- Почему нельзя «за водой» ходить: правила грамматики и бабушкины суеверия
- Литературная норма и просторечие
- Плохая примета
- Устаревший вариант
- Почувствуйте разницу
- Предложения со словосочетанием «идти за водой»
- Ассоциации к слову «идти»
- Ассоциации к слову «вода»
- Синонимы к словосочетанию «идти за водой»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «идти за водой»
- Сочетаемость слова «идти»
- Сочетаемость слова «вода»
- Значение словосочетания «в огонь и в воду (готов, пойду и т. д.)»
- Значение слова «идти»
- Значение слова «вода»
- Афоризмы русских писателей со словом «идти»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение словосочетания «в огонь и в воду (готов, пойду и т. д.)»
- Значение слова «идти»
- Значение слова «вода»
- 20 лет при архимандрите Павле Груздеве
- Другие статьи в литературном дневнике:
Почему нельзя «за водой» ходить: правила грамматики и бабушкины суеверия
В современном русском языке существует общепринятая литературная норма, которой соответствует конструкция, содержащая предлог «за». Сегодня ходят «за водой». Что касается конструкции с предлогом «по», то она имеет диалектное происхождение.
В речи диалектной единственно правильным считалось говорить «по воду». А причиной тому — распространенное мнение о том, что, если пойти за водой, обратно уже не вернуться. Ведь вода вспять не течет. А значит, и говорить нужно исключительно «по воду», а не «за водой».
Литературная норма и просторечие
Конструкции, включающие в себя предлог «по», были в употреблении в русских народных говорах еще в очень далекие времена. При этом они не только присутствовали в таком сочетании, как «по воду», но и употреблялись со множеством других слов. Например, говорили: «Сестра отправилась по молоко»; «Отец ходил в лес по грибы»; «Мы все вместе ходили по малину».
У Александра Сергеевича Пушкина в его поэме «Русалочка» приводятся слова из народной свадебной песни: «Верея ль вереюшка, укажи ль дороженьку по невесту ехати. «
Если же говорить о современной литературной речи, то правильным будет «за водой». А варианты, содержащие предлог «по», относятся к просторечным. Указание на это можно найти, например, у Д. Э. Розенталя в его справочнике по правописанию.
При этом и в народной поэтической речи можно встретить литературную конструкцию с предлогом «за». Например, в народной песне, имеющей широкую известность, есть следующие строчки:
По улице мостовой, по широкой столбовой
Шли девицы за водой, за холодной, ключевой.
Так почему же в диалектной речи присутствует вариант с предлогом «по»?
Плохая примета
Оказывается, это связано с суеверием, которое распространено среди сельских и деревенских жителей. Они следуют поверью, предостерегающему: пойти за водой — домой не вернуться. Таким образом, у конструкции «за водой» появляется другой смысл: идти за водой вслед, по течению. А так как она вспять не течет, то и у идущего за ней обратной дороги нет.
У многих деревенских старожилов словосочетание «пойти за водой» имеет ассоциацию с утоплением. То есть если говорят, что кто-то пошел за водой, значит, он решил утопиться. И еще один аспект суеверия: вода уходит под землю, там лежат покойники, и, пойдя за водой, можно очутиться в загробном мире. Подобный же смысл имеется в виду, когда говорят «идти по грибы». Идти за грибами нельзя, так как они растут в земле.
Таким, образом для людей суеверных употребление этого выражения — плохая примета. Произнесешь его и притянешь к себе беду, случится что-то нехорошее. Однако суеверие, оно и есть суеверие — хочешь верь, хочешь нет. А если вы принадлежите к людям, боящимся накликать на себя несчастье, то для своего спокойствия лучше говорить «по воду».
Устаревший вариант
Но при этом нужно иметь в виду, что эта конструкция характерна для жителей глубинки. «Ходить по воду» — словосочетание, относящееся к разговорной речи, устаревшее. Словари русского языка не приветствуют его употребление. Можно сказать, что сегодня оно уже ушло в историю, и найти его можно лишь в произведениях классиков или в произведениях устного народного творчества, являющихся художественным наследием:
За бедой, за водой, не по воду,
Не оглядываясь, пойду,
Как однажды с тобой, без повода,
У апреля на поводу.
