Известковая вода
Известковая вода
Гидроксид кальция | |
Общие | |
---|---|
Систематическое наименование | Гидроксид кальция |
Отн. молек. масса | 74.093 а. е. м. |
Молярная масса | 74.093 г/моль |
Физические свойства | |
Плотность вещества | 2.211 г/см³ |
Состояние (ст. усл.) | белые кристаллы |
Термические свойства | |
Температура плавления | 512 °C |
Химические свойства | |
Растворимость в воде | 0.185 г/100 мл |
Классификация | |
номер CAS | [1305-62-0] |
Гидрокси́д ка́льция — химическое вещество, сильное основание, формула Ca(OH)2. Представляет собой порошок белого цвета, плохо растворимый в воде.
Содержание
Тривиальные названия
- гашёная известь — так как получают путём «гашения» (то есть взаимодействия с водой) «негашёной» извести оксида кальция;
- известковая вода — прозрачный (близкий к насыщенному) водный раствор;
- известковое молоко — водная суспензия.
- пушонка — сухой гидроксид кальция.
Часто называют просто известь или извёстка (так же называют и оксид кальция).
Получение
Получают путём взаимодействия оксида кальция (негашёной извести) с водой (процесс получил название «гашение извести»):
Эта реакция экзотермическая, идёт с выделением 16 ккал (67 кДж) на моль.
Свойства
Внешний вид — белый порошок, мало растворимый в воде:
Температура, °C | Растворимость, г Ca(OH)2/100 г H2O |
---|---|
0 | 0,173 |
20 | 0,166 |
50 | 0,13 |
100 | 0,08 |
Гидроксид кальция является довольно сильным основанием, из-за чего водный раствор имеет щелочную реакцию.
Как и все гидроксиды, реагирует с кислотами (см. реакция нейтрализации) с образованием соответствующих солей кальция:
по этой же причине раствор гидроксида кальция мутнеет на воздухе, так как гидроксид кальция, как и другие сильные основания, реагирует с растворённым в воде углекислым газом:
Если продолжить барботацию углекислого газа, выпавший осадок растворится, так как образуется кислая соль — гидрокарбонат кальция:
причём при нагревании раствора гидрокарбонат снова разрушается и выпадает осадок карбоната кальция:
Гидроксид кальция реагирует с монооксидом углерода при температуре около 400°C:
Применение
- при побелке помещений;
- для приготовления известкового строительного раствора. Известь применялась для строительной кладки с древних времён. Смесь обычно приготавливают в такой пропорции: к 1 части смеси оксида кальция (негашёной извести) с водой добавляют 3—4 части песка (по массе). При этом происходит затвердевание смеси по реакции:
Это экзотермическая реакция, выделение энергии составляет 27 ккал (113 кДж). Одновременно происходит и образование силиката кальция:
Как видно из реакции, в ходе её выделяется вода. Это является отрицательным фактором, так как в помещениях, построенных с помощью известкового строительного раствора долгое время сохраняется повышенная влажность. В связи с этим, а также благодаря ряду других преимуществ перед гидроксидом кальция, цемент практически вытеснил его в качестве связующего строительных растворов;
- для приготовления силикатного бетона. Состав силикатного бетона одинаков с составом известкового строительного раствора, однако он готовится другим методом — смесь оксида кальция и кварцевого песка обрабатывается не водой, а перегретым (174,5—197,4°C) водяным паром в автоклаве при давлении 9—15 атмосфер;
- для устранения карбонатной жёсткости воды (умягчение воды). Реакция идёт по уравнению:
- для производства хлорной извести;
- для производства известковых удобрений;
- каустификация карбоната натрия и калия;
- дубление кож;
- получение других соединений кальция, нейтрализация кислых растворов (в том числе сточных вод производств), получение органических кислот и проч;
- в пищевой промышленности зарегистрирован в качестве пищевой добавкиE526.
