- Сказ ка о том, как Иисус с Петром по воде ходили
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Мф. 14:29
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Николай Сербский
- Блж. Иероним Стридонский
- Блж. Феофилакт Болгарский
- Евфимий Зигабен
- Лопухин А.П.
- Троицкие листки
- Толкование на От Матфея 14:29
- Толкование на От Матфея 14:29 / Мф 14:29
- Иоанн Златоуст (
- Николай Сербский (1880−1956)
- Феофилакт Болгарский (
- Лопухин А.П. (1852−1904)
Сказ ка о том, как Иисус с Петром по воде ходили
Сказ(ка) о том, как Иисус с Петром по воде ходили.
«чудо» хождения по воде
«Чудо» хождения по воде описывает только Матфей, 14 гл.
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
На сайте электронного альманаха «Борух» (который принадлежит течению мессианских «евреев») был задан вопрос о значении «чуда» хождения по воде. Яков Чернин подытожил свой ответ: «Таким образом, Иисус, претендуя на мессианство, описанное языком исхода, должен был в чем-то походить на Моисея и совершить нечто подобное Моисею. Этим чудом и явилось хождение по воде — если Моисей раздвинул море для того, чтобы люди перешли посуху, то Иисус перешел море прямо по водной глади, с одной стороны, отдаленно повторяя Моисеево чудо, а с другой, показывая нечто превосходящее то, что сделал Моисей.»
Один из читателей оставил резонный комментарий: «Тогда уж следовало бы объяснить, для чего Петр так же шел по воде».
Действительно, идея о том, что Иисус обязан был совершать «чудеса» чтобы переплюнуть Моисея — смехотворна. Ведь вся идея ситуации в том, что «каждый сможет, если поверит и не усомнится». А если он был «воплотившимся богом» (халила), то ему следовало бы совершить нечто гораздо более значимое, чем такие дешевые спецэффекты, способные удивить лишь язычников.
Хотя написано, что бывшие в лодке «подошли, поклонились, и признали в нем «сына божьего». Видать, большая лодка была. Сколько же человек она вмещала, их рыбацкая лодочка? Я видела у нас в Морском музее одну такую, найденную у берегов Кинерета. Её датируют примерно 1 веком н.э.. Там с трудом можно уместить несколько человек, а так, чтобы по ней ходить и кланяться. Не на Титанике же они по озеру плавали. happy
По крайней мере хорошо, что ученики признали его «сыном божьим», а не богом. А сын Б-жий, в общем-то, каждый из нас. Непонятна только мотивировка их признания. Видать, «чудо умножения хлебов» их не убедило. Что уж и говорить про «первое чудо» в Кане Галилейской. Ах да, они, наверное, о нем понятия не имели, ведь евангелие от Иоанна напишут лишь через 200-300 лет. Вот тогда люди и узнают, о том, что, оказывается, и такое было. Только никто из ближайших учеников Иисуса о том и слухом не слыхивал.
Не Иисус ли говорил: Мф 4:10 «написано: Господу Б-гу твоему поклоняйся и Ему одному служи»? Тем не менее, он не препятствовал тому, чтобы люди кланялись ему.
Что касается Моисея, то не он совершал чудеса, а их творил Всевышний через него. И чудеса эти были с определенной целью. Моисей разделил море не для того, чтобы показать народу свою мощь, и чтобы те поклонились ему, и «поверили в него». С помощью его веры, благодаря которой чудо стало возможным, Всевышний спас народ от преследователей. А кого спас Иисус, пойдя по озеру? Разве что «маловерного Петра». Вот если бы ученики действительно тонули, а Иисус побежал по воде, чтобы спасти их, это, вероятно, и можно было бы расценить как «чудо».
