«Пейзаж» А. Майков
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; –
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам, –
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз – то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу – дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
Дата создания: 1853 г.
Сборник «На воле».
Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Пейзаж»
Аполлон Николаевич Майков является самым преданным певцом русской природы и настоящим мастером слова. Его стихотворение «Пейзаж» является лучшей иллюстраций филигранного владения словом и патриотизма одновременно. Самое название стихотворения определяет его жанр, но оно включает и бытовую зарисовку – выезд на дорогу воза с девочкой.
Произведение включает такие выразительные средства:
- инверсию – «пестреет лес зеленый», «румянит осень», «осинник желтый», «мухоморов ряд», «солнца луч», «проглянула река», «выезжает воз», «тешит внучка» – которая позволяет выделить ключевые слова;
- умолчания – «нет конца пути…», «устлал дорогу…», «нога шумит…», «луч ложится…», «шумят издалека…» – они подчеркивают одновременно неторопливость изложения и темп действий лирического героя – он не спешит, а наслаждается каждым шагом;
- олицетворения – «осинник бьет тревогу», «нога шумит», «папоротник дремлет», «ряд мухоморов спят», «река проглянула», «колеса шумят», «лай веселый» – поэт использует, чтобы создать у читателя яркие зрительные образы;
- метафоры – «помогает криком», «тешит (забавляет) страхом» – украшая текст, помогают добиться лаконичности и предельной точности изложения;
- синекдоху – «ухо внемлет», которая подчеркивает остроту чувств;
- сравнения – «устлал, как ковер»; «ряд мухоморов, что карлы (карлики) сказочные»; «идешь, как … по водам» – причем последнее, несмотря на прозаическое сходство шороха листьев с шумом воды, несет в себе библейский смысл – природа уподоблена храму, а человек в ней – прообраз ходившего по воде Христа;
- эпитеты – «пышный папоротник», «сказочные карлы», «тряская мельница», «веселый лай», являющиеся емкими характеристиками предметов и явлений;
- контекстуальные антонимы – «старик – дитя», «солнце – тень» – отражают разные стороны жизни человека и природных явлений, которые он наблюдает;
- эллипсис – «на возу – (сидит) дитя» – пропуск слова помогает соблюсти стихотворный размер;
- перифраз – «жучка» – также способствует рифмовке со словом «внучка», имеется в виду не кличка животного, а обобщенное название всех собак;
- антитезу – «нога шумит, а ухо внемлет (слышит)…».
Полное красок стихотворение заставляет нас сосредоточиться на главном. Большой русский поэт представляет нам прекрасную, умиротворяющую картину тихого осеннего вечера. И прелесть русской природы становится после прочтения очевидной.
Источник
Пейзаж (Майков)
Точность | Выборочно проверено |
Из цикла « На воле ». Дата создания: 1853, опубл.: 1858 [1] . Источник: А. Н. Майков . Сочинения в двух томах / Под общей редакцией Ф. Я. Приймы. Составление и подготовка текста Л. С. Гейро — М.: Правда, 1984. — Т. 1. — С. 152—153. . |
Пейзаж
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам, куда брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути…
5 Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
Идешь, как будто по водам, —
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет.
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз — то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Примечания
- ↑ Впервые — в журнале «Подснежник», 1858, 2, стр. 1.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее. Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода. Общественное достояние Общественное достояние false false Источник Стихи А. Н. МайковаВ чем счастье. Люблю дорожкою лесною, Я с содроганием смотрел Умолкнет славы нашей шум; Оледенелою звездой И, странствуя между миров, Так разум в тайнах бытия Источник «Пейзаж» А. Майков
Дата создания: 1853 г. Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Пейзаж»Аполлон Николаевич Майков является самым преданным певцом русской природы и настоящим мастером слова. Его стихотворение «Пейзаж» является лучшей иллюстраций филигранного владения словом и патриотизма одновременно. Самое название стихотворения определяет его жанр, но оно включает и бытовую зарисовку – выезд на дорогу воза с девочкой. Произведение включает такие выразительные средства:
Полное красок стихотворение заставляет нас сосредоточиться на главном. Большой русский поэт представляет нам прекрасную, умиротворяющую картину тихого осеннего вечера. И прелесть русской природы становится после прочтения очевидной. Источник Н А Некрасову по прочтеньи `Музы`С невольным сердца содроганьем Прослушал Музу я твою, И перед пламенным признаньем, Смотри, поэт, я слезы лью. Нет, ты дитя больное века! Пловец без цели, без звезды! И жаль мне, жаль мне человека В поэте злобы и вражды! Нет, если дух твой благородный Устал, измучен, огорчен, И точит сердце червь холодный, И сердце знает только стон,— Поэт! ты слушался не Музы, Ты детски слушался людей. Ты положил на душу узы Их нужд строптивых и страстей; И слепо в смертный бой бросался, Куда они тебя вели; Венок твой кровью окроплялся И в бранной весь еще пыли! Ты проносился по долинам, Где жатвы зреют и шумят, Где трав несется аромат, Но ты их не хотел и видеть, Провозглашая бранный зов, И, полюбивши ненавидеть, Везде искал одних врагов. И алча сердцем новых сил, Взлетев на холм, усталый витязь, Ты вдруг коня остановил. Постой — хоть миг!— и на свободе Познай призыв своей души: Склони усталый взор к природе. Смотри, как чудно здесь в глуши: Идет обрывом лес зеленый, Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И как ковром устлал дорогу,— Идешь — как будто по водам,— Нога шумит. И ухо внемлет Смягченный говор в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет И красных мухоморов ряд, Как карлы сказочные, спят; А здесь просвет: сквозь листья блещут, Сверкая золотом, струи. Ты слышишь говор: воды плещут, Качая сонные ладьи; И мельница хрипит и стонет Под говор бешеных колес. Вон-вон скрыпит тяжелый воз: Везут зерно. Клячонку гонит Крестьянин, на возу дитя, И деда страхом тешит внучка, А, хвост пушистый опустя, Вкруг с лаем суетится жучка, И звонко в сумраке лесном Веселый лай летит кругом. Долой броню! Во прах копье! Здесь достояние твое! Я знаю — молкнут сердца муки И раны гнойные войны В твоей душе заживлены. Слеза в очах как жемчуг блещет, И стих в устах твоих трепещет, И средь душевной полноты Иную Музу слышишь ты. В ней нет болезненного стона, Нет на руках ее цепей. Церера, пышная Помона Ее зовут сестрой своей, К ней простирают руки нежно — И, умирив свой дух мятежный, Она сердечною слезой Встречает чуждый ей покой. Отдайся ей душою сирой, Узнай ее: она как мать Тебя готова приласкать; Брось человеческого мира Тщету и в божий мир ступай! Он лучезарен и чудесен, И как его ни воспевай — Всё будет мало наших песен! Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌 Источник |