Как мог христос ходить по воде

Версия: Как Иисус мог ходить по воде

Известна библейская легенда о том, что Иисус ходил по воде. Однако объяснения этой легенде давались различные: теологи объясняли произошедшее святостью сына Божия, ученые же полагали выдумкой.

Между тем, найдены доказательства того, что по воде можно двигаться как по суше. Оказалось, что, если в воду добавить кукурузный крахмал в соотношении 1 к 1, то по получившейся смеси можно бежать. Чикагские физики доказали, что при ударе жидкости ногой, частички крахмала, зависшие в воде, собираются вместе подобно тому, как снег собирается возле снегоочистителя. Это уплотнение образует тяжелый участок, который может отталкивать с таким же крушащим давлением, которое сконцентрировано на кончике высокого каблука-шпильки.

При изучении воды с крахмалом с помощью рентгеновского излучения выяснилось, что изначальное воздействие выжало воду из пространства между частичками крахмала. Потом свою роль сыграло трение между частицами. Они сгруппировались в расширенный фронт, который вел себя как твердое вещество, отталкивая воздействие стержня.

Однако сложно предположить, что Иисус засыпал в воду крахмал, чтобы дойти до своих учеников. Между тем, специалисты уверены, что эта легенда правдива. Как оказалось, благодаря редчайшей климатической аномалии на поверхности водоема, расположенного в жаркой стране, может образоваться ледяная корка, способная выдержать вес человека.

По мнению Дорона Нофа, изучавшего колебания температуры в районе Киннерета и проводившего эксперименты с искусственно намороженным льдом, вполне вероятно, что в тропическом климате образуется лед. Исследователь изучал климат возле Галилейского (Тивердиадского) моря, расположенного на севере современного Израиля, где Иисус и явил свое чудо ученикам.

Читайте также:  Вода guerlain habit rouge

Интернет-СМИ уточняют, что Ноф исследовал не весь водоем, а западный участок в районе города Табга, где бьют холодные соленые ключи, поверх которых натекает пресная вода, в результате чего создаются наиболее благоприятные условия для замерзания.

«Однажды тут ударил мороз в минус 4 градуса Цельсия. И продержался два дня. А их вполне хватает, чтобы появился слой льда – тонкий и плавающий. Но достаточно прочный, чтобы выдержать вес человека», – говорит ученый.

По данным ученого, природная аномалия случилась в промежутке от 2500 до 1500 лет назад. Вероятнее всего по этой корке Иисус и подошел к ученикам.

Источник

Ученые объяснили, как Иисус ходил по воде

20.07.2012 Известна библейская легенда о том, что Иисус ходил по воде. Однако объяснения этой легенде давались различные: теологи объясняли произошедшее святостью сына Божия, ученые же полагали выдумкой.

Между тем, найдены доказательства того, что по воде можно двигаться как по суше. Оказалось, что, если в воду добавить кукурузный крахмал в соотношении 1 к 1, то по получившейся смеси можно бежать. Чикагские физики доказали, что при ударе жидкости ногой, частички крахмала, зависшие в воде, собираются вместе подобно тому, как снег собирается возле снегоочистителя. Это уплотнение образует тяжелый участок, который может отталкивать с таким же крушащим давлением, которое сконцентрировано на кончике высокого каблука-шпильки.

При изучении воды с крахмалом с помощью рентгеновского излучения выяснилось, что изначальное воздействие выжало воду из пространства между частичками крахмала. Потом свою роль сыграло трение между частицами. Они сгруппировались в расширенный фронт, который вел себя как твердое вещество, отталкивая воздействие стержня.

Однако сложно предположить, что Иисус засыпал в воду крахмал, чтобы дойти до своих учеников. Между тем, специалисты уверены, что эта легенда правдива. Как оказалось, благодаря редчайшей климатической аномалии на поверхности водоема, расположенного в жаркой стране, может образоваться ледяная корка, способная выдержать вес человека.

По мнению Дорона Нофа, изучавшего колебания температуры в районе Киннерета и проводившего эксперименты с искусственно намороженным льдом, вполне вероятно, что в тропическом климате образуется лед. Исследователь изучал климат возле Галилейского (Тивердиадского) моря, расположенного на севере современного Израиля, где Иисус и явил свое чудо ученикам.

Интернет-СМИ уточняют, что Ноф исследовал не весь водоем, а западный участок в районе города Табга, где бьют холодные соленые ключи, поверх которых натекает пресная вода, в результате чего создаются наиболее благоприятные условия для замерзания.

