Условия чистой воды по мазхабу имама аш-Шафии
Очищение – это слово охватывает малое омовение, большое омовение, удаление нечисти, таямум. Начнём с разъяснения о чистой воде, которая является основой всех очищений. На это указывает аят Священного Корана: (смысл) «…Мы низвели с неба чистую воду, которая очищает от грехов и от грязи» (сура аль-Фуркан, аят 48). Для удаления нечисти, совершения малого и большого омовения необходима чистая вода, и чистая вода – это та, которую в действительности можно назвать водой, не связывая её ни с чем посторонним.
Вода, измененная каким-либо посторонним веществом, в котором нет необходимости, невозможно назвать чистой водой, даже если смешанное вещество не считается нечистым, она не пригодна для какого-либо очищения. Попадание в воду постороннего, но при этом чистого само по себе вещества в малом количестве, которое не изменяет воду, не препятствует называть её чистой водой, такая вода пригодна для очищения. Также чистой водой считается та вода, которая изменена глиной, мхом, серой, мышьяком, точнее всем, что бывает в реках, озёрах и т.д. Также вода, изменённая твёрдым, чистым телом, тоже считается чистой, к примеру, это могут быть палки, масло чистое, будь оно с ароматом или без аромата.
Глина, брошенная в воду или же принесённая ветром, тоже не препятствует считать её чистой. Вода, нагревшаяся под солнцем в железном сосуде, является нежелательной для очищения, потому что жар солнца выделяет из железа химическое вещество, которое оседает на поверхности воды и при прикосновении кожи тела оно задерживает кровообращение, и тем самым вызывая опасность заболевания проказой, в отличие от воды, нагретой обычным огнем, в такой воде нет никакой нежелательности и вреда.
Вода, использованная для обязательного омовения, будь оно большое или малое, не является очищающей, потому что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) не собирали такую воду, будучи в путешествии, когда чистой воды было недостаточно для омовения, они переходили на таямум. Вода же, использованная для желательного омовения, является очищающей. Если собрать воду, использованную для обязательного омовения, и количество собранной воды достигнет 216 литров, то она становится очищающей, т.е. пригодной для омовения. Также если собрать воду, загрязнённую нечистью, довести её количество до 216 литров и при этом у неё не будет изменён ни цвет, ни вкус, ни запах, то такая вода тоже считается очищающей. Вода в количестве 216 литров и больше, с попаданием туда нечисти не загрязняется, если у неё не изменился ни цвет, ни вкус, ни запах, об этом говорится в священном хадисе: «Когда вода достигает 216 литров, на неё не влияют нечистоты». А если же у воды в количестве 216 литров попаданием в неё нечисти изменится цвет или вкус, или запах, то она, безусловно, считается нечистой. Говорится в хадисе: «Вода не становится нечистой, кроме как, если изменится её вкус или цвет, или запах». А если очищение этой воды произошло само по себе, к примеру, из-за того, что долго стояла или она очистилась из-за добавления в неё чистой воды, то в этом случае она считается чистой. А если это изменение произошло из-за добавления туда каких-либо ароматических веществ вроде благовоний или ароматного масла, то в этом случае вода не очищается. Вода же, не достигшая 216 литров, загрязняется при попадании в неё нечисти и в ней не рассматривают изменения запаха цвета или вкуса.
Если в загрязнённую воду долили ещё чистой воды, но при этом она не достигла 216 литров, то она не очищается. Из всей нечисти исключают мертвечину, у которой при жизни, если оторвать какой-либо орган, не течёт кровь, к примеру, оса или навозный жук и подобные им. Попаданием в воду такой мертвечины или даже если она умрёт в воде, эта вода не загрязняется, так как сохранить воду от попадания подобной нечисти крайне тяжело, но если такой мертвечины будет много, и вода изменится, то тогда вода тоже становится загрязнённой.
Источник
Основные разновидности воды
بسم الله الرحمن الرحيم
Чистота в Исламе играет очень важную роль, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал:
(( الطهور شطر الإيمان )) .