- Известковая вода — прозрачный раствор гидроксида кальция. Она используется для обнаружения углекислого газа. При взаимодействии с ним она мутнеет, так как образуется нерастворимый карбонат кальция:
Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3↓ + H2O - Известковое молоко — взвесь (суспензия) гидроксида кальция в воде, белая и непрозрачная. Она используется для производства сахара и приготовления смесей для борьбы с болезнями растений, побелки стволов
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Известковая вода» в других словарях:
ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — водный раствор кальция гидроксида … Большой Энциклопедический словарь
ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА, насыщенный раствор ГИДРООКИСИ КАЛЬЦИЯ (гашеная известь, Са(ОН)2). Используется для обнаружения углекислого газа (СО2), который выпадает в молочно белый осадок в виде карбоната кальция (СаСО3) и поднимается со дна в виде… … Научно-технический энциклопедический словарь
известковая вода — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN limewater … Справочник технического переводчика
ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — Aqua calcis. Свойства. Раствор гидрата окиси кальция. Представляет собой 0,15 0,17 % водный раствор кальция гидроокиси. Прозрачная бесцветная без запаха жидкость щелочной реакции. Действие и применение. Местно действует вяжуще и подсушивающе. Пр … Отечественные ветеринарные препараты
известковая вода — водный раствор кальция гидроксида. * * * ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА, водный раствор кальция гидроксида (см. КАЛЬЦИЯ ГИДРОКСИД) … Энциклопедический словарь
известковая вода — kalkių vanduo statusas T sritis chemija apibrėžtis Vandeninis Ca(OH)₂ tirpalas. atitikmenys: angl. lime water rus. известковая вода … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas
Известковая вода — насыщенный водный раствор гидроокиси кальция Ca(OH)2 (гашёной извести). 1 л И. в. при 20°С содержит около 1,2 г CaO. В технике применяется как дешёвая щёлочь. См. Кальция гидроокись … Большая советская энциклопедия
Известковая вода — (Aq. Calcis) лечебное средство, получаемое взбалтыванием одной части жженой извести на 10 ч. дистиллированной воды. После взбалтывания воду сливают, смешивают ее с 25 ч. дистиллированной воды. Она употребляется внутрь при изжоге, при английской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИЗВЕСТКОВАЯ ВОДА — вод. раствор кальция гидроксида … Естествознание. Энциклопедический словарь
Вода — С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но и для всей жизни Земли. Некоторые из первых греческих философов ставили воду даже во главе понимания вещей в природе, и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник
Урок-практикум по теме «Качественные реакции в химии». 7-й класс
Разделы: Химия
Класс: 7
Общая дидактическая цель:
- развитие и воспитание учащихся в процессе обучения в рамках
- урока-практикума, продолжить формирование общеучебных навыков: умение наблюдать, сравнивать, анализировать изученное.
- дать понятие о качественных реакциях в химии, аналитическом сигнале
- показать, что применение веществ основывается на их свойствах;
- формировать понятие о реактиве
- вычленять главное содержание в химических текстах и составлять схемы, таблицы;
- устанавливать причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ;
- продолжить формировать умения и навыки в работе с веществами, проведении химических опытов.
- на конкретных примерах применения веществ раскрыть роль химии в народном хозяйстве и быту;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи;
- чувства патриотизма и уважение к Родине на примере деятельности Д.И. Менделеева
- У учителя: Презентация к уроку, (Power Point), медиапроектор, интерактивная доска; углекислый газ, кислород (в пробирках или в колбах), лучинки, демонстрационный столик, известковая вода (раствор известковой воды); информационно-раздаточный материал, дидактический материал;
- У учащихся: алюминий, уксусная кислота, медный купорос; стакан с водой, пробирки, известковая вода, стеклянные трубочки, склянки под номерами: 1– вода, 2 – р-р соли, 3 – р-р сахара, 4 – известковая вода. Картофель, хлеб, макаронные изделия. Майонез, йогурт, рисовая крупа, вареное мясо. Таблицы для заполнения результатов эксперимента.
Программное обеспечение: ОС Windows XP, Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office PowerPoint 2007.
