Известковая вода это реактив

Известковая вода

Известковая вода

Гидроксид кальция
Общие
Систематическое наименование Гидроксид кальция
Отн. молек. масса 74.093 а. е. м.
Молярная масса 74.093 г/моль
Физические свойства
Плотность вещества 2.211 г/см³
Состояние (ст. усл.) белые кристаллы
Термические свойства
Температура плавления 512 °C
Химические свойства
Растворимость в воде 0.185 г/100 мл
Классификация
номер CAS [1305-62-0]

Гидрокси́д ка́льция — химическое вещество, сильное основание, формула Ca(OH)2. Представляет собой порошок белого цвета, плохо растворимый в воде.

Содержание

Тривиальные названия

  • гашёная известь — так как получают путём «гашения» (то есть взаимодействия с водой) «негашёной» извести оксида кальция;
  • известковая вода — прозрачный (близкий к насыщенному) водный раствор;
  • известковое молоко — водная суспензия.
  • пушонка — сухой гидроксид кальция.

Часто называют просто известь или извёстка (так же называют и оксид кальция).

Получение

Получают путём взаимодействия оксида кальция (негашёной извести) с водой (процесс получил название «гашение извести»):

Эта реакция экзотермическая, идёт с выделением 16 ккал (67 кДж) на моль.

Свойства

Внешний вид — белый порошок, мало растворимый в воде:

Растворимость гидроксида кальция в воде

Температура, °C Растворимость, г Ca(OH)2/100 г H2O
0 0,173
20 0,166
50 0,13
100 0,08

Гидроксид кальция является довольно сильным основанием, из-за чего водный раствор имеет щелочную реакцию.

Как и все гидроксиды, реагирует с кислотами (см. реакция нейтрализации) с образованием соответствующих солей кальция:

по этой же причине раствор гидроксида кальция мутнеет на воздухе, так как гидроксид кальция, как и другие сильные основания, реагирует с растворённым в воде углекислым газом:

Если продолжить барботацию углекислого газа, выпавший осадок растворится, так как образуется кислая соль — гидрокарбонат кальция:

причём при нагревании раствора гидрокарбонат снова разрушается и выпадает осадок карбоната кальция:

Гидроксид кальция реагирует с монооксидом углерода при температуре около 400°C:

Применение

  • при побелке помещений;
  • для приготовления известкового строительного раствора. Известь применялась для строительной кладки с древних времён. Смесь обычно приготавливают в такой пропорции: к 1 части смеси оксида кальция (негашёной извести) с водой добавляют 3—4 части песка (по массе). При этом происходит затвердевание смеси по реакции:

Это экзотермическая реакция, выделение энергии составляет 27 ккал (113 кДж). Одновременно происходит и образование силиката кальция:

Как видно из реакции, в ходе её выделяется вода. Это является отрицательным фактором, так как в помещениях, построенных с помощью известкового строительного раствора долгое время сохраняется повышенная влажность. В связи с этим, а также благодаря ряду других преимуществ перед гидроксидом кальция, цемент практически вытеснил его в качестве связующего строительных растворов;

  • для приготовления силикатного бетона. Состав силикатного бетона одинаков с составом известкового строительного раствора, однако он готовится другим методом — смесь оксида кальция и кварцевого песка обрабатывается не водой, а перегретым (174,5—197,4°C) водяным паром в автоклаве при давлении 9—15 атмосфер;
  • для устранения карбонатной жёсткости воды (умягчение воды). Реакция идёт по уравнению:
  • для производства хлорной извести;
  • для производства известковых удобрений;
  • каустификация карбоната натрия и калия;
  • дубление кож;
  • получение других соединений кальция, нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств), получение органических кислот и проч;
  • в пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавкиE526.
  • Известковая вода — прозрачный раствор гидроксида кальция. Она используется для обнаружения углекислого газа. При взаимодействии с ним она мутнеет, так как образуется нерастворимый карбонат кальция:
    Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3↓ + H2O
  • Известковое молоко — взвесь (суспензия) гидроксида кальция в воде, белая и непрозрачная. Она используется для производства сахара и приготовления смесей для борьбы с болезнями растений, побелки стволов

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Известковая вода» в других словарях:

ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — водный раствор кальция гидроксида … Большой Энциклопедический словарь

ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА, насыщенный раствор ГИДРООКИСИ КАЛЬЦИЯ (гашеная известь, Са(ОН)2). Используется для обнаружения углекислого газа (СО2), который выпадает в молочно белый осадок в виде карбоната кальция (СаСО3) и поднимается со дна в виде… … Научно-технический энциклопедический словарь

известковая вода — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN limewater … Справочник технического переводчика

ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — Aqua calcis. Свойства. Раствор гидрата окиси кальция. Представляет собой 0,15 0,17 % водный раствор кальция гидроокиси. Прозрачная бесцветная без запаха жидкость щелочной реакции. Действие и применение. Местно действует вяжуще и подсушивающе. Пр … Отечественные ветеринарные препараты