А также употребление конструкции с предлогом «по» встречается в речи алтайских староверов, где говорят: «Мамонька, благослови по воду сходить».
Не нужно забывать, что в этом словосочетании ударение ставится на предлог. При этом современный русский язык такое ударение не предусматривает, этот вариант считается устаревшим, относящимся к пережиткам древнерусского языка.
Почувствуйте разницу
Из сказанного можно сделать заключение о том, что, хотя выражение «по воду» является нелитературным, в разговорной речи употребление его все же допускается. Но нужно сделать важную оговорку, касающуюся смысловой разницы.
Если вы говорите о покупке воды (минеральной, бутилированной, газированной и так далее) в магазине, то в этом случае никак не уместно употреблять предлог «по», даже и в разговорной речи. Правильным будет сказать: «Я иду в магазин за водой». Если же вы хотите набрать воды из колодца, то ходить «по воду» в данном случае не возбраняется.
Источник
Предложения со словосочетанием «идти за водой»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: самоутверждение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «идти»
Ассоциации к слову «вода»
Синонимы к словосочетанию «идти за водой»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «идти за водой»
- В это время кто-то из людей пошел за водой .
Сочетаемость слова «идти»
Сочетаемость слова «вода»
Значение словосочетания «в огонь и в воду (готов, пойду и т. д.)»
В огонь и в воду (готов, пойду и т. д.) — о готовности совершить самоотверженный поступок, пожертвовать собой. [Елохов:] Она за тебя и в огонь и в воду готова. Она сейчас за тебя хотела пожертвовать всем своим состоянием. А. Островский, Не от мира сего. См. также огонь. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «идти»
ИДТИ́ , иду́, идёшь; прош. шёл, шла, шло; прич. прош. ше́дший; деепр. идя́ и (разг.) и́дучи; несов. 1. Передвигаться, перемещаться в пространстве. а) Передвигаться, ступая ногами, делая шаги (о человеке и животном). (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «вода»
ВОДА́ , -ы́, вин. во́ду, мн. во́ды, дат. во́дам и вода́м, твор. во́дами и вода́ми, предл. о во́дах и о вода́х, ж. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. Речная вода. Морская вода. Стакан воды. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «идти»
- Желуди-то одинаковы, но когда вырастут из них молодые дубки — из одного дубка делают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, в из третьего дубка смастерят такую виселицу, что любо-дорого…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «в огонь и в воду (готов, пойду и т. д.)»
В огонь и в воду (готов, пойду и т. д.) — о готовности совершить самоотверженный поступок, пожертвовать собой. [Елохов:] Она за тебя и в огонь и в воду готова. Она сейчас за тебя хотела пожертвовать всем своим состоянием. А. Островский, Не от мира сего. См. также огонь.
Значение слова «идти»
ИДТИ́ , иду́, идёшь; прош. шёл, шла, шло; прич. прош. ше́дший; деепр. идя́ и (разг.) и́дучи; несов. 1. Передвигаться, перемещаться в пространстве. а) Передвигаться, ступая ногами, делая шаги (о человеке и животном).
Значение слова «вода»
ВОДА́ , -ы́, вин. во́ду, мн. во́ды, дат. во́дам и вода́м, твор. во́дами и вода́ми, предл. о во́дах и о вода́х, ж. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. Речная вода. Морская вода. Стакан воды.
Источник
20 лет при архимандрите Павле Груздеве
Протоиерей Анатолий Денисов, Православие.Ru 14.01.2013
С отцом Павлом я познакомился еще до армии, в Тутаеве, у своего зятя, протоиерея Николая Лихоманова (ныне архимандрит Вениамин), настоятеля тутаевского собора. Отец Павел очень ценил тутаевский Воскресенский собор, его великую святыню — чудотворную икону Спасителя. Кроме того, в Тутаеве жил родной брат отца Павла Александр Александрович, и батюшка туда часто приезжал. Там мы с ним и познакомились. После армии я окончил семинарию и стал священником.
