- Как правильно и зачем доливать воду в аккумулятор
- Функции воды для электролита
- Долив водопроводной водой
- Почему не электролит
- Когда заливается вода
- Как правильно доливать воду в аккумулятор
- Как проверить плотность
- Проверка уровня
- Надо ли подзарядить батарею после заливки
- Как выбрать дистиллят
- Как долить воду в аккумулятор: типичные ошибки
- Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду
- Предназначение дистиллированной воды
- Почему используется не электролит
- Когда требуется заправка АКБ
- Проверка уровня электролита
- Сколько нужно добавлять воды
- Как правильно доливать жидкость
- Получение дистиллята в быту
Как правильно и зачем доливать воду в аккумулятор
При эксплуатации объем электролита в отсеках снижается. И, если не обслуживаемый аккумулятор способен сохранять объем жидкости до 5-7 лет, то у обслуживаемого уровень электролита снижается в зависимости от режима вождения и возраста батареи. Водителям приходится контролировать плотность серной кислоты в водном растворе и производить доливку. Как долить дистиллированную воду в аккумулятор,до какого уровня и можно ли заливать водопроводную или кипяченую воду – далее в статье.
Функции воды для электролита
Дистиллированная вода разбавляет серную кислоту, снижает ее концентрацию до оптимального показателя. Пропорции состава электролита, при которых наиболее четко протекают электрохимические процессы и накапливается электричество, определены опытным путем и многолетними химическими исследованиями.
Плотность регулируется в зависимости от температурного режима. Для сурового климата, где средняя температура в зимнее время – от минус 25, допускается плотность до 1,29 г/см.куб. Такой показатель допустим и для зимней эксплуатации автомобиля в средней полосе РФ.
При концентрации кислоты выше нормы быстро разрушатся свинцовые пластины в отсеках аккумулятора. Если концентрация меньше, жидкость начинает замерзать в разряженной батарее уже при температуре минус 3-5 градусов.
Долив водопроводной водой
Доливать в отсеки батареи разрешается только дистиллированную воду, которая после перегонки не содержит солей, фракций тяжелых металлов, хлора и извести. Химический состав жидкости после дистилляции максимально соответствует формуле Н2О. Поэтому воду, которая используется в системе городского водоснабжения, доливать нельзя. При первом заряде все примеси прилипнут к свинцовым пластинам, что приведет к необратимым последствиям:
- уменьшение емкости АКБ;
- образование искры, из-за чего может случиться короткое замыкание.
Доливать водопроводную воду в АКБ нельзя – это может привести к необратимым печальным последствиям
Также нельзя доливать кипяченую жидкость. В воде все равно останутся соли металлов и часть извести. Использовать прокипяченную воду вместо дистиллированной можно только один раз – если нужно быстро привести батарею в норму. Но после суточной эксплуатации машины придется снимать АКБ, сливать весь электролит, мыть полость, заливать новый.
После каждого долива емкость будет снижаться, и если доливать дистиллят приходится чаще, чем 1 раз на 15-20000 км, нужно проверить корпус – возможно, есть протечка рабочей жидкости.
Почему не электролит
Производитель допускает доливать только дистиллированную жидкость – готовый раствор электролита с оптимальной плотностью использовать нельзя. Причина – в том, что эксплуатируемый блок систематически перегревается, и при заряде наблюдается эффект «кипения». В такие моменты происходит испарение дистиллированной воды. Кислота не меняет своего агрегатного состояния при температуре 100 градусов и не испаряется – ее закипание и испарение происходит при температуре 320 градусов.
При испарении плотность электролита, которая в норме 1,27±0,01 г/см3, увеличивается до 1,4 -1,8, поэтому в батарею доливают только воду. В не обслуживаемые аккумуляторы H2O не добавляют – агрегаты не подвергаются систематическому перегреву, испарение происходит естественным путем и не превышает нескольких миллиграмм в год.
Когда заливается вода
Большинство производителей кислотно-свинцовых аккумуляторов не предусматривают долива воды. Современные кальциевые агрегаты практически не расходуют дистиллят, поэтому в блоке нет технических отверстий для долива. Бренды Варта, Бош, Rocket, Solite, Delkor гарантируют, что запаса, залитого на заводе, будет достаточно на весь срок службы батареи. Еще одна причина, почему в аккумуляторе нет техотверстий – в том, что производитель защищает водителя от некачественного дистиллята.
Не обслуживаемый аккумулятор не имеет технических отверстий
Если производитель допускает проводить долив перед тем, как долить воду в аккумулятор, надо проверить уровень. Допустимая норма – 1-1,5 см над свинцовой пластиной. Нельзя превышать отметку мах. – в этом случае во время эксплуатации лишняя жидкость может выливаться на корпус. При недостаточном количестве, когда пластины выходят за объем раствора, может образоваться искра или быстрое разрушение пластин.
