Идешь как будто по водам

«Пейзаж» А. Майков

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; –
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам, –
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз – то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу – дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.

Дата создания: 1853 г.
Сборник «На воле».

Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Пейзаж»

Аполлон Николаевич Майков является самым преданным певцом русской природы и настоящим мастером слова. Его стихотворение «Пейзаж» является лучшей иллюстраций филигранного владения словом и патриотизма одновременно. Самое название стихотворения определяет его жанр, но оно включает и бытовую зарисовку – выезд на дорогу воза с девочкой.

Произведение включает такие выразительные средства:

  • инверсию – «пестреет лес зеленый», «румянит осень», «осинник желтый», «мухоморов ряд», «солнца луч», «проглянула река», «выезжает воз», «тешит внучка» – которая позволяет выделить ключевые слова;
  • умолчания – «нет конца пути…», «устлал дорогу…», «нога шумит…», «луч ложится…», «шумят издалека…» – они подчеркивают одновременно неторопливость изложения и темп действий лирического героя – он не спешит, а наслаждается каждым шагом;
  • олицетворения – «осинник бьет тревогу», «нога шумит», «папоротник дремлет», «ряд мухоморов спят», «река проглянула», «колеса шумят», «лай веселый» – поэт использует, чтобы создать у читателя яркие зрительные образы;
  • метафоры – «помогает криком», «тешит (забавляет) страхом» – украшая текст, помогают добиться лаконичности и предельной точности изложения;
  • синекдоху – «ухо внемлет», которая подчеркивает остроту чувств;
  • сравнения – «устлал, как ковер»; «ряд мухоморов, что карлы (карлики) сказочные»; «идешь, как … по водам» – причем последнее, несмотря на прозаическое сходство шороха листьев с шумом воды, несет в себе библейский смысл – природа уподоблена храму, а человек в ней – прообраз ходившего по воде Христа;
  • эпитеты – «пышный папоротник», «сказочные карлы», «тряская мельница», «веселый лай», являющиеся емкими характеристиками предметов и явлений;
  • контекстуальные антонимы – «старик – дитя», «солнце – тень» – отражают разные стороны жизни человека и природных явлений, которые он наблюдает;
  • эллипсис – «на возу – (сидит) дитя» – пропуск слова помогает соблюсти стихотворный размер;
  • перифраз – «жучка» – также способствует рифмовке со словом «внучка», имеется в виду не кличка животного, а обобщенное название всех собак;
  • антитезу – «нога шумит, а ухо внемлет (слышит)…».
Читайте также:  Какая вода считается хорошей для питья

Полное красок стихотворение заставляет нас сосредоточиться на главном. Большой русский поэт представляет нам прекрасную, умиротворяющую картину тихого осеннего вечера. И прелесть русской природы становится после прочтения очевидной.

Источник

Пейзаж (Майков)

Точность Выборочно проверено
Из цикла « На воле ». Дата создания: 1853, опубл.: 1858 [1] . Источник: А. Н. Майков . Сочинения в двух томах / Под общей редакцией Ф. Я. Приймы. Составление и подготовка текста Л. С. Гейро — М.: Правда, 1984. — Т. 1. — С. 152—153. .

Пейзаж

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам, куда брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь — и нет конца пути…
5 Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист

  • 10 И, как ковер, устал дорогу…
    Идешь, как будто по водам, —
    Нога шумит… а ухо внемлет
    Малейший шорох в чаще, там,
    Где пышный папоротник дремлет.
  • 15 А красных мухоморов ряд,
    Что карлы сказочные, спят…
    Уж солнца луч ложится косо…
    Вдали проглянула река…
    На тряской мельнице колеса
  • 20 Уже шумят издалека…
    Вот на дорогу выезжает
    Тяжелый воз — то промелькнет
    На солнце вдруг, то в тень уйдет…
    И криком кляче помогает
  • 25 Старик, а на возу — дитя,
    И деда страхом тешит внучка;
    А, хвост пушистый опустя,
    Вкруг с лаем суетится жучка,
    И звонко в сумраке лесном
  • 30 Веселый лай идет кругом.

    Примечания

    1. ↑ Впервые — в журнале «Подснежник», 1858, 2, стр. 1.
    Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее.

    Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

    Общественное достояние Общественное достояние false false

    Источник

    Стихи А. Н. Майкова

    В чем счастье.
    В жизненном пути
    Куда твой долг велит — идти,
    Врагов не знать, преград не мерить,
    Любить, надеяться и — верить.

