Как делать съемки под водой

Снимаем под водой. Чем и как?

Подводная фотография стала развиваться давно. Однако по ряду причин долгое время была уделом профессионалов. Но сейчас чем дальше, тем больше дайвинг становится доступным всё большему количеству людей. А увиденным под водой так хочется поделиться с друзьями! Для того чтобы подводная фотография из разряда профессиональных, специализированных навыков перешла в пока ещё не массовое, но доступное удовольствие, понадобилось ни много ни мало несколько революционных изменений в технологии съёмки. Одно из них – переход с плёнки на «цифру».

Подводная съёмка – не очень предсказуемый процесс, даже с хорошей фототехникой. Поэтому 36 кадров на плёнке – это очень мало, учитывая ошибки экспозиции, наведения на резкость, компоновки кадра и прочее.

И несмотря на то что в предыдущие годы было выпущено немало прекрасной подводной плёночной техники, речь в данной статье пойдёт исключительно о цифровой съёмке.

Несколько фактов, известных ещё с плёночной эпохи

  • Вода, как известно, поглощает красную часть спектра. Поэтому все подводные снимки имеют голубой оттенок, особенно на задних планах. Цифровое фото гораздо проще поддаётся коррекции, которая позволяет вернуть естественный цвет подводным объектам. Но далеко не всегда.
Читайте также:  Лебеди бегут по воде

Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком

Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком

  • Плёнка, на которую снимали, имела определённое значение.
  • Подводные условия освещения весьма разнообразны.
  • Автоматика плёночных камер далеко не всегда справлялась с экспозицией.
  • Мы знаем, что чувствительность плёнки при проявке можно менять. Однако всё это сопряжено с техническими сложностями. Да и, по правде говоря, отдельно пришлось бы проявлять каждый кадр или по крайней мере группу кадров.
  • С появлением цифровых камер всё стало гораздо проще. Матрицы цифровых камер имеют достаточную чувствительность, для того чтобы снимать в условиях недостаточной освещённости.
  • Немаловажный момент: «цифра» позволяет сразу, под водой оценить получившийся кадр, по крайней мере по композиции и – с меньшей точностью – по резкости и шевеленке. Если вы не удовлетворены результатами, во многих случаях вы сможете переснять кадр.

О фототехнике, сложной и не очень

Акваскоп

Это любая коробка со стеклом внизу и дыркой для глаз сверху. Погружаем его в воду – и без маски и трубки можем наблюдать подводное царство. В акваскоп можно опустить фотоаппарат и снимать, но желательно было бы предохранить фотоаппарат от воды.

Такой акваскоп-чехол элементарно делается из маски для плавания, если у неё вынимаются стекла. Советская маска-иллюминатор для такой цели подходит идеально.

Читайте также:  Среднеминерализованная вода это какая

Возьмите пакет из не очень тонкого полиэтилена, положите в него камеру. Выньте из плавательной маски стекло, просуньте края пакета между стеклом и резиновой окантовкой и поставьте стекло на место так, чтобы край пакета оказался плотно зажат между стеклом и окантовкой.

С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду

С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду

С помощью такого акваскопа можно, лежа на матрасе, фотографировать коралловые рифы, рыб, крабов, ежей – в общем, всю подводную жизнь мелководья. Но, правда, только сверху. Погружать описанный акваскоп-чехол полностью в воду нельзя – у такой конструкции очень невысокий запас прочности.

Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа

Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа

Камеры-амфибии

Некоторые современные фотоаппараты позиционируются как амфибии. То есть их можно погружать в воду на небольшое время (до 30 минут) и на небольшую глубину. Пример такого аппарата – Pentax OptioW20. Область их применения, разумеется, шире, чем у того же самого акваскопа, но незначительно. Таким фотоаппаратом можно нормально снимать коралловые рифы, рыб, аквалангистов, которые плавают внизу, либо партнёров по сноркелингу (именно таким англицизмом принято называть плавание с маской и трубкой).

Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия

Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия

Софтбоксы

Если в студийной фотографии софтбокс – это источник рассеянного импульсного света, то в подводной фотографии так называют чехол из мягкого пластика со стеклянным окном для объектива. В нашей стране известностью пользуются чехлы Ewamarine.

Казалось бы, чего проще: бери такой чехол, суй туда любую камеру и снимай. Но такая постановка вопроса возможна лишь на небольших глубинах. Если вы спускаетесь с аквалангом, давление воды будет сдавливать мягкий чехол. Кнопки управления будут находиться в постоянно нажатом положении. Выдвижной объектив, характерный для многих камер, тоже будет вдавливаться в корпус. Поэтому мягкие чехлы перед погружением обязательно надо надувать. При погружении воздух, сжимаясь, создаст демпфер. Но, увы, для цифромыльниц с выдвижным объективом глубина погружения всё равно будет до 12 метров. Больше воздуха просто в чехол не задуешь.

Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000

Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000

Сейчас я в нем таскаю дополнительную вспышку со светосинхронизатором.

Чехлы для цифрозеркалок камер тоже нужно надувать, но меньше. Глубина погружения с ними – до 40 метров по паспорту. Однако мне, к примеру, не удавалось комфортно работать с зеркалкой в мягком чехле уже на глубине 28 метров.

Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время

Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время

Плюс гибких чехлов – относительная дешевизна. Для зеркалки такой чехол стоит около 200 долларов, для цифромыльницы – около 50.

Минусов тоже немало. Нужно следить за сохранностью, вовремя мыть и сушить чехол, смазывать прижимные винты. Надутый чехол создает лишнюю проблему с балансировкой плавучести при погружении. Ведь наверху плавучесть будет высокая, и камера будет тянуть вас вверх. По мере погружения объём чехла будет уменьшаться – и камера начнёт вас утаскивать в гости к морскому царю.

Твёрдые чехлы

В последнее время твёрдые чехлы для подводной съёмки выпускаются как производителями фотоаппаратов, так и сторонними фирмами, которые давно на этом специализируются.

Выпускаются чехлы и для цифрозеркалок, и для цифромыльниц.

Чехол, как правило, делается из поликарбоната, реже – из металла. Металлические боксы – это уже техника для профессионального повседневного использования, большей частью отошедшая в прошлое.

Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов

Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов

Твёрдые чехлы, как правило, менее универсальны, чем мягкие. Обычно такой чехол предназначен для использования с одной конкретной моделью фотоаппарата.

Впрочем, есть и исключения. Так, фирма Ikelite выпускает несколько разновидностей боксов для зеркальных камер. Они построены как модульные конструкции и могут подходить к зеркалкам разных производителей. Правда, и цена такого бокса уже значительно превышает стоимость любительской цифрозеркалки.

Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок

Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок

Плюсов у твёрдого чехла, конечно, много. Это постоянная плавучесть, что существенно упрощает передвижение аквалангиста. Это дополнительные увеличительные стекла на видоискатель или большой внешний видоискатель.

Минусы – твёрдые чехлы существенно дороже, чем мягкие.

Самая уязвимая деталь в них – резиновый уплотнитель между двумя половинками. Когда он заминается, в камеру попадает вода. Ведь давление внутри твёрдого чехла остаётся равным атмосферному!

Самоделки

Часто, особенно среди профессиональных дайверов, можно встретить самодельные подводные боксы. Как правило, они делаются из плексигласа, титана, алюминия. По удобству использования и надёжности они часто не уступают фирменным боксам, хоть и проигрывают им в дизайне. Как правило, хорошие самоделки достаточно дорогие.

Подведём некоторые итоги. На мой взгляд, новичку удобнее всего будет использовать не зеркальную цифрокамеру с твёрдым чехлом. Наводиться и компоновать кадр можно по удобному LCD-экрану, размеры камеры не мешают плавать, с плавучестью тоже бороться не нужно.

Впрочем, автор этих строк чаще всё-таки снимает зеркалкой в мягком чехле и пока данным сочетанием очень доволен.

Что и как снимать под водой

Ах, тёплые южные моря, где подводная экзотика радует тебя на каждом шагу… то есть взмахе ласта.

Когда впервые попадаешь в благодатнейшее для всякой живности Красное море, глаза начинают разбегаться. Особенно в тех местах, где горе-туристы не успели уничтожить созданную природой красоту.

Ведь несмотря на запреты, курортники, вбившие в свои дурные головы мысль о том, что им нужно увезти с собой некий сувенир, обламывают ветки кораллов. Поверьте, явление это интернациональное. Как-то раз мне своими трофеями хвасталась девушка из Швеции. Единственное, что её беспокоило, – что отломанная ветка коралла из розовой стала коричневой. Она искренне обиделась, когда вместо того чтобы восхищаться её ловкостью я обозвал её дурой.

Часто кораллы страдают от небрежности дайверов. Придонные течения могут легко сбить новичка с курса. Неосторожный взмах ластами – и коралловая гроздь, росшая 20 лет, обломками уходит вниз, в донные отложения.

Поэтому фотографировать обитателей того же Красного моря лучше в каких-либо не старых курортных местах. То есть не в Хургаде, а в Дахабе или Шарм-эль-Шейхе, к примеру.

Надо сказать, что, даже плавая с маской и трубкой, можно и увидеть, и наснимать немало великолепных кадров. Самые богатые светом, теплом, а следовательно, живностью и растительностью – верхние 4-5 метров моря. Если волнения на море нет и вода прозрачная, то все эти метры хорошо просматриваются насквозь.

Источник

10 простых правил съемки под водой

Если вы стали обладателем последней модели GoPro , то опробовали её для подводной съемки: последние экшн-камеры умеют «нырять» на глубину до 10 метров без защиты.