«Однажды тут ударил мороз в минус 4 градуса Цельсия. И продержался два дня. А их вполне хватает, чтобы появился слой льда – тонкий и плавающий. Но достаточно прочный, чтобы выдержать вес человека», – говорит ученый.

По данным ученого, природная аномалия случилась в промежутке от 2500 до 1500 лет назад. Вероятнее всего по этой корке Иисус и подошел к ученикам.

Источник

Православная Жизнь

Слово в воскресенье недели 9-й по Пятидесятнице.

Прочитанное Евангельское зачало повествует о чуде хождения по воде Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо широко известно даже за пределами верующего общества.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч людей, Христос отправил Своих учеников на другой берег Тивериадского озера. Когда они были уже на середине, началась сильная буря, колыхавшая их лодку в разные стороны. И в это время они увидели Иисуса Христа, идущего к ним по морю, как по суше. Апостол указывает время, когда это случилось: «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф. 14, 25). Время в древнем мире делилось на так называемы стражи. Четвертая стража, о которой идет речь, – это период с 3 ночи и до 6 часов утра, если перевести на современный счет времени.

Ученики, когда увидели Спасителя, встревожились и даже испугались, подумав, что это призрак, и от страха вскричали (Мф. 14, 26). Выражение «это призрак» показывает веру иудеев того времени в существование призраков. В книге Царств, например, повествуется о том, как Саул вызывал дух пророка Самуила. Однако толкование этого места святыми отцами и христианскими писателями показывает, что такого рода явления якобы душ умерших или призраков — всегда бесовское наваждение. Испугавшимся апостолам, Господь сказал: «это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27). «Это я» — казалась бы, какая заурядная, совершенно понятная фраза, которую мы используем множество раз каждый день. И тем не менее сколько глубины, сколько значения в этой простой фразе. Ведь она позволяет нам определить себя для других. Каждый раз, когда мы говорим «это я», предполагается, что нас узнают по голосу, по виду, по каким-то еще признакам. И фразы «это я» достаточно, чтобы быть узнанным.

В библейском контексте выражение «это Я» имеет еще более глубокий смысл, так как оно предполагает, что Истинный Господь и Спаситель будет узнан верными Своими. Обличая иудеев, Христос им говорит «ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8, 24). Очевидно, что речь идет не просто об узнавании Иисуса по человечеству, о котором им, врагам Его, хорошо известно, что Он плотников сын и Мать Его Мария (ср. Мф. 13, 55 и Мк. 6, 3). Господь Иисус говорит фарисеям и книжникам, что они должны узнать Его как Бога и долгожданного Мессию. Ведь и Ветхом Завете Бог обличает жестокосердечных иудеев и говорит: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня» (Втор. 32, 39).

И снова Господь использует это же выражение перед своим арестом в Гефсиманском саду, когда говорит пришедшим солдатам: «сказал им: это Я». То, что эти слова имеют мессианское значение указывает реакция воинов, ибо сказано: «они отступили назад и пали на землю» (Ин. 18, 6). Почему они испугались и пали? Потому что поняли, что Иисус на самом деле говорит о Себе «это Я» в мессианском значении.

Христос шел по воде, как по суше. Безусловно, это должно было поразить апостолов. Писание Ветхого Завета преисполнено выражений о повиновении стихий только Богу — Своему Творцу. Мы знаем из Божественного Откровения, что мир сотворен Пресвятой Троицей и все три Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира. Но именно о Второй Ипостаси Боге-Сыне говорится: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 3), а также: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1, 16). И Христос, являя власть над водной стихией, показывает Свою Божественную силу над тем, что Он сотворил.

Апостол Петр, потрясенный увиденным, говорит Спасителю: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14, 27-28). Господь же говорит апостолу Петру «Иди!» (Мф. 14, 29), и Петр идет по воде к Спасителю. В этом желании идти по водам выражается горячность апостола Петра, и одновременно — его любовь ко Христу. Обратим внимание, Петр не говорит «и я хочу ходить по воде», но говорит «повели мне придти к Тебе по воде». Прийти к Господу, чтобы не разделяло их: вода, суша или бездна. Вот желание Петра. Апостол Петр, мог ошибаться, веря в свои силы, но он не заблуждался в своем чувстве любви к Христу, говорит блаженный Иероним. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Петр «радуется не столько тому, что ходит по водам, сколько тому, что идет к Иисусу».

В этом хождении Петра по водам показан образ грядущего Царства Божьего, где человеку с Богом возможно все. С Богом человек становится тем, кем и предназначался во время творения — властителем мира. Без Бога сотворенный мир бунтует и восстает на человека, но в Боге и с Богом, наоборот, все возвращается к первичному замыслу. Человек — венец творения и хозяин мира, в котором все сотворенное с радостью послушно ему, потому что человек, в свою очередь, послушен Своему Творцу.

