Как ангел воду возмутивший воду

Ангел, возмутивший воду. К юбилею А. А. Ахматовой

23 июня 2019 года — 130 лет со дня рождения выдающейся российской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (23.06.1889 — 05.03.1966)

Так получилось, что она стала для меня проводником в мир поэзии. Когда осенью 2008 года в моём доме появился интернет, Анна Ахматова была первой, чьи стихи я читала запоем несколько дней подряд. Так начался мой третий этап в поэтическом творчестве.

«Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в мое лицо,
Возвратил и силу, и свободу. » (А. А. Ахматова)*

Открыв мне дверь в поэзию большую,
став мостиком во времени, она
вселилась в сердце навсегда. Такую,
с надрывностью и обаянием июня,
прозрачностью богемского стекла,
её читаю и люблю в портретах.
Невольный вдохновения цветок,
что лекарь, подливала словом света
в мою судьбу (спасибо интернету).
Она — жасмина вечной свежести листок.

22.06.2019 г.
*Эпиграфом к посвящению я взяла строки Анны Ахматовой, адресованные любимому ей человеку, Борису Анрепу. «Семь дней любви и вечная разлука. » — такими словами стихотворения Анны Ахматовой можно описать ее отношения с художником и скульптором Борисом Анрепом.
Именно она, Ахматова, открыв своё лицо, возвратила и силу, и свободу моим душе и мысли. Я вновь начала писать стихи. )

Читайте также:  Повторяю вода равна времени

АВТОРСКИЙ КОЛЛАЖ ИЗ ФОТО Анны Ахматовой:

вверху:
— Анна Ахматова и Борис Анреп
— Анна Ахматова — муза для творческих личностей
— Анна Андреевна Ахматова. Скульптор А. Ковальчук 2003 г.(как часть композиции — памятник семье Гумилёвых, расположен в городе Бежецк Тверской области).

внизу галерея портретов российских и зарубежных живописцев —
— Амедео Модильяни. 1911 г.
— Ольга Делла-Вос Кардовская 1914 г. Портрет Ахматовой.
— Натан Альтман. 1914 г.
— Юрий Анненков. 1921 год. Портрет Ахматовой.
— Зинаида Серебрякова 1922 г.
— Н. А. Тырса. 1927. Наброски черной акварелью.
— Н. И. Коган. 1930. Силуэт.
— А. А. Осьмеркин. 1939-1940. Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Белая ночь. Ленинград.
— Мартирос Сарьян. 1946 г.
— Борис Анреп. Сострадание. 1952 год. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна.
— Моисей Вольфович Лянглебен. 1964.

Источник

Глава 4 Ангел, возмущающий воду

Ангел, возмущающий воду

Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Евангелие от Иоанна 5:4

Целебная купальня в Вифезде очень знаменита. Упоминание о ней фигурирует в названиях многих больниц и медицинских центров, ее именем назван город в штате Мэриленд. Одной из достопримечательностей города Вифезда в Мэриленде является самый длинный в мире эскалатор в метро. Тот, кто решит покинуть освещенную улицу и начать спускаться в темноту, вероятно, вспомнит о похожем спуске в Подземный мир. Мы увидим, что название Вифезда очень подходит для вывески на входе в потусторонний мир и в больницы.

Первый изданный в Америке медицинский справочник был назван «Ангел Вифезды», после того как его автору, министру Новой Англии Коттону Мэттью, имевшему прекрасное образование, было видение ангела, «чье лицо сияло, как полуденное солнце» [1]. Вы можете увидеть прекрасное изображение крылатого ангела Вифезды в Центральном парке Нью-Йорка, где он выглядит именно так, как должен выглядеть ангел Господень.

Возможно, вы уже слышали эти строки в переводе короля Джеймса, как услышал их я во время посещения воскресной школы: «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (от Иоанна 5:4, перевод короля Джеймса).

Присутствие ангела объясняет, почему толпа немощных, хромых и беспомощных людей собиралась у купальни в Вифезде в надежде получить исцеление. Появляется Иисус и творит одно из своих самых знаменитых чудес. Иисус исцеляет хромого человека, приказав ему встать и начать ходить. Этот человек провел у купальни много лет в надежде, что однажды он сможет войти в нее первым, когда вода возмутится, но ему никак не удавалось это сделать.