При доливании в аккумулятор даже качественного дистиллята возрастает скорость коррозии на решетке положительного электрода, и общий срок службы батареи уменьшается на 10-15%. Вопрос, сколько доливать воды в аккумулятор,не совсем корректен – количество дистиллята находится в прямой зависимости от емкости АКБ и объема в банках, в среднем это 2 литра. Для каждой батареи производитель указал максимальный уровень, разместив шкалу с отметками (для новых АКБ) или определив отсек контроля. Это пластмассовый язычок, который расположен ниже горловины. Уровень должен быть выше планки на 5 мм.
Как правильно доливать воду в аккумулятор
Доливать дистиллированную жидкость можно во время зарядки или непосредственно после того, как батарею зарядили.
Как залить воду в аккумулятор автомобиля по шагам.
- Все работы проводятся при отключенном зажигании с соблюдением режима безопасности, в плотных хлопковых перчатках.
- Отсоединить батарею от бортовой сети.
- Вынуть из автомобиля, установить на горизонтальную поверхность в помещении с постоянной температурой 18-20 градусов.
- Очистить крышку аккумулятора, протереть содовым раствором место вокруг горловины (1ч.л. пищевой соды на 1 литр воды).
- Открутить крышки технических отверстий, проверить уровень в каждой банке.
- Пластмассовым шприцом доливать в отсеки по 5 мл дистиллированной воды, довести до максимального.
- Оставить АКБ на 8 часов, проверить плотность электролита с помощью денсиметра.
Плотность проверяется каждые 20000 пробега, если используется кислотно-свинцовый аккумулятор, которому больше 3 лет. Проверку необходимо проводить, если наблюдается позднее зажигание, замедлена сработка стартера.
Если завести ДВС сразу после того, как залили дистиллированную воду, произойдет закипание, поскольку время образования однородной среды кислота/сера – не менее 5 часов.
Как проверить плотность
Плотность электролита проверяется дансиметром. Прибор представляет собой полую стеклянную трубку с установленным внутри ареометром. Одна сторона снабжена наконечником для установки в банку, другая – грушей для отбора раствора.
Проверка плотности электролита
Погружая наконечник в раствор, и втягивая определенное количество в полость, ареометр определяет плотность раствора. Уровень заряда покажет плотность электролита, и чем она меньше, тем более разряжен блок. Поэтому проверять нужно на заряженном и полном аккумуляторе.
Проверка уровня
Проверить объем проще всего на современных агрегатах, в которых используется прозрачный пластик для боковины. Отметки «мин» и «макс» указывают допустимый уровень. Контролировать уровень нужно при каждой зарядке.
Для блока с непрозрачным корпусом проверка проводится стеклянной полой трубкой. Проверку можно сделать без демонтажа, предварительно отключив бортовое питание. Необходимо опустить в каждую банку полую стеклянную трубку до момента соприкосновения трубки с защитным блоком и зажать верхнюю горловину пальцем. Вытащить трубку, не снимая пальца с горловины трубки, измерять высоту столба. Минимально допустимое количество – 12 мм, максимальное – 15 мм.
Проверка уровня электролита
Современные аккумуляторы оснащаются датчиком уровня, который вмонтирован на крышке. Для проверки несколько раз аккуратно стучат по круглой панели, которая загорится определенным цветом:
- зеленый – норма;
- белый – разряжен, требуется подзарядка;
- красный – необходим долив, уровень критически низкий.
Профессиональные водители отмечают, что диагностика датчиком не всегда соответствует реальному количеству и качеству, поэтому рекомендуют проводить повторное измерение, если датчик горит красным цветом.
При доливке учитывают качество, сколько воды должно быть в аккумуляторе и температуру. Оптимальная температура дистиллята – 20 градусов.
Надо ли подзарядить батарею после заливки
Производители обслуживаемых аккумуляторов рекомендуют заливать дистиллированную воду или через 10-15 минут после зарядки, или в процессе. Если долить и не подзарядить, произойдет снижение емкости, что ухудшает качество запуска мотора.
Аккумулятор заряжается после демонтажа с автомобиля через 7-8 часов после того, как двигатель заглушен.
АКБ считается заряженным, когда наблюдается кипение электролита, через 10 минут от батареи отсоединяют подзарядное устройство и ждут 20-30 минут, пока с банок выйдет газ.
