Кад тоннель под водой

Подводный тоннель под судопропускным сооружением С-1 в составе Комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений

Основные характеристики места строительства:

Подводный тоннель под судопропускным сооружением С-1 является составной частью КЗС. Насыпная дамба КЗС длиной 25,4 км расположена в акватории Финского залива. Дамба не только обеспечивает защиту города от наводнений, но и является одним из участков Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД).

По проектной документации, разработанной ОАО «Трансмост», в составе КЗС были построены:

— подводный тоннель в составе судопропускного сооружения С-1;

— два временных технологических моста в дамбах Д-2 и Д-7 (предназначенных для обеспечения водообмена через дамбу в процессе строительства судопропускных и водопропускных сооружений).

Все сооружения запроектированы под шесть полос автомобильного движения – по три в каждую сторону.

Для прохода судов через дамбу в ее составе предусмотрено два судопропускных сооружения: С-1, к югу от о.Котлин, и С-2 – к северу.

Пропуск автотранспорта в районе сооружения С-1 было решено обеспечить под дном Финского залива путем строительства подводного тоннеля. Проектное положение трассы тоннеля в плане проходило рядом с проектным положением затворов судопропускного сооружения С-1, обеспечивающего закрытие движения судов при наводнении. Это определило необходимость строительства обоих сооружений в общем котловане.

Технические характеристики сооружения:

Полная длина автодорожного тоннеля составляет 1961м, включая подземный участок длиной 1189м и два рамповых участка по 386м. Глубина заложения котлована — 28м от уровня воды в заливе. По длине подземный участок тоннеля разбит на секции длинами до 60 м.

В поперечном сечении тоннель в его подводной части представляет собой пятипролетную раму шириной до 42 м, высотой до 10 м. Габариты поперечного сечения тоннеля обеспечивают пропуск шести полос движения автотранспорта в двух отсеках по три полосы в каждом, которые разделены средним служебно-эвакуационным. Ширина транспортного отсека принята равной 15,25 м. Транзитные коммуникации проходят по двум кабельным отсекам.

Инженерное обеспечение тоннеля включает: вентиляцию, освещение, внутреннее пожаротушение транспортных и служебного отсеков, теленаблюдение, автоматику, сигнализацию, связь, систему эвакуации, автоматизированную систему управления технологическими процессами (АСУТП) и центр диспетчерского управления.

Генеральный подрядчик: ОАО «Метрострой».

Начало строительства: 1988 г.

С 1993 по 2003 годы строительство было остановлено.

Открытие сквозного движения по КАД, в том числе по тоннелю: 12 августа 2011г.

Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта:

E-mail: info@transmost.spb.ru — по общим вопросам,
transmost@transmost.spb.ru — по производственным вопросам

Факс: +7 (812) 332-62-37 Телефон: +7 (812) 332-62-33 Адрес: 190013, Санкт-Петербург, Подъездной пер., 1 2021 © АО «Трансмост»

Источник

В подводном царстве

Новый туннель на КАД под Санкт-Петербургом.

В середине августа под Питером заработали сразу два таких туннеля, с трехполосным движением в каждом. Их длина — 950 м, а над головой автопутешественнников плещется 16-метровая водяная толща. Защищает от нее сплошная железобетонная плита толщиной 4 м. Туннели позволили, наконец, замкнуть объездную дорогу (КАД) вокруг Северной столицы. Но это не единственное подобное сооружение в городе.

С 1983 года автолюбители пользуются Канонерским туннелем, соединяющим Гутуевский и Канонерский острова. Он лишь чуть (на 26 м) короче нового и имеет по одной полосе движения в каждую сторону. А вот технологически это совсем иное сооружение. Его не прорыли в земле под водой, а просто опустили на дно трубу, состоящую из сборных секций (каждая по 75 м длиной и весом около 8000 т!), и потом откачали из нее воду.

Перед тем как отправиться в подводное путешествие по наиболее интересным туннелям мира, упомянем еще одно сооружение, давно знакомое москвичам: небольшой туннель на Волоколамском шоссе под судоходным каналом.

ТУННЕЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Длинные туннели вызывают у некоторых водителей так называемый туннельный синдром, родственный боязни замкнутого пространства — клаустрофобии. Иногда это приводит даже к потере контроля над автомобилем. Но чаще приходится наблюдать другое явление: из-за искажения видимой перспективы в трубе водители забывают… прибавить газ на подъеме и начинают тормозить весь поток. В новом Гамбургском туннеле под Эльбой таких «тормозов» приводит в чувство громкий голос из динамиков: «Внимание, говорит полиция! Пожалуйста, поезжайте быстрее, вы задерживаете движение!».

Старый туннель под Эльбой

Старый туннель под Эльбой построен в Гамбурге в 1911 году и до сих пор открыт для движения, хотя в силу своих особенностей не может пропускать сколько-нибудь интенсивный поток. Дело в том, что к его трубам ведет не спуск, а лифты грузоподъемностью 10 т!

Лифты старого туннеля

Автомобиль заезжает в кабину лифта, опускается к собственно туннелю, а в конце таким же образом поднимается на свет божий. Туннель изначально был платный, причем цены определялись весьма гибко: отдельно для авто, лошадей, ослов и даже… собак.

Длина туннеля 426,5 м, он прорыт на глубине около 3 м под руслом. Высота каждой «трубы» — аж 6 м: кареты раньше были высокие, а еще кучер держал вертикально длинный хлыст. С шириной хуже: современный легковой автомобиль проходит по этому туннелю буквально впритирку. Зато какое приключение!

Туннель под Эльбой

Сооружение под Эльбой открыли недалеко от старого в 1975 году. Длиной в 3325 м, туннель стал одним из самых протяженных в мире. Правда, собственно под водой проложили лишь 1056 м, остальное приходится на спуск и подъем (вот на чем экономили раньше). В день сооружение пропускает до 120 000 авто. Причем движение по полосам реверсивное, с учетом преобладающего потока.

Изначально туннель состоял из трех двухполосных труб, сейчас их уже четыре. В годы холодной войны здесь были смонтированы ловушки для советских танков. По нажатию кнопки должен был произойти взрыв и проезд перегородили бы блоки весом по 107 т каждый. Но не бойтесь: в 2000 году взрывчатку изъяли за ненадобностью.

Кросс-Харборский туннель

Кросс-Харборский туннель в Гонконге открылся в 1972 году и соединил острова Гонконг и Ковлон. Он примечателен не длиной или глубиной, а одним из самых напряженных в мире транспортных потоков. Строился туннель методом погружения труб на дно.

Длина небольшая, всего 1860 м, да и на количестве труб (их всего две) сэкономили. Получилось в общей сложности четыре полосы движения, которые всегда плотно забиты автомобилями. Впрочем, этого в далеких семидесятых предвидеть не могли…

Датский туннель Дрогден

Датский туннель Дрогден длиной 4050 м пропускает под проливом Эресунн автомобили и поезда из Копенганена в Мальмё (это уже Швеция) и обратно. Он является частью единого с мостом сооружения. Под главным пролетом моста есть «зазор» высотой 57 м для пропуска судов, но последние предпочитают плыть не под, а над автомобилями.

Мост и туннель состыкованы на искусственном острове Пеберхольм (в переводе — Перец-остров). Над названием датчане долго не думали — ведь соседний островок называется Сальтхольм, то есть Соль-остров. Состоит Дрогден из 20 железобетонных сегментов весом по 55 000 т каждый, уложенных в вырытом на дне канале. Несмотря на огромную тяжесть, эти полые блоки могли бы и всплыть, если бы не слой насыпанных сверху камней в полтора метра. Они же защищают автомобили и поезда от кораблей со слишком большой (свыше 10 м) осадкой.

Токийский туннель Аква-Лайн

Токийский туннель Аква-Лайн представляет собой часть комбинированного сооружения из собственно туннеля (9,6 км) и моста (4,4 км). Он соединяет города Кавасаки и Кизарацу, будучи четвертым по длине подводным туннелем мира. Открылось сооружение в конце 1997 года и сразу сократило путь между точками А и Б на 100 км.