Откуда же возникла идея о хождении по воде? Ну конечно же, из греческой мифологии:
Эвфем (Евфем), греч. — сын бога моря Посейдона и Европы, дочери Тития. Супруг Лаономы, сестры Геракла. Был единственным героем греческих мифов, способным ходить по воде как посуху — этот дар он получил при рождении от отца (правда, по рассказам некоторых авторов, этим даром обладал и Орион, тоже сын Посейдона). Эвфем участвовал в походе аргонавтов; на обратном пути его сводный брат, морской бог Тритон, подарил ему комок земли, который во время плавания по Эгейскому морю свалился в воду и превратился в большой вулканический остров, который аргонавты назвали Каллистой. По другому варианту, остров получил название Фера или Тира. Последнее название сохранилось за ним до сих пор, хотя на некоторых картах он обозначен как Санторин (это имя дали ему венецианцы, долгое время владевшие островом).
Кстати, и Пифагор «ходил по воде». «А что Пифагор? Он, как современник Конфуция, Будды и Заратустры, воспринимался в греческом мире не только ученым, но и пророком. Он, как Иисус, говорят, ходил по воде, предсказал рыбакам их богатый улов и принял мученическую смерть. Некоторые считали его «последним человеком с Атлантиды»» (И.В. Карасев)
«Чудеса исцеления и воскрешения приписывались Асклепию, Пифагору и др. Пифагору приписываются многократные успокоения моря, чтобы его ученики могли к нему добраться. Эмпедокл, ученик Пифагора, объявил себя богом, бессмертным, проповедовал, предсказывал будущее, творил чудеса, воскрешал и останавливал бурю. Пифагор и Иисус называют точное количество рыб, которое выловят рыбаки. Архимед использовал это число 153 в формуле «измерения рыбы», пересечения двух окружностей. Позднее это изображение стало символом христианства». (В. Черный)
В понимании язычников, каждой стихией управляет определенное божество. Следовательно, раз Иисус — бог, значит обязан повелевать стихиями! Поэтому, он не только по воде ходил, но и по небу летал, когда «возносился к Отцу». И огнем мог управлять («крещение огнем», и многие другие «метафоры» связанные с огненной стихией). Не удивительно.
Лук. 8:23-25
«Во время плавания их он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
И, подойдя, разбудили его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
Тогда он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются ему?»
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 14:29
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 29-31 Он же рече: прииди: и излез из корабля Петр, хождаше по волнам, — и шел к Иисусу. Видя же ветр крепок, убояся, и начен утопати, возопи глаголя: Господи, спаси мя! И абие Иисус, простер руку ят его, и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси
Это происшествие чудеснее прежнего, потому и случилось после. Когда Христос показал, что он Владыка моря, Он производит пред учениками другое удивительнейшее знамение. Прежде Он запретил только ветрам, а теперь и Сам ходит по водам, и другому дозволяет сделать то же. Но если бы повелел то вначале, Петр не принял бы с таким расположением, потому что не имел еще такой веры.
Итак, для чего Христос позволил Петру? Для того, что, если бы сказал ему: не можешь, — Петр, по своей горячности, и здесь стал бы противоречить. Поэтому Христос и убеждает его самым делом впредь быть осторожнее. Но Петра и это не удерживает. Итак, сошедши с корабля, обуревается волнами, потому что убоялся; вот что произвело волнение, а страх произошел от ветра. Иоанн говорит, что хотяху прияти Его в корабль, и абие корабль бысть на земли, в нюже идяху (Ин. VI, 21). Эти слова показывают то же самое, то есть: что Иисус взошел на корабль тогда уже, как ученики приблизились к берегу. Итак, Петр, сошедши с корабля, шел к Нему, радуясь не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу. Но победив трудное, он едва не потерпел вреда от легчайшего; я разумею стремительность ветра, а не моря. Такова природа человеческая: часто, успев в великом, затрудняется малостью!
Как Илия пострадал от Иезавели, Моисей от египтянина, Давид от Вирсавии, так и Петр. Сначала, объятый еще страхом, он осмелился идти по водам; а против усилия ветра и притом находясь уже близ Христа устоять не мог. Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою. Это обнаружило также разность между учеником и Учителем и утешило прочих. Если они негодовали на двух братьев, то тем более вознегодовали бы на Петра, потому что еще не удостоились принять Святого Духа. После принятия Духа они стали иными, и во всем уже уступают первенство Петру; ему предоставляют право говорить в собраниях, хотя он менее других был искусен в слове. Но почему Господь не велел уняться ветрам, а Сам простер руку и поддержал Петра? Потому что нужна была Петрова вера. Когда с нашей стороны есть недостаток, то и божественное действие останавливается. Итак, желая показать, что не стремление ветра, но Петрово маловерие произвело такую перемену, Господь говорит: маловере, почто усумнелся еси? Следовательно, он легко устоял бы против ветра, если бы в нем не ослабела вера. Потому-то Господь, поддержав Петра, и не остановил дуновения ветра, желая показать, что ветер не вредит, когда крепка вера. Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть наземь, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо, — так сделал и Христос.
Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга II.
Свт. Николай Сербский
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу
Пока Петр имел веру, он шел по воде, но как только его охватило сомнение, он начал утопать. Ибо сомнение порождает страх. В глубинном смысле выйти из лодки и пойти по воде, чтобы подойти ко Господу нашему Иисусу Христу, означает отделиться своею душою от тела, от попечений телесных и от любви телесной и отправиться опасным путем, ведущим к миру духовному, ко Спасителю. Такие мгновения бывают и у обычных верующих, у маловерных, у коих радость о Господе смешана с сомнением. Часто у них возникает желание отделиться от своего телесного облачения и пойти ко Христу, Царю мира духовного; но, быстро почувствовав, что утопают, он возвращаются к своему телу, словно в лодку на волнах. Только великие мужи желаний духовных, величайшие подвижники рода человеческого после долгих упражнений в постоянстве веры могли выйти из своей телесной лодки и пойти по бурному морю духовному в сретение Царю Христу. И только они до конца испытали и страх этого расставания с лодкой, и ужас, наводимый бурею и ветрами, и неизреченную радость встречи со Христом. Сие отделение духа от лодки тела испытал в земной жизни Апостол Павел – и многие другие святые после него. Какая радость и сладость ждала великого Апостола в конце опасного пути, показывает его радостное восклицание: «Таким человеком могу хвалиться» (2 Кор. 12:3–5).
Однако посмотрим, что произошло с Петром, в то время еще маловерным!
Беседы на Евангелие.
Блж. Иероним Стридонский
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу
См. Толкование на Мф. 14:28
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 29-30 Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня
Господь подостлал Петру море, показывая Свою силу. Но смотри: Петр, победив большее, разумею море, испугался ветра. Так слаба природа человека! И тотчас, как испугался, начал тонуть. Ибо когда ослабела вера, тогда Петр начал тонуть. Это побудило и его не высоко думать о себе, и успокоило других учеников, ибо они, может быть, позавидовали ему, Петру. Но это показало и то, насколько Христос превосходит его.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу
См. Толкование на Мф. 14:28
Лопухин А.П.
Ст. 29-30 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня
Выражение “видеть сильный ветер” очень характеристично. Петр, конечно, ветра, собственно, не видел, а видел только сильную бурю или вздымающиеся воды. На ветер здесь указывается, как на причину волнения, и слово это употреблено для обозначения вообще всех обстоятельств бури.
Толковая Библия.
Троицкие листки
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу
Источник
Толкование на От Матфея 14:29
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 14:29 / Мф 14:29
Иоанн Златоуст (
Ст. 29−31 Он же рече: прииди: и излез из корабля Петр, хождаше по волнам, — и шел к Иисусу. Видя же ветр крепок, убояся, и начен утопати, возопи глаголя: Господи, спаси мя! И абие Иисус, простер руку ят его, и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси
Это происшествие чудеснее прежнего, потому и случилось после. Когда Христос показал, что он Владыка моря, Он производит пред учениками другое удивительнейшее знамение. Прежде Он запретил только ветрам, а теперь и Сам ходит по водам, и другому дозволяет сделать то же. Но если бы повелел то вначале, Петр не принял бы с таким расположением, потому что не имел еще такой веры.
