Как луаз плавает по воде

Водоплавающий ЛуАЗ. Или боевая машина с сердцем Запорожца

Конфликт на Донбассе показал миру множество боевой техники, давно невиданной на полях сражений. К таким образцам относится и ЛуАЗ ТПК (Транспортер переднего края). Эта амфибия была создана для военных нужд на основе Луцкого внедорожника.

Говоря военным языком, ТПК – это плавающий транспортер малой грузоподъемности, используемый для эвакуации раненых, и подвозу боеприпасов к переднему краю. Заказчиками новой машины стали Воздушно-десантные войска. В техническом задании, помимо плавучести, была описана необходимость откидной рулевой колонки и складных сидениях, что позволяло бы управлять машиной лежа. Это обуславливало расположение водителя по центру.

Необходимость в транспорте подобного рода четко обрисовалась после анализа боевых действий в Корее (1949-1953). Как оказалось, при всем многообразии специального транспорта, есть задачи, выполнение которых являются для этих машин (вроде БТР) нецелевыми. Так сформировались требования новой машины: легкость, плавучесть и компактность. При всех плюсах заслуженного «бойца» ГАЗ-69, он не подходил на эту роль. А горьковская амфибия, созданная на его базе, не отвечала всем поставленным задачам.

Конструкторская группа, состоявшая из специалистов НАМИ «засучила рукава» в середине 50-х годов. Первым результатом стал ходовой прототип НАМИ-032Г, принятый на испытания в 1957 году. Он приводился в движение мотоциклетным мотором М-72, или его модификацией МД-65 – с верхним расположением клапанов (здесь и далее возможны вариации, так как данные по работе были засекречены, и у ведущих авторов наблюдаются различные версии). Стеклопластиковый кузов крепился к стальной раме, в которой были закреплены элементы подвески – продольно-рычажной на поперечных торсионах. Ведущей осью была передняя с возможностью подключить задний мост. Дифференциал посчитали ненужным, ибо решили, что эксплуатироваться машина будет исключительно вне дорог. Весь трансмиссионный блок был облачен в герметичный блок из которого выходили загермитизированные полуоси.

Читайте также:  Парфюмированная вода terre de lumiere

Испытания показали критичные недостатки «тридцать второго». Мотор оказался недостаточно тяговитым, а трансмиссия – крайне ненадежной. Кроме того, десантники скептически относились к пластиковому кузову, который разрушался при десантировании, что приводило к разгерметизации.

Источник

В чем причина плавучести ЛуАЗа?

вот недавно по телеку видел хлопцы на самодельном вездеходе преодолевали Беренгов пролив.
Конструкция, я так понял, полностью самодельная.
Что-то вроде вездехода на гусеницах под корпусом и еще по бокам пара «бочек». Только «Бочки» там хитрые. Форма похожа на сигару и на них лопасти похожие на червяк в мясорубке. Эти «бочки» с помощью гидравлики у них могли подниматься когда машина едет на гусеницах по снегу или льду и опускаться когда заплывает в воду. они же и играли роль движущих элементов на воде (с помощью лопастей, хотя может и нижняя часть гусениц тоже двигала немного),и они же удерживали «судно» на плаву. Скорость правда у них получилась низковата — пролив они преодолели за полтора дня. Но зато конструкция позволяла из воды взбираться на лед и наоборот ну и плыть само собой.

Незнаю насколько это поможет сделать луаз водоплавающим, сам я никогда о таком и не думал (у меня-то и луаза нет 🙂 ), но мне конструкция понравилась

Да и еще одно какой вес у этого аппарата я ен помню, но с виду не очень большой. Экипаж — 2 человека.

про бочки. две бочки по 200 литров имеют плавучесть 200 кг минус вес бочек не менее 50 кг = 150 кг * 2 бочки получается = 300 кг.
помоему луазка весит намного больше. а своя плавучасть (969) 0%
Да и бочки надо крепить так чтоб они полностью были ниже пола.
Непредставляю как с помощью веревок это можно сделать конструкция то хлипкая! .

моё мнение = утонет вместе с бочками!

Re:про бочки. > Не должен утонуть. Водоизмещение корпуса там вполне приличное. Бочки ИМХО нужны для устранения дифферента на нос, особенно передняя,

Угу. Но их, по словам Александра (с сайта которого использовались цитата), всё же должно быть четыре. Хотя. рассказывал, что как-то во время ужина, поглядывая на включенный телевизор, вдруг увидел сюжет про то, как народ, начитавшись всего этого, и впрямь полез в воду поплавать всего с парой бочек. Говорит, аж чуть не поперхнулся. :)).

