Как дети ныряют под водой

Как дети ныряют под водой

Все мамы и папы стремятся вырастить своего ребенка здоровым и сильным. И одним из способов этого достить считается плавание.
Грудничковое плавание вошло в комплекс ухода за новорожденным только с 1939 года благодаря одной австралийской маме по фамилии Тимерман (которая впоследствии занялась грудничковым плаванием профессионально и ездила по многим странам с треннинговыми программами). И на просторах «необъятной» когда-то Советской страны обучение плаванию в домашней ванне и в бассейне при поликлинике вошло в программу ухода за советскими младенцами. Была внедрена разработана и внедрена методика «Плавать раньше, чем ходить» З.П. Фирсова — целая годовая программа с четким комплексом упражнений — столько-то проводок в одну сторону, столько в другую, «два притопа, три прихлопа». Комаровский тоже подробно описывает в своей книге, когда и как начинать плавать и нырять. То, что грудничку полезно поплавать и побарахтаться в воде, у меня не вызывает сомнений.

Но вот что касается ныряний, или опять таки формализованного упражнения под названием «проныривание», мне кажется немного противоречивым. И как мама, которая желает только добра и спокойствия своему малышу, постараюсь кратко изобразить найденные мной ЗА и ПРОТИВ.

Итак, почему нырять ребенку нужно:

1) У ребенка при рожении есть рефлекс «затаивания» (задержка дыхания), который постепенно угасает к 3 месяцам. Поэтому поддерживая этот рефлекс за пределами 3 месяцев, родители могут помочь ребенку научится самостоятельно плавать как можно раньше и сами будут спокойны, что ребенок не захлебнется водой при первом же заплыве. Техника эта известна — ребенку вводится новый рефлекс на команду «ныряй». Подробнее можно или у Фирсова или у того-же Комаровского (языком попроще).
2) Дети при нырянии лучше развивают свои легкие, укрепляют здоровье, защитные силы организма, воссоединяются с водной стихией и т.д. Для подробностей можно обратится к аквакультуре И.Б. Чарковского на его сайте. Как я понимю, этот специалист, педагог, экспериментатор в том числе проводит работы с тяжело больными детками — лечит через принудительное «ныряние» — вот тут еще есть статья-отзыв участницы его семинара-практикума — интересно.
3) Детки — ныряющие груднички лучше развиваются интеллектуально, более уверены, спокойны.

Читайте также:  Если с трубки газовой колонки капает вода

А вот аргументы, почему крохам нырять не нужно:

1) Сильный стресс у малыша при потере поддержки и связи. Вода, хоть и близкая человеку стихия, но уже не совсем родная и поэтому малыш чувствует опасность, угрозу. Отрывок из интервью с заведующей отделом Центра психического здоровья, доктором мед. наук, профессором Галиной Козловской, опубликованном на сайте http://www.mama-papa.com.ua

Я сталкивалась с такими случаями, когда младенца бросали в воду — причем головкой вниз! — в расчете на то, что он инстинктивно выплывет, а потом привыкнет и будет чувствовать себя в воде так же комфортно, как и на воздухе. Станет этаким Ихтиандром. Но от стресса у малышей развивались сильнейшие страхи. А у некоторых возникали даже тяжелые психические заболевания, потому что эти младенцы были генетически более уязвимы, чем другие. Они входили в группу риска, но если бы не столь ранний и сильный стресс, их здоровье скорее всего не пошатнулось бы. А так у бедняжек развился психоз, потому что пребывание в воде без дна для маленького ребенка — это крайне стрессовая ситуация. И он ее зачем-то, по прихоти взрослых новаторов, вынужден в младенческом возрасте пережить. А для младенческого возраста нужна, наоборот, охранительная ситуация. Для сохранения психического здоровья маленький ребенок не должен переживать никаких стрессов. Мне попадались сведения о том, что на Западе (например, во Франции) где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие «амфибии» опережают в своем развитии обычных детей, но к подростковому возрасту начинают от них заметно отставать.

