.
Что в итоге
Допустим, по счетчикам один человек за месяц тратит 1—2 кубометра горячей воды и 3—4 кубометра холодной воды. Нормативы потребления в Москве — 3,9 и 5,7 кубометров соответственно. С повышенным тарифом это даст почти 6 и 8,5 кубометров на одного человека, то есть в 2—3 раза больше, чем в реальности. Чтобы окупить подобные начисления, у вас вместо 2—3 прописанных людей должно фактически проживать 5—9 человек , и они все должны быть вашими родственниками или иметь регистрацию вашего региона, чтобы не было угрозы административных штрафов.
Если вас не пугают такие дополнительные траты при оплате ЖКУ, вы можете не передавать показания и не менять просроченные счетчики. Тогда через 3 месяца в ваших квитанциях появятся начисления по нормативам.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Источник
ВС РФ о расчёте количества тепловой энергии на подогрев воды
Споры управляющих и ресурсоснабжающих организаций о порядке расчёта платы за предоставляемые коммунальные ресурсы – частое явление. Они случаются из-за того, что каждая сторона трактует законодательство так, чтобы получить для себя максимальную выгоду.
Сегодня расскажем о споре между УО и РСО о том, как верно рассчитать количество тепловой энергии, используемой на подогрев ГВС.
Предмет спора
Управляющая и ресурсоснабжающая организации заключили договор теплоснабжения. РСО обязалась поставить УО тепловую энергию и горячую воду, УО же должна была оплачивать эти услуги и теплоноситель, не возвращённый в тепловую сеть теплоснабжающей организации. Кажется, ничего необычного, в каждом субъекте РФ тысячи УО заключают с РСО подобные договоры.
Но в нашем случае поводом для разногласий стало несогласие управляющей организации с тем, как РСО рассчитывает количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды. УО считала, что рассчитывать нужно по нормативу. Теплоснабжающая организация же была уверена, что рассчитывать размер платы нужно по показаниям приборов учёта.
Разногласия привели к тому, что УО не оплачивала поставленные коммунальные ресурсы, накопила долги перед РСО, а теплоснабжающей организации пришлось обратиться в суд с иском о взыскании задолженности за поставленный коммунальный ресурс.
Мнения арбитражного и апелляционного судов
Первым судом, который рассмотрел дело, был Арбитражный суд Московской области. РСО настаивало на том, что управляющая организация должна оплатить поставленный ресурс по показаниям приборов учёта. УО в ответ предоставила контррасчёт задолженности, основанный на применении расчёта платы за тепловую энергию, использованную на подогрев воды, согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Цифры, которые требовала РСО, получались больше тех, которые рассчитала УО.
Арбитражный суд Московской области принял решение удовлетворить исковые требования РСО частично и взыскать с управляющей организации большую часть суммы, требуемой истцом в качестве задолженности, пени и оплату государственной пошлины за судебные расходы. Он пояснил, что теплоснабжающая организация начисляет плату неверно, поэтому УО должна вернуть сумму, которая получится, если вести корректные расчёты.
Хоть требования РСО и были удовлетворены, получилось так, что суд встал на сторону управляющей организации, ведь она не отказывалась платить совсем, а хотела получить корректный расчёт.
Теплоснабжающая организация осталась недовольна таким решением и подала апелляцию в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области.
Апелляционный суд руководствовался ст. 157 ЖК РФ и Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ и исходил из необходимости определения объёма поставленной на подогрев воды тепловой энергии в спорный период по показаниям исправного прибора учёта, ранее установленного абоненту, а не на основании норматива на подогрев.
В этот раз с решением не согласилась управляющая организация. Она была уверена в своей правоте и решила обжаловать дело в Арбитражном суде Московского округа. Но этот суд встал на защиту РСО и в удовлетворении требований управляющей организации отказал, оставив решение предыдущего суда в силе.
УО решила не сдаваться и подала кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. В ней УО сослалась не неправильное применение норм права и попросила отменить названные постановления судов апелляционной инстанции и округа, оставив в силе решение Арбитражного суда Московской области.
Представители ресурсоснабжающей организации возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых постановлений.
Аргументы и решение Верховного Суда РФ
Судебная коллегия ВС РФ проверила материалы дела, обсудила доводы, изложенные в кассационной жалобе, и решила удовлетворить жалобу управляющей организации, отметив, что предыдущие суды не учли несколько положений действующего законодательства РФ.
Организация подачи управляющей организации тепловой энергии и горячей воды через присоединённую сеть осуществляются в целях оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД. Такие отношения подпадают под действие пп. 10 п. 10 ст. 4 ЖК РФ.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных ресурсов. Такой объём определяется по показаниям приборов учёта. Если ПУ нет, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления КУ собственникам и нанимателям помещений в МКД, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с РСО, устанавливаются Правительством РФ.
В абз. 2 п. 13 ПП РФ от 06.05.2011 № 354 сказано, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учётом ПП РФ № 354 и иных нормативных правовых актов РФ.
РСО не имеет право выставлять управляющей организации плату за коммунальные услуги больше, чем такие услуги стоили бы при прямых договорах собственников и РСО.
В соответствии с п. 87 постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе ГВС устанавливается для РСО, поставляющих горячую воду с использованием системы ГВС, и состоит из:
- компонента на теплоноситель;
- компонента на тепловую энергию.
Разделом 7 приложения № 2 к ПП РФ № 354 установлен порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу ГВС, предоставленную потребителю за расчётный период в жилом или нежилом помещении и на ОДН в случае установления двухкомпонентных тарифов на ГВС.
В п. 26 приложения № 2 к ПП № 354 дана формула расчёта тепловой энергии, используемой на подогрев воды и сказано, что количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на общедомовые нужды, рассчитывается по той же формуле.
В силу ПП РФ № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в законодательном порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей ГВС независимо от наличия общедомового прибора учёта, которым фиксируется объём тепловой энергии, поступающий в систему водоснабжения МКД. Такой вывод можно найти в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 5 (2017), утверждённом Президиумом ВС РФ 27.12.2017.
Указанный порядок не противоречит п. 1 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объёма потребляемых КУ по показаниям приборов учёта, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления КУ. Вся загвоздка в том, что тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.
В городе, где находились участники разбирательства, норматив потребления тепловой энергии на подогрев ГВС был установлен постановлением главы города Подольска от 21.12.2004 № 2707-п.
Теплоснабжающая организация не предоставила доказательств признания норматива недействующим или утратившим силу, поэтому у судов апелляционной инстанции и округа отсутствовали основания при определении объёма тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, руководствоваться показаниями ОДПУ.
Верховный Суд РФ отметил, что Арбитражный суд Московской области принял законное и обоснованное решение, правильно трактовав законодательство. Поэтому его решение ВС РФ постановил оставить в силе, а решения Десятого арбитражного суда Московской области, постановление Арбитражного суда Московского округа – отменить.
Источник