Еще до того, как я поступил в семинарию, отец Павел пригласил меня в первый раз к себе на приход. И вот едем мы из Тутаева. У него было восемь сумок — все набиты чем-то, тяжелые. Он говорит:
— Толянко, ты буланкой мне послужишь.
— Батюшко, так конечно.
Он босиком. Жара невыносимая. Через плечо навешали: Марья две сумки, я сумки четыре. Пот — во все ручьи. Приехали в Рыбинск, оставили сумки на вокзале. Отец Павел говорит:
— Толькя, пойдем на Мытный рынок.
Это старый рынок в Рыбинске. Отец Павел там всех по имени даже знал. Вот мы идем. Подходим — памятник Ленину. Смотрю: отец Павел крестится и кланяется. Я говорю:
— Батюшко, так это же Ленин.
— Толька, дурень, смотри внимательно пьедестал-то.
А я смотрю, пьедестал-то никак не вяжется с Лениным. Оказывается, Ленин-то — современная скульптура, а на пьедестале там царь Николай стоял раньше. И это очень заметно: старинный постамент, а на нем Ленина поставили.
Заходим на рынок. Одни грузины, да армяне, да азербайджанцы сидят; да арбузы да дыни — ножики воткнуты. И никто ничего не берет. Увидели батюшку отца Павла: волосы распущенные, босиком, шаровары. Подходит отец Павел к мужику-азербайджанцу, берет дыню, отрезает от дыни сантиметра три пласточек — мне, отрезает Марье. Этот мужик подошел — он и ему отрезал. Тот берет. Все едим. Мужик смотрит, отец Павел говорит:
Он ест. Хочет, наверное, поперек сказать: у нас денег-то нету. Отец Павел говорит:
— Хороша дынька. Вкусно.
— А у нас все такие.
А я думаю, чего же сказать-то? У нас и так восемь сумок.
И вот мы пошли по рынку, а этот азербайджанец бросил свой лоток и ни на минуту от нас не отстает. Я говорю:
— Ты иди, тебя ограбят.
— Где этого деда можно найти еще?
— Да тут много таких бородатых ходит.
— Я тебя спрашиваю, где вот этого деда можно найти.
— Чего ты к нему пристал-то?
— Не твое дело. Где этого деда можно найти?
— Так иди вначале покрестись.
И вот так ходил целый час за отцом Павлом. Потом надавал ему этих дынь просто так.
Устали, сидим на вокзале с Марьей. Чего же делать-то будем с этими сумками, а? Как же быть-то, а? Отец Павел говорит:
— Пойдем к Ваське.
— Так поди уж скоро поезд.
— Толенькя, оставляй дыни, пойдем.
Заходим, смотрим: «Начальник отделения линейной железной дороги подполковник Василий Иванович какой-то там Важный». Отец Павел открывает двери.
— Батюшка, дорогой ты мой!
— То ли вези, то ли сади. Как хочешь!
Подполковник выбежал, сразу обнял батюшку, закрыл кабинет свой изнутри поплотнее:
— Батюшка, по восемь капелек!
Сразу коньячку да по стопарику помаленечку. Марья кричит:
— Батюшка, тебе нельзя!
— Васькя, ты бы Марью куда-нибудь в технички устроил бы. Надоела, зараза!
В шутку, конечно. Подполковник троих участковых вызвал, все эти сумки взяли, остановили поезд не на две минуты, а на пять, посадили в вагон, денег еще на дорогу дали, да еще и стремянную стопочку налил. Отец Павел говорит:
— Толенькя, вот так я и живу: не имей сто рублей, а имей сто пятьдесят.
Был еще такой случай у меня. Был я еще молодой, только что после армии, семинарист. Посмотрел я фотографии Иоанна Кронштадтского, и очень понравилась мне его соломенная шляпа. И я поехал без ведома моей молодой жены и купил желтую соломенную шляпу.