«Очищаться – это часть веры (Имана)». На важность очищения в религии указывает и тот факт, что во всех книгах по фикху (по Исламскому праву) глава о ритуальном очищении расположена в самом начале. Следуя их примеру, мы тоже начнём с этой главы.
Глава первая – о ритуальном очищении (тахарат).
Раздел первый. О воде.
Основным средством ритуального очищения в Исламе является вода, хотя в определённых ситуациях допускается использование пыльной земли. Таким очищением является таяммум, о котором мы расскажем далее.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«И низвели мы с неба очищающую воду» (Аль-фуркан, 25:48).
Водой, которая может быть использована мусульманами для омовения и соблюдения ритуальной чистоты, является простая вода (мау-ль-мутлак), следовательно, цветочная вода или же искусственно минерализованная вода непригодна для ритуального очищения.
Если обычная вода изменится в запахе или в цвете, или вкусе инородным растворяющимся веществом, то такая вода непригодна для ритуального очищения, даже если сама по себе является чистой. Например, если в литр воды добавить сто миллилитров благовония и поменяется её запах или от добавления гранатового сока поменяется цвет, от капель уксуса изменится вкус, то такую воду нельзя применять для ритуального очищения.
А если вода изменит свои свойства не по причине инородных веществ, а , к примеру, из-за долгого стояния или из-за мха и водорослей, то такая вода, хоть она и изменена, считается пригодной для ритуального очищения. Такое же решение касается воды, в которую добавили не растворяющиеся вещества (Мужавир). Например, если бросить в воду благовонные палочки (Уд), или жидкое масло с приятным запахом, впоследствии чего вода обретёт приятный запах, то такая вода пригодна для очищения, ибо это случилось из-за не смешивающегося вещества.
Нежелательно использовать воду, согретую солнцем в кованой посудине (поддающейся ковке) в теплых краях, ибо есть вероятность заболевания проказой.
Недопустимо использование воды, которая применялась для обязательного ритуального очищения. Например, если совершить обязательное омовение, промыв все органы по одному разу, то собранная после этого вода не пригодна для повторного использования.
Если в малое количество воды, не достигшей по объему два кул’а[1] попадёт нечистота (наджас), то это вода считается не только непригодной для использования, но и осквернённой (наджас). Если в эту осквернённую воду (наджас) добавить другую воду и довести её до уровня два кул’а, и при этом не будет изменений, то она снова становится пригодной для ритуального очищения.
Если в малое количество воды попадёт насекомое, у которого не появляется кровь при отделении его органа (например, оса), и если это насекомое умрёт в этой воде, то такая вода не является нечистой и пригодна для использования.
Если в воду в размере два кул’а попадёт наджас (моча и т. п.), то такая вода не становится наджасом, потому что она из-за своего объёма в состоянии самоочищаться. Но если вследствие попадания наджаса два кул’а (216 литров) воды изменятся в цвете или в запахе, или во вкусе, то такая вода становится наджасом. Если изменения этих 216 литров пройдут сами по себе или из-за добавления туда иной воды, то эта вода снова становится чистой и пригодной для использования.
Исходя из вышесказанного, воду можно разделить на четыре основные категории:
1. Чистая и очищающая, не являющаяся нежелательной для использования –простая вода (мау-ль-мутлак).
2. Чистая и очищающая, но нежелательная для использования –вода, нагретая солнцем.
3. Чистая, но непригодная для очищения – использованная (для обязательного ритуального очищения) вода, а также изменённая попавшими в неё другими чистыми веществами.
4. Осквернённая вода (наджас) – вода, с которой смешалась нечистота (наджаса), объёмом менее 216 литров (два кул’а) или 216 литров и более, но изменённая.
Если какое-либо доверенное лицо расскажет нам, что некая вода является осквернённой и разъяснит причину данного осквернения, то нам следует довериться ему. Доверенным лицом в данном случае является благочестивый человек, будь это женщина или мужчина.