В современных изданиях Нового Завета нет упоминаний об ангеле из Вифезды. Посвященный ему стих был полностью удален из Нового исправленного издания Библии, Новой Американской Библии и Новой Иерусалимской Библии; вы найдете сведения об ангеле только в ссылке, написанной мелким курсивом. Оправданием данной редакции послужило то, что стих 5 главы 4 Евангелия от Иоанна отсутствует в ранних греческих рукописях Евангелия от Иоанна и содержит выражения, которые не соответствуют стилю этого Евангелия.

Однако без строки об ангеле невозможно было бы объяснить причину того, почему столько людей ожидает, когда вода возмутится. Неужели все эти больные просто убеждены в том, что воды Вифезды оказывают целительное воздействие, которое увеличивается, когда они льются мощным потоком из питающего их близлежащего источника? Мы не сможем понять, что на самом деле там происходило, пока не узнаем следующее: до того как ученые-филологи удалили слова об ангеле, ранние христиане точно так же убрали строки о языческом божестве, которое буквально появилось на свет из снов и исцеляло людей с помощью сновидений.

Французский ученый Антуан Дюпре провел тщательное исследование археологических находок из Вифезды и предположил, что возле купальни в Вифезде имеются следы по меньшей мере трех этапов религиозной активности. Самые ранние свидетельства представляют собой комплекс маленьких водоемов и гротов, которые датируются II веком до н. э. Это похоже на место обретения божественного исцеления, однако дошедшие до нас обрывки информации не могут помочь узнать, в честь кого был создан этот комплекс. Постройки тех времен были уничтожены вместе с большей частью Иерусалима в 70 году нашей эры. Их сменило святилище бога-целителя Асклепия-Сераписа, синкретического божества. Это святилище в свою очередь в V веке уступило место христианской церкви, построенной в память о чуде, упомянутом в стихе 5 Евангелия от Иоанна. В X веке крестоносцы, вдобавок ко всему прочему, построили еще одну церковь в честь святой Анны.

Кому из богов первому поклонялись на этом месте? Дюпре утверждает, что с учетом популярности культа Асклепия в Сирии, Палестине и Египте в эпоху эллинизма вполне вероятно расположение храма исцеления у входа в Иерусалим, недалеко от римских гарнизонов [2].

В этом случае текстовый анализ стиха 5 Евангелия от Иоанна позволяет сделать вывод, что предприимчивый редактор взял старинную историю о чудесных излечениях и привязал ее к Вифезде, где находился известный языческий храм исцеления (кстати, по подобному принципу христианские церкви очень часто строились на языческих местах силы). Это было направлено на то, чтобы добавить новой религии магический ореол прежних языческих верований. В таком контексте стих 5 Евангелия от Иоанна становится первым свидетельством борьбы между ранним христианством и культом исцеляющих богов. Примечательно, что главной составляющей того культа был сон в месте силы, где молитва человека непременно приводила к положительному результату.

Тот факт, что древний храм исцеления в Вифезде приписывался и Асклепию, и Серапису, имеет очевидное объяснение. По свидетельствам тех, кто получил исцеление в этом святилище, Асклепий является добрым и заботливым богом, который помогает страдальцам преодолеть океан боли и отчаяния и укрыться в безопасной гавани. Серапис же обладает гораздо менее приятным характером. Он является повелителем Подземного мира, а также богом целительства. Он возник из сновидений македонского правителя Египта. Его первое изображение – стоя в полный рост – напоминает облик Аида (Гадеса), повелителя смерти и тьмы, обитателя далеких восточных земель, лежащих на краю исследованного к тому времени мира. Его корона изображена в виде цилиндрической меры зерна, которая является символом того, что зерно не может возродиться, пока не примет свою смерть в земле.

Облик Сераписа включает в себя отличительные черты Осириса, египетского бога, который умирает и вновь возрождается на протяжении вечности, и быка Аписа, олицетворяющего примитивную сексуальную энергию и неизбежность жертвы. При этом Серапис остается первым и последним повелителем Подземного мира, что подтверждает Элий Аристид, восхваляя этого бога в своем первом публичном выступлении: «После неизбежного завершения жизни он остается повелителем людей… Наша судьба состоит в том, чтобы уходить в его царство и возвращаться обратно, путешествуя из одного дома в другой» [3]. Вы входите в его владения в надежде на благосклонность, однако не сможете приблизиться к нему, пока не ощутите страх. «Мысли о Сераписе наполняют человека одновременно радостью и страхом. Потому что это и самый великодушный, и самый пугающий из богов, и он внушает благоговейный ужас человечеству» [4].