В заряженной батарее меняется характер протекания электрохимических процессов. Молекулы волы распадаются, выделяется водород и кислород, который создает эффект кипения. Через 15 минут доливают дистиллированную H2O и закручивают пробки. Через 8 часов АКБ устанавливают на автомобиль.
Как выбрать дистиллят
Дистиллированная вода для АКБ
Сегодня дистиллят покупают в хозяйственных магазинах. Он используется для бытовой техники – в частности, для утюгов. Большой выбор дистиллятов и в магазинах автозапчастей. Если покупать дистиллят в аптеке, необходимо выбирать герметично закрытые емкости с указанным сроком производства. Если аптека имеет дистилляторное оборудование и производит раствор для медицинских целей, срок годности такой воды – до 3 дней.
Дистиллят – главный компонент в обслуживании АКБ. Его долив проводят самостоятельно, соблюдая правила безопасности и ориентируясь на показания датчиков или проверяя уровень вручную. Покупать дистиллят для АКБ рекомендуется в техсервисах.
Источник
Как долить воду в аккумулятор: типичные ошибки
Не все знают, как долить дистиллированную воду в аккумулятор правильно. Данная статья расскажет о типичных ошибках и поможет научиться делать это самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов.
Когда аккумулятор начинает «кипеть» уровень электролита падает и его плотность становится больше. Если «проворонить» этот момент и вовремя не исправить это, то АКБ может со временем растерять свою емкость. Чтобы он «не кипел», необходимо долить в него необходимое количество дистиллированной воды. Прежде чем начать это делать, лучшим решение будет проконсультироваться со специалистом или хотя бы спросить у более опытного автовладельца, как долить воду в аккумулятор. Перед этим обязательно нужно очистить поверхность аккумуляторной батареи. Эта процедура необходима по нескольким причинам. Первая. Поверхность, скорее всего, сильно загрязнена серной кислотой, которая выплескивалась во время кипения, а контакт с ней опасен для человека и его одежды.
Вторая. Грязь может попасть внутрь батареи и еще больше испортить ее. Третья. Делать работу в чистоте просто-напросто намного приятнее. Для того, чтобы очистить поверхность, нужно аккуратно протереть ее влажной тканью. Лучше всего смочить ткань раствором пищевой соды.
Доливать воду в АКБ рекомендуется с помощью обычной резиновой груши, большого шприца или с использованием аэрометра (точнее, его внешней колбы) для измерения плотности электролита. После доливки воды плотность электролита восстанавливается не сразу, так как в АКБ между пластинками есть небольшие промежутки и смешиваются жидкости поэтому довольно медленно (иногда плотность восстанавливается только по истечении нескольких недель) . По этой причине после добавления воды аккумулятор должен постоять в течение хотя бы нескольких часов. Только в этом случае показатели плотности более или менее станут близки к реальным, и ее можно будет измерять.
Для того, чтобы максимально точно определить плотность, надо измерить ее несколько раз через равные промежутки времени. Если разница между измерениями до и после не очень велика, это значит, что аккумуляторная батарея снова готова к эксплуатации после небольшой подзарядки. Самая распространенная ошибка автолюбителей с малым опытом — это доливка в АКБ недистилированной воды. Если заливать в аккумулятор обычную воду из-под крана, в которой содержится очень много различных примесей и солей, плотность химический состав электролита нарушаются. Из-за этого потом АКБ начинает быстрее терять заряд, происходит сульфатация и разрушение пластин, а также уменьшается емкость батареи.
Еще одна из частых ошибок — это долив воды на морозе. Делать этого не следует по понятным причинам — верхний слой электролита в этом случае просто замерзает, не успев смешаться с нижним. Итогом может быть разрушение корпуса самой батареи, а также выход ее из строя. Если зимой непосредственно перед поездкой куда-либо обнаруживается необходимость долить воду, то лучше это сделать перед выездом, иначе придется возиться в дороге, а потом, возможно, покупать новую АКБ. Чтобы плотность электролита быстрее пришла в норму после доливки можно немного (до 40-50 минут) погонять его на работающем на холостых оборотах автомобиле. А также можно доливать воду в аккумулятор при заведенном двигателе.
Еще одна из самых распространенных ошибок автолюбителей — забывчивость или же простая небрежность. Многие не удосуживаются очистить поверхность батареи от загрязнения. Что от этого может случиться, описано в одном из первых пунктов данной статьи. Вот так вот обычная человеческая лень может привести к тому, что аккумулятор даже новый просто перестанет как следует выполнять свои функции или вовсе перестанет работать и отправится на рынок вторсырья.