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
[1] Мера, равная приблизительно 216 литрам воды. По другой версии – мера, равная приблизительно 190 литров воды.
Источник
Вода для ритуального очищения и её разновидности
Согласно шариату, для ритуального очищения можно использовать только воду. Но вода при этом должна быть в определённом состоянии. Существует три разновидности воды:
1. Вода чистая и очищающая (то есть чистая сама по себе и пригодная для очищения). Такая вода используется как для совершения полного и частичного омовений (т.е. она устраняет хадас), так и для удаления нечистот (наджаса). Это обычная природная вода: дождевая, морская, речная, родниковая, талая и колодезная.
Вода, использованная для выполнения второго или третьего циклов полного или частичного омовений (желательные циклы), является чистой, и пригодна для ритуального очищения и удаления нечистот.
2. Вода чистая, но не очищающая (т.е. вода чистая сама по себе, но непригодная для ритуального очищения). Она не устраняет хадас и не удаляет нечистоты. К такой воде относится:
а) вода, использованная для выполнения обязательного ритуального очищения (первый, т.е. обязательный, цикл частичного и полного омовений) или удаления нечистот, если при этом не изменились её качества (вкус, цвет или запах);
б) вода, изменившая качества в результате попадания в неё чего-либо чистого (тахир). Если с водой смешалось какое-либо чистое вещество, и вода при этом явно изменила свои качества, то она непригодна для частичного и полного омовений и удаления наджасы, хотя сама чистая. Такой является вода, в которую попало, например, молоко или сахар, явно изменившие её цвет, вкус или запах. Если же изменения воды незаметны – она пригодна для очищения. Исключением являются минеральные соли, которые не влияют на пригодность воды, используемой для очищения, даже если сильно изменили её качества, т.к. попадают в воду из почвы. Но если соли в воду мы добавляем сами, то вода становится непригодной для ритуального очищения.
3. Нечистая вода (наджас). Согласно богословско-правовой школе имама аш-Шафи’и, различают большой или малый объём воды, пригодной для очищения. Малый объём – меньше двух куллей. Два кулля равны примерно 216 литрам. Большой объем – два кулля и больше. Если в малое количество воды, т.е. меньше 216 литров воды попала непростительная наджаса, вода становится нечистой (наджис), даже если не изменилось ни одно из трёх её качеств – вкус, цвет, запах.
Простительной наджасой являются мёртвое насекомые (муха, муравей и т.п.), у которых не течёт кровь, то есть не появляется кровь если оторвать какую то часть тела
Например, если муха попала в воду и умерла в ней, вода остаётся чистой до тех пор, пока не изменится её цвет, запах или вкус.
Если в большое количество воды попадают нечистоты, не изменившие ни одно из трёх её качеств: вкус, цвет, запах, – то она остаётся чистой. А если хотя бы немного изменилось одно из этих качеств, то вода становится нечистой и непригодной для ритуальных очищений, согласно учению имама аш-Шафи’и.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Использованная вода для омовения
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Омовение. Средства и способы очищения
Вода (ма’) является основным средством очищения от всего оскверняющего и нечистого. Аллах Всевышний, даровавший её человеку, сказал: «. и Мы ниспослали с неба чистую воду» (Коран, 25:48). Оказывая же милость участникам битвы при Бадре, Аллах Всевышний сказал: «Покрыл Он вас дремотой, чтобы успокоить вас, и ниспослал с неба дождь, чтобы очистить вас им» (Коран, 8:11).
Различают три вида воды.
I. Вода, которая чиста сама по себе и может служить средством очищения.
Сохранившая присущие ей изначальные свойства вода, с которой ничто не смешано, именуется «тахур». Таковой является дождевая и морская вода. Аллах Всевышний сказал: «Разве не видел ты, что Аллах ниспосылает с небес воду, наполняя ею источники в земле?» (Коран, 39:21). Сообщается, что когда Пророка спросили, можно ли использовать для омовения морскую воду, он ответил: «Вода (моря) чиста, а мертвечина его дозволена (халяль)» (Ахмад; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса’и). Чистой является также речная вода, образующаяся в результате таяния снега и града, и ключевая вода.