Теперь на его месте находится ангел, который может возмутить воду.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Маленькая девочка и ангел

Маленькая девочка и ангел Одна из самых трогательных историй о том, как система самосохранения выступает в роли хранителя духа и стража Самости, была приведена Эдуардом Эдингером в прочитанном им курсе лекций по Ветхому Завету в Институте Юнга, Лос-Анджелес, записанных

Дева Мария как ангел-хранитель

Дева Мария как ангел-хранитель Молодая женщина, пережившая инцест, была у меня в анализе уже около двух лет, когда стали восстанавливаться воспоминания третьего и четвертого года ее жизни. Каждое воскресенье, когда мать уходила в церковь, отец, пьяный с утра, уводил ее из

Глава 12. «И В ОГОНЬ, И В ВОДУ, ИЛИ ВЕРНАЯ ПОДРУГА»

Глава 12. «И В ОГОНЬ, И В ВОДУ, ИЛИ ВЕРНАЯ ПОДРУГА» В погоне за богатым женихом женщины очень часто допускают весьма распространенные ошибки. Во-первых, они подчеркивают свои чисто женские качества, демонстрируя красоту, женственность, беззащитность, иногда

Глава 32 Ангел – хранитель. Он есть! Рядом!

Предисловие Идея составления книги «ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ» зародилась у меня в трудный момент моей жизни, а именно в тот период, когда я испытывала глубокие переживания. Но я всегда умела находить душевные силы для того, чтобы выдержать те тяжелейшие испытания, которые судьба

12. Падший ангел, или наступление зрелости

12. Падший ангел, или наступление зрелости К концу детства непонятно откуда пришедшие облака превратились в грозовые тучи. Предусмотрительная природа задолго начала готовить трансформацию тела. Она была гораздо менее тщательна в своем стремлении избежать душевного

3. Психотерапевт: ангел или демон

3. Психотерапевт: ангел или демон Успех психотерапии зависит, в первую очередь, от специалиста, который берется за дело.Разумеется, позитивное продвижение связано и с личностью пациента, его желанием или нежеланием идти навстречу изменениям в себе. Оно зависит и от

Глава 7. Женщина — ангел-хранитель

Глава 7. Женщина — ангел-хранитель Однажды во время тренинга, когда мы уже создали образ великолепной, ценящей себя женщины, женщины, которая себя любит, позволяя себе быть самой собой, жить своей жизнью, которая заботится о себе и делится ответственностью с другими, вдруг

Ангел-хранитель

Ангел-хранитель Участница: Речь идет о двух сестрах. У одной из них пограничное нарушение. Другая принимает наркотики и употребляет алкоголь. У них разные отцы. Один из них сутенер. Мать была убита, но сама тоже была убийцей.Хеллингер (обращаясь к группе): Как много

Ангел

Ангел Это был пустынный, скалистый остров, настолько прокаленный солнцем, что потрескавшиеся камни и в темноте ночи излучали мерцающее сияние. И тогда казалось, что из голой бесплодной земли вырастают разноцветные светящиеся сады, бесшумные фонтаны вздымаются к небу и

Пальчиковый ангел и прочие гаранты безопасности

Пальчиковый ангел и прочие гаранты безопасности Но так только казалось. Начиная с сексуальной революции 60–х, либеральное крыло мировой политической элиты взяло курс на полное уничтожение понятия частной жизни. На Западе это произошло лет на 30 раньше, чем у нас. Уже в 70–е

Глава 42 Спуск на воду

Глава 42 Спуск на воду Помимо начала работы над собственным романом, пьесой или фильмом, мало что приносит мне столько радости, как выпуск новой группы писателей. Когда класс собирается вместе, я переполнена счастьем и сгораю от нетерпения. Я преподаю уже более двадцати

Ангел-мученик / жертва

Ангел-мученик / жертва Если вы переживаете, как бы не обеспокоить других и редко просите людей помочь вам, то можете попасть в ловушку замкнутого круга «ангел-мученик / жертва». Это значит, вы испытываете недовольство тем, что никто не помогает вам, тем не менее не просите

Источник

«Словно ангел, возмутивший воду. » — Ахматова Анна Андреевна

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Словно ангел, возмутивший воду,

Ты взглянул тогда в моё лицо,

Возвратил и силу и свободу,

А на память чуда взял кольцо.

