Эксперименты с водой для детей дошкольного возраста
Лиана Пархоменко
Эксперименты с водой для детей дошкольного возраста
Сегодня нас ждут эксперименты с водой.
Самым первым делом стоит рассказать малышам о таком явлении, как круговорот воды в природе. Таким образом мы познакомим маленьких не только со сложным устройством Земли и жизни на ней, но и с нормальным «поведением» воды. Это станет отличным основанием, чтобы показать, на что вообще способна жидкость!
Распределю информацию в статье по возрастным группам, чтобы максимально использовать уже имеющиеся знания и возможности, которые дают домашние эксперименты малышам. Так мы познакомим деток с водой:
-малыш от 3 лет узнает о том, какую форму может иметь вода, какие виды принимает она;
-для деток средней группы важно понимать, что в разных ситуациях вода может вести себя необычно;
а для старшей группы интересно будет «испытать», на что способна жидкость.
Все это деткам предстоит узнать именно благодаря опытам! Ну что же, поехали?
Содержание:
1. Занятия с малышами
2. Уроки с дошкольниками и младшеклассниками
3. Опыты со старшими ребятишками
ЗАНЯТИЯ С МАЛЫШАМИ
Давайте покажем ребёнку 4 лет основное свойство жидкости, что она принимает всевозможную форму.
Как это сделать? Возьмем любую прозрачную тару и наполним ее водой. Что это может быть? Например, стеклянные банки и стаканы. Но и не твердые емкости тоже подойдут: целлофановый пакет, воздушный шарик, медицинская перчатка. Какая форма воды? Это зависит от того, во что она налита. Вывод: у жидкости нет определенной формы.
Масло и вода не смешиваются. Наливаем в стакан масло, затем добавляем воду. Воду можно окрасить. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже если Вы попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, пищевой краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Если добавить таблетку аспирина, то получим бурлящую лаву. Когда Вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.
Еще один простой опыт познакомит детишек 5-6 лет с тремя состояниями воды: твердое жидкое и газообразное. Подготовьтесь заранее и заморозьте ее около литра. Желательно это сделать в двух металлических емкостях. Один кусочек льда растопите на глазах ребенка. Дайте малышу сравнить и высказаться. И снова верните емкость на плиту. Накройте ее прозрачной крышкой. Наблюдая, можно заметить, как под крышкой собрался пар (газообразное состояние жидкости) и капельки – это конденсат. Откройте крышку. Только вначале спросите кроху, откуда взялся пар, если в кастрюльке была только вода?Но на этом эксперимент не закончился. Обратите внимание карапуза, что пар поднялся вверх. А кусочек льда плавает на воде. Расскажите на этом примере, что самое тяжелое – вода, потом идет лед, а пар даже легче воздуха. Вывод: мы познакомились с тремя состояниями воды и узнали, что при этом меняется ее вес.
Давайте продолжим. И снова опыт с водой и воздухом. На этот раз мы при помощи жидкости увидим, что воздух есть, хоть и невидим. Возьмем глубокую миску с водой и пол-литровую банку.
Спросите маленьких, банка пустая? Дайте им ответить. А теперь, переверните банку и, держа ее ровно, опустите на дно миски. Почему вода не заполнила банку? Что ей мешает? Чем наполнена банка, что не пускает жидкость?Вывод: хоть воздух не видим, но он есть. И это мы сейчас доказали.
УРОКИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШЕКЛАССНИКАМИ
Воду, в которой стоит свежесрезанный белый цветок, разукрасьте при помощи красок. Через некоторое время малыш убедится, что цветок приобретает такой же окрас, какой мы использовали для окрашивания воды.
Вывод: вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения. А соответственно, качества жидкости передаются цветку.
Продолжим по этой теме эксперименты. Возьмем два стакана. Один с водой, другой пустой. Скрутим салфетки так, чтобы они напоминали согнутую пополам полоску. Один конец полоски опустим в один стакан, другой – в другой. Всего через час пустой стакан наполнится, а тот, в котором была жидкость, опустеет. А если использовать три стакана, два из которых будут с подкрашенной водой, то в третьем стакане окажется смешанная жидкость.