Re: а давай проверим, кто дальше в воду заедет? мой ЛУАЗ или твоя Интегра? Такса — стандартная.

а чего это за помпа? а то у меня штатная на 967 сдохла. хоть ни разу в море и не выходил, все равно сдохла.
А без нее как-то несолидно. 😉

Re:А поподробнее можно? Обычный он совсем не поплыве Вот, читай)) цитата с http://www.luaz.com.ua/

[strong]Преодоление водных преград:[/strong] Есть несколько способов. Если глубина брода по — колено и дно твердое вы просто спокойно переезжаете на другую сторону. Если же глубина больше и ширина брода не превышает 10 метров, вам следует привязать к передним буксирным проушинам капроновый трос и перейти на другую сторону. Переправу лучше всего проводить вдвоем. Ваш напарник въезжает в воду и в тот момент, когда ЛУАЗ всплывает и теряет опору под колесами, глушит двигатель. В это время вы подтягиваете его к вашему берегу. После этого вы включаете понижающую передачу и запускаете стартер. Стартер вытягивает автомобиль на сушу. Дело в том, что существует еще и армейская, полноценно плавающая модификация ЛУАЗА. В ней улучшена герметизация кузова и отсутствуют дверные проемы. Движителем являются колеса. Наша гражданская модификация сохранила плавучесть, но не способна плавать на большие расстояния без использования понтона. Вода сочится. Понтоном могут быть обыкновенные 200 л. бочки из-под горючего. Две бочки обвязываются капроновым тросом и цепляются к буксирным проушинам и балкам, одна спереди и одна сзади. Вы въезжаете в воду и движетесь к другому берегу. Направление движения изменяется поворотом руля. Реакция несколько замедленная, но уверенная. Скорость движения около 4 км/час. Важно заметить, что движение можно начинать только в том случае, если на полу салона нет воды. Если вода появилась, то проверьте уплотнение заднего борта или снимите часть груза. Важно, чтобы берег, к которому вы собираетесь причалить был относительно пологим. А глаза у зрителей — квадратными.

Дык сие же офигеть как прикольно))) как в анекдоте:
типа в 90% аварий последнея фраза американского водилы — «Ohh, shit. «;

у русского — «Мля, пацаны, смотрите как я могу. «

>>>естественно очертя голову не полезу, надо поработать над герметизацией, как вариант воздушные подушки из камер «Беларуси»)))
по поводу течи могу сказать следущее, я переезжал не раз через речушку на даче, воды — под срез капота, жалюзи есессено закрывались, места где вода просачивалась — водительская дверь, задний борт, и рычаги КПП, ручник, блокировка диффера, ну короче всем все ясно)))

как я думаю, самое главное шоб морда не ныряла, а то, что за мотором, по идее должно плавать)))

Источник

ЛуАЗ-967 — транспортер переднего края (ТПК)

ЛуАЗ-967 — ТПК (транспортер переднего края), производимый в течение пятнадцати лет на Луцком автозаводе. Это полноприводный вездеход, главной особенностью которого является возможность плавать. Он имеет малую грузоподъемность, но в качестве техники для выполнения определенных целей вполне неплох. На базе 967 модели впоследствии были созданы 969, 969М и 1302. Автомобиль до сих пор можно найти в свободной продаже и некоторые охотники и рыбаки предпочитают его более тяжеловесным ГАЗ-69, УАЗ и прочим внедорожникам.

ЛуАЗ-967 — история создания водоплавающего вездехода

В конце 50-х стране понадобился легкий внедорожник, который будет иметь малую грузоподъемность в угоду повышенной проходимости. Также стояла задача разработать такой автомобиль, который сможет переплывать броды, реки, небольшие ставки и озера. Считается, что толчком к развитию внедорожной мысли в этом напралении послужила Корейская война 49-53х годов. СССР принимал в ней активное участие, поставляя боевую технику на фронт.

Именно тогда стало ясно, что в тех условиях ГАЗ-69, достаточно габаритный автомобиль, не мог нормально выполнять простейшие функции — перевозить раненных, доставлять боеприпасы, эвакуировать личный состав и заниматься разведкой. Проезжая по полю с воронками газик часто садился на мосты и его приходилось сдергивать, тратя драгоценное время, чтобы через несколько десятков метров опять посадить.