Тип урока: Химия – урок-практикум.
Форма проведения урока:
- Групповая работа с текстом.
- Работа в парах при выполнении лабораторных опытов.
Технология: проблемный подход при изучении нового, урок– исследование, информационная технология.
Методы: беседа, демонстрация, лабораторная работа, заочная экскурсия, работа в парах.
I. Организационный момент. Приветствие
Здравствуйте ребята, садитесь. Приглашаю вас к сотрудничеству.
Объявление темы урока его девиза, (Приложение 1, слайд 1).
“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”.
(А.С. Пушкин)
II. Основная часть. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня вы пришли на необычный урок, а на урок – практикум.
– Вспомним правила работы в лаборатории.
(Учащиеся формулируют правила работы в лаборатории).
Сформулировать правила работы в лаборатории .
Работать только по указанию учителя.
Запрещается оставлять открытыми склянки.
Работать строго по инструкции и только с теми веществами, которые необходимы для эксперимента.
Запрещается брать вещества руками
Демонстрация слайда 2
– Что изучает химия?
– Да, это наука о веществах и их превращениях.
– А как можно распознать вещества?
(Учащиеся называют признаки)
- Внешний вид.
- Характерный запах.
- Цвет
- Плотность.
- Растворимость в воде.
- Состояние.
Демонстрация слайда 3,
Распознать вещества и описать их свойства:
Алюминий, уксусную кислоту, медный купорос.
Работа в парах. Защита задания. Заполнить таблицу 1. (Приложение 4)
ВЕЩЕСТВА | Состояние вещества | Цвет | Запах | Отношение к воде. |
Демонстрация слайда 4
Эти вещества трудно перепутать с другими.
– А как распознать, например, кислород и углекислый газ?
Они оба бесцветны и запаха не имеют.
– Как узнать, какой газ находится в сосуде?
Для этого проводят химические реакции.
– Вспомним признаки химических реакций.
Демонстрация слайда 5
Распознавание углекислого газа и кислорода:
Демонстрация слайда 6
Демонстрационный опыт. Распознавание CO2 и O2 .
Приоткрыв пробку колбы, наполненной углекислым газом и кислородом, учитель поочерёдно опускает тлеющую лучинку. В одной пробирке лучинка гаснет, а в другой – ярко вспыхивает.
Демонстрация слайда 7
- Как узнать, в каком сосуде находятся кислород и углекислый газ?
- Составить план распознавания.
- С помощью органов чувств: зрения, обоняния, слуха можно обнаружить характерные признаки, сопровождающие химические реакции.
Подобные реакции называют качественными.
Понятие о качественных реакциях, аналитическом сигнале.
Качественные реакции – это химические превращения, сопровождающиеся характерными признаками, с помощью которых проводят распознавание веществ.
Явления при проведении качественных реакций называют аналитическим сигналом.
Демонстрация слайда 8
Распознавание CO2 известковой водой.
Как доказать, что во втором сосуде находится углекислый газ, а не азот, который тоже не поддерживает горение?
Добавление в сосуд с углекислым газом известковой воды. Известковая вода мутнеет
Известковая вода– это раствор гашёной извести в воде. (Гашёная известь применяется в сельском хозяйстве и строительстве).
Демонстрация слайда 9
В выданную учителем пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.
Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?
Вещество, с помощью которого проводят качественную реакцию,
называется реактивом на определяемое вещество.
Известковая вода – реактив на углекислый газ. Однако верно и обратное : с помощью углекислого газа можно провести качественную реакцию на известковую воду.
Демонстрация слайдов 10
Чтобы реакцию можно было считать качественной, аналитический сигнал на определённый реактив должен появляться только при взаимодействии с одним или, по крайней мере, немногими веществами. Иначе трудно будет сделать вывод о том, какое вещество мы обнаружили с помощью данного реактива.
Примером такой специфической пары “ определяемое вещество – реактив” могут служить крахмал и раствор йода.
Крахмал с йодом какое даёт окрашивание?
Демонстрация слайда 11.