Во время экспериментов становится понятно, что для работы нужны особые настройки, и подготовка отличается от наземной. Давайте разберемся, что же действительно необходимо сделать.

10 простых правил съемки под водой

1. Проверяем всё заранее, особенно защитный кейс. Это недолго:

• Закрываем бокс, набираем раковину воды, погружаем его туда. Нет пузырьков воздуха? Отлично, достаем, открываем, проверяем.

• Если сухо, то аксессуар в рабочем состоянии.

2. Используем вкладки против запотевания. Нет под рукой? Тогда облачаем камеру в кейс в прохладном месте. При перепаде температур бокс не запотеет.

3. Частоту выставляем на 60 кадров в секунду, чтобы уберечься от смазанных роликов.

4. Находим HyperSmooth и активируем стабилизацию.

5. Выставляем экспозицию.

6. Вспоминаем курс физики за 7 класс, раздел «Оптика». Если нет ни времени, ни желания, то доверяемся нам и выставляем угол обзора на максимум.

7. Выключаем всё, что не работает под водой: радиоуправление, wi-fi, touchscreen.

8. Вставляем скоростные карточки. В противном случае камера будет греться и «тупить», тем более на 60 FPS.

9. Нечего снимать = отключаем камеру, экономим батарею.

10. Используем специальные девайсы.

Последний пункт из списка рассмотрим подробнее.

Необходимые аксессуары для съемки под водой

В разделе «Всё, что нужно для плавания» достаточно позиций для пользователей. В статье мы собрали оптимальный список допов для GoPro HERO8 . Сравните наш перечень со своим. Скорее всего найдутся недостающие инструменты.

Dome Port Telesin

Планируете снимать ролик, захватив и подводный мир, и надводный? Тогда присмотритесь к полусфере Dome Port Telesin. Небольшой пластиковый купол нужен, чтобы создать четкую водную линию. Не будем долго говорить об алгоритмах камеры. Суть в том, что с куполом GoPro снимет четкую линию между небом и водой, а без него размоет границу и расфокусируется. Вместо красивого видео будет «мыло». Так что для смешанной съемки полусфера просто необходима.

Набор фильтров PolarPro AQUA

Чем глубже мы погружаемся, тем меньше световых волн пробивается через воду. Сперва уходит красный, потом зеленый, в конце — синий. Наш мозг достраивает необходимые цвета, и разницу мы не замечаем. А экшн-камера так делать не умеет: недостающие красные оттенки она заполняет синим и зеленым. Чтобы красный был красным, PolarPro выпустила комплект фильтров для решения этой задачи:

1. Фиолетовое стекло, для зеленоватой воды в замкнутых или внутренних водоемах — реках, озерах, прудах.

2. Розовый фильтр пригодится на небольшой глубине в синей или прозрачной воде. Чаще всего его надевают на линзу в бассейне.

3. Красный — классический инструмент для съемок при погружении от 4.5 метров в голубом, синем или прозрачном море.

Поплавок SP POV DIVE BUOY

Короткая палка с прорезиненной ручкой всплывет вверх, если она по каким-то причинам выпала у вас из рук. Оранжевая пробка с наружной стороны поможет быстро отыскать гаджет.

Заранее поместите внутрь палки информацию о владельце, вдруг течение унесет аппаратуру. Тогда останутся шансы получить её назад. В полости можно также хранить деньги или справку о медицинских противопоказаниях.

Крепление-капа с поплавком

Аксессуар для тех, кому нужны свободные руки. Капа удобно располагается во рту, не вызывает аллергии или другие неприятные ощущения. Видно, куда вы плывете, и съемка путешествия идёт от первого лица.

В коробке с капой лежит поплавок яркого оранжевого цвета. В случае «всплывания» HERO8, она поднимется наверх, а не упадет камнем вниз. Легче искать оранжевый кубик наверху, чем черную коробочку на дне океана.

Водонепроницаемый бокс

Используется при погружении на большую глубину, 10+ метров. Кейс защищает камеру от невзгод подводного путешествия. Правда, стоит приготовиться к тому, что микрофоны перекрыты, и звук получится слегка приглушенным.

Светодиодный LED фонарь SP POV Light 2.0

Для самых дерзких ныряльщиков. Фонарик включается в работу там, где нет света. Учтите, что при использовании фонаря некоторые фильтры принесут больше вреда, чем пользы. Поэтому калибровку проводите заранее.

Вывод

Наша планета на 70% покрыта голубыми океанами, морями, реками, озерами. Больше половины этих глубин неисследовано. Возможно, именно вы станете оператором, который покажет миру новое чудо на глубине, отыщет пиратский корабль или затонувшую подводную лодку. А для съёмки доказательств у вас есть GoPro , аксессуары к ним и наши советы.

Источник

Оцените статью