    Люблю дорожкою лесною,
    Не зная сам куда, брести;
    Двойной глубокой колеею
    Идешь — и нет конца пути.
    Кругом пестреет лес зеленый;
    Уже румянит осень клены,
    А ельник зелен и тенист;-
    Осинник желтый бьет тревогу;
    Осыпался с березы лист
    И, как ковер, устлал дорогу.
    Идешь, как будто по водам,-
    Нога шумит. а ухо внемлет
    Малейший шорох в чаще, там,
    Где пышный папоротник дремлет,
    А красных мухоморов ряд,
    Что карлы сказочные, спят.
    Уж солнца луч ложится косо.
    Вдали проглянула река.
    На тряской мельнице колеса
    Уже шумят издалека.
    Вот на дорогу выезжает
    Тяжелый воз — то промелькнет
    На солнце вдруг, то в тень уйдет.
    И криком кляче помогает
    Старик, а на возу — дитя,
    И деда страхом тешит внучка;
    А, хвост пушистый опустя,
    Вкруг с лаем суетится жучка,
    И звонко в сумраке лесном
    Веселый лай идет кругом.

    Я с содроганием смотрел
    На эту кость иного века.
    И нас такой же ждет удел:
    Пройдет и время человека.

    Умолкнет славы нашей шум;
    Умрут о людях и преданья;
    Всё, чем могуч и горд наш ум,
    В иные не войдет созданья.

    Оледенелою звездой
    Или потухнувшим волканом
    Помчится, как корабль пустой,
    Земля небесным океаном.

    И, странствуя между миров,
    Воссядет дух мимолетящий
    На остов наших городов,
    Как на гранит неговорящий.

    Так разум в тайнах бытия
    Читает нам. Но сердце бьется,
    Надежду робкую тая —
    Авось он, гордый, ошибется!

    Источник

    «Пейзаж» А. Майков

    Люблю дорожкою лесною,
    Не зная сам куда, брести;
    Двойной глубокой колеею
    Идешь – и нет конца пути…
    Кругом пестреет лес зеленый;
    Уже румянит осень клены,
    А ельник зелен и тенист; –
    Осинник желтый бьет тревогу;
    Осыпался с березы лист
    И, как ковер, устлал дорогу…
    Идешь, как будто по водам, –
    Нога шумит… а ухо внемлет
    Малейший шорох в чаще, там,
    Где пышный папоротник дремлет,
    А красных мухоморов ряд,
    Что карлы сказочные, спят…
    Уж солнца луч ложится косо…
    Вдали проглянула река…
    На тряской мельнице колеса
    Уже шумят издалека…
    Вот на дорогу выезжает
    Тяжелый воз – то промелькнет
    На солнце вдруг, то в тень уйдет…
    И криком кляче помогает
    Старик, а на возу – дитя,
    И деда страхом тешит внучка;
    А, хвост пушистый опустя,
    Вкруг с лаем суетится жучка,
    И звонко в сумраке лесном
    Веселый лай идет кругом.

    Дата создания: 1853 г.
    Сборник «На воле».

    Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Пейзаж»

    Аполлон Николаевич Майков является самым преданным певцом русской природы и настоящим мастером слова. Его стихотворение «Пейзаж» является лучшей иллюстраций филигранного владения словом и патриотизма одновременно. Самое название стихотворения определяет его жанр, но оно включает и бытовую зарисовку – выезд на дорогу воза с девочкой.

    Произведение включает такие выразительные средства:

    • инверсию – «пестреет лес зеленый», «румянит осень», «осинник желтый», «мухоморов ряд», «солнца луч», «проглянула река», «выезжает воз», «тешит внучка» – которая позволяет выделить ключевые слова;
    • умолчания – «нет конца пути…», «устлал дорогу…», «нога шумит…», «луч ложится…», «шумят издалека…» – они подчеркивают одновременно неторопливость изложения и темп действий лирического героя – он не спешит, а наслаждается каждым шагом;
    • олицетворения – «осинник бьет тревогу», «нога шумит», «папоротник дремлет», «ряд мухоморов спят», «река проглянула», «колеса шумят», «лай веселый» – поэт использует, чтобы создать у читателя яркие зрительные образы;
    • метафоры – «помогает криком», «тешит (забавляет) страхом» – украшая текст, помогают добиться лаконичности и предельной точности изложения;
    • синекдоху – «ухо внемлет», которая подчеркивает остроту чувств;
    • сравнения – «устлал, как ковер»; «ряд мухоморов, что карлы (карлики) сказочные»; «идешь, как … по водам» – причем последнее, несмотря на прозаическое сходство шороха листьев с шумом воды, несет в себе библейский смысл – природа уподоблена храму, а человек в ней – прообраз ходившего по воде Христа;
    • эпитеты – «пышный папоротник», «сказочные карлы», «тряская мельница», «веселый лай», являющиеся емкими характеристиками предметов и явлений;
    • контекстуальные антонимы – «старик – дитя», «солнце – тень» – отражают разные стороны жизни человека и природных явлений, которые он наблюдает;
    • эллипсис – «на возу – (сидит) дитя» – пропуск слова помогает соблюсти стихотворный размер;
    • перифраз – «жучка» – также способствует рифмовке со словом «внучка», имеется в виду не кличка животного, а обобщенное название всех собак;
    • антитезу – «нога шумит, а ухо внемлет (слышит)…».