Бывают случаи, когда АКБ требует доливки воды для восстановления уровня электролита. Ни в коем случае нельзя добавлять ее до начала перезарядки. Это также является типичной ошибкой неопытных или ленивых водителей. Просто во время перезарядки объем электролита увеличивается, и лишняя жидкость может просто-напросто перелиться через крышки, повредив при этом кабели, зажимы, подставки и полы. Доливать воду можно не раньше, чем за 2-3 часа до окончания перезарядки. Ошибки совершают часто те, кто ни разу не читал инструкцию по эксплуатации аккумулятора и те, кто невнимательно, «между строк» читает советы, которые даются на форумах на тему как долить дистиллированную воду в аккумулятор.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду
У многих начинающих автомобилистов возникает вопрос, как в аккумулятор долить дистиллированную воду, если он из категории обслуживаемых АКБ. Соответственно, возникает второй вопрос, сколько необходимо добавлять жидкости и можно ли это сделать самостоятельно в бытовых условиях.
Предназначение дистиллированной воды
Дистиллированная вода является важной составляющей в жидкости автомобильной аккумуляторной батареи, обеспечивает ее полноценную функциональность, поддерживает нужную плотность электролита, в котором ее содержится 65%. А процентное содержание серной кислоты составляет всего лишь 35%.
Серная кислота — это довольно высококонцентрированное химическое соединение, представляющее в чистом виде опасность для АКБ. Для снижения ее концентрации необходима очищенная вода. Соотношение Н2О/H2SO4 =65/35 обеспечивает в момент зарядки аккумуляторной батареи накопление электрической энергии, которая впоследствии используется для запуска и движения транспортного средства.
Дистиллированная вода (ДВ) — это обычная вода, очищенная от органических соединений (продукты жизнедеятельности растительности и животных, бактерии, вирусы) и неорганических примесей (соли, минеральные добавки, другие вещества). Она состоит из двух химических элементов: водорода (H) и кислорода (O).
Перед тем как узнать, сколько доливать в аккумулятор дистиллированной воды, важно понять, что для подобной процедуры обыкновенная вода не подходит. В ней содержится большое количество разных примесей (соли, хлор, известь и прочие), которые способствуют быстрому выходу автомобильного аккумулятора из строя. Нельзя заливать в АКБ и прокипяченную воду, так как обыкновенное кипячение не дистиллирует (не очищает) жидкость в полном объеме.
Почему используется не электролит
В процессе эксплуатации аккумулятора, особенно в летний период, происходит нагревание батареи, в результате чего банки могут закипеть. ДВ в этот момент испаряется. Кислота — это нелетучая жидкость, соответственно она остается и уменьшается концентрация воды. Плотность смеси вырастает иногда до 1,4 г/см 3 . Поэтому, чтобы электролит привести к нормальной плотности, необходимо добавлять ДВ.
Если лить электролит, плотность уменьшится, но недостаточно.
Важно помнить о выпадении солей в осадок и разрушении пластин. Поэтому, чтобы уменьшить плотность жидкости до установленной нормы, добавляется исключительно ДВ. Это правило нужно всегда помнить!
А также стоит запомнить, что вода доливается только в аккумуляторные батареи обслуживаемого типа, которые отличаются максимальным испарением. Необслуживаемые АКБ оборудованы литым герметичным корпусом, испаряемая жидкость не выходит наружу, она выпадает в осадок внутри банки. В этом случае происходит замкнутый цикл, добавлять воду нет необходимости.
Когда требуется заправка АКБ
Большинство специалистов считают, что аккумулятору авто техническое обслуживание не требуется. Соответственно доливка в него воды является неактуальной, но при условии эксплуатации АКБ в нормальных условиях. Обязательно проверять уровень жидкости необходимо автомобилистам, совершающим на собственном авто поездки на дальние расстояния. В этом случае наибольшая вероятность преобразования жидкости в парообразное состояние. А также активный процесс испарения воды осуществляется в случае выхода из строя реле-регулятора.
Основные показатели поломки реле-регулятора:
- в период эксплуатации транспортного средства аккумуляторная батарея сильно нагревается;
- на корпусе АКБ наблюдаются капли электролита;
- из заливных горловин выходит сильный пар.
Нужно учитывать вариант конструкции АКБ. В обслуживаемых моделях происходит намного большее испарение H2O. Поэтому именно для них стоит знать, сколько воды доливать в аккумулятор. В необслуживаемых моделях испарение жидкости в окружающую среду предотвращает герметичный литой корпус. Такие АКБ не требуют дополнительного технического обслуживания.
Проверка уровня электролита
Наличие электролита проверяется исключительно в обслуживаемых АКБ. Они чаще всего оборудованы прозрачным корпусом, поэтому осмотр проводится визуально. Для этого на поверхности сделаны специальные отметки, соответствующие определенному объему жидкости.
