Испытания огнем водой раскаленным железом

Божий суд: испытание огнём и железом

Перед тем как говорить о справедливости Божьего суда, мы должны ответить на вопрос, а что такое вообще Божий суд?

Борьба за правду

До наших времен дошли некоторые письменные источники о том, как это происходило полторы тысячи лет назад. Так вот, во времена раннего Средневековья Божий суд ставил своей главной задачей выявление виновных.

Суд Божий, или ордалии (от латинского слова ordalium – приговор, суд), в Средневековье допускался только тогда, когда все остальные поиски истины были исчерпаны. Формы проведения этого суда были различными: на практике применялись жребий, присяга и так далее. Но нас сейчас интересуют ордалии в узком смысле и судебный поединок. В узком смысле это было жестоко, предусматривались испытания огнём, водой и железом.

Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год

Испытуемые должны были сделать что-нибудь такое, что в нормальной жизни будет для них гибельно. Вот здесь и должны были включиться высшие силы, чтобы сделать эти горести безвредными для невиновного. Испытание огнём состояло в держании руки в огне, в переходе через горящий костёр (одежда для пущего эффекта ещё и пропитывалась воском) или в держании голыми руками раскалённого металла.

Испытания водой также не отличались гуманностью. Здесь следовало из кипящей воды достать кольцо. Обвиняемый оправдывался только в том случае, если извлекал его без вреда для себя, что вообще-то невозможно. А при испытании холодной водой обвиняемого бросали в воду, и если он умел плавать и оставался на поверхности, то считался виновным, если же шёл на дно, то считался невиновным. Дополнительно испытуемого обвязывали веревкой, и если он не проходил испытания, то справедливость должна была настигнуть его на берегу.

Читайте также:  Кипятить воду с закрытой крышкой

Как узнать ведьму?

В Европе также практиковалось испытание крестом. Истец и ответчик ставились у креста с поднятыми руками, и тот, кто первым опускал руки и падал, считался виновным.

Испытание водой. Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век

А вот ещё одно распространённое проявление суда Божьего. В народе ходило поверье, что если к убитому подвести убийцу или дать к нему прикоснуться, то из ран выступит кровь. Дактилоскопия, группа крови и другие привычные нам современные криминалистические тонкости просто отдыхают. Правда, эти методики были распространены только при выявлении вины несвободных людей, за которых не хотели присягать их господа. Свободным людям было чуть полегче, им предоставлялось право судебного поединка или присяги. Особенно «эффективен» оказался суд Божий, когда стали устраивать процессы против ведьм. Вот на этих бедных созданиях организаторы таких судов проявляли себя в полную силу.

Со временем в Англии суд Божий заменили судом присяжных, но святая инквизиция ещё долго не могла от него отказаться. Суд Божий начал выходить из употребления только к середине XII века. Но если вы думаете, что с уходом Божьего суда испытуемым стало легче, вы неправы. На смену испытаниям огнём и водой пришли пытки, где огонь и вода применялись тоже.

Вывести на чистую воду

Поиск справедливости в урегулировании межличностных отношений был свойственен и нашим предкам. «Русская Правда» также упоминает об испытаниях водой и раскалённым железом. Истец мог требовать, чтобы ответчик оправдался испытанием с применением железа. Но «Русская Правда» всё же ограничивает использование такой формы. Она поясняет, что к нему прибегают в случаях серьёзных преступлений, таких как убийство или кража значительных вещей, и лишь в том случае, если обвиняемый не смог обзавестись свидетелями и обеспечить себе алиби. Но был и еще очень важный пункт: испытание железом можно было провести только в случае если испытуемый не будет возражать.

Испытания огнем, Дирк Баутс, XV век

А вот в одной новгородской берестяной грамоте должник сам обвинил своего кредитора в обмане, в том, что он мошенничает с процентами, и предложил выяснить свою правоту испытанием водой. Здесь мне хочется заступиться за наших предков, ведь они эти испытания проводили со страховкой. Испытуемых старались вытащить из воды, когда они начинали тонуть и тем самым подтверждали свою невиновность. Отсюда и выражение о том, что кого-то можно вывести на чистую воду. Также на Руси практиковался и поединок, наши предки называли его полем. И здесь всё было обставлено с гарантией одинаковых условий для испытуемых.