Однако, идя по водам, Петр ощущает сильный ветер и начинает бояться. В момент, от нахлынувшего на него страха, он начинает тонуть. Трудно представить какой ужас пережил Петр. Еще миг назад он смертный человек стоял на воде как на суше и шествовал к Учителю. А сейчас вся водная стихия готова в считанные секунды его поглотить. Господь Иисус Христос спасает Петра, протянув ему руку, и одновременно указывает на причину, почему он начал тонуть: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 31). Свт. Иоанн Златоуст, толкуя это выражения, говорит очень ярко: для совершения чуда всегда нужно Божье благословение, Божье посещение и вера человека, и если в человеке нет веры, то даже присутствие Христа его не спасёт.

Дорогие братья и сестры! Хождение по воде носит глубокое символическое значение. Наша жизнь часто в богослужебных текстах называется житейским морем. И пройти по этому житейскому морю, не утонув в пучине греха и бессмыслия, возможно только при вере в Господа Иисуса Христа. Как уже говорилось, евангелист указывает, что Христос пошел по водам в четвертую стражу. В этом хронологическом уточнении многие святые отцы видели таинственное указание на грядущее втрое пришествие Господа нашего Иисуса Христа (например, свт. Иларий Пиктавийский). Перед Его славным пришествием будут великие и многочисленнее искушения, и лжемессии, о которых Сам Господь предупреждает: «многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13, 6). И вновь вспомним выражение «Это Я». По нему апостолы узнали Господа Иисуса, но и лжехристы также придут и скажут: «Это я», имея в виду, что они есть настоящие Помазанники Божии и Спасители. Апостолы сначала думают, что это призрак на воде, но, когда Иисус к ним обращается «это Я», сразу узнают Его. Как нам тут не вспомнить слова Спасителя о Самом Себе как пастыре добром «а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10, 4).

Апостолы узнают Господа по голосу, именно потому, что они верные ученики Его, любящие и знающие Своего Пастыря.

Так и для всех христиан, жившим когда-то, живущим сейчас и тем, кто будет жить в период перед концом мира, есть только один способ узнать Бога и не ошибиться, приняв лжехриста за Спасителя. Это способ быть реальными учениками Господа. Почему кто-то принимает лжеучителей и лжемессий? Потому, что во Христе они не обрели Учителя и Спасителя. По разным причинам, не важно каким, главное, что даже именуясь христианином, можно сердцем своим не принять Христа, не полюбить Его, не найти в Нем утешение и спасение. И вот тогда, приходит дух лукавый, принимающий зачастую вид добра и света (2 Кор. 11, 14) и начинает человеку внушать то, что по выражению апостола Павла, льстит нам: «по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4, 3). Ложный учитель уже обещал прародителям «будете как боги» (Быт. 3, 5), и как понравились Адаму и Еве эти слова… Также апостол Петр указывает признак лжеучителей: «Обещают свободу, будучи сами рабы тления» (2Пет. 2, 19). Но наш истинный Бог и Спаситель Иисус Христос обо всех этих искушениях и признаках обмана предупредил своих последователей: «Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24:25).

Все нам сказано, все нам указано, обо всем, братья и сестры мы предупреждены. Что же нам остается? Нам, верующим в Господа Иисуса Христа, должно твердо осознавать, что рядом с нами всегда есть Тот, Кто даже в моменты страха, сомнения и маловерия, подаст нам руку и скажет: «ободритесь; это Я, не бойтесь». Мы же поклонимся Ему и вместе с апостолами ответим: «истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 31), Которому слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь.

Источник

Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам?

Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин Польсков, кандидат философских наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах (Москва).

Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)

– Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении – хождение Христа по водам – по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности – для апостола Петра, а также – что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками – больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос – это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества – книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой – активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь – хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это – и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи – такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи – три стражи – и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий – порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним – не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова – он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель – человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

С одной стороны – это сильное исповедание. С другой — не стоит видеть в нем окончательного сердечного принятия апостолами того, что Иисус – истинный Бог. В данном случае «Сын Божий» не значит исповедания Христа ипостасью Святой Троицы, как привыкли мы, христиане, считать. Это всего лишь обозначение праведника, святого человека, угодившего Богу и имеющего в силу этого особые чудесные дары.

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты – Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это – не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам – и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога – к познанию Бога.

Евангелие от Матфея (14:22-34)
«И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Источник

Оцените статью