Иорданская вода когда набирать 2020

Крещенская вода 2020: как освятить и когда набирать

Святая вода (освящённая вода, агиасма) — название воды в Исторических церквях, освящённой в храме во время чина водоосвящения. Традиция её использования связана как с евангельской историей о крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (возьмёт священник святой воды в глиняный сосуд — Чис. 5:17).

История освящения воды

Использование освящённой воды в христианстве восходит ко II веку. Согласно Священному Преданию, папа римский Александр I ввёл в употребление обычай освящать дома святой водой. Окропление дома водой с целью его очищения упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Петра» (II век). О водоосвящении перед крещением известно с конца II — начала III веков. Об освящённой воде упоминает святитель Епифаний Кипрский в своём сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е годы IV века.

Традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Александрийской церкви, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других Церквях. Эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст. В своей проповеди на праздник Крещения Господня, произнесённой в 387 году в Антиохии, он писал: «В полночь на этот праздник все, начерпав воды, приносят её домой и хранят её целый год, так как сегодня освящены воды. И происходит явное знамение: качество этой воды не портится с течением времени; напротив, начерпанная сегодня вода остается неиспорченной и свежей целый год, а часто и два или три».

Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство освящённой воды, как и святитель Епифаний, ничего не сообщает о совершении над водой каких-либо молитв или богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирали воду из местных источников, и святость её имеет основание в самой дате праздника Богоявления, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие. То есть, богоявленской освящённой водой считали воду, набранную в ночь праздника из какого-либо источника возле храма.

Читайте также:  Парфюмерная вода avon femme icon

Церковный историк рубежа V—VI веков Феодор Чтец сообщает, что обычай совершать над богоявленской водой молитву, напоминающую евхаристическую (Феодор употребляет термин ἐπίκλησις — «призывание», эпиклеза, как при Евхаристии), «придумал» Пётр Гнафевс, который в последней трети V века с перерывами занимал кафедру Антиохийской церкви: «Сообщается, что Пётр Гнафевс придумал, чтобы таинство в церкви освящалось при всем народе, чтобы вечером на Богоявление совершалось призывание над водами, чтобы на каждой молитве упоминали Богородицу и на каждой литургии читали Символ веры». Это подтверждает византийский церковный историк XIV века Никифор Каллист Ксанфопул: «Сообщается же, что Пётр Гнафевс также придумал следующие четыре прекрасных обычая Вселенской Церкви: приготовление Божественного мира, освящаемое при всем народе; Божественное призывание над водами вечером на Святое Богоявление; дерзновенное воспевание Символа веры при каждом церковном собрании — тогда как до того его читали только раз [в году], во святую и Великую пятницу; и поминовение Богородицы на каждой ектении».

Таким образом, чин богоявленского водоосвящения, включавший в свой состав, подобно евхаристической анафоре, эпиклезу, появился в последней трети V века в Антиохии и уже оттуда распространился по всем византийским Православным церквям. С этого времени обязательным требованием к святой воде стало её освящение епископом или священником.

Великое освящение — совершается в Крещенский сочельник 5 (18) января накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) и в сам праздник (на следующий день). При этом используется один и тот же чин. В день Богоявления освящение воды может совершаться с торжественным крестным ходом к водоёму, известным под названием «хода на Иордан». В течение этих двух дней водосвятный молебен может быть отслужен неограниченное количество раз. Вода, освящённая по чину Великого освящения, называется Великая агиасма (святыня) — её разрешается пить только после особой молитвы и натощак. Наиболее раннее сообщение о богоявленской святой воде содержится в одной из антиохийских проповедей Иоанна Златоуста. Освящение в день праздника (до XII века в Русской церкви не совершалось, обычай появился после распространения Иерусалимского устава и неоднократно критиковался и отменялся, особенно в XVII веке; патриарх Никон в конце 1655 года под угрозой проклятия запретил совершать в день Крещения водосвятие, его решение было отменено в 1667 году на Большом Московском соборе).

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Взять воду можно в храме после службы, также для освящения можно принести свою воду, но помните, что это должна быть обычная чистая вода, а не минеральная и не газированная.

В храмах совершаются особые молитвы о ниспослании воде благодатной силы, после чего священник троекратно погружает в воду крест. Великое освящение воды происходит как в Крещенский сочельник, так и в само Крещение, то есть 18 и 19 января. Крещенская вода называется Великой агиасмой (святыней).

Существует древняя традиция окроплять крещенской водой свой дом с пением тропаря Богоявления. Также крещенскую воду, верующие по традиции пьют по утрам натощак, читая молитву на принятие святой воды:

«Господи, боже мой, да будет дар твой святый и святая твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию твоему молитвами пречистыя твоея матери и всех святых твоих. Аминь».

Крещенскую воду пьют верующие при болезнях и от нападения злых духов. О том, что она особенная, писал, например, святитель Иоанн Златоуст:

«Эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

У крещенской воды по традиции есть еще одна особенность: небольшое ее количество можно добавлять в обычную воду, и та получит чудодейственные свойства для верующих. Поэтому не стоит нести из церкви крещенскую воду в огромных количествах. Считается по традиции, что одна капля святой воды может освятить целое море.