II. Вода, которая, будучи чистой, не может служить средством очищения от осквернения.
Такая вода не устраняет осквернения. Её можно использовать только для очищения от грязи, использование же такой воды для питья, приготовления пищи (замешивания теста) крайне нежелательно (макрух танзихан). Речь идёт о воде, которая уже была использована для очищения от большого или малого осквернения или для очищения тела с целью получения награды Аллаха.
Так, если человек, намеревающийся поступить согласно Сунне, помоет руки до или после еды, вода, которой он мыл их, будет считаться использованной. Если же он помоет руки для того, чтобы удалить с них грязь, такая вода использованной считаться не будет. То же самое касается и воды, которую используют для очищения не тела, а одежды или сосудов, — по шариату использованной она не считается.
Если вода только пришла в соприкосновение с омываемой частью тела, она не считается использованной, пока не стечёт на землю или на какое-нибудь место, где и останется. Если же во время омовения вода попадёт с одной части тела на другую и человек снова использует её, такое омовение будет действительным.
Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не является нечистой.
1. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что Пророк или кто-нибудь из сподвижников остерегался использованной воды, хотя известно, как они заботились о поддержании чистоты и остерегались малейшей скверны. Всё это и указывает на то, что использованная вода нечистой не является.
2. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха пришёл навестить меня, когда я был болен и лежал в беспамятстве. Он совершил (в моём доме) омовение, а потом вылил на меня (немного) той воды, которой он пользовался, и я очнулся» (Аль-Бухари).
Сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) моя тётка со стороны матери привела меня к Пророку , которому сказала: “О Посланник Аллаха, сын моей сестры заболел!” — а он погладил меня по голове и призвал на меня благословение. Затем (Пророк ) совершил омовение, а я выпил остаток воды, которую он использовал. » (Аль-Бухари).
Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «А когда Пророк совершал омовение, (его сподвижники) были готовы сражаться друг с другом из-за воды, которую он использовал» (Аль-Бухари).
Цитированные выше хадисы служат указанием на чистоту использованной для омовения воды ввиду того, что, если бы использованная Пророком , вода была нечиста, он не вылил бы её на Джабира, а сподвижники не пытались бы получить благословение через такую воду, поскольку в нечистом нет блага.
3. Тело человека, пребывающего в состоянии малого или большого осквернения, не считается нечистым в истинном смысле слова, а поэтому не делает нечистым и воду, которая на него попадает. Сообщается, что Пророк сказал: «Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым!» (Аль-Бухари). Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения (хадас) или (джанаба), когда нельзя совершать молитву, но нечистым (наджис) он быть не может.
Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не может служить средством очищения от осквернения.
1. Сообщается, что Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, передавшего, что Посланник Аллаха сказал: «Никому из вас не следует купаться
в стоячей воде, если он находится в состоянии большого осквернения (джунуб)», спросили: «Как же он должен поступить, о Абу Хурайра?» — на что он ответил: «Набирать её (раз за разом)» (Муслим).
Этот хадис указывает на то, что погружаться в такую воду запрещалось, чтобы она не стала использованной, поскольку это послужит препятствием для использования её другими.
2. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хранили использованную воду, запасались ею или брали её в дорогу, несмотря на лёгкость этого и наличие таких предпосылок, как нехватка воды. Кроме того, нигде не сообщается, что кто-либо из них собирал в сосуд пролившуюся воду, использованную для омовения им самим или кем-нибудь другим, а потом снова использовал её для омовения. То, что никто из сподвижников не делал этого, свидетельствует о том, что такая вода для очищения не годится.
Если человек, находящийся в состоянии большого или малого осквернения, опустит руку, не омыв её перед этим, в сосуд или чан с водой в бане, такая вода использованной не станет, тогда как его рука после этого осквернённой уже не будет. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно
я совершала полное омовение вместе с Пророком , и мы по очереди (брали воду) из одного и того же сосуда» (Аль-Бухари).