Приезжаю домой, а Галя на меня:
— А, ты такой-сякой, как тебе не стыдно, в такой шляпе!
А я себе возомнил, мне нравится: Иоанн Кронштадтский тоже в шляпе ходил. А я в пиджаке, да волосы длинные, да еще в шляпе.
Однажды ко мне родственники из Сибири приехали, и мы решили на ВДНХ сходить. До обеда мы на Литургии побыли, а после обеда на ВДНХ. Многие там на нас смотрели и удивлялись: попы на вылазке, длинные волосы, да еще шляпа. Матушке моей это очень не понравилось, и она на меня сильно восстала, и целый вечер мы ругались. Эта шляпа была камнем преткновения. Я говорю:
— Не брошу шляпу и все. Она мне нравится.
— А мне не нравится шляпа.
И вот как-то я отправился к отцу Павлу: у меня много вопросов было. Это был дальний путь. Я доехал на поезде до Шестихина, там на автобусе, дальше пешочком. Приехал. Отец Павел выходит из своей кельи: короткие шаровары, ноги босиком, волосы распущены. Говорит:
— О, Толянко, в параличной шляпе идет.
— Батюшко, дак новая.
Он снял с меня шляпу и на кол повесил. Так она три года ворон отгоняла. Приехал я домой — и никакой атомной войны.
Разругались второй раз. Пошла тогда матушка моя к отцу Павлу жаловаться уже на меня. Вот он ее встретил и говорит:
— Так тебе самый лучший достался!
— И верно, батюшко.
И по сей день живем вместе, уже 24 года, по молитвам отца Павла.
В 1985 году я окончил семинарию, и владыка Ярославский и Ростовский Платон (он сейчас в Аргентине), который в этом же году занял эту кафедру, отправил меня в самый глухой приход. Это север Ярославской области, село Спас-на-Водоге Пошехонского района.
Когда мы с матушкой первый раз туда поехали, это было ужасно. После Троице-Сергиевой Лавры какое-то Пошехонье, да еще 50 километров, полное бездорожье. А матушка перед тем как ехать купила новые босоножки. Вот идем, босоножки на втором километре сгорели полностью. Уже ропщем: да какие же это мастера, да зачем так далеко церковь построили!
Пришли туда, а там всего 10-20 старух. Они и говорят:
— Да нам вроде и священника-то не надо. Мы тут все уже умираем. Понамрут-понамрут. Батюшка приедет соседний, отпоет, и опять мы так живем. Нам постоянного, наверное, и не надо. Как вы будете здесь жить? Умрете с голоду, да и все. Дорог нету, магазина нету, медицины нету. Чего вы здесь будете делать? Давайте-давайте отсюда. Мы вас чайком попоим, да и милости просим: езжайте.
И вот мы снова пешочком обратно, нисколько не думавши, что мы сюда вернемся. Поехали с Галей к отцу Павлу.
— Батюшко, так-то, так-то, нас отправили в такое село.
— Толькя, был бы я архиерей, дальше бы направил. Да там так хорошо!
Свечек нам надавал да проводил. Мы и пошли с Галей.
Приезжаем обратно. А там совершенно другая атмосфера. Вот, кажется, было черное, когда уезжали, приехали — а все белое. Все рады, все нормально, и 15 лет мы отслужили на том месте.
Когда прослужили мы там год, поехали с Галей к отцу Павлу. А к нему приезжаешь — как к себе домой. Не то что «извините» да «простите». Отец Павел скажет: «Чего расселся, иди хлеб режь. Что ты там, иди картошку почисть». Именно как домой пришел.
Я только дверь открываю:
— Иди за водой сходи, благослови-благослови. Галькя, заходи сюда!
Я за водой побежал, а он Гале-то и говорит:
— Да я вот чего думаю. Чего вы там в глухой деревне сидите. Я с владыкой переговорю, вас, может, и переведут.