Мой румянец жаркий и недужный

Стёрла богомольная печаль.

Памятным мне будет месяц вьюжный,

Северный встревоженный февраль.

Описание произведения.

Названное по первой строчке стихотворение Анны Ахматовой «Словно ангел, возмутивший воду. » рождено большой любовью поэта. Читатель погружается в лирический мир, наполненный переживанием встречи с возлюбленным.

Чтобы выразить то, как подействовала на неё встреча с любимым человеком, Ахматова использует евангельское сравнение: «Словно ангел, возмутивший воду, / Ты взглянул тогда в моё лицо». Образ «возмущающего воду ангела» отсылает к Евангельскому эпизоду у купальни Вифезда, в которой исцеляются неизлечимо больные люди: «Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». (Ин. 5:4).

«Ангел» — так Ахматова называла в своих стихах Бориса Анрепа — исцелил больную душу героини, вернув ей «и силу, и свободу». «А на память чуда взял кольцо» — чёрное кольцо Анны, доставшееся ей от бабушки-татарки, которое она подарила возлюбленному.

Прошло время и «богомольная печаль» стёрла с лица лирической героини «румянец жаркий и недужный». Эпитет «недужный» происходит от слова «недуг» и является устаревшим синонимом слова «больной». Образ жаркого и недужного румянца обозначает болезнь любви, которую героиня теперь лечит усердной молитвой. Однако память всё равно возвращает поэтессу к «вьюжному» февралю в Петрограде и к встрече с ангелом, сумевшим исцелить её больную душу.

История создания.

Стихотворение «Словно ангел, возмутивший воду. », написанное в 1916 году, посвящено Борису Анрепу, художнику-монументалисту и литератору. Первая встреча художника и поэтессы состояла в 1914 перед отправкой Анрепа на фронт. В дальнейшем они виделись только во время отпусков или командировок с фронта.

13 февраля Анна Ахматова и Борис Анреп встретились у Н.В. Недоброво на вечере чтения его трагедии «Юдифь». В этот вечер Анна Андреевна подарила художнику своё чёрное кольцо. Борис Анреп вспоминал этот вечер так: «Я закрыл глаза. Откинул руку на сидение дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было чёрное кольцо: ”Возьмите, — прошептала А.А. – Вам”».

В конце вечера Анна Ахматова подарила уезжающему в Лондон художнику сборник своих стихов «Вечер». Дарственная надпись на книге гласила: «Борису Анрепу — / Одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет. / Анна Ахматова. / 1916. Царское Село. 13 февраля». Воспоминаний об этом вечере легли в основу стихотворения «Словно ангел, возмутивший воду».

Отношение автора к вере.

Православную веру Анна Андреевна Ахматова считала залогом счастья, и потому в ответ на аргументы Б. Анрепа о тщетности религиозной мечты поэтесса ответила однозначно: «Без веры нельзя». За верность православной церкви старец Нектарий Оптинский благословил Ахматову на посещение Оптиной пустыни в качестве паломницы.

Из всех книг на земле, по словам о. М. Ардова, поэтесса больше всего любила Библию и часто использовала цитаты из Священного писания в беседах с людьми. В атеистические советские годы Ахматова по-прежнему бесстрашно говорила о себе как о верующем человеке и отмеряла время по церковному календарю.

Для творчества Анны Андреевны, даже на ранних его этапах, была характерна глубокая, исповедальная искренность в выражении мыслей и чувств. Мотивы Ветхого и Нового завета органично вплетались автором в стихи, расширяя сферу Красоты жизни, преображая её образами святости и церковного благолепия.

Но если «молодое» творчество лучилось желанием преобразить, опоэтизировать жизнь, то с годами поэзия Ахматовой становится духовно глубже и строже: усиление гражданского звучания в её творчестве связано с мыслью о сознательно выбранном жертвенном пути — сути христианского мироощущения. Возможно, поэтому после Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, а осталась в краю глухом и грешном. В послереволюционных стихах печаль о судьбе родной страны сливается с темой отрешения от суетного мира и мистическим ожиданием жениха.