Сообщается, что аш-Ша‘би сказал: «Находясь в состоянии большого осквернения, сподвижники Посланника опускали руки в воду, не омыв их
до этого. Так же поступали и женщины, у которых были месячные, и они не видели в этом ничего дурного» (Ибн Абу Шайба).
Если человек, находящийся в состоянии малого осквернения, опустит в сосуд ногу, вода станет использованной, поскольку необходимости опускать туда ногу у него не было.
Если человек, находящийся в состоянии большого осквернения и не имеющий на теле ничего оскверняющего, погрузится в чан с водой, он станет чистым, а вода — использованной.
Если во время полного омовения, совершаемого человеком, который находится в состоянии большого осквернения, немного использованной им воды попадёт в чан или сосуд, вода не станет непригодной. Если же такая вода будет литься туда и её станет больше, чем было воды в чане, тогда это сделает воду непригодной, и она будет считаться использованной.
Использованной водой, которой нельзя совершать ни частичное, ни полное омовение, считается также любая вода, которая теряет свои свойства во время приготовления еды, например при варке гороха. То же самое относится к тем случаям, когда к воде примешивается нечто такое, из-за чего она утрачивает свою мягкость и текучесть, или когда вода приобретает качества того, с чем она смешивается.
Например, если то, с чем смешивается вода, отличается характерными цветом и вкусом и вода приобретёт какое-нибудь из этих качеств, использовать её ни для частичного, ни для полного омовения нельзя. Нельзя использовать воду для омовения и в том случае, когда вода приобретает две из трёх характерных особенностей примеси.
Указанием на недопустимость устранения осквернения с помощью подобных средств служит то, что шариат относит осквернение к числу того, что делает молитву недействительной. Устранить же осквернение можно лишь посредством того, что определено шариатом, а именно посредством воды как таковой, в то время как вышеупомянутые средства водой назвать нельзя.
Из всего сказанного следует, что для очищения необходимо исключить то, что намеренно добавляют ради большей чистоты, например мыло и поташ. Исключениями являются проточная вода, цвет которой изменился из-за примесей почвы, застоявшаяся вода или вода, которая как-то изменилась из-за того, что в неё попали листья. Необходимым условием при этом является сохранение ею мягкости, поскольку в подобном случае она продолжает оставаться водой.
Сообщается, что Пророк велел обмыть отваром ююбы человека, кото-рый, находясь в состоянии ихрама, упал со своей верблюдицы и разбился насмерть (Аль-Бухари).
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, находясь в состоянии большого осквернения, Пророк мыл голову водой с алтеем (Абу Дауд).
Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха совершил полное омовение вместе со своей женой Маймуной и они набирали воду из одного сосуда, а именно из деревянного блюда, на котором были остатки теста (Ан-Наса’и; Ибн Хузайма).
III. Нечистая вода.
За основу следует принимать то, что вода была создана чистой, а поэтому выносить суждение о том, что она нечиста, можно только будучи уверенным в этом. Вот почему, если человек войдёт в баню и увидит в чане небольшое количество воды, не зная точно, чистой или нечистой она является, ему можно совершать ею как частичное, так и полное омовение, а отказываться от неё, основываясь на одних предположениях о том, что она нечиста, не следует. Как уже отмечалось, исходить необходимо из уверенности в чистоте воды, заменить которую может лишь такая же уверенность в обратном. Обследовать эту воду и задавать вопросы следует лишь в том случае, если человек решит, что скорее всего там оказалось что-то нечистое. Сообщается, что как-то раз ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и ‘Амру бин аль-‘Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, ‘Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?» — и тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Малик; Аль-Муватта). Исходя из этого, не следует выносить суждение о том, что вода является нечистой, пока туда не упадёт что-нибудь нечистое, и это не будет видно по цвету, вкусу или запаху, если воды много. Если же воды мало, то она становится нечистой в результате соприкосновения с чем-то нечистым, даже если заметным это не будет.