2) Формирование негативных подавленных состояний (ведь маленький ребенок не может применить силу или проявить агрессию, он этого пока не умеет). И тут опять цитата из статьи Ж.В. Цареградской, психолога-перинатолога (источник):

Читайте также:  Худею пью только воду

Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

3) Проблемы с носоглоткой и ЖКТ. Опять копирую, интересно. взято отсюда:

Плавание и проныривание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Основным переживаием при этом является падение в бездну и разъединение психики и тела. Эти манипуляции заканчиваются для ребенка сверхстрессом и глубокой депрессией. Возникающие в этом случае изменения в нервной системе и психике ребенка — необратимы. Таким образом, раннее плавание и проныривание младенцев вмешивается в процесс развития нервной системы, грубо нарушая его, приводит к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире, а также является основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний. Кроме депрессии при продолжительном проныривании у ребенка развивается гипоксия, на фоне которой возникают носовое кровотечение, судороги, обморок, коматозное состояние, клиническая смерть. Популяризация и широкое распространение грудничкового плавания стало причиной значительного увеличения частоты заболеваний носоглотки. Это связано с тем, что у грудного ребенка носовые и ушные проходы более узкие и короткие, чем у взрослого, а слизистые оболочки носоглотки более чувствительны к продолжительному и интенсивному воздействию воды. Благодаря этим особенностям грудного ребенка вода легко проникает в носовые и ушные проходы, раздражает слизистую и приводит к воспалению. Именно поэтому маленькие пловцы чаще болеют отитом, менингитом и аспирационной пневмонией. Помимо этого, в группе юных пловцов значительно повышен процент желудочно-кишечных заболеваний. Причина этого проста — во время плавания и проныривания дети заглатывают воду, которая не отличается чистотой. Это то же самое, что допаивание грудничка водой, но в несколько раз более грязной. Пищеварительная система ребенка не может адекватно справляться с инородными продуктами, включая и воду, она рассчитана только на усвоение материнского молока. Последствия допаивания и докармливания грудничков известны под названием «бутылочной болезни», возникающей в результате инфицирования. Ежегодно «бутылочная болезнь», в виде тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, уносит миллионы детских жизней.

4) И напоследок воспоминания одной мамы в ЖЖ (случайно попала в поисках правильных подходов к нырянию и была поражена):

. расскажу Вам про свой опыт: меня проныривали в младенчестве. так вот: болела я всем, чем только можно, включая пневмонию. а что касается психологической стороны вопроса: мне иногда снятся сны, как будто я тону, а сверху человек держит за руку, но не вытаскивает. своего ребёнка я естественно не проныривала.

Выводы писать особо не хочется, нужно поразмышлять.

Источник

Ныряния. А как правильно?

Ныряния или погружения младенцев — краеугольный камень в теме грудничкового плавания. Для кого-то погружения младенца — это слишком, а для других — восхищение.

Прежде всего хочу рассказать, почему младенцев учат нырять.
Если мы говорим о плавании ребёнка до 2-3 лет, то это всегда подводное плавание, то есть, возможность малыша перемещаться под водой. Почему только под водой? А в силу физиологии. Головка малыша слишком большая и тяжёлая в сравнении с его телом, шейка — короткая, что делает невозможным поднятое головы над водой для вдоха. Да, существует метод обучения малышей дрейфу на спине, но надо понимать — это не плавание, а именно дрейф — способность удерживаться на поверхности воды без продвижения к цели.

Польза от подводного плавания малыша есть. При погружении и задержке дыхания все процессы в организме малыша замедляются. Кровь и питательные вещества направляются к жизненно важным органам: сердцу и головному мозгу. Питание — это основа здоровья и развития.
Кроме пользы физиологической, есть и польза психологическая. Если погружения происходят без стресса, они становятся в радость. Малыш растёт, у него появляется интерес к миру под водой, отсутствует страх. И начинается развитие ментальное. Экспериментирование с собственным телом, исследование свойств воды, наращивание физической силы — преград уже не существует!

