Почему акварель – самая трудная техника живописи? Четыре причины.
Как правило, когда ребёнок желает рисовать, ему покупают альбом для рисования за 30 рублей и коробку с акварелью и пару-тройку кисточек. А потом родитель удивляется, почему дитя, чуть порисовав, бросает это дело. А всё потому, что акварель – совсем не детская техника, и получается у дитяти в лучшем случае что-то типа вот этой бабочки.
Ребёнку для первых опытов лучше купить коробку с гуашью. Рисунок сразу получится ярким, чётким и интересным.
В чём же дело? Дело в свойствах красок.
Слово «акварель» происходит от латинского aqua «вода». Краска содержит сложный комплекс веществ, придающих ей цвет (пигменты), густоту (связующие), матовость или блеск ( наполнители) и то, что делает краску жидкой, позволяет ею рисовать (растворители). Гуашь и акварель очень близки по свойствам, и в обоих случаях растворителем является вода. Но гуашь насыщена белилами, она матовая, плотная, высохший слой легко перекрывается другим цветом. А акварель — прозрачная.
Посмотрите, как один слой акварели ложится на другой. Нижний слой просвечивает сквозь верхний. И художник, нанося второй слой краски на предыдущий, должен предвидеть, как именно он будет выглядеть, как слои смешаются (если нижний не досох) или какой оттенок получит нижний слой, просвечивая сквозь верхний.
Любая ошибка, любой косяк сразу будет виден. Можно аккуратно смыть неудачный кусочек живописи, дать высохнуть и переписать, но очень трудно попасть в тот же тон и оттенок у этой текучей и капризной акварели. А если снова не вышло? Начинаем смывать и обнаруживаем, что бумага под кистью начинает рваться, скатываться, коробиться.
Для акварели очень важно, на какой бумаге вы ею рисуете. Плотные краски (гуашь, акрил, масло, темпера и т.п.) напрочь записывают основу, а у акварели она просвечивает сквозь слои. Если художник пишет на тонированной бумаге, цвет бумаги определяет колорит всей работы. И можно далеко не все записывать краской.
Акварель — это очень много воды. Если бумага плохо впитывает воду и недостаточно плотная, она начинает коробиться. Хорошая бумага для акварели не коробится от воды, имеет интересную фактуру, которая просвечивает сквозь красочный слой и. стоит, как крыло самолёта.
Но без хорошей бумаги акварелью писать гораздо труднее и не так красиво. Помните про альбом для рисования для ребенка? Там бумага хороша под фломастеры и карандаши, но для акварели не подходит. Рисунок начинает коробиться, образуя лужицы краски в самых неподходящих местах.
Есть еще один нюанс. Если художник наносит на бумагу слишком много слоёв, то цвета становятся грязными. Обычно акварель более трёх слоёв на одном участке не терпит. Значит, художник заранее должен понимать, как он в три слоя напишет всё, что хотел.
Поэтому не торопитесь покупать вашему ребёнку дешёвую акварель. Потратьтесь на гуашь. Ибо акварель:
1. Не терпит ошибок, исправления всегда заметны.
2. Прозрачная, то есть нижние слои просвечивают сквозь верхние. Надо предвидеть, как это будет выглядеть.
3. Требует очень хорошей дорогой бумаги
4. При многих слоях дает грязные оттенки. То есть акварелью не стоит рисовать более чем в три слоя .
В качестве примера в статье приведены акварели Юлии Ледяковой.
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!
Источник
Рисование на воде Эбру
Содержание
Этот особый метод рисования предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже используются особенные: на натуральной основе. В результате получаются невероятные по красоте картины, повторить которые практически невозможно.
Рисованием на воде можно занять не только себя, но и ребенка: такой необычный способ увлечет маленького непоседу на несколько часов. К тому же Эбру развивает фантазию и творческое мышление, что так важно для малышей.
В этой статье мы расскажем о том, что такое Эбру, что для него понадобится и как создавать шедевры с помощью нехитрых приспособлений. «Как нарисовать воду?» Один из простых вопросов, которым задаются начинающие художники. Тем, кто уже освоил классические способы, настоятельно рекомендуем ближе ознакомиться с Эбру.
История появления Эбру
Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.
Суминагаши: плавающие чернила.
Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран.
Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.
Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли.
Что такое Эбру
Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде.
Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.
По окончании рисунка его можно перенести на бумажный лист, а профессионалы способны использовать и другие поверхности: дерево, ткани, керамику, кожу.
Материалы для рисования на воде. Что нужно для Эбру?
Эбру можно освоить дома самостоятельно. Такое рисование будет отличным занятием для ребенка, оно не только оригинально и необычно, но и развивает мелкую моторику рук и отлично влияет на воображение маленького художника. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого.
Итак, чтобы рисовать на воде, будут необходимы:
- вода с загустителем;
- краски;
- емкость;
- кисти;
- гребни, шило или спицы;
- бумага.
Теперь давайте поговорим о каждом отдельно и поподробнее.
Загуститель для эбру. Как разводить?
Жидкость для Эбру должна быть густой, как кисель и достаточно плотной, чтобы краски в ней не растворялись. Чтобы этого добиться, применяют «загуститель для эбру». В магазинах он продается в трех видах: порошок и жидкий концентрат для разведения, или уже готовый раствор для рисования.
Каждый загуститель имеет инструкцию, и готовить раствор нужно строго по ней, так как в зависимости от состава процесс может различаться. Производитель указывает её на упаковке.