После окончания Корейской войны военные попросили конструкторов своего времени разработать более легкий, универсальный автомобиль с малым весом. Среди требований, предъявляемых к новому автомобилю, было умение плавать

Разработку тестового водоплавающего автомобиля начали в НАМИ, руководил проектом Б.М. Фиттерман и первый внедорожник представили уже в 1958 году. Назывался этот прототип — Огонёк или НАМИ-049. У него был кузов из стеклопластика, а также 2-тактный мотор МД-65 малой мощности в 22 л.с. И этот первый образец вышел не особо удачным — при сбросе с парашютом кузов не выдерживал удара о землю, а мотор был достаточно слабеньким и не позволял реализовать необходимое военным.

ЛуАЗ-967 — объемный кузов со складными сидениями (прятались полностью в пол)

Второй образец делали со специалистами из Запорожья. Это был НАМИ-049А, на которого ставили мотор чуть более мощный — МеМЗ 969 на 30 л.с (разработан на основе двигателя BMW-600 ). Кузов сделали из стали, у автомобиля также была мощная рама. Для облегчения веса было принято решение сделать внедорожник переднеприводным, с подключаемым задним мостом (это позволило убрать задний дифференциал). Торсионы из простых пластин сделали кованными, поэтому приземления после десантирования на парашюте внедорожник ЛуМЗ выдерживал.

Нужно сказать, что параллельно делалась как водоплавающая, так и простая версия автомобиля. После тестов военные решили отдать предпочтение второму варианту — корпус был непроницаем для воды, поэтому запас плавучести стал достаточно хорошим. Скорость за счет динамики колес можно было набирать до 3км/ч.

ЛуАЗ-967 — учения по перевозке раненных

Для того, чтобы на автомобиле можно было транспортировать раненных, водительское кресло располагалось посередине. Прямо за водителем было место санитара, тоже посередине, спиной к водителю. По бокам кузова было место для носилок с раненными. Для облегчения конструкции верх джипа сделали съемным, брезентовым.

ЛуАЗ-967 — водитель мог складывать рулевую колонку и управлять автомобилем под обстрелом лежа (был и специальный ручной дроссель).

Интересно отметить и про дизайн автомобиля — на него сильно повлиял австрийский Gafinger AP-700. Машина, которая получилась в итоге у наших конструкторов, получила название ЛуМЗ-967. Поставили её в серийное производство с 1961-го года.

ЛуАЗ-967 — технические характеристики и особенности

Маленький легкий внедорожник был предназначен для использования на фронте, на самом переднем крае ведения боевых действий (отсюда и маркировка ТПК — транспортер переднего края). Его снаряженная масса составляла всего 950 килограммов, а полная — 1.350 килограммов. Клиренс был 285мм, а высота (учитывая поднятое ветровое стекло) — 1580мм. Двигатель серийно ставили МеМЗ 967А, он обеспечивал мощность в 37 л.с. Внедорожник мог буксировать прицепы массой до 300 килограммов.

Ведущим мостом является передний — на нём рекомендуется ездить по дорогам с хорошим покрытием. При этом, можно развивать скорость до 75км/ч! Задний мост подключался вручную для повышения проходимости на сложных участках. ЛуАЗ 967 комплектовался и понижающей передачей, а в более поздних версиях — блокировкой дифференциала заднего моста.

ЛуАЗ-967 — ручки переключения между ног у водителя, складное рулевое колесо.

Учитывая, что автомобиль предназначен для преодоления в том числе и водных препятствий, к нему с завода шли оригинальные металлические трапы, позволяющие забраться на неподготовленный для этого дела берег.

ЛуАЗ-967 — с боков кузова крепились металлические трапы

В отличие от многих других внедорожник, ЛуАЗ-967 хорошо преодолевал даже очень крутые подъемы до 58%! Кроме того, автомобиль комплектовался лебедкой — она разрабатывалась исходя из тех соображений, что спрятанный в укрытии внедорожник мог бы подтягивать к себе раненных на поле боя, боеприпасы и другие объекты. Изначально ставилась лебедка с усилием 150-200 кгс, а длина троса составляла солидные 100 метров.

ЛуАЗ-967 — панель приборов

Стоит отметить, что на базе этого водоплавающего внедорожника были сделаны такие легендарные в своём роде автомобили, как ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М и ЛуАЗ-1302. И это не считая большого количества сделанных модификаций.

Источник

Все гениальное – непросто: тест-драйв военного ТПК ЛуАЗ-967

Конструкторы всеми силами старались сделать эту машину как можно менее заметной. Они достигли цели – о транспортере ЛуАЗ-967 мало знали даже те, кто служил в Советской Армии. Некоторое количество этих полусекретных машин осталось на ходу после списания, и мы прокатились на одной из них.