Определение состава пищевых продуктов проводят с помощью качественных реакций.
Наличие кислот с помощью веществ– определителей – индикаторов.
Демонстрация слайда 12.
Реактив на крахмал – раствор йода.
Демонстрация слайда 13.
С помощью йодной настойки из домашней аптечки проведите обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, макаронных изделиях.
Результаты зафиксируйте в выданной Вам таблице 2. (Приложение 4)
Продукты питания | Реактив | Наблюдения |
Работа в парах. Защита результатов.
Демонстрация слайда 14
Присутствует ли крахмал в майонезе, йогурте, рисовой крупе?
Результаты занести в таблицу 3. (Приложение 4)
Продукты питания. | Реактив – ЙОД | Наблюдения. |
Работа в парах. Защита результатов.
Применение качественных реакций.
В медицине – при приготовлении лекарств, проведении анализов на содержание различных веществ в организме человека.
При определении качества питьевой воды.
В судебной практике.
В лабораториях химических производств, в пищевой промышленности.
Демонстрация слайда 15.
Качественные реакции используют для определения чистоты воды, нахождения примесей в ней.
Демонстрация слайда 16.
Демонстрация слайдов 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
Заочная экскурсия на очистные сооружения п. Товарково.
Демонстрация слайдов 25, 26, 27, 28, 29.
Дмитрий Иванович Менделеев – великий русский учёный. (Выступление учащихся)
Занимался исследованиями растворов, создал гидратную теорию растворов.
Актуально звучат работы Менделеева по сточным водам. Особый интерес представляет заключение Менделеева по делу о загрязнении вод Невы сточными водами Невской ниточной мануфактуры.
Высказал мысль о принципе безотходности производства как способе защиты окружающей среды от загрязнения.
Демонстрация слайда 30
III. Подведение итогов изученного.
Демонстрация слайда 31
Лабораторная работа. (Экспериментальная задача). Работа в парах.
В четыре одинаковых сосуда налейте равные объёмы: в 1-й – обычной воды; во 2-й – раствора поваренной соли; в 3-й – раствора сахара; в 4-й – известковой воды.
Перемешайте сосуды. Определите, в каком из сосудов находилась известковая вода, с помощью качественной реакции, т. е. пропуская через жидкость выдыхаемый воздух, обогащённый углекислым газом.
Определить, в какой склянке находится известковая вода. Заполнить таблицу4 (Приложение 4)
Определяемые вещества | Реактив — Известковая вода (Ca(OH)2 Изменения. | Склянка |
Демонстрация слайда 32.
Что вы узнали на уроке? Какие реакции называются качественными? Что такое аналитический сигнал? Приведите примеры, когда известковая вода является определяемым веществом, а когда – реактивом? Какие реактивы вам стали известны?
- Сегодня я понял…
- Теперь я могу…
- Я приобрёл.
- Меня удивило…
- Я попробую…
- Мне захотелось.
VI. Домашнее задание. §9
- Какое яблоко – незрелое или спелое – содержит больше крахмала?
- Как определить это опытным путём?
- Проведите домашний эксперимент и наблюдения запишите в тетрадь.
Демонстрация слайда 35, 36
– Спасибо за работу, урок окончен. До свидания.
- Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К.Ахлебинин.-5-е изд., стереотип.– М. : Дрофа, 2010.– 159с.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека/ Г.В.Пичугина.– М. : Дрофа, 2004.-254 с. (Библиотека учителя)
- Аксенова И.В., Остроумов И.Г., Сажнева Т.В. Введение в химию вещества. Методическое пособие для учителей. – М., 2007. – 104с.
- Журнал «Химия в школе», 8, 2005г.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006.
- Журнал «Химия» 12/2006 издательского дома «Первое сентября».Проблемы выживания учебного предмета “Химия” в условиях модернизации школьного образования.
- Рабочая тетрадь авт.О.С. Габриеляна и И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина “Химия. Вводный курс. 7 класс” (М: “Дрофа”, 2010г.)
Источник