Ниже приводятся указания на то, что большое количество воды становится нечистым только в случае появления определённых признаков.
1. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) спросили: «О Посланник Аллаха, можно ли нам совершать омовение, пользуясь водой из колодца Бида‘а?» (а в этот колодец бросали мясо собак и то, у чего был неприятный запах). В ответ на это он сказал: «Поистине, вода чиста и ничто не делает её нечистой» (Ат-Тирмизи; Ахмад; Абу Дауд; ан-Наса’и).
В этом хадисе речь идёт о большом количестве воды, которая не изменяется от соприкосновения с нечистым, поскольку, согласно единодушному мнению улемов, если в воду попадёт что-то нечистое и в результате этого изменится её цвет, вкус или запах, тогда нечистой станет и сама вода. Что касается колодца Бида‘а, то он был большим и многоводным. Сообщается также, что он был проточным и от него вода отводилась к садам, в силу чего то нечистое, которое люди бросали в этот колодец, не изменяло ни цвета, ни вкуса его воды, которая не приобретала неприятного запаха. Вот почему Пророк не вынес суждения о том, что вода этого колодца является нечистой.
2. Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Воду не оскверняет ничто, кроме того, что изменяет её цвет, вкус или запах» (Ат-Тахави; ад-Даракутни).
А теперь приведём указания на то, что попадание в малое количество воды чего-то нечистого делает нечистой эту воду, даже если её свойства остаются неизменными.
1. Сообщается, что Пророк сказал: «Если собака станет лакать из сосу-
да, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выльет его содержимое
и промоет этот сосуд семь раз» (Муслим).
2. Сообщается, что Пророк сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае
не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода (может понадобиться) ему для полного омовения» (Аль-Бухари). Таким образом, если в воду попадает что-то нечистое, запрещается совершать в ней полное омовение, даже если её свойства не изменятся.
3. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Про-
рок сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).
Решение о том, малым или большим следует считать количество воды, следует принимать самому человеку, поскольку в шариате никаких точных указаний на это нет. Если он посчитает, что вода станет нечистой от края и до края сосуда, значит, воды в сосуде мало, в противном же случае количество воды надо будет считать большим и она не станет нечистой.
Когда дело касается воды, следует принимать во внимание то время, когда
в неё попало что-либо нечистое. Если в это время воды было много, а её свойства не изменились, значит, она чиста, даже если позже этой воды стало мало. Если что-либо нечистое попало в малое количество воды, а потом её стало много, она не становится чистой из-за увеличения её количества.
Считается, что количество проточной воды является большим и она становится нечистой только в том случае, если воздействие осквернения каким-то образом проявляется.
К проточной воде приравнивается вода в бане, которая считается нечистой только тогда, когда воздействие осквернения каким-то образом проявляется при том условии, что вода поступает непрерывно и её можно постоянно зачерпывать. Если человек в бане опустит осквернённую руку в чан с непроточной водой, то эта вода станет нечистой. Если же в чан по трубе поступает новая вода, тогда она будет считаться проточной и нечистой не станет. Если к осквернённой воде в чане добавлять воду, пока она не станет переливаться через край, такая вода станет чистой, поскольку уверенности в том, что она нечиста, уже не будет, а вода превратится в проточную.
Даже малое количество воды не станет осквернённым, если в неё попадёт помёт голубей, воробьёв и прочих употребляемых в пищу птиц (кроме кур и гусей), поскольку от их помёта уберечься нетрудно. Представители первого поколения мусульман
и те, кто пришёл им на смену, разрешали разводить голубей в мечетях, хотя веление о поддержании в них чистоты ни для кого не является тайной.
Что же касается помёта птиц, мясо которых в пищу не употребляется, то он не оскверняет воду, если прикрыть её невозможно, например воду колодцев и водоёмов. Если же их помёт попадает в сосуды с водой, эта вода становится нечистой, поскольку от этого можно уберечься, прикрывая их.