Первый раз за руль плавающей «Волынянки» (таково имя собственное этого ЛуАЗа) я сел посреди большого города. Завел, поехал, и, несмотря на вожделенность момента, сразу почувствовал себя не в своей тарелке. Сижу, открытый со всех сторон, посреди грубой железной платформы. Ни крыши, ни дверей, да еще низко – кажется, из соседних машин все смотрят на меня свысока. Но побывав с ТПК за городом, сам смотрел на обитателей городских дорог свысока: на что вы годитесь, кроме асфальта, с вашей пластиковой скорлупой по периметру и смешным клиренсом?

Откуда оно взялось

Об истории ТПК и ЛуАЗа мы уже писали довольно подробно, но коротко поясним.

В 50-е годы армейские аналитики решили, что бойцам нужен транспорт даже там, где враг конкретно рядом – то есть там, где солдат вообще-то передвигается короткими перебежками или ползком. Транспортер переднего края – так назвали эту технику, и название объясняет все.

Подвезти боеприпасы как можно ближе к огневой позиции, эвакуировать раненого буквально из-под огня, перебросить группу бойцов в обход каких-то важных и стремительных событий. Ну или как вариант – заполучить малозаметную тележку-носитель для монтажа тяжелого стрелкового вооружения: автоматического гранатомета, станкового пулемета, миномета и т. п. Естественно, предполагалось, что проехать такой многоцелевой транспортер должен был везде, где пробежит пеший солдат, соответственно, для него планировался полный привод, клиренс порядка 300 мм и высота при этом – всего около 0,7 м. Заодно машину решили сделать плавающей, что при ее габаритах казалась несложным.

Конструкция

История разработки ТПК была долгой и тернистой. Многолетний путь поисков и решений в конце концов привел к интересной и целиком логичной конструкции. Принятый на вооружение транспортер переднего края образца 1969 года, названный в итоге ЛуАЗ-967, получил герметичный корытообразный (прошу без обид!) кузов с вваренной в днище рамой.

Компоновка переднемоторная, но не классическая: продольно установленная V-образная «четверка» Мемз-966 (позднее – Мемз-968) постоянно приводит во вращение передние колеса. Крутящий момент на задний мост отбирается прямо от коробки передач, в которой, кстати, кроме четырех привычных «запорожских» ступеней имеется еще одна дополнительная – более низкая, чем первая, ее обычно называют пониженной. Включается эта «ползучая скорость» только после подключения заднего моста – вторым, коротким рычагом, торчащим из пола по центру кузова. Третий же рычаг, похожий на «ручник», блокирует задний межколесный дифференциал.

Впрочем, по свидетельству владельцев, гоняющих ТПК в реальной грязище (да и мой скромный опыт покатушек на ТПК ЛуАЗ-967 и «гражданском» ЛуАЗ-969), до блокировки «дифа» дело доходит редко. Но об этом чуть позже.

Подвеска транспортера полностью независимая, на поперечных торсионах и с индивидуальными для каждого колеса амортизаторами.

Вся упомянутая начинка плавающего вездехода скрыта под его палубой – даже пара пассажирских сидений ловко прячется под нее, образовывая ровную площадку с возвышающимся по центру водительским сиденьем (тоже, кстати, складывающимся).

Также в «трюме» помещены бензобак, все трубопроводы, аккумулятор и отсек для принадлежностей. С обратной, нижней стороны, днище машины гладкое – это большой плюс на воде. И кроме того, в сочетании с 285-миллиметровым клиренсом это серьезное дополнение к прочему внедорожному активу ЛуАЗика, например, в серьезной грязи. Впрочем, на некоторых экземплярах снизу можно найти выступающие такелажные петли для крепления машины к специальным платформам, применяемым при десантировании в воздушно-десантных войсках.

Капот, на который откидывается лобовое стекло, скрывает не только двигатель-«воздушник», но и набор различного вспомогательного оборудования. Так, тут размещено сразу два пусковых устройства для старта двигателя в сильные морозы. Одно – бензиновое, классического для Советской Армии «примусного» типа, рассчитанное на предварительный основательный прогрев двигателя.

Второе – нетипичной конструкции, с впрыском легковоспламеняющейся жидкости «Арктика» во впускной коллектор. Контейнеры-баллончики с этим спецсредством поставлялись с машиной в комплекте, их применяли для экстренного запуска промерзшего двигателя – например, по тревоге.