Выпускаются также аккумуляторные батареи обслуживаемого типа с непрозрачным корпусом. Чтобы определить, до какого уровня доливать в аккумулятор воду в таком случае, владельцу транспортного средства понадобится специальная прозрачная трубочка диаметром 0,5 см.
Последовательность проверки уровня жидкости:
- откручивается крышка АКБ;
- прозрачная трубка опускается в жидкость, при этом она должна упереться в дно баночки;
- ее внешнее отверстие зажимается плотно пальцем;
- затем она достается из аккумулятора для определения уровня электролита.
Такая трубка имеет деления минимума и максимума. Соответственно, если набравшаяся жидкость находится в этих пределах — объем электролита в норме. Если жидкость ниже минимума — необходимо долить ДВ.
Сколько нужно добавлять воды
В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.
Рекомендации о том, как дистиллированную воду добавить в аккумулятор другой конструкции, сводятся к следующему:
- В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
- В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
- Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.
Важно правильно выполнять доливку ДВ, чтобы плотность электролита соответствовала установленным нормам. При большей концентрации соляная кислота будет разрушать свинцовые пластины.
При ее недостатке можно разморозить автомобильный аккумулятор при значительных минусовых температурах.
Как правильно доливать жидкость
Если плотность электролита в автомобильном аккумуляторе повысилась или АКБ не дает нужное напряжение, значит, причина в испарении ДВ. По норме электролит состоит: H2SO4 (серная кислота) — 35%; H2O — 65%.
Инструкция доливки ДВ в АКБ:
Верхняя плоскость АКБ очищается от грязи, тщательно протирается, особенно возле пробок.
- В процессе зарядки батареи серная кислота могла выплеснуться наружу. Поэтому, чтобы ее нейтрализовать, область горловин нужно протереть ветошью, смоченной в растворе соды.
- Теперь нужно аккуратно открутить пробки. Рекомендуется надеть перчатки, чтобы защитить от электролита руки.
- При помощи медицинского шприца набирается ДВ и заливается в банки, где упал уровень жидкости.
- Закручиваются пробки.
- Через 2 часа необходимо проверить соответствие нормам плотности электролита с помощью специального устройства — ареометра. Если показатели в норме, аккумулятор можно ставить на зарядку.
Доливка жидкости осуществляется только на горизонтальной поверхности, иначе уровень будет показывать неправильный объем. А также стоит учитывать тот факт, что в разных климатических условиях отличается плотность электролита. Например, в России:
- на юге страны — 1,25 г/см 3 ;
- в центральных регионах — 1,27 г/см 3 ;
- на северных территориях — 1,29 г/см 3 .
Чтобы точно измерить плотность жидкости, ареометр должен находиться строго в свободном состоянии, вертикальном положении и не соприкасаться со стенками емкости. Опустив аккуратно ареометр в жидкость, нужно дождаться, когда он полностью перестанет колебаться, затем снять показания по шкале в точке его пересечения с поверхностью электролита. Это и есть плотность жидкость.
Получение дистиллята в быту
Есть автомобилисты, которые не идут в магазин за ДВ. Они ее производят самостоятельно в домашних условиях. Это в основном старшее поколение, заставшее времена дефицита, и люди, проживающие в отдаленных от города населенных пунктах, куда многая продукция просто не поступает.
При желании самостоятельно приготовить ДВ стоит понимать, что она не будет отличаться высоким качеством, так как для этого необходимо иметь специальное дорогостоящее оборудование — дистиллятор. Но в качестве альтернативы подойдет обычный самогонный аппарат без змеевика. Производительность ДВ при использовании этого варианта составит примерно 1 стакан за 3−4 часа.
Формула дистиллированной воды — Н2О. Качественная жидкость не должна содержать сторонних примесей. В бытовых условиях достичь такого результата невозможно, небольшое содержание солей металла все-таки останется.
Рекомендации:
- Если необходимо срочно долить воду в аккумуляторную батарею, можно набрать ее из-под крана в пластиковую бутылку и положить в морозилку на 2−3 часа. Использовать нужно только лед, который предварительно растапливается. Незамерзшая вода сливается в раковину. Полученная таким способом ДВ будет причинять минимальный ущерб АКБ.
- Еще один способ — сбор дождевой воды в пластиковую емкость, тщательная фильтрация, дальнейшее использование по предназначению.
Важно! Собираемая вода для аккумуляторной батареи не должна соприкасаться с железными предметами. Например, вода, стекающая с металлической крыши дома, непригодна для этих целей.
Источник