Добровольно выбранные крестные муки Ахматовой пришлись на 20-50-е годы, когда она пережила расстрел мужа, арест сына, гибель большинства друзей, отлучение от литературного процесса. Пройдя все испытания, Ахматова сохранила живую веру в Бога. — За несколько часов до смерти, по словам о. М. Ардова, «Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии».

Биография.

Анна Андреевна Горенко родилась в 1889 году, под Одессой, в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота, Андрея Горенко. Отец боялся, что поэтические увлечения дочери опозорят его фамилию, поэтому ещё в юном возрасте Анна Горенко взяла себе псевдоним Ахматова, фамилию «бабушки-татарки». Первое стихотворение Анна написала в 11 лет.

Ахматова училась в Царскосельской женской гимназии. Мать Анны, расставшись с мужем, переехала с детьми в Евпаторию — лечить обострившийся у детей туберкулёз, поэтому в 1905 году Аня была на домашнем обучении. В следующие годы девочка переехала к родственникам в Киеве: в 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.

В Киеве Анна начала переписку с Николаем Гумилевым, который ухаживал за ней ещё в Царском Селе. В это время поэт жил во Франции и издавал парижский русский еженедельник «Сириус». В 1907 году на страницах «Сириуса» появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Ахматова и Николай Гумилев обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом. Медовый месяц в 1910 г. поэтесса провела в Париже, где познакомилась с художником А. Модильяни, который позже написал несколько её портретов.

Благодаря яркой внешности, таланту, острому уму, Анна Андреевна привлекала внимание поэтов, посвящавших ей стихи, художников, писавших её портреты (Н. Альтман, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, М. Сарьян и т.д.). На её стихи писали музыку С. Прокофьев, А. Лурье, А. Вертинский и др.

В начале творческой жизни Ахматова, под влиянием Гумилёва, выбрала акмеизм как новое литературное течение, противостоящее символизму XIX века. Вместе с Гумилевым, Городецким, Мандельштамом и др. Ахматова стояла за материальность, вещественность литературных образов. Она быстро завоевывает популярность в поэтических кругах.

В 1912 году вышел первый стихотворный сборник Ахматовой «Вечер», который вызвал большой интерес у петербургской публики. В том же году в семье Гумилёва и Ахматовой родился сын Лев, будущий ученый.

Перед Первой Мировой войной, Ахматова публикует второй сборник стихотворной лирики, «Чётки». Автору казалось, что эта книга «потонет» в мировых потрясениях времени. Однако до 1923 года сборник переиздавался восемь раз. В 1917 г. опубликован сборник «Белая стая».

Вслед за славой, в жизнь Ахматовой прочно входит трагедия: в 1918 году распался брак с Гумилёвым; в августе 1921 г. поэт был арестован и расстрелян; в том же августе умирает любимый и чтимый ею поэт А. Блок; с весны 1924 г. Ахматовой фактически запрещалось печататься. В 1930-е гг. репрессии обрушились едва ли не на всех её друзей и единомышленников. Они коснулись самых близких ей людей: в 1938-м арестован и осуждён на 5 лет ИТЛ её сын, Лев Гумилев; в том же году Ахматова расстаётся с мужем, Н.Н. Пуниным (арестован и осуждён в 1949 г., в 1953 г. погиб в ИТЛ). В 1946-м — печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором творчество А. Ахматовой и М. Зощенко подверглось резкой критике, и они исключены были из Союза писателей СССР. В 1949-м — вторично осуждён на 10 лет ИТЛ сын, Лев Гумилёв. — В те же годы написаны поэма «Реквием», сборник «Из шести книг». В 1950-м от отчаяния, пытаясь спасти от лагерей сына, Ахматова пишет сборник стихов «Слава миру» (фактически, «Слава Сталину» как «прошение на высочайшее имя» — Лидия Чуковская). В 1962 г. закончена «Поэма без героя».

В 1960-е годы творчество Ахматовой получило общемировое признание — поэтесса стала номинантом на Нобелевскую премию, получила литературную премию «Этна-Таормина» в Италии. Оксфордский университет присвоил Ахматовой степень почётного доктора литературы. В мае 1964 года в Музее Маяковского в Москве прошёл вечер, посвящённый 75-летию поэтессы. В следующем году вышел последний прижизненный сборник стихов и поэм — «Бег времени».

Анна Ахматова скончалась в марте 1966 в кардиологическом санатории в Подмосковье. Погребена в посёлке Комарово под Ленинградом.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

Источник

Оцените статью