В месте перехода с моста в туннель насыпан искусственный остров Умихотару. На нем можно остановиться и собраться с духом перед погружением (или отпраздновать выход на белый свет) в нескольких ресторанах, купить сувениры в магазинчиках. А еще на одном островке над туннелем расположена оригинальная Башня ветра, которая использует энергию воздушных потоков для электроснабжения.

Эйксуннский туннель в Норвегии

Эйксуннский туннель в Норвегии проложен по дну Стур-фьорда и соединяет города Эйксунн и Рьянес. Он открылся для движения в 2008 году и при длине 7765 м зарывается на 287 м ниже уровня моря. Это самый глубокий тоннель в мире! Спуск и подъем имеют уклон до 9,6% — круто. От воды автомобили отделяет скальная порода толщиной 50 м, а кое-где над дорогой нависает до полукилометра камня. С ним не справлялся никакой проходческий щит, поэтому использовали бурение и взрывчатку. Зато не пришлось отделывать и герметизировать стены. Проезд платный — по 76 крон с легкового авто.

Другой туннель, Бёмлафьордский, открылся в 2000 году и стал пусть не самым глубоким (262,5 м ниже уровня моря), но зато самым длинным подводным туннелем в Норвегии — 7820 м.

Источник

После нас хоть потоп: Как работает дамба в Кронштадте The Village побывал в Кронштадте и узнал, отчего бывают наводнения, как Петербург защищают от потопов и почему город никогда не уйдёт под воду.

Каждую осень жители Петербурга начинают нервозно поглядывать на полузатопленные спуски к воде из-за сообщений о приближающихся наводнениях. The Village решил разобраться, насколько серьёзна эта угроза, и отправился на Кронштадтскую дамбу, чтобы узнать, почему Петербургу не грозит судьба Крымска, откуда на комплексе защитных сооружений пауки и сколько времени необходимо, чтобы предотвратить потоп.

В XVIII веке горожане были уверены, что Нева выходит из берегов из-за дождей поздней осенью и из-за талого снега по весне. Но уже к знаменитому наводнению 1824 года учёные выяснили, что проблема в волнах, которые приходят в Финский залив из Северной Атлантики. Как защитить город, поняли только в середине XX века: тогда советские власти создали специализированный НИИ, который и стал заниматься всеми разработками.

Комплекс защитных сооружений

Сотни человек каждый день проезжают по скоростной магистрали, соединяющей Петербург с Кронштадтом и проходящей поверх городской дамбы. 24 километра насыпи из песка и камней, 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения — объект государственной важности , похожий на декорацию из футуристического фильма. От масштаба и размеров захватывает дух.

В центральном водопропускном секторе под названием В-2 работают электрики и слесари: все механизмы активно проверяют с конца лета, готовясь к самому потопоопасному сезону.

Пока мы по узким лесенкам пробираемся к одному из затворов, который сдерживает сильные волны, сотрудники рассказывают про механизм работы. Тут всё действует автоматически: при необходимости затвор поднимается и опускается на специальных лебёдках, тягачах и стальных канатах, которые приходят в действие от нажатия пары кнопок на пультах управления. Все отдельные части дамбы контролируются через главный пульт. Но чтобы не вышло накладок в случае перебоев с питанием, на каждом участке работает свой небольшой центр управления, похожий на детскую игрушку с яркими кнопками. Около одного из таких стоит работник КЗС: «Хотите нажать что-нибудь? А нельзя-я-я».

Защита от наводнений

За год в Петербурге может случиться пять наводнений, а может — ни одного. Разумеется, к началу опасного периода дамба должна функционировать бесперебойно, для этого всё лето её проверяют и чинят.

Высота нагонной волны, из-за которой случаются наводнения, никогда не превышала 4,5 м. Однако дамба выше уровня моря на 7,5. На всякий случай.