Обучение младенцев нырянию основано на поддержании врожденного рефлекса задержки дыхания — при попадании воды на лицо, малыш задерживает дыхание. Рефлекс этот постепенно угасает. Наверняка вы не раз слышали, что после 3х месяцев учится нырять младенца поздно. Однако спешу вас разубедить в этом.
Ни один рефлекс не исчезает мгновенно. Более того, что касается рефлекса задержки дыхания, до 3х месяцев он набирает силу, и самый его пик приходится на 3-4 месяца. По нашим наблюдениям, у малышей 3х-4х месяцев рефлекс проявляется ярче — погружения успешнее, длительность задержки дыхания больше. После 4х месяцев рефлекс начинает постепенно угасать. У каждого малыша скорость угасания разная: у кого-то в 5 мес, а у кого-то и до 7 может сохранится. Конечно, его проявление уже не будет столь ярким, но это не значит, что его нет.

Любое обучение погружениям должно быть поэтапным и регулярным. Начинать можно уже с первых дней жизни. Во время купания поливайте ручки и ножки малыша, плавно переходя к спинке, шее и затылку. Экспериментируйте, используя леечку, стаканчик, душ. Струи воды могут быть разными по интенсивности, и реакция на них у малыша тоже может быть разной.
Когда поливы не будут доставлять грудничку беспокойства, можно полить немного воды на темечко так, чтобы струйки скатились на лицо. При отсутствии беспокойства со стороны малыша постепенно увеличивайте количество воды. Малыш задерживает дыхание? Значит можно переходить непосредственно к погружениям.

Первые погружения малыша очень кратковременны. Сигналом к погружению может быть голос, звук, характерное движение. В Birthlight мы используем ритмичные покачивания и небольшое поднятие над водной непосредственно перед нырянием. Этого оказывается достаточно — малыши быстро учатся. Опускаем малыша постепенно: подбородок-носик-глазки-все лицо.
Самый мягкий вход в воду, (опять-таки, по нашим наблюдениям) — боковой, когда сначала щёчка соприкасается с водой, а затем происходит поворот на животик.
И не забудьте расслабиться. Ваше напряжение обязательно передастся вашим рукам, а через руки почувствует малыш. Погружение должно быть мягким и плавным, но вместе с тем довольно быстрым — ведь до следующего вдоха лишь мгновение.

Если все прошло гладко — это здорово! У вас появилась уверенность в собственных силах, в своём ребёнке. Но не стоит увлекаться — 3х погружений за купание вполне достаточно для крохи, не перегружайте его. По мере роста навык малыша будет развиваться, проплывы удлиняться, и вы не раз ещё порадуетесь вашим совместным успехам!
А если первый раз не получилось? Малыш хлебнул, закашлялся, заплакал, перепугал родителей…. Спокойствие! Главное — спокойствие! Вспоминаем про 3 секунды (не был же он под водой так долго?), и просто ждём. Лучше всего ждать там же в ванне, ритмично покачивая на воде. Вода успокаивает, и ваши руки и подбадривающий голос тоже. Заканчивать любое купание стоит на положительной ноте. И не переживайте о неудаче — вернитесь к поливам, они столь же эффективны в поддержании рефлекса, как и погружения. А нырки можно освоить и позднее.

Ведь после 3х месяцев научить нырять малышей можно! Главное — желание:)

Источник

Обучение детей нырянию

Я написала эту статью до того, как поработала над созданием детской программы AIDA Youth в большой группе экспертов со всего мира. В коллективных обсуждениях мы пришли к тому, что лучше не называть детские занятия «фридайвингом». Ведь действительно, этот спорт подразумевает некую соревновательность и стремление к увеличению результатов. На детских курсах нет такой соревновательности, нет минимальных нормативов. Напротив — глубины, дистанции и время погружения рекомендуется ограничивать. Так что в статье будем говорить об обучению детей нырянию, о водных навыках.

В последние годы многие родители, даже не связанные с фридайвингом, хотят обучить своих детей нырять. Хорошая идея, но при важном условии – у ребенка должен быть если не собственный запрос, то хотя бы согласие заниматься. Это не единственное условие: важно отсутствие противопоказаний к занятиям и умение держаться на воде.

Обучать детей нырять можно как в бассейне, так и на море – желательно, чтобы вода была не холоднее 23°C, ведь они быстро мерзнут даже в костюмчике. Большое значение имеют прозрачность и свет – в мутной воде страшно.