Наличие в воде мёртвой рыбы, лягушки или живого существа, в котором нет циркулирующей крови (например, мухи, скорпиона, саранчи или блохи), не делает её нечистой. Ниже приводятся указания на это.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Про-
рок сказал: «Если муха упадёт в питьё кого-нибудь из вас, пусть он (сначала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом вытащит её (оттуда) ибо, поистине, на одном её крыле — болезнь, а на другом — исцеление» (Аль-Бухари). Передают со слов Сальмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал ему: «О Сальман, любая пища или вода, куда попадёт живое существо,
в котором нет крови и которое умрёт там, дозволена для еды, питья и омовения» (Ад-Даракутни; аль-Байхаки).
Малое количество воды не становится нечистым, если эту воду попьёт животное, мясо которого дозволено употреблять в пищу, при том условии, что на его губах нет ничего нечистого. Речь идёт о таких животных, как верблюды, коровы, овцы и лошади.
Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт собака или свинья, поскольку Пророк велел мыть сосуд после собаки, а свинья сама по себе является нечистой.
Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт дикое животное, например гепард, волк, тигр или обезьяна, мясо которого является нечистым. Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщается, что как-то раз ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился
в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и ‘Амру бин аль-‘Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, ‘Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?» — и тогда ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Аль-Муватта). Вопрос ‘Амруа бин аль-‘Аса относительно диких зверей указывает на то, что остатки того, что они пили, делают воду, с которой они смешиваются, непригодной для омовения (в противном же случае такой вопрос не имел бы смысла). Что же касается слов ‘Умара: «. не сообщай нам об этом», то они означают: не сообщай нам об этом, ибо если ты поступишь так, наше положение станет затруднительным, если же мы не будем знать, приходили они или нет, незнание не повредит нам и нам не придётся искать объяснения. Если бы остатки того, что пили дикие животные, были чисты, то ‘Умар не запрещал бы хозяину говорить, поскольку в этом случае его слова не нанесли бы никакого вреда.
Вода, которую пьют хищные птицы наподобие соколов, коршунов или ворон, не становится нечистой, несмотря на то что их мясо в пищу употреблять нельзя. Причина заключается в том, что они пьют с помощью клюва, который представляет собой чистую кость, в то время как дикие звери пьют с помощью языка, покрытого их нечистой слюной.
Вместе с тем при наличии другой воды использовать такую воду для полного или частичного омовения нежелательно (макрух), так как хищные птицы находятся среди падали и скверны. Если же мы убедимся, что на их клювах нет ничего нечистого, то использовать такую воду не противопоказано. Точно так же не противопоказано использовать воду, которую пила курица, находящаяся взаперти и не соприкасающаяся ни с чем нечистым, и нежелательно делать это, если курица пользуется свободой, поскольку на её клюве может оказаться нечто нечистое.
Вода, которую пьют животные, живущие в домах людей, не становится нечистой, поскольку Пророк сказал, что нечистыми такие животные не являются, однако использовать воду, которую они пили, для омовения нежелательно, поскольку эти животные могут соприкасаться с нечистым.
Если человек совершит частичное или полное омовение, а потом обнаружится, что в использованной им воде находилось нечто нечистое, она будет считаться нечистой с того момента, когда это обнаружится, и до тех пор, пока он не выяснит это точно.
Так, если в воде обнаружится дохлое животное, в котором есть кровь, вода будет считаться нечистой с того времени, когда это животное в неё попало. Если время его попадания не установлено, его следует исчислять с текущих суток, если труп животного не раздулся, в противном же случае следует считать, что вода является нечистой в течение трёх суток. В подобных обстоятельствах людям, которые пользовались такой водой для омовения, необходимо будет заново совершить все молитвы за этот период и промыть все места, куда попадала такая вода.
Из книги Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх в новом обличье». Том 1; Под общей редакцией Д. В. Мухетдинова. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.
Источник