Вывод: мы исследовали явление впитывания твердыми телами жидкости.
Эксперименты с водой на прогулке Ребёнок с самого раннего детства познаёт окружающую действительность. набирается опыта и этом ведущую роль играет детское экспериментирование.
Фотоотчет «Эксперименты с водой» Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно — образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания.
Конспект НОД «Эксперименты с водой» для детей старшей группы Дети – неутомимые эксперименты. Их все интересует, они засыпают нас вопросами, многое замечают и хотят все попробовать сами. И они просто.
Эксперименты с водой «Радужное настроение» Сегодня у нас было интересное занятие! Мы экспериментировали. Провели несколько опытов с водой и красками, чтобы получить разноцветную.
Эксперименты и игры с разноцветными стеклышками для детей младшего дошкольного возраста Цель: создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой и экспериментальной деятельности; закреплять.
Источник
Конспект «Эксперименты с водой»
Дарья Скрыпник
Конспект «Эксперименты с водой»
Тема: «Эксперименты с водой»
Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды.
1. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, и в природе.
2. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.
3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; развивать умение проводить несложные опыты с водой.
4. Воспитывать бережное отношение к воде; интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Словарная работа: опыты, исследования, лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная
Методы и приемы:наглядные: презентация, макет лаборатории, оборудование для опытов;словесные: беседа, чтение стихотворения, загадывание загадок;практические: опыты и эксперименты.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (по теме занятия, колбы разных форм и размеров, трубочки, стаканчики (прозрачные) по количеству детей и для воспитателя, ложечки пластмассовые, вода питьевая, гуашь, мятные капли, молоко, 10 бутылочек, 2 контейнера (сахар, песок)
Воспитатель: Ребята сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного. А хотите узнать, чем сегодня мы будем заниматься?
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Я и туча и туман,
И ручей, и океан
И стеклянной быть могу (Вода)
Воспитатель: Правильно, вода. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.) повторите, пожалуйста, как называется место, куда мы отправляемся?
Воспитатель: Закройте глаза. Раз, два, три, покрутись, в лаборатории очутись (педагог надевает халат). Занимайте свои рабочие места и надевайте спецодежду (дети надевают фартуки).
Прежде, чем приступить к нашим опытам предлагаю вам посмотреть научный фильм.
А теперь приступим к нашему исследованию
Продолжается показ презентации
А где в природе мы можем встретить воду? (Реки, моря)
Вы слыхали — о воде?
Говорят она везде!
В лужи, в море, в океане
И в водоворотном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает
На плите у нас кипит
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких, ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Опыт 1. Ребята, переходим к первому эксперименту. Вы готовы? Возьмите стакан с водой, сделайте глоток и скажите, вода имеет вкус?
Дети: У воды нет вкуса.
Опыт 2. Для этого опыта мне понадобится два человека. (Затем предложить ребенку размешать в воде сахар, после растворения сахара, предложить попробовать снова воду на вкус.) Что изменилось?
Дети: У воды появился вкус.
Воспитатель:Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? (ответы детей)
Дети: Сахар растворился в воде, появился вкус.
Воспитатель: А теперь в другом стакане, давайте попробуем растворить песок. Как вы думаете, что будет? (ответы детей)
Вывод: не все вещества растворяются в воде.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Опыт 3. Дети, у вас у каждого на столе стоит стаканчик с водой, понюхайте, пожалуйста, и скажите, есть ли у воды запах? (Ответы детей. Вода не имеет собственного запаха).
Воспитатель: А, сейчас я капну капли в стаканчик, и вы понюхаете, и скажите, появился ли у воды запах и какой? (в один стаканчик капнуть мятные капли и дать понюхать каждому ребенку)
Дети: У воды появился запах.
Воспитатель:Вывод: растворяясь в воде различные вещества, у воды появляется запах.
Опыт 4. «Тонет — не тонет». У меня на столе стоит чашка с водой. Вы должны выбрать предметы, которые, по вашему мнению, утонут (дети выбирают предметы и затем объясняют, почему они утонули). А теперь выберете те предметы, которые не утонут в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, почему же некоторые предметы не утонули? Потому что, из разных материалов. Некоторые материалы легче воды и поэтому не тонут.