Для детей чрезвычайно важны терпимость, понимание и честность тренера. Инструктор должен уметь ждать, пока ребенок поймет задание и подготовится к попытке, и наоборот – уметь спокойно перенести тот факт, что дети наперебой поспешат нырять как попало, не дослушав установок тренера. Важно уметь объяснять одни и те же вещи разными способами, добиваться послушания без угроз. Важно заслужить доверие и уважение учеников; важно, чтобы они не стеснялись поделиться тем, что им дискомфортно или что они чего-то не понимают. И очень важно не врать: о том, что в воде не страшно, о том, что нырять легко, о том, что затруднения не бесят, о том, что взгляды не смущают. Терпимость, понимание и честность по отношению к самим себе должны стать частью освоенных на курсе навыков.

Обучение детей 6-11 лет

Дети, хорошо знакомые с водой, обожают плавать и нырять. Они спокойно тренируются на глубине, большей их роста. При этом ставить буйки нужно там, где хорошо видно дно, и желательно, чтобы конец веревки был близко от него – тогда у ребят есть дополнительная мотивация. Они любят касаться дна или хватать горстку песка в доказательство своих достижений.

Часто на курс приходят дети с готовым запросом научиться продуваться: «хочу и могу нырять глубже, но ушки болят». Навык выравнивания давления дети, начиная с определенного возраста, осваивают весьма успешно, хоть и не всегда быстро. Самому младшему ребенку, которого мне удалось научить продуваться, было 4,5 года (тетыле с половиной узе). Однако именно опыт обучения детей 4-5 лет, показал, что необходимо ввести ограничение по возрасту и принимать на курсы только с 6 лет. Дело в том, что как бы успешно младший ребенок ни осваивал навыки, он забудет их применять, как только начнет нырять без установок тренера. Даже шести-семилетки забывают продуваться какое-то время после обучения, важно им об этом напоминать. Ведь разрыв барабанной перепонки у ребенка – это не только проблемы со здоровьем ушей в течение недель или даже месяцев. Это негативный опыт, связанный с нырянием и водой, от которого придется оправляться какое-то время.

Навык подготовительного дыхания и расслабления часто дается детям дольше, чем продувка – скучно и некогда этим заниматься, надо скорее нырнуть и достать вон до туда. Привыкнуть к выполнению этого навыка, конечно, тоже трудно. Детей, однако, можно убедить в том, что если правильно подготовиться, то задержка дыхания будет дольше. Правда, напоминать об этом тоже нужно много раз, и выполнять подготовительное дыхание вместе с ними.

Освоить восстановительное дыхание может быть полегче, однако дети выполняют его формально, ныряя на глубину; ведь, действительно, нырки получаются очень короткими, и нужды в эффективном восстановлении не возникает. Чтобы продемонстрировать важность восстановительного дыхания, после многократного формального повторения этого навыка можно пару раз предложить детям проплыть небольшую дистанцию в динамике и восстановиться после нее. Тренеру важно дышать вместе с учеником, чтобы он делал это «под диктовку».

Если у ребенка боязнь воды или глубины, заставлять его обучаться нырять не нужно.Тем более, не следует включать его в группу с активно ныряющими детьми – они не смогут ждать, пока тренер уделяет много внимания сокурснику. Дети вообще нетерпеливы, поэтому размер группы должен быть ограничен. Лучше, чтобы в группе начинающих было не более трех учеников на одного тренера (альтернатива: тренер + помощник), далее – инструктор может контролировать и четверых, но желательно на двух буйках. Родители могут наблюдать тренировку, плавая в стороне, но не вмешиваясь в процесс обучения. Если ребенок стесняется родителя, лучше не показываться ему на глаза и оставаться на берегу.