Еще под капотом есть такая специфическая штука, как насос для откачки воды, которая попадает в подполье при заплывах. Двигатель укомплектован дополнительным маслорадиатором с электровентилятором обдува. Согласно инструкции, его подключают при длительном движении груженого транспортера в тяжелых условиях, хотя на практике двигатель ТПК перегреть трудно.

Технологии от сумрачного советского гения

Если с точки зрения технической начинки ТПК выглядит вполне по-автомобильному, то с потребительскими качествами – специфика на специфике, нюанс на нюансе. То, что в наличии имеется только нижняя часть кузова – это еще полбеды. Штатный тент тоже простоват, он не предусматривает каких-либо боковин, простираясь только над головами и на месте задней стенки кузова.

Водительское сиденье стоит посередине платформы. Это затем, чтобы не нарушать центровку на плаву и чтобы по бокам от него можно было … лежать, причем сразу двоим! Ведь одна из основных функций транспортера – эвакуация раненых. Поэтому и двое носилок, укладываемых вдоль бортов, входили в «базовую комплектацию» плавающих ЛуАЗиков.

Еще двое бойцов могли сесть между носилок за спиной водителя, им от конструкторов машины полагался штатный коврик. На случай, если лежачих пассажиров не окажется, из пола на месте носилок хитрым образом выдвигаются два сиденья со спинками.

А вот еще одна поражающая воображение трансформация. Водительское сиденье складывается так, чтобы на нем тоже можно было лежать – на животе, точнее, грудью. Это для того, чтобы водитель мог рулить автомобилем из укрытия, не будучи легкой мишенью для стрелков. Вот и рулевая колонка тут имела «регулировку по высоте», то есть складывалась до почти горизонтального положения.

Как и у всякого серьезного внедорожника, у ЛуАЗ-967 есть лебедка. Но она предназначена не для самовытаскивания автомобиля, а – внимание! – для подтягивания раненого бойца под обстрелом. В комплекте с санитарной версией ТПК кроме пары носилок шел легкий формованный ложемент. На этих своего рода санках раненый боец, буксируемый тросом, «ехал» по полю боя к машине, стоящей в укрытии. Усилия лебедки в 150 кг мало для вытягивания застрявшей машины, да и выдвижной кронштейн троса слаб для этого.

Еще одному нешуточному «навороту» мог бы позавидовать любой современный «проходимец». Уникальность его не в уровне технологий, а напротив – в простоте и одновременно редкой многофункциональности. На бортах ТПК в заводской комплектации шарнирно подвешивали пару продолговатых панелей, которые сегодняшние фанаты офф-роуда назвали бы сэнд-траками.

Собственно, это они и есть, однако прочность их рассчитана не только на преодоление зыбучих песков, но и на проезд по ним над окопами, неровностями, а также – на выезд машины из водоема по болотистому берегу. В транспортном положении на кузове автомобиля эти трапики фиксировались в двух положениях. В верхнем они служили бортами, удерживающими груз, людей и лежащих на носилках раненых. А в нижнее их переводили, чтобы понизить силуэт машины на поле боя, а еще чтобы они не мешали грузить раненых и прочие тяжести. Для этой же цели, кстати, на машинах первых серий был сделан откидывающимся задний борт. Наконец, солдатская молва утверждала, что трапы эти также могли работать резервным бензобаком и вмещали в себя до 20 литров топлива. К сожалению, последнее утверждение проверить не удалось.

Наконец, едва ли не самое главное в ТПК: его конструкторы смогли гениально совместить сугубо военное предназначение уникальной машины с реалиями народного хозяйства. Мало того, что армейскую амфибию укомплектовали серийным мотором от «Запорожца», так еще создали на ее платформе популярный внедорожник для села ЛуАЗ-969 – недорогой, практичный и с такой же невероятной проходимостью. Разве что не плавающий. Мы как-нибудь сделаем и его тест-драйв тоже.

На ходу

Чтобы ехать в ТПК, нужно перво-наперво понимать, зачем это тебе нужно. А нужно, чтобы не идти пешком, причем там, где и пройти-то невозможно. И все, больше никаких желаний типа мягких сидений, отопителя, крыши, дверей и прочих глупостей. Если себя настроить таким образом, транспортер переднего края ЛуАЗ-967 будет воспринят вами правильно, даже если вы не сержант ВДВ.

Посадка за рулем конечно, необычна, но не так страшна, как может показаться. Ноги держу в стороны, потому что между колен торчит два рычага плюс внизу тоннель трансмиссии. Но ступни стоят в специальных нишах-углублениях, поэтому колени согнуты меньше, чем на «Виллисе», который мы тестировали в прошлом году, и особых неудобств нет.

Источник

Оцените статью