Назовите, пожалуйста, эти материалы.
Воспитатель: Делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдем на ковер.
(дети располагаются на ковре в произвольном порядке)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. Повороты туловища в стороны
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. Вращение головой в стороны
Ноги надо нам размять. Приседания
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте Ходьба на месте
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть Дети садятся на места
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами узнали, что не все материалы тонут в воде, а сейчас я вам покажу фокус.
У меня на столе стоят 2 контейнера с водой, в один контейнер с водой я положу соль, а в другом чистая вода без соли. У меня есть два яйца. Как вы думаете, что произойдет, если я положу их в эти контейнеры? (ответы детей) Давайте проверим! Посмотрите, что происходит. В одном контейнере, где я соль не положила, яйцо утонуло, а в другом контейнере плавает на поверхности.
Вывод: соль поменяла свойства воды и вода стала выталкивать яйцо на поверхность.
Ребята, хотите увидеть фокус? (раздать каждому бутылочку с водой). Ребята, какого цвета вода в ваших бутылочках? (прозрачная, бесцветная) Раз. Два, три, бутылочку встряхни. Что произошло с водой? (Она стала разноцветная). Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Дети, каждого из вас на столе стоит стаканчик с водой, я сейчас капну вам в воду вот это вещество. Попробуйте угадать, что за вещество я капнула?
Дети: Подсолнечное масло.
Воспитатель: Дети, а что произошло с водой и маслом?
Дети. Масло плавает на поверхности. Не тонет. Некоторые жидкости не дружат между собой.
Вывод. Не все жидкости смешиваются и растворяются в воде.
Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными и проводить опыты? Напоследок, я хочу, чтоб вы вспомнили, какой опыт мы с вами проводили вчера утром?
Воспитатель: Да, ребята я шла на работу и нашла разноцветные кубики льда, и поняла, что в кубиках льда, мерзнет какое — то животное, которое мы хотим спасти. Для того чтобы лед растаял быстрее, мы посыпали лед солью.
Воспитатель: Хотите посмотреть, что же у нас получилось? Посмотрите ребята, лед действительно быстрее растаял благодаря соли.
Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными и проводить опыты? Но, к сожалению, нам надо возвращаться обратно. А теперь снимите спецодежду, поднимайтесь, закрывайте глаза. Раз, два, три повернись, в детский сад вернись (педагог снимает халат). Ребята расскажите, где вы сегодня побывали.
Дети. Мы побывали в лаборатории.
Воспитатель: Правильно. Ответьте мне, как воду использует человек?
Кому на нашей планете нужна вода?
Как вы думаете, как нужно относиться к воде?
Молодцы. Вы были сегодня настоящими учеными.
Эксперименты с водой в летний период Эксперементальная деятельность очень привлекательна как для детей,так и для взрослых. Летний период -это как раз то время,когда эксперементировать.
Фотоотчет «Наши эксперименты с водой» В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке Очень много есть вопросов :«что?», «зачем?» и «почему?»! Надо всё ему измерить.
Игры-эксперименты с водой Забавные и увлекательные игры-эксперименты с водой. Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично я не встречала.
Конспект исследовательской деятельности с водой «Волшебница вода» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Волшебница вода»Цель: Создать условия для развития познавательной активности детей.
Конспект ООД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: Вовлечение детей в элементарную.
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Очень нужен воздух нам. Эксперименты с воздухом» Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей. Задачи:.
Конспект занятия «Эксперименты-интересные моменты» Ход непосредственно-образовательной деятельности. Беседуя в группе с детьми о эксперименте, который проводили с апельсином, дети рассуждают.
Эксперименты с водой в средней группе. Кто же не любит опыты, так интересно все новое. Ну, а дети. Наши воспитанники не только «почемучки», они у нас еще и «любознайки»! Ребята.
Конспект музыкального мероприятия совместной деятельности педагога с детьми «Эксперименты со звуками» ЭКСПЕРИМЕНТЫ СО ЗВУКАМИ Конспект мероприятия совместной деятельности педагога с детьми Материал для работы с детьми старшего дошкольного.
Источник