Источник
Красками по воде писано: 18 фактов об акварели
Наверняка многие из нас помнят уроки рисования в школе. Чаще всего это был процесс рисования акварелью или гуашью натюрморта с вазами, цветами и фруктами либо портрета мамы к 8 Марта. Кроме профессиональных художников, мало кто задумывается о том, чем вообще отличаются краски между собой, кроме цвета. Но многие мастера прошлого даже отстаивали право использования этих красок в живописи. 23 ноября отмечается Международный день акварели. Инициатором учреждения праздника стал мексиканский художник Альфредо Гуати Рохо. Именно он, будучи выдающимся художником-акварелистом, убежденным в том, что акварель способна не хуже живописи маслом передавать красоту мира, в 1991 году предложил ежегодно 23 ноября проводить Международный день акварели.
1. Акварель в переводе с французского слова aquarelle означает “водянистая”. Это такой вид красок, в которых растворителем является вода, в результате чего получаются легкие и полупрозрачные картины.
2. Впервые акварель появилась в Китае сразу после изобретения бумаги. А спустя какое-то время обрела популярность и в Японии.
3. Акварелью рисовали не только на бумаге, но и на шелке, дереве и других материалах.
4. В Европе акварель появилась намного позже – лишь в 13 веке. Но уже к 16-му веку акварельная живопись стала такой же популярной, как и живопись маслом. В конце 18 века акварель получает распространение в Англии, правда, первоначально это происходит среди любителей, а не профессиональных художников. Популярность в обществе приобретает портретная миниатюра. Однако вскоре в Англии появляется целая плеяда профессиональных художников-акварелистов. В 1804 году было основано Общество акварелистов.
5. Самая известная работа, выполненная акварелью, картина “Заяц” (1502 год) художника эпохи Ренессанса Альбрехта Дюрера.
6. Современные художники, работающие в технике акварели, используют не только классические акварельные краски и кисти, но и появившиеся акварельные карандаши, восковые мелки для проработки отдельных элементов и фрагментов картины.
7. Лучшей бумагой для акварели считается ватман, бристольский картон и торшон. Возвращаясь к краскам, используемым в акварельной живописи, стоит отметить, что в их состав, помимо водорастворимой клеевой основы и красителя, входят вещества, обеспечивающие краске пластичность (глицерин), предотвращающие скатывание с поверхности листа бумаги (бычья желчь), а также защищающие от плесени, появление которой возможно ввиду естественного происхождения элементов состава краски (фенол).
8. Самый известный английский мастер акварели – художник Уильям Тернер (да-да, имя как у персонажа из “Пиратов Карибского моря”). С помощью акварельных красок он создавал удивительные пейзажи. Его акварельная работа “Вид на дворец архиепископа Ламбет” экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств всего спустя год после начала его обучения в художественной школе. Тернер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Особенно его восхищали работы Клода Лоррена. Вдохновившись картиной “Отплытие царицы Савской”, Тернер написал “Дидону, основательницу Карфагена”, которую после своей смерти завещал повесить возле картины Лоррена.
9. Среди художников, работавших в технике акварели, стоит выделить также Ван Дейка и Дж. Кастильоне. Среди известных английских художников нельзя не упомянуть Д. Кокса, С. Праута, У. Г. Ханта, Ф. Уокера и многих других.
10. В России акварель стала популярной еще позже – лишь в 19-м веке. С ней связано имя русского художника Карла Брюллова, который применял разнообразную технику живописи, используя акварельные краски. Из-за своей тематики эти работы носили название “итальянский жанр”, поскольку чаще всего заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить развлекательным и декоративным целям. Наиболее известные работы – “Прерванное свидание”, “Портрет великой княжны Марии Николаевны” и “Итомская долина перед грозой”.
11. Общество акварелистов в Российской империи появилось в 1887 году, но после революции его деятельность прекратилась несмотря на то, что и в советский период интерес художников к акварели никогда не угасал. Возрождение произошло в 1998 году, когда появилось “Общество акварелистов Санкт-Петербурга”. В настоящее время действует Школа и Академия акварели С. Андрияки.
12. Интересно, что в России человек, в доме которого было хотя бы несколько картин, написанных акварелью, считался особенно состоятельным.
13. В состав медовых акварельных красок действительно входит мед. Благодаря ему краски становятся мягкими и остаются в жидком состоянии долгое время.
14. Гуммиарабик, который входит в состав акварели, собирается на акациях на территории Судана (80% мирового производства гуммиарабика). В прошлом это вещество применяли в разных отраслях промышленности как клеящее средство, сегодня кроме акварельных красок гуммиарабик применяют в пищевой промышленности. В кондитерском производстве с помощью этой смолы повышают стойкость эмульсий, уменьшают образование комков и пены.
15. Еще один интересный компонент акварельных красок – бычья желчь. Она позволяет краске ложиться на поверхность ровно (не капельками), облегчая таким образом процесс смешения разных цветов.
16. Белая акварельная краска бывает только в детских наборах. В профессиональных акварельных палитрах белого цвета нет, т. к. для получения белых частей картины художники просто не закрашивают эти фрагменты и белая краска им совсем не нужна.
17. Профессиональные акварельные картины, чтобы не выгореть на свете, могут выставляться на обозрение только при слабом освещении, на них не могут попадать прямые солнечные лучи.
18. Эффект акварельных красок используется и в тату-индустрии. Это относительно новое направление, основательницей которого является тату-мастер из Нью-Йорка Аманда Вачоб. Татуировки в таком стиле получаются нежными и легкими. В наши дни они обретают все большую популярность, особенно среди девушек. Однако не каждый мастер согласится делать такие тату. Они действительно очень отличаются от обычных тонкими контурами, более насыщенными оттенками, и их нанесение не такое болезненное. Но, как и в случае с акварельными картинами, со временем они выгорают и становятся бледными. Поэтому такой рисунок хоть и выглядит красиво, но продержится недолго. Хотя это плюс для тех, кто любит эксперименты или теряет интерес к татуировке и не хочет тратить деньги на операцию по сведению.
Источник