— Батюшка, а нам понравилось. Мне кажется, и не надо никуда. Я думаю, чего в городе делать? В деревне то ли дело.
Вот так он проверил нас.
Как-то решил я крышу перекрыть. Но как одному справиться? И вот Господь помог мне. Из Москвы приехал ко мне Александр. Хороший, большой человек. Спаси его, Господи. Приехал и говорит:
— Я помогу тебе, батюшка, крышу покрыть.
Помню, купил я армированное железо за 8 рублей лист: гофрированное, хорошее, легонькое. Рад-радешенек. Привезли, крышу перекрыли. Дело-то уже к концу, а я забыл насчет денег-то с ним договориться! Сколько он с меня попросит? Вот тут-то я и присел. Думаю, как объявит мне цену-то московскую, мне придется в колхозе полстада продавать. А он мне и говорит на мой вопрос:
— Да нет, батюшка, если бы мне надо было денег, я бы в Москве заработал. А ты мне найди медку да своди к отцу Павлу. Вот что мне и надо.
И вот по окончании крыши поехали мы к отцу Павлу. А дорога плохая была. Это царская еще дорога была от Рыбинска до Углича, ее недавно асфальтировали, лет 10 назад, а тогда она каменка была. Подъезжаем. У отца Павла келья была всегда закрыта. Я стучу:
— Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Отец Павел!
— Толянко, давай Сашку-то сюда веди!
Телефонов не было, ему заранее никто не мог бы сказать, что я с Александром приехал. Я хотел спросить у него: «Ты откуда знаешь?» Но я знаю, что он бы ответил: «Не твое дело».
Всех нас он принял, всех приголубил, мы очень довольны были.
Приезжали мы к отцу Павлу в Верхне-Никульское два раза в год обязательно: 24 июня на празднование в честь иконы Божией Матери «Достойно есть» и 19 ноября на День Ангела. Много нас собиралось, человек 30 или 40: и московские батюшки (отец Владимир Воробьев, отец Аркадий Шатов, отец Александр Салтыков), и тверские, и ярославские. А у батюшки проповедь была всегда на злобу дня, и всегда простыми словами. Это было всем необходимо и дорого. Ведь если батюшка начнет сыпать богословскими терминами — трансцендентность, имманентность — старухи же ничего не поймут. А он выходил на амвон: митра, может быть, кривенькая, из-под подрясника валенки починенные торчат — и говорил:
— Дорогие мои старухи! Верно, Марья?
А она из угла отвечает:
— Верно, верно, батюшко!
— Вот сидят на пенсии. Морду нажрала, как решето, — обленилася. Тебе не надо — людям надо. Спаси, Господи, праведников шоферов. Мы поедем в центр: постоять немного, дак заорем да зашипим, что не уступили место. Ух, негодные старухи! А пойдем в магазин, начнем хлеб-то выбирать да вилкой щупать: ой, этот твердый. Взять за ухо да отвести домой: пеки сама! Муки дают — лень пекти. Во как обленилися!
И еще говорил в проповеди:
— Один раз намедни меня пригласил Васькя потолок покрасить. «Отец Павел, пойдем потолок покрасим». Ну, что ж, Пасха на носу, надо помочь. Пришел. Открыли форточку, чтоб не угореть. Красим потолок, смотрю: чего-то неладно. Залетел воробей и под нашим носом вертится. «Васенькя!» — «Чего, батюшко?» — «Да неладно чего-то». Выглянули в окошко, а из подоконника-то гнездышко с птенчиком-то и выпало нечаянно. А воробей-то, превозмогая воробьиный страх, летит к человеку, чтобы он ему помог. Каково ему жалко птенцов-то! А вы, бабы? Почувствуете в брюхе — куда бежите? Да за это убийство — аборт-то — и вы будете отвечать перед Богом по всей строгости, и муж ваш.