Итак, для чего Христос позволил Петру? Для того, что, если бы сказал ему: не можешь, — Петр, по своей горячности, и здесь стал бы противоречить. Поэтому Христос и убеждает его самым делом впредь быть осторожнее. Но Петра и это не удерживает. Итак, сошедши с корабля, обуревается волнами, потому что убоялся; вот что произвело волнение, а страх произошел от ветра. Иоанн говорит, что хотяху прияти Его в корабль, и абие корабль бысть на земли, в нюже идяху (Ин. VI, 21). Эти слова показывают то же самое, то есть: что Иисус взошел на корабль тогда уже, как ученики приблизились к берегу. Итак, Петр, сошедши с корабля, шел к Нему, радуясь не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу. Но победив трудное, он едва не потерпел вреда от легчайшего; я разумею стремительность ветра, а не моря. Такова природа человеческая: часто, успев в великом, затрудняется малостью!
Как Илия пострадал от Иезавели, Моисей от египтянина, Давид от Вирсавии, так и Петр. Сначала, объятый еще страхом, он осмелился идти по водам; а против усилия ветра и притом находясь уже близ Христа устоять не мог. Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою. Это обнаружило также разность между учеником и Учителем и утешило прочих. Если они негодовали на двух братьев, то тем более вознегодовали бы на Петра, потому что еще не удостоились принять Святого Духа. После принятия Духа они стали иными, и во всем уже уступают первенство Петру; ему предоставляют право говорить в собраниях, хотя он менее других был искусен в слове. Но почему Господь не велел уняться ветрам, а Сам простер руку и поддержал Петра? Потому что нужна была Петрова вера. Когда с нашей стороны есть недостаток, то и божественное действие останавливается. Итак, желая показать, что не стремление ветра, но Петрово маловерие произвело такую перемену, Господь говорит: маловере, почто усумнелся еси? Следовательно, он легко устоял бы против ветра, если бы в нем не ослабела вера. Потому-то Господь, поддержав Петра, и не остановил дуновения ветра, желая показать, что ветер не вредит, когда крепка вера. Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть наземь, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо, — так сделал и Христос.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. Книга II.
Николай Сербский (1880−1956)
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу
Пока Петр имел веру, он шел по воде, но как только его охватило сомнение, он начал утопать. Ибо сомнение порождает страх. В глубинном смысле выйти из лодки и пойти по воде, чтобы подойти ко Господу нашему Иисусу Христу, означает отделиться своею душою от тела, от попечений телесных и от любви телесной и отправиться опасным путем, ведущим к миру духовному, ко Спасителю. Такие мгновения бывают и у обычных верующих, у маловерных, у коих радость о Господе смешана с сомнением. Часто у них возникает желание отделиться от своего телесного облачения и пойти ко Христу, Царю мира духовного; но, быстро почувствовав, что утопают, он возвращаются к своему телу, словно в лодку на волнах. Только великие мужи желаний духовных, величайшие подвижники рода человеческого после долгих упражнений в постоянстве веры могли выйти из своей телесной лодки и пойти по бурному морю духовному в сретение Царю Христу. И только они до конца испытали и страх этого расставания с лодкой, и ужас, наводимый бурею и ветрами, и неизреченную радость встречи со Христом. Сие отделение духа от лодки тела испытал в земной жизни Апостол Павел — и многие другие святые после него. Какая радость и сладость ждала великого Апостола в конце опасного пути, показывает его радостное восклицание: «Таким человеком могу хвалиться» (2 Кор. 12:3−5).
Однако посмотрим, что произошло с Петром, в то время еще маловерным!
Источник: Беседы на Евангелие.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 29−30 Он же сказал: иди. И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу; но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня
Господь подостлал Петру море, показывая Свою силу. Но смотри: Петр, победив большее, разумею море, испугался ветра. Так слаба природа человека! И тотчас, как испугался, начал тонуть. Ибо когда ослабела вера, тогда Петр начал тонуть. Это побудило и его не высоко думать о себе, и успокоило других учеников, ибо они, может быть, позавидовали ему, Петру. Но это показало и то, насколько Христос превосходит его.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 29−30 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня
Выражение “видеть сильный ветер” очень характеристично. Петр, конечно, ветра, собственно, не видел, а видел только сильную бурю или вздымающиеся воды. На ветер здесь указывается, как на причину волнения, и слово это употреблено для обозначения вообще всех обстоятельств бури.
Источник