С детьми, чувствующими себя в воде неуверенно, лучше какое-то время заниматься отдельно, на малой глубине – там, где дыхательные пути всегда окажутся над водой, если встать на ножки. Нужно сформировать у ребенка доверие к тренеру и, в конечном итоге, к себе. Усложнение заданий должно быть постепенным – только тогда, когда малышу легко даются пройденные глубины и навыки. Чрезвычайно важен элемент игры: можно доставать со дна игрушки или колечки, плыть под водой или по поверхности от тренера к родителю, выполнять «акробатические» элементы, проныривать кольца или препятствия. Некоторых детей лучше просто оставить в покое и ждать, даже если это займет месяцы. Пусть играют около воды, потом на мели, потом поглубже; пусть видят играющих в воде взрослых и других детей. Можно помогать им осваиваться, но важно, чтобы они понимали, что вы лишь оказываете поддержку, но не настаиваете.

Обучение детей младшего возраста

Дети 3-4 лет вряд ли освоят продувку; да и не стоит, наверное, пока. Подготовительное и восстановительное дыхания показать им следует в рамках ознакомления, но надеяться на то, что они будут выполнять их самостоятельно не нужно. Наилучшая ситуация для освоения принципов дыхания – динамика (в форме игры!). Цели обучения маленьких детей: освоить навыки плавания и подныривания, привить уверенность в своих действиях и создать представление о безопасном и опасном поведении в воде. Присутствие и участие родителей в обучении малышей желательно. Это даст ребенку чувство безопасности и «нормальности» ситуации, совместной вовлеченности в интересную игру и дополнительное поощрение, одобрение родителя. В младшем возрасте все это имеет большое значение для детей.

Если ребенок собирается впервые использовать оборудование – маску, трубку или ласты, надо дать ему поиграть с ними на суше, даже лучше дома. Пусть пугает вас в маске, дудит в трубку, захаживает в ластах – хохочите и играйте вместе, пофоткайтесь. Лучше делать это не в тот же день, когда вы хотите попробовать запустить его с этим оборудованием в воду, а раньше – ему может понадобиться и не один день. Впервые оказавшись со снаряжением в воде, ребенок также будет осваиваться постепенно. Маску можно сначала просто приложить к поверхности и дать ребенку заглянуть под воду через нее, не надевая. Все нужно сначала использовать там, где совсем мелко. Помогающий взрослый тоже должен быть в таком же снаряжении. Будьте терпеливы! Даже некоторые взрослые боятся впервые надеть маску и дышать через трубку в воде.

Если ваши дети учатся нырять

Чего родителям делать нельзя:

  • ругать, если что-то не получается;
  • стыдить (!), сравнивать с другими детьми;
  • запугивать (это не значит, что нельзя делиться тем, что родитель испугался за ребенка, если, например, он нырял без присмотра);
  • вмешиваться в процесс обучения, перебивать тренера или детей, исправлять их ошибки;
  • говорить, что в воде нет ничего страшного – это неправда.

Что родителям делать следует:

  • улыбаться ребенку, отвечать на его взгляды; дать понять: «я здесь», помахать, если он ищет вас глазами;
  • радоваться его успехам, показывать эту радость лично ему;
  • признавать, что ребенку может быть страшно; давать понять, что вы будете рядом, пока он с этим страхом справляется;
  • слушать «лекции», вникать в теорию; выслушать и запомнить рекомендации тренера;
  • напоминать ребенку выполнять навыки (особенно продувку!), когда он ныряет после окончания курса.

Важнейшая вещь, которую должны знать и родители, и дети:

Нырять можно только под присмотром взрослых!

Доносить эту мысль до детей следует очень серьезно, но мягко. Нельзя ругать или наказывать детей за то, что они не выполнили это правило – это приведет к появлению стремления нарушить его в тайне. Однако искренне показать, что вы испугались за него, можно. При этом оставайтесь дружелюбными, продемонстрируйте, что вы рады, что с ним все в порядке, обнимите его. И снова очень серьезно скажите, что нырять можно только под присмотром взрослых. Покажите ребенку, как просто это сделать. Предложите пару фраз и способов привлечь к себе внимание: «Мам! Смотри, я буду нырять!», «Пап, пойдем поныряй со мной?». По-честному выполняйте такие просьбы. Не отказывайте в этом первые несколько раз, далее – отказывайте, только если причина действительно серьезна, донесите ее до ребенка, извинитесь и попросите его выйти из воды, пообещайте, что в следующий раз поныряете, и выполните это обещание вскоре.

Источник

Оцените статью