Как-то на 9 мая собирали духовенство у вечного огня. Приезжал архимандрит Авель из Иоанно-Богословского монастыря. Он очень чтил отца Павла. Народу много, «Со святыми упокой» пропели. Когда все закончилось, отец Павел мне говорит:
— Толькя! Я говорю:
— Я, говорит, сейчас в огнепоклонстве покаялся у Авеля, а он у меня.
Ведь вечный огонь — кому нужен? Вечная память, вечный покой — вот что нужно. А тут взяли и заменили вечный покой на вечный огонь.
Помню, отец владыка Платон приехал на праздник «Достойно есть». Начали ему многолетие петь, а он едва слезы сдерживает. Отец Павел увидел, что тяжело ему, и стал шутить:
— Ох, как зареву! Как сейчас зареву!
— Владыко, да хватит, останови их. Что ж они поют: «многая лета» да «многая лета» — так и не умрешь!
Отец Павел прошел большую школу жизни, и особенно в лагерях он научился сочувствовать людям.
Батюшка рассказывал, как тяжело жилось заключенным в лагерных бараках: утром выносили мертвых, складывали рядами. Когда его отправили из барака на вольное поселение, он как мог поддерживал арестантов. Помню батюшкин рассказ: «Слава Богу, в тот год урожай был на грибы. Думаю, Господи, прости, вот буду священником, замолю этот грех: упер у одного ведро соли. Взял лопату, пошел в лесу вырыл яму два на два, обмазал глиной, накидал туда дров, обжег, промыл это все — получилась бочка. Насолил я туда грибов, зимой отколю топориком и в барак отнесу».
И еще раз он рассказывал, когда сильно голодно было, уже когда снег выпал, пошел он по лесу. И такое было чудо: стоит елка, везде снег, а под лапами целая куча грибов. Они не должны там быть — а это такая милость Божия.
В июне 1993 года в Воскресенский тутаевский собор приезжает Святейший Патриарх. В то время отец Павел уже там жил. Идет серьезная подготовка к приезду Святейшего, там вся милиция, ковры всех цветов выложены. Одну из почетных миссий — поднести Святейшему крест на подносе — поручили отцу архимандриту Павлу (Груздеву). Он был уже старенький и плохо видел, и отец Николай попросил, чтобы с одной стороны стоял я, а с другой — отец Григорий Гогишвили, рыбинский батюшка. И вот стоим по бокам. Народищу! Епископы! А он мне в бок локтем:
— Вот сейчас Святейший подойдет, я ему знаешь чего скажу?
— А я ему скажу: я как Ленин — по тюрьмам да по ссылкам, по тюрьмам да по ссылкам.
А когда Святейший подошел, он сказал другую речь:
— Ваше Святейшество, перед Вами дряхлый старик, 11 лет тому назад был на Севере в командировке за православную веру. Вот перед тобой мантейка такого-то, четочки такого-то епископа, митрополита покойного.
И он упоминал тех митрополитов и епископов, которых Святейший отлично знал еще в то время.
— А Вам, Ваше Святейшество, — крест.
И, конечно, Святейший очень внимательно выслушал, говорит:
— Батюшка, дорогой, да как да чего?
— Слава Богу, Ваше Святейшество.
Перед Литургией отец Павел говорит:
— Ваше Святейшество, у меня к Вам просьба. После обедни к нам с Марьей на похлебку.
Отец Павел кричит:
— Да Марья! Чего-чего! Там похлебку приготовь, Святейший приедет хлебать.
И Святейший после Литургии пошел к батюшке хлебать похлебку. На память об этой встрече Святейший подарил отцу Павлу свою фотографию с личной надписью батюшке.
Когда отец Павел уже умер, у меня на приходе произошла такая история. Один мой прихожанин по долгу своей милицейской службы зашел вечером в бар. Смотрит: там человек непорядочно ведет себя. Он говорит:
— Братец, ты пришел покушать — кушай. Зачем так ведешь себя?
— Ах ты, мент, ты мне еще указываешь!
Слово за слово, посетитель бара полез на рожон, произошла драка, в результате которой хулиган оказался в больнице. А родители у него ушлые, решили написать на милиционера заявление.