известковая вода — водный раствор кальция гидроксида. * * * ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА, водный раствор кальция гидроксида (см. КАЛЬЦИЯ ГИДРОКСИД) … Энциклопедический словарь

известковая вода — kalkių vanduo statusas T sritis chemija apibrėžtis Vandeninis Ca(OH)₂ tirpalas. atitikmenys: angl. lime water rus. известковая вода … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

Известковая вода — насыщенный водный раствор гидроокиси кальция Ca(OH)2 (гашёной извести). 1 л И. в. при 20°С содержит около 1,2 г CaO. В технике применяется как дешёвая щёлочь. См. Кальция гидроокись … Большая советская энциклопедия

Известковая вода — (Aq. Calcis) лечебное средство, получаемое взбалтыванием одной части жженой извести на 10 ч. дистиллированной воды. После взбалтывания воду сливают, смешивают ее с 25 ч. дистиллированной воды. Она употребляется внутрь при изжоге, при английской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — вод. раствор кальция гидроксида … Естествознание. Энциклопедический словарь

Вода — С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но и для всей жизни Земли. Некоторые из первых греческих философов ставили воду даже во главе понимания вещей в природе, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Урок-практикум по теме «Качественные реакции в химии». 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7

Общая дидактическая цель:

  • развитие и воспитание учащихся в процессе обучения в рамках
  • урока-практикума, продолжить формирование общеучебных навыков: умение наблюдать, сравнивать, анализировать изученное.
  • дать понятие о качественных реакциях в химии, аналитическом сигнале
  • показать, что применение веществ основывается на их свойствах;
  • формировать понятие о реактиве
  • вычленять главное содержание в химических текстах и составлять схемы, таблицы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ;
  • продолжить формировать умения и навыки в работе с веществами, проведении химических опытов.
  • на конкретных примерах применения веществ раскрыть роль химии в народном хозяйстве и быту;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи;
  • чувства патриотизма и уважение к Родине на примере деятельности Д.И. Менделеева
  • У учителя: Презентация к уроку, (Power Point), медиапроектор, интерактивная доска; углекислый газ, кислород (в пробирках или в колбах), лучинки, демонстрационный столик, известковая вода (раствор известковой воды); информационно-раздаточный материал, дидактический материал;
  • У учащихся: алюминий, уксусная кислота, медный купорос; стакан с водой, пробирки, известковая вода, стеклянные трубочки, склянки под номерами: 1– вода, 2 – р-р соли, 3 – р-р сахара, 4 – известковая вода. Картофель, хлеб, макаронные изделия. Майонез, йогурт, рисовая крупа, вареное мясо. Таблицы для заполнения результатов эксперимента.

Программное обеспечение: ОС Windows XP, Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007.

Тип урока: Химия – урок-практикум.

Форма проведения урока:

  • Групповая работа с текстом.
  • Работа в парах при выполнении лабораторных опытов.

Технология: проблемный подход при изучении нового, урок– исследование, информационная технология.

Методы: беседа, демонстрация, лабораторная работа, заочная экскурсия, работа в парах.

I. Организационный момент. Приветствие

Здравствуйте ребята, садитесь. Приглашаю вас к сотрудничеству.

Объявление темы урока его девиза, (Приложение 1, слайд 1).

“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”.
(А.С. Пушкин)

II. Основная часть. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня вы пришли на необычный урок, а на урок – практикум.

– Вспомним правила работы в лаборатории.

(Учащиеся формулируют правила работы в лаборатории).

Сформулировать правила работы в лаборатории .

Работать только по указанию учителя.

Запрещается оставлять открытыми склянки.

Работать строго по инструкции и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.

Запрещается брать вещества руками

Демонстрация слайда 2

– Что изучает химия?

– Да, это наука о веществах и их превращениях.

– А как можно распознать вещества?

(Учащиеся называют признаки)

  • Внешний вид.
  • Характерный запах.
  • Цвет
  • Плотность.
  • Растворимость в воде.
  • Состояние.

Демонстрация слайда 3,

Распознать вещества и описать их свойства:

Алюминий, уксусную кислоту, медный купорос.

Работа в парах. Защита задания. Заполнить таблицу 1. (Приложение 4)

ВЕЩЕСТВА Состояние вещества Цвет Запах Отношение к воде.

Демонстрация слайда 4

Эти вещества трудно перепутать с другими.

– А как распознать, например, кислород и углекислый газ?

Они оба бесцветны и запаха не имеют.

– Как узнать, какой газ находится в сосуде?

Для этого проводят химические реакции.

– Вспомним признаки химических реакций.

Демонстрация слайда 5

Распознавание углекислого газа и кислорода:

Демонстрация слайда 6

Демонстрационный опыт. Распознавание CO2 и O2 .

Приоткрыв пробку колбы, наполненной углекислым газом и кислородом, учитель поочерёдно опускает тлеющую лучинку. В одной пробирке лучинка гаснет, а в другой – ярко вспыхивает.

Демонстрация слайда 7

  • Как узнать, в каком сосуде находятся кислород и углекислый газ?
  • Составить план распознавания.
  • С помощью органов чувств: зрения, обоняния, слуха можно обнаружить характерные признаки, сопровождающие химические реакции.

Подобные реакции называют качественными.

Понятие о качественных реакциях, аналитическом сигнале.

Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.

Явления при проведении качественных реакций называют аналитическим сигналом.

Демонстрация слайда 8

Распознавание CO2 известковой водой.

Как доказать, что во втором сосуде находится углекислый газ, а не азот, который тоже не поддерживает горение?

Добавление в сосуд с углекислым газом известковой воды. Известковая вода мутнеет

Известковая вода– это раствор гашёной извести в воде. (Гашёная известь применяется в сельском хозяйстве и строительстве).

Демонстрация слайда 9

В выданную учителем пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.

Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?

Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию,

называется реактивом на определяемое вещество.

Известковая вода – реактив на углекислый газ. Однако верно и обратное : с помощью углекислого газа можно провести качественную реакцию на известковую воду.

Демонстрация слайдов 10

Чтобы реакцию можно было считать качественной, аналитический сигнал на определённый реактив должен появляться только при взаимодействии с одним или, по крайней мере, немногими веществами. Иначе трудно будет сделать вывод о том, какое вещество мы обнаружили с помощью данного реактива.

Примером такой специфической пары “ определяемое вещество – реактив” могут служить крахмал и раствор йода.

Крахмал с йодом какое даёт окрашивание?

Демонстрация слайда 11.

Определение состава пищевых продуктов проводят с помощью качественных реакций.

Наличие кислот с помощью веществ– определителей – индикаторов.

Демонстрация слайда 12.

Реактив на крахмал – раствор йода.

Демонстрация слайда 13.

С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях.

Результаты зафиксируйте в выданной Вам таблице 2. (Приложение 4)

Продукты питания Реактив Наблюдения

Работа в парах. Защита результатов.

Демонстрация слайда 14

Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, рисовой крупе?

Результаты занести в таблицу 3. (Приложение 4)

Продукты питания. Реактив – ЙОД Наблюдения.

Работа в парах. Защита результатов.

Применение качественных реакций.

В медицине – при приготовлении лекарств, проведении анализов на содержание различных веществ в организме человека.

При определении качества питьевой воды.
В судебной практике.
В лабораториях химических производств, в пищевой промышленности.

Демонстрация слайда 15.

Качественные реакции используют для определения чистоты воды, нахождения примесей в ней.

Демонстрация слайда 16.

Демонстрация слайдов 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24

Заочная экскурсия на очистные сооружения п. Товарково.

Демонстрация слайдов 25, 26, 27, 28, 29.

Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный. (Выступление учащихся)

Занимался исследованиями растворов, создал гидратную теорию растворов.

Актуально звучат работы Менделеева по сточным водам. Особый интерес представляет заключение Менделеева по делу о загрязнении вод Невы сточными водами Невской ниточной мануфактуры.

Высказал мысль о принципе безотходности производства как способе защиты окружающей среды от загрязнения.

Демонстрация слайда 30

III. Подведение итогов изученного.

Демонстрация слайда 31

Лабораторная работа. (Экспериментальная задача). Работа в парах.

В четыре одинаковых сосуда налейте равные объёмы: в 1-й – обычной воды; во 2-й – раствора поваренной соли; в 3-й – раствора сахара; в 4-й – известковой воды.

Перемешайте сосуды. Определите, в каком из сосудов находилась известковая вода, с помощью качественной реакции, т. е. пропуская через жидкость выдыхаемый воздух, обогащённый углекислым газом.

Определить, в какой склянке находится известковая вода. Заполнить таблицу4 (Приложение 4)

Определяемые вещества Реактив —
Известковая вода (Ca(OH)2
Изменения.
Склянка

Демонстрация слайда 32.

Что вы узнали на уроке? Какие реакции называются качественными? Что такое аналитический сигнал? Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом? Какие реактивы вам стали известны?

  1. Сегодня я понял…
  2. Теперь я могу…
  3. Я приобрёл.
  4. Меня удивило…
  5. Я попробую…
  6. Мне захотелось.

VI. Домашнее задание. §9

  1. Какое яблоко – незрелое или спелое – содержит больше крахмала?
  2. Как определить это опытным путём?
  3. Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.

Демонстрация слайда 35, 36

– Спасибо за работу, урок окончен. До свидания.

  1. Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин.-5-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2010.– 159с.
  2. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека/ Г.В.Пичугина.– М. : Дрофа, 2004.-254 с. (Библиотека учителя)
  3. Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В. Введение в химию вещества. Методическое пособие для учителей. – М., 2007. – 104с.
  4. Журнал «Химия в школе», 8, 2005г.
  5. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.
  6. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.
  7. Журнал «Химия» 12/2006 издательского дома «Первое сентября».Проблемы выживания учебного предмета “Химия” в условиях модернизации школьного образования.
  8. Рабочая тетрадь авт.О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина “Химия. Вводный курс. 7 класс” (М: “Дрофа”, 2010г.)

Источник

Читайте также:  Вода плотность кг дм3
Оцените статью