Стоит также заметить, что ордалии на Руси не были так популярны и разнообразны как в Европе. У нас, например, не было испытания кипящей водой.

И всё-таки жестокие средневековые обычаи были не вечны, ордалии медленно покидали Европу и Русь. Всё закончилось созданием современных судебных систем, где у обвиняемых прав куда больше.

Источник

Феномен ордалий или «Божий суд» Средневековья

С давних времен в каждом государстве мира вместе с территориальной независимостью, составом населения зарождалась правовая система. В общине существовали свои законы, которым все жители должны подчиняться. В противном случае за преступлением всегда следовало наказание. В Средние века в Европе уже активно развивалась судебная практика. Следует отметить, что суд мог вынести приговор, опираясь только на доказательства и неоспоримые факты. А что делать, если стороны процесса не имеют четких улик? На этот вопрос ответила церковь: необходимо обратиться к Богу, он – главный свидетель всего, что происходит на Земле, поэтому только он вправе определить участь обвиняемого. Так появились ордалии или «Суды Божьи» — методы определения виновности или невиновности человека в злодеянии. Преимущественно это были испытания огнем и водой, но в некоторых странах были и другие способы. Рассмотрим некоторые из них:

*Испытания водой. Наиболее распространенный метод, когда подсудимого связывали веревками и бросали в водоем. Если человек тонул, это значит, что он был невиновен и Всевышний забрал его в «лучший мир». В случае спасения человек признавался виновным, потому что вода его не приняла. В дальнейшем беднягу ожидала смертная казнь. Позже этот метод использовался в Испании как инквизиция для «ведьм». Также испытанием водой могла быть задача достать кольцо из кипятка. Тот, кто достал, считался оправданным.

*Испытания огнем. Одна из наиболее частых форм, когда ответчик брал в руку раскаленное докрасна железо и получал ожог. Руку завязывали и открывали через несколько дней. Если на ней не было ран, то подвергнутый испытанию выигрывал дело.

В Европе не всегда прибегали к ордалиям, опасным для жизни и здоровья. Например, подсудимый должен был произнести своеобразную клятву своей невиновности или ее еще называли «очистительной клятвой». Если испытуемый запинался или забывал слова, то считался грешным.

Один из наиболее «достоверных» способов выявления преступника — метод с использованием осла. Животному красили хвост и привязывали в полутемном помещении. Подсудимый должен был зайти и потрогать осла за хвост. Если осел закричит, значит человек виновен. Создатели такого «детектора лжи» рассчитывали, что виновный не будет прикасаться к ослу, чтоб тот не закричал, поэтому руки его будут оставаться чистыми.

Методы «Божьего суда» в то время стали неотъемлемой частью общественной жизни. Благодаря им появились на свет некоторые пословицы и поговорки. А именно: «Правда в огне не горит, в воде не тонет» или «Правду со дна моря выносит». Также эти «проверки на честность» нашли свое отображение во многих рыцарских романах, сказках, легендах, живописи.

В настоящее время психологи многих стран стараются найти научное обоснование этим странным способам выявления истины. Конечно, физиологические особенности у всех людей разные: все по-разному переживают боль, раны заживают не у всех с одинаковой скоростью, да и задержать дыхание под водой каждый может только на определенное время. Однако если учитывать глубокую религиозность людей той эпохи, веру в сверхъестественные силы, тот, кого обвинили в злодеянии, был абсолютно уверен, что его судит сам Господь, невиновный, как правило, не опасался кары с его стороны, а виновный с ужасом ожидал «небесного наказания».

В 1215 году на Четвертом Латеранском соборе (собрание католического духовенства для урегулирования законов церкви) был введен запрет для священнослужителей участвовать в судебных ордалиях. Вместо них папа Иннокентий III легализовал инквизицию для «обнаружения, предотвращения и наказания ересей». Методология создавалась для того, чтобы вернуть «оступившегося с пути истинного» на путь праведный с помощью жестоких пыток и наказаний.

В XXI веке во многих цивилизованных странах церковь отделена от правового аппарата управления. Нам даже тяжело представить, что кого-нибудь из знакомых обвинят в колдовстве или чтении «запрещенных книг», но Средневековье — это эпоха самых невероятных и будоражащих сознание фактов, эра удивительных событий и традиций, отголоски которых мы слышим и по сей день.

Источник

Ордалия: Божий суд в средние века

Если было невозможно установить истину, судья прибегал к «Божьему суду». Обвиняемый должен был опустить руку в огонь или достать из кипящего котла камень — и остаться невредимым. Если человек получал ожоги — это считалось признанием вины, так как за невиновного обязательно бы вступились высшие силы.

В древности виновность человека определяли с помощью богов

»Божий суд» чаще называли «ордалией», что происходило от англосаксонского ordal или urteil и значило «суд», «приговор». Ордалии были распространены задолго до появления христианства. Согласно древневавилонским законам Хаммурапи ещё в начале II тысячелетия до нашей эры, судьи прибегали к испытаниям огнём и водой. Выдержавший испытания признавался невиновным, а не выдержавший оказывался виновным и приговаривался к суровому наказанию.

Огонь и вода

В Индии испытания огнём и водой были зафиксированы в законах Ману, где говорилось, что деяния злодеев видят боги, небо, земля, вода, луна, солнце, огонь, ветер и ночь. Судье в трудных делах предписывалось провести обряд очищения, а потом в присутствии брахманов заставить обвиняемых пройти испытание огнём или водой — «взять огонь или погрузиться в воду».
В дохристианской Европе ордалии были распространены у древних германцев и у западных славян — испытуемые должны были взять в руку раскалённое железо или пройти по нему и при этом не получить ожогов. Сила воли помочь не могла, ведь повреждения кожи оценивали не сразу, руку после ордалии бинтовали и снимали бинт только через три дня, чтобы удостовериться, что волдырей на коже нет.
В Англии был распространён свой вариант ордалий — подсудимому завязывали глаза, на землю укладывали девять раскалённых лемехов, и человек должен был пройти через них, не наступив и не споткнувшись. Здесь же был распространён обычай «испытания котлом», в который наливали кипяток и бросали камни или кольца. Испытуемый должен был достать их и не получить ожогов.

Ордалии в Европе

Ордалии могли быть как односторонними, когда испытанию подвергался только обвиняемый, так и двусторонними, к которым прибегали в случае неразрешимых споров. В этом случае через испытание должны были пройти и истец, и ответчик. В первом случае ответчику предстояло пройти через испытания раскалённым железом, кипятком, холодной водой. Испытания кипятком могли быть очень сложными. Если при более простом испытании ответчик окунал руку на глубину кулака, то при тройном испытании кипятком воды в котле было уже по локоть.
Испытание железом тоже могло быть разным по сложности. В одних случаях испытуемому нужно было взять раскалённый кусок железа весом в один фунт (0,45 кг) и пронести его на расстояние девять футов (около трёх метров), в других — вес металла составлял уже три фунта, то есть почти полтора килограмма.
Испытание холодной водой означало, что ответчика погружали в воду — если он тонул, то его считали оправданным, а если оставался на поверхности, то верили, что вода не принимает грешника, а значит, человек виновен.
Для того, чтобы пройти испытание водой, ответчику следовало погрузиться в ледяную воду на глубину не менее 1,5 эля (178,5 сантиметров).
После того, как в Европу пришло христианство, от ордалий не отказались, более того, в некоторых случаях церковь узаконивала проведение испытаний.
Отныне ордалии обставлялись христианскими обрядами: католические священники освещали воду для испытаний, ответчику следовало три дня поститься, а в день испытания причаститься и дать клятву невиновности. Само испытание часто проводили в церквях, и на ордалии могли присутствовать только ответчик и священник.
Для священников в средневековой Англии предусматривалось особое испытание хлебом и сыром. Ответчик должен был прожевать унцию ячменной лепёшки с сыром и при этом не поперхнуться и не подавиться.
Особенно часто прибегали в Англии к «Божьему суду» во время норманнских завоеваний. С 10бб-го по 1135 год было зафиксировано 2413 случаев судебных испытаний. Часто к ордалиям прибегали в случае земельных споров.