Пошло-поехало, стали раздувать, грозить судом и тюрьмой. Я, как местный священник, вижу, что происходит неправда. Человек очень правильно поступил, что вовремя приструнил хулигана. Как милиционер, он должен был его остановить. А дело все хуже и хуже.
А родственники милиционера слышали много об отце Павле и говорят мне:
— Батюшка, нельзя ли нам съездить на могилку к отцу Павлу?
Жена милиционера изъявила желание с одной знакомой, близкой родственницей съездить к отцу Павлу на могилку пожаловаться.
А в тот год пристани в Тутаеве не было, и надо было на «метеоре», который идет из Брейтова, ехать сначала в Ярославль, потом пересаживаться на автобус и обратно ехать 50 километров. То есть сначала проехать мимо Тутаева, а потом вернуться к нему обратно. Да и на самом кладбище было трудно найти могилу отца Павла, потому что батюшка изъявил желание, чтобы его похоронили рядом с родителями, а это центр кладбища, и там трудно сориентироваться.
И вот женщины сели на «метеор» и поплыли мимо Тутаева. «Метеор» по частным просьбам, конечно, не останавливается. Ты же, когда в самолет или поезд сядешь, не скажешь: «Я хочу здесь остановиться». Но вдруг метеор останавливается в Тутаеве: причала нету, а он посередке остановился. Подплывает небольшой катер:
Они боятся спросить: а кто вы? потому что все это из области фантастики. Садятся, как обмороженные, ни живы ни мертвы:
— Вообще-то нам действительно в Тутаев.
— Ну, и слава Богу, садитесь.
И привезли их не на правый берег, а на левый — куда им и надо. Они сошли, куда идти, не знают. Спросили, где Леонтьевское кладбище, им сказали: от Леонтьевской церкви повернуть, пройти. Подошли к кладбищу, а куда идти к отцу Павлу, не знают. Смотрят, идет в подряснике какой-то священник или монах.
— А Вы не могли бы нам подсказать, где могилка отца Павла?
— Ну, пойдемте, мне туда же.
Они идут потихонечку. Дошли. Он начал молиться.
— Вы помяните нас.
— А Вы могли бы за нашего батюшку отца Анатолия помолиться? Может, Вы его знаете?
— Конечно, знаю. Я епископ Евстафий.
Помолились они на могилке у отца Павла, и дело уладилось. Несмотря на все перипетии, все хорошо завершилось.
Смертью всё не заканчивается, у Бога все живы. И если Бог кого прославляет, благодать его действует и после смерти. И когда у меня возникают какие-то вопросы, я всегда обращаюсь к отцу Павлу, и он помогает.
Протоиерей Анатолий Денисов
Публикацию подготовил Антон Поспелов
Полный текст воспоминаний о. Анатолия об о. Павле см. в книге «Архимандрит Павел (Груздев): документы к биографии, воспоминания о батюшке, рассказы отца Павла о своей жизни, избранные записи из дневниковых тетрадей» (М: Отчий Дом, 2006)
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.09.2013. Алексей Толстой Поток-богатырь
- 23.09.2013. Иерархия ценностей. ЖЖ о. Павла 28 фев, 2010
- 19.09.2013. Слово и дело отца Павла Адельгейма. Т. Дубровская
- 18.09.2013. ***
- 17.09.2013. Отец Павел Адельгейм добрый пастырь
- 15.09.2013. Сорок дней без Патриарха Павла
- 14.09.2013. Осторожно, православие КЗ, 13 сентября
- 13.09.2013. Третья книга отца Павла Адельгейма
- 12.09.2013. Криминальный квартал, или Медицинская историйка
- 06.09.2013. НАШИ БЕСЫ
- 05.09.2013. Этюды о непристойной семейке
- 03.09.2013. Я пришел спасти мир Ин. 12, 47 ЖЖ о. Павла 13 март
- 02.09.2013. 20 лет при архимандрите Павле Груздеве
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник