Химические реакции с водой примеры 8 класс

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода, применения опорного конспекта, сопровождается презентацией. Цель урока изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.

Скачать:

Вложение Размер
voda.zip 907.62 КБ

Предварительный просмотр:

Савчук Оксана Васильевна,

учитель химии и биологии .

МОУ «СОШ» пгт. Кожва

Республика Коми, Печорский район.

Тема: Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Цель: Изучить распространение воды в природе, физические и химические свойства, значение воды.

Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, научить комментировать слайды. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.

Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся. Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, инсертная и практическая работы), индивидуальная (работа по тренажерам, беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

Лабораторное оборудование: кристаллизатор с водой, металлический натрий, фенолфталеин, 3 пробирки с водой, индикатор, чашки Петри с СаО, пробирки с СаСО 3 , кислота, стакан с водой.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный блок.

Я бы хотела начать сегодняшний урок с достоверной истории. Однажды в одной из африканских школ, ребятам рассказывали об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Как вы можете объяснить этот факт. Может, кто- то назовет эту страну? Выслушиваются все версии.

Посмотрите в окно. Что вы там видите? Снег. Что такое снег? Вода в твердом состоянии. Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств.

Запишем тему урока (слайд 1).

— Какими удивительными свойствами обладает вода?

— Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере, какого то иного вещества? (слайд 2)

(на доске план урока)

1. Нахождение в природе.

2. Физические свойства воды.

3. Химические свойства воды.

4. Применение воды.

Посмотрите на пункты плана и сформулируйте цель урока.

VI. Исполнительский блок.

Сегодня мы впервые с вами попробуем составить опорный конспект (слайд 3). Ученики чертят в тетради.

Такой конспект удобно использовать при подготовке к следующему уроку, а также к экзамену. Такие опорные конспекты мы будем составлять при изучении химических элементов в 9 классе. (оформление опорного конспекта).

Для определения нахождения воды в природе предлагается инсерт аналитическая работа (см. приложение1).

Вода находится во всех земных оболочках и в космосе. Записывают в тетрадь.

Учитель: Давайте обозначать удивительные свойства воды знаком (!) (слайд 3)

Физические свойства воды.

Какие свойства воды можете назвать? (слайд 4)

Т,Ж,Г. Без цвета, запаха, вкуса.

Тк=100 0 С,Тз=0 0 С

Все вы слышали о Титанике. Что было причиной этой катастрофы?

Учитель: Посмотрим глазами химика. Что такое айсберг? Вода в твердом состоянии. Плотность твердого состояния меньше плотности жидкого. Ещё одно удивительное свойство воды (!) (слайд 3). А как вы думаете какое это имеет значени для живых организмов, обитающих в воде? Выслушиваются все ответы учащихся.

Учитель: Изучая физические свойства воды, нельзя не сказать о том, что она является универсальным растворителем. В ней растворяются газообразные, жидкие и твердые вещества. (!).

Работа с таблицей растворимости.

Химические свойства воды. Прежде, чем рассмотреть химические свойства воды, давайте определим, к какому классу веществ она относится?

На столах 3 пробирки с водой, лакмусовая бумага, учащиеся проводят опыт и делают вывод .

Вода это оксид. Состав воды был доказан экспериментально с помощью методов анализа используя эвдиометр, и синтеза.

Учитель: Рассмотрим химические свойства воды (слайды 5-6)

1. Реакции разложения.

2. Реакции соединения.

CO2 + H2O = H2CO3; но FeO + H2O =

СаО + Н2О = Са(ОН)2; но Si2O+ H2O =

Учащиеся проводят опыты с водой и оксидами.

С помощью учебника дайте определение, гидроксиды – это…

Кислота НR

Н 2 О + (схема в тетради)

Основание Ме (ОН)n

3. Реакции замещения.

2Nа + 2Н2О = 2NаОН + H2

Учитель: Как вы думаете, все ли металлы одинаково взаимодействуют с водой.

MeOH +H 2

Me от Be доРb (схема в тетради)

Н 2 О + MeO +H 2

реакция не идет

4. Реакции обмена.

СаС2 + Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2

Вывод. Формулируют учащиеся по вопросам:

Какие типы химических реакций характерны для воды?

С какими химическими веществами может взаимодействовать вода?

Какие продукты реакции могут образовываться при реакциях воды с различными веществами?

Вернёмся к поставленному вопросу. Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого то иного вещества? ( Потому, что именно с её участием рождаются новые классы веществ).

V Контрольно-оценочный блок.

Проверь себя (слайд 7) (устно).

Самостоятельная работа (см. приложение2).

Как вы считаете, мы достигли своей цели? Что нового узнали? Что понравилось?

VI. Домашнее задание. ( слайд 8)

П.33, опорный конспект. Применение заполнить дома, используя схему, учебник, дополнительную литературу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе по теме «Типы химических реакций на примере свойств воды» с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп.

Урок проводится в 8 классе по УМК О.С.Габриелян после изучения темы «Типы химических реакций».

Презентация к уроку «Типы химических реакций на примере свойсв воды».

Презентация содержит слайды, характеризующие химические свойства воды.

Урок химии в 8 классе по теме «Типы химичеких реакций на примере свойств воды» , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций.

Инструктивная карта. Модульный урок. 8кл. Тема «Типы химических реакций на примере свойств воды».

Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)».

Источник

Урок химии. Химические свойства воды.

8 класс. Урок № 35.

Тема. Химические свойства воды.

Цель урока: изучить с обучающимися химические свойства воды. Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.

Планируемые результаты обучения

1) личностные. Ф ормировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2) метапредметные. Развивать умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач.

3) предметные. Уметь составлять уравнения реакций воды с активными металлами, а также оксидами металлов и неметаллов.

Демонстрационный опыт №12. Взаимодействие воды с металлами (натрием, магнием).

Демонстрационный опыт №13. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, мультимедиа доска, комплект реактивов и химической посуды для выполнения демонстрационных опытов, учебник «Х имия. 8 класс. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. — М.: Просвещение, 2014».

1. Организация начала урока.

Проверяю готовность класса к уроку, отмечаю отсутствующих, записываем число и « Классная работа» .

Просмотр наличия выполнения домашнего задания, один обучающийся на доске записывает ответы домашнего задания для самопроверки правильности.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся. Подготовка к усвоению нового материала.

2.1. На рабочих местах фронтальная беседа по вопросам (демонстрация вопросов на мультимедиа доске).

1. Какие простые вещества мы изучили?

2. Назовите формулы простых веществ кислорода и водорода.

3. Приведите примеры соединений, содержащих атомы водорода и запишите их формулы.

4. В результате каких реакций можно получить водород?

5. Что называют химической реакцией?

6. Какие типы реакций Вы знаете?

2.2. Объявляются (и комментируются) оценки за практическую работу.

3. Формулирование темы урока при участии обучающихся.

— На предыдущем уроке мы выполняли практическую работу по приготовлению растворов солей.

— Вы заметили главную особенность растворов — свойства воды и свойства соли в растворе сохраняются.

— То есть, приготовление растворов — это физическое явление.

— А возможно ли такое взаимодействие с водой, при котором образуются новые вещества, то есть будет протекать химическая реакция между водой и веществом?

— Как можно сформулировать тему урока в этом случае?

Обучающиеся формулируют возможную тему урока.

— Запишите тему нынешнего урока: Химические свойства воды.

4. Формулирование целей и задач урока при помощи обучающихся. Мотивация учебной деятельности.

— изучить взаимодействие воды с другими веществами, в результате которого образуются новые химические вещества;

— научиться составлять уравнения химических реакций воды с различными простыми и сложными веществами;

— повторить алгоритм составления уравнений химических реакций;

— ф ормировать ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию.

5. Изучение нового материала. Химические реакции.

5.1. Разложение под действием электрического тока или сильного нагревания (около 2000 о С).

В результате реакции образуются прозрачные газообразные вещества — водород и кислород

Демонстрационный опыт №12. Взаимодействие воды с металлами (натрием, магнием).

Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию с активными металлами. При этом атом металла замещает один из атомов водорода, вытесняя его из воды с последующим образованием газообразного водорода. Также образуются хорошо растворимые в воде гидроксиды металлов.

2 Na + 2 HOH = 2 NaOH + H 2

С a + 2 HOH = С a ( OH ) 2 + H 2

5.3. Взаимодействие с металлами средней активными ( Mg , Zn , Fe ).

Вода при повышенной температуре (500 – 600 о С) вступает в реакцию с металлами средней активности. При этом атом металла замещает атомы водорода, вытесняя их из воды в виде газообразного водорода. Также образуются оксиды металлов.

М g + HOH = MgO + H 2

Zn + HOH = ZnO + H 2

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Демонстрационный опыт №13. Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора, углекислым газом. Испытание полученных растворов индикаторами.

Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию со сложными веществами — оксидами активных металлов:

С aO + H 2 O = С a ( OH ) 2

При добавлении к образующемуся раствору гидроксида металла (щелочи) раствора красного лакмус а весь объём раствора становится синим , а прозрачный раствор фенолфталеин а становится малиновым.

Вода при комнатной температуре легко вступает в реакцию со сложными веществами — оксидами неметаллов:

Вода вступает в реакцию с оксидом фосфора ( V ) при комнатной температуре:

При нагревании или с горячей водой реакция протекает по-другому:

При добавлении к образующемуся раствору кислоты раствора синего лакмус а весь объём раствора становится красным , а прозрачный раствор фенолфталеин а не изменяет свой цвет.

5.6. Взаимодействие с некоторыми неметаллами при нагревании.

Водяной пар при температуре свыше 1000°C взаимодействует с раскаленным коксом (углём) с образованием водяного газа (смесь водорода и оксида углерода (II) – угарного газа).

6. Первичное закрепление изученного материала.

6.1. Игра «Найди пару». К формуле простого или сложного вещества найдите соответствующую формулу продукта реакции его с водой.

Г) Na 4) С a ( OH ) 2

7. Закрепление, обсуждение и коррекция изученного материала.

Обсуждение правильности выполнения заданий игры, повторение химических свойств воды.

8. Подведение итогов занятия.

Подводится итог-обобщение изученного на уроке материала.

Объявление оценок, полученных обучающимися за урок.

9. Задаётся и объясняется домашнее задание.

— Ребята! Запишите, пожалуйста, домашнее задание к следующему уроку (задание появляется на мультимедиа доске или записано на обороте обычной доски):

Учить §32 (с.107, 108) (химические свойства воды),

Источник

Читайте также:  Смягчает воду для стиральных машин
Оцените статью