Поединок как доказательство

Если испытанию подвергались обе стороны судебного процесса, в этом случае судья чаще назначал поединки, которые получили значительное распространение по всей Европе. В VIII-IX веках к судебным поединками прибегали практически все народы, живущие в империи франков.
С течением времени поединки видоизменялись: богатые люди могли не участвовать сами, а выставлять за себя наёмных бойцов. Выставить за себя родственника или наёмника могли и женщины. В некоторых случаях допускались поединки мужчин и женщин, однако при таком испытании мужчина часто «давал фору» более слабому противнику. Например, в Германии мужчина, дерущийся против женщины в суде, должен был сражаться с ней, стоя по пояс в яме.
В английской книге «Страшного суда» был зафиксирован такой случай: некий ответчик Годрик выставил в суде за себя бойца по имени Ральф против истца Роджера Биго. Впрочем, ему это не сильно помогло. Позже, уже выступая по другому делу истцом, Годрик снова столкнулся с судебным поединком и проиграл схватку.
Сам герцог Нормандии и король Англии Вильгельм Завоеватель утвердил норму, по которой, если англ обвинит франка в воровстве или в убийстве, то дело следует обязательно решать поединком. Если же франк обвинит англа в том же, то последний может требовать поединка или испытания железом — по желанию.
Известно, что когда сторонник Вильгельма Жоффруа Байнар обвинил графа д’Э в измене королю, оба были присуждены королём к поединку, после чего граф д’Э проиграл, был признан виновным, ослеплён и кастрирован.
Подобный случай судебного поединка известен в Грузии. В XVII веке во время правления царя Ростома на охоте врагами царя был убит его приёмный сын Луарсаба.
Приближённый царя Сиаош Бараташвили обвинил присутствовавшего на охоте армянина Байндура Туманишвили, что выстрел, убивший царевича, был произведён из его ружья.
Обоих вывели на «Божий суд», то есть приговорили к поединку, который состоялся при свидетелях за городской стеной Тифлиса на берегу реки Куры. Несмотря на то, что Туманишвили в первые же минуты поединка был тяжело ранен в бок копьём, наконечник которого обломился и остался в теле, он сумел тяжело ранить соперника в бедро, убить его лошадь и сбить с ног ударом, который пришёлся в переносье шлема.
Добить Бараташвили армянину-ответчику не дали, но проигравшего грузина посадили в зиндан — «за клевету», а его доспехи и оружие отдали победителю.
Прибегали к «Божьему суду» в Грузии и в том случае, если женщину подозревали в измене мужу или в колдовстве. В этом случае её связывали и бросали с моста в Куру. Грузины верили — виновная утонет, а невиновную река выбросит на берег.

И даже женщины

На Руси к «Божьему суду» прибегали только с согласия ответчика и в том случае, если дело касалось серьёзных преступлений: крупного воровства или убийства. Чаще подозреваемому было достаточно дать клятву в том, что он невиновен, и подозрения с него снимались.
После крещения Руси клятву заменили целованием креста.
Первые упоминания о судебных поединках на Руси встречаются у арабских авторов X века. Например, Ибн Даста писал, что если русские недовольны судом князя, то тот приговаривает их к поединку — «к полю». Поединок на Руси мог быть как один на один, так и «стенка на стенку» — в последнем случае стороны выставляли равное количество бойцов.
В XIV-XV веках на Руси можно было выставить вместо себя другого бойца: «…стар или млад, или чем безвечен, или поп, или чернец ино против послуха нанять волно наймить, а послуху наймита нет». К поединку могли приговорить и двух женщин. Победитель-истец имел право на полное удовлетворение иска, но в том случае, если он случайно убивал ответчика, он вынужден был довольствоваться только одеждой побеждённого.
Русская православная церковь была категорически против ордалий. Смерть во время поединка называлась убийством, а убивший объявлялся «душегубцем» и отлучался от причастия на 18 лет.
Испытание калёным железом применялось гораздо реже, чем клятва или поединок. Причём на окраинах Руси запрещалось принуждение к поединку или к испытанию железом в том случае, если истец и ответчик были из разных народов. «Русину же не лзе имати Немчича на железо, такоже и Немчичю Русина. Аже возлюбить сам своею волею, то ти его воля. Русину же не лзе позвати Немчича на поле в Смоленьске, ни Немчичю в Ризе и на Готьскомь береге», — так гласил договор Смоленска с Ригою.
Со временем в сложных, неразрешимых случаях чаще стали прибегать к метанию жребия, который тоже определял Бог, а в Средние века ордалии исчезли совсем, уступив место пыткам.

Журнал: Загадки истории №12, март 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Михаил Троицкий

Источник

Оцените статью