Источник

Праздник Крещения: что можно, а что нельзя делать со святой водой

Поскольку некоторые вопросы, хоть и заданы искренне, но всё-таки звучат комично, то я позволю и себе начать с анекдота. В годы, когда повсеместно царил воинствующий материализм, особые свойства святой воды объясняли ионами серебра, которые, якобы, переходят от креста священника в воду. А дальше задачка. «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина — десяти метров, скорость течения — 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, — деревянный?».

Ну а теперь о том, что такое святая вода, как её можно использовать, а как категорически нельзя.

1. Что такое святая вода? Обычная по происхождению и составу вода, которая после совершения особого молебна приобрела освящающие, благодатные и исцеляющие свойства. Молебен называется водоосвящением, или водосвятием.

2. На основании чего святой воде приписывают такую силу? На основании опыта миллионов. Специально не стану ссылаться на древних отцов Церкви, процитирую наших современников — людей не чуждых науке. «Освященная вода, — писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (в миру Климент Иванович Муретов, 1811-1883 гг.), — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Другой наш святой, преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866-1949 гг.), на долю которого выпала жизнь в крайне сложный и трагичный период нашей Родины, человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

А вот совет не только священнослужителя и богослова, но и гениального хирурга, основоположника метода региональной анестезии, автора всемирно известного учебника «Очерки гнойной хирургии», врача, спасшего без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных. «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине», — учил святитель Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961 гг.).

3. Но как действует святая вода? Святая вода не магическая панацея, она имеет силу, только если в нас живет вера, покаяние, смирение и милосердие. В молитве на освящение воды есть такое прошение к Богу: «. соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех, с верою пьющих ее, принимающих и окропляющихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней..» То есть святая вода не только исцеляет от болезней духовных и физических, но и освобождает нас от страстей, что, по мнению отцов Церкви, является причиной наших болезней, защищает от зла, направляет нас к добру. Только вот автоматизма тут нет: мол, выпил святой воды, окропил ею дом — и порядок. Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров, 1815 — 1894 гг.) сформулировал условия, при которых святая вода действует. «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских», — пишет святой. Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, «она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей».

4. Отсюда ответ на вопрос: можно ли святой водой лечить животных, например, любимого котика? Можно ли лечить животных? Можно, — обычно шутливо отвечают священники, — если найти животных, которые будут пить её с верой. Вспомним еще раз слова из молитв на освящение воды и ключевую фразу — «… для всех, с верой пьющих…».

С другой стороны, в прежние времена во время эпидемий, чтобы остановить мор, кропили святою водой и скот. Существовал даже особый молитвенный чин (правило), но это была помощь человеку, ведь падёж скота обрекал целые семьи на голод.

5. Как принимать святую воду? Водой нужно пользоваться благоговейно. По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». То есть Церковь не запрещает пить святую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя. «В агиасме мы имеем не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное», — утверждает Церковь.

Святой водой можно помазывать больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление. Делать все надо с молитвой.

6. Как хранить святую воду? Как обычную воду, только стоит подписать емкость, чтобы случайно не вылить и не использовать не по назначению, неблагоговейно.

7. Портится святая вода или нет? Есть достоверные свидетельства того, что святая вода у верующих в лагерях, где они берегли святыню, как зеницу ока, не портилась даже после многих разбавлений. Не портится святая вода у многих и сейчас. На это нет простых объяснений, скорее всего надо вспомнить слова Христа: «По вере вашей да будет вам».

8. Что делать, если святая вода испортилась? Святую воду не выливают в раковину, не выплескивают на землю. Ее выливают в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в реку, можно в цветочный горшок, в чистое место под дерево.

9. Существует ошибочное мнение, будто есть разница между водой, освященной в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления, 18 января, и собственно Крещенской водой, освященной 19 января. Это миф: и 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Называется эта святая вода «великая агиасма», то есть великая святыня («агиасма» на греческом — это «святыня»). В отличие от воды, освященной в другие дни. Такая вода называется «малая агиасма» и освящается она иначе.

10. Правда ли, что набирать воду для освящения нужно с 00-00 19 января строго до 01-30 того же дня, как об этом в запале благочестия строго пишут некоторые СМИ? Становится ли в это время святой вода из-под крана, в реках и других водоёмах? Освящение воды в Крещенский сочельник и на праздник Крещения Господня проходит в память о Крещение Иисуса Христа, которое совершилось, когда пророк Иоанн Предтеча узнал Христа среди множества людей. Об этом событии рассказано в Евангелии. Но вот о времени, когда сама собой становится святой вода в наших кранах, и уж тем более в наших водоёмах, никому, кроме авторов подобных статей, ничего неизвестно. Больше того, священники категорически не советуют проверять на себе эти благочестивые измышления, пытаясь в ночь праздника Крещения пить воду из каких-либо рек или прудов. С праздником!

Источник

Оцените статью