Из 23 км дамбы 2 км — дыры с подвижными затворами, которые нужны, чтобы вода курсировала между Невской губой и Финским заливом. В обычные дни затворы открыты, а при наводнении их экстренно закрывают. Это огромные металлические коробки, которые целиком уходят под воду в период бурь и штормов, а каждое лето их чистят от ила и ржавчины. Есть даже целая бригада, занимающаяся

проверкой и очисткой механизмов. Довольно громоздкие и сложные машины для подъёма затворов прячутся в вышках, стоящих по всей длине дамбы. Рядом с этими конструкциями в 1996 году снимали клип «Тучи» «Иванушки International». Для кинематографа здесь вообще довольно благодатная среда: открытая акватория и урбанистические пейзажи несколько лет притягивают сюда съёмочные группы, например, некоторые батальные сцены «Сталинграда» Бондарчука тоже снимали здесь.

Алексей Кузьмин

Пресс-секретарь «Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга
от наводнений»

Атлантику называют кухней погоды, именно в северных её заливах формируются наиболее мощные циклоны, которые и являются причиной наводнений в Петербурге. За 309 лет существования города здесь случилось 305 наводнений, 2 из которых были катастрофическими — в 1824 и 1924 годах. Сейчас подобное не грозит городу, дамба достаточно прочная и прорвать её при нынешнем климате не сможет ни одна волна в Финском заливе. К тому же дамба не только не помешала нормальному функционированию природных систем в Невской губе, но и в какой-то мере помогает им: во время наводнений много мусора и грязи вымывается из города, из-за чего засоряются берега и воды Финского залива. Теперь этого тоже не будет.

Судопропускные сооружения

На дамбе есть два сооружения для пропуска судов: одно используют ежедневно, второе является резервным — на случай военного положения или катаклизмов. Блок под кодовым названием С-1 представляет собой огромные ворота шириной в 200 метров. Именно они пропускают все суда, направляющиеся в Неву и выходящие в Финский залив. Под ними проходит подводный туннель для автомобилей — часть Кольцевой автодороги.

Второе судопропускное сооружение не открывали уже три года. При проектировании всей дамбы Министерство обороны настояло на строительстве подъёмного моста на случай военного положения в стране.

Экология

На всех перилах у водопропускных сооружений висит по несколько аккуратных, блестящих на солнце паутин. Как говорят сотрудники, наличие мошкары и пауков, ведущих на неё охоту, — показатель того, что дамба не вредит природе. Вопрос взаимодействия всего этого непростого механизма с окружающей средой вообще долгое время волновал горожан. Сейчас большинство экологов считают, что КЗС отлично вписался в экосистему и не представляет угрозы для природы. Долгое время говорили, что из-за дамбы пропадают многие виды рыб. Но, чтобы наудить корюшки, судака и даже лосося, необходимо не больше терпения, чем в любом другом месте, уверены работники и местные жители. Говорят, что лучше всего удится рыба в районе водопропускного сооружения № 5. «Электрики, — смеётся наш спутник, — душу дьяволу продать готовы, чтобы сюда на смену попасть».

Город на воде: Как очищают воду в Петербурге

Магистраль

Кроме того, что дамба защищает Петербург, она ещё и связала Кронштадт с большим берегом. На магистрали местные жители даже устраивают гонки. Бывает, разгоняются до 150 км/ч, но пресекается это довольно быстро: за всем комплексом следит не одна сотня камер наблюдения. Однако многие кронштадтцы всё ещё не привыкли к такому новшеству, как трасса. Особенно самое старшее поколение, которое всю жизнь знало только два способа сообщения с большой землёй — паром или лодка.

Дамба, говорят её работники, будет служить городу не меньше нескольких сотен лет, а повторение 1824 года точно не грозит. «Тем более мы не в Крымске, — добавляет пресс-секретарь КЗС в ответ на вопрос о недавней трагедии, — там вода сошла с гор, а у нас проблема в нагонных волнах из Атлантики».

Источник

Читайте также:  Искусственное кормление нужно ли давать воду
Оцените статью