    Полное красок стихотворение заставляет нас сосредоточиться на главном. Большой русский поэт представляет нам прекрасную, умиротворяющую картину тихого осеннего вечера. И прелесть русской природы становится после прочтения очевидной.

    Источник

    Н А Некрасову по прочтеньи `Музы`

    С невольным сердца содроганьем

    Прослушал Музу я твою,

    И перед пламенным признаньем,

    Смотри, поэт, я слезы лью.

    Нет, ты дитя больное века!

    Пловец без цели, без звезды!

    И жаль мне, жаль мне человека

    В поэте злобы и вражды!

    Нет, если дух твой благородный

    Устал, измучен, огорчен,

    И точит сердце червь холодный,

    И сердце знает только стон,—

    Поэт! ты слушался не Музы,

    Ты детски слушался людей.

    Ты положил на душу узы

    Их нужд строптивых и страстей;

    И слепо в смертный бой бросался,

    Куда они тебя вели;

    Венок твой кровью окроплялся

    И в бранной весь еще пыли!

    Ты проносился по долинам,

    Где жатвы зреют и шумят,

    Где трав несется аромат,

    Но ты их не хотел и видеть,

    Провозглашая бранный зов,

    И, полюбивши ненавидеть,

    Везде искал одних врагов.
    Но вижу: бранью не насытясь

    И алча сердцем новых сил,

    Взлетев на холм, усталый витязь,

    Ты вдруг коня остановил.

    Постой — хоть миг!— и на свободе

    Познай призыв своей души:

    Склони усталый взор к природе.

    Смотри, как чудно здесь в глуши:

    Идет обрывом лес зеленый,

    Уже румянит осень клены,

    А ельник зелен и тенист;

    Осинник желтый бьет тревогу;

    Осыпался с березы лист

    И как ковром устлал дорогу,—

    Идешь — как будто по водам,—

    Нога шумит. И ухо внемлет

    Смягченный говор в чаще, там,

    Где пышный папоротник дремлет

    И красных мухоморов ряд,

    Как карлы сказочные, спят;

    А здесь просвет: сквозь листья блещут,

    Сверкая золотом, струи.

    Ты слышишь говор: воды плещут,

    Качая сонные ладьи;

    И мельница хрипит и стонет

    Под говор бешеных колес.

    Вон-вон скрыпит тяжелый воз:

    Везут зерно. Клячонку гонит

    Крестьянин, на возу дитя,

    И деда страхом тешит внучка,

    А, хвост пушистый опустя,

    Вкруг с лаем суетится жучка,

    И звонко в сумраке лесном

    Веселый лай летит кругом.
    Поэт! Ты слышишь эти звуки.

    Долой броню! Во прах копье!

    Здесь достояние твое!

    Я знаю — молкнут сердца муки

    И раны гнойные войны

    В твоей душе заживлены.

    Слеза в очах как жемчуг блещет,

    И стих в устах твоих трепещет,

    И средь душевной полноты

    Иную Музу слышишь ты.

    В ней нет болезненного стона,

    Нет на руках ее цепей.

    Церера, пышная Помона

    Ее зовут сестрой своей,

    К ней простирают руки нежно —

    И, умирив свой дух мятежный,

    Она сердечною слезой

    Встречает чуждый ей покой.

    Отдайся ей душою сирой,

    Узнай ее: она как мать

    Тебя готова приласкать;

    Брось человеческого мира

    Тщету и в божий мир ступай!

    Он лучезарен и чудесен,

    И как его ни воспевай —

    Всё будет мало наших песен!
    * См. Н.Некрасов.

    Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌

    Источник

    Оцените статью