Как начислить норматив по воде

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Читайте также:  Течет вода с наружного блока сплит системы

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Источник

Как рассчитать плату за горячую и холодную воду

При съёме показателей водомеров и расчёте ежемесячного платежа потребитель должен придерживаться установленных правил, чтобы избежать проблем с поставщиком ресурсов. Рассмотрим особенности расчёта платежей за услуги холодного и горячего водоснабжения (ХВС и ГВС), в зависимости от того, установлены ли в квартире индивидуальные приборы учёта.

Особенности оплаты холодного и горячего водоснабжения

Главное, что должен запомнить владелец – оплата за использованную холодную и горячую воду должна производиться раздельно. Поэтому и расчёт должен выполняться по отдельности. Это объясняется тем, что поставкой холодной и горячей воды занимаются разные организации, поэтому и деньги перечисляются по различным счетам.

По нормативу

При отсутствии водомера, плата за водоснабжение взимается, исходя из расчётных нормативов – опытным путём установленных объёмов потребления в течение месяца. В РФ нормы отличаются, в зависимости от региона, поскольку их утверждение состоит в сфере ответственности региональных властей.

Владелец может узнать установленный в области норматив и размер тарифной ставки, зайдя на сайт Государственной информационной системы или портал местных органов власти. Альтернативный способ – обратиться с вопросами в управляющую компанию.

Начисление платы по нормативу возможно при следующих обстоятельствах:

  • в квартире или частном доме не установлен счётчик. Если в данной ситуации собственник не подтвердил документально отсутствие технической возможности для установки прибора учёта, платёж рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5;
  • для квартир и частных домовладений, оборудованных индивидуальным прибором учёта, при условии не предоставления собственником сведений о потреблённых ресурсах за предыдущие 3 месяца. Повышающий коэффициент при этом не применяется;
  • в описанной выше ситуации счётчик пришёл в негодность по причине неисправности или истечении срока очередной поверки, с повышающим коэффициентом 1,5.

Сумма оплаты насчитывается, с учётом официально зарегистрированных жильцов. Но управляющей компании предоставлено право проверить соответствие фактических и официально прописанных людей на соответствующей жилплощади. Если будет установлено, что по факту жильцов окажется больше, счёт будет выписан, исходя из результатов указанной проверки.

При отсутствии зарегистрированных жильцов, платёж рассчитывается с учётом количества владельцев.

Пример расчёта

Размер оплаты за ХВС рассчитывается с использованием следующей формулы:

Пхвс = к × Н × Т,

  • Пхвс – размер платежа за холодную воду;
  • к – количество жильцов в квартире (доме);
  • Н – предусмотренные постановлением местных властей нормы(кубы, м³);
  • Т – величина назначенного в регионе тарифа(руб).

Если необходимо применять повышающий коэффициент, он добавляется в данную формулу.

Услуги ГВС определяются аналогичным способом. Разница состоит в величине норматива, который существенно ниже, чем для ХВС, и тарифной ставки, превышающей указанный выше показатель.

Рассмотрим пример расчёта платежей без применения повышающего коэффициента:

В квартире МКД, расположенной в Московской области, при централизованной подаче холодной и горячей воды, общая норма потребления на одного человека составляет 8,12 м. куб., включая услуги ГВС в размере 2,62 м. куб. Тариф (с учётом водоотведения) за холодную воду составляет 79,73 руб. за 1 м. куб., за горячую – 199,84 руб. По данной жилплощади проживает 2 жильца.

Размер счёта определяется следующим образом:

  1. Норма по ХВС составляет: 8,12(общие нормы) – 2,62(нормы ГВС) = 5,5 м. куб.;
  2. Размер платежа за холодную воду равен: 2(кол-во жильцов) × 5,5 × 79,73(тарифы за ХВС) = 877,03 руб.;
  3. Сумма за услуги ГВС составляет: 2 × 2,62(нормы ГВС) × 199,84(тариф за ГВС) = 1 047,16 руб.
  4. Общая сумма которую нужно будет заплатить за водоснабжение: 877,03 + 1 047,16 = 1924,19 руб.

В случае применения повышающего коэффициента размер платежа будет в полтора раза выше.

По счётчику

При установленных счётчиках, показания снимаются раздельно. Индивидуальные приборы учёта для холодной и горячей воды отличаются цветовым оформлением. У первых корпус окрашен в синий цвет, у вторых – в красный.

Последовательность снятия показания

Показания необходимо снять в период от 20 до 25 числа текущего месяца, при соблюдении такой последовательности действий:

  • записать текущее количество кубометров, исключив начальные нули и дробную составляющую;
  • от записанного значения отнять показатель, снятый в прошлом месяце.

Для дальнейшего расчёта полученный результат перемножается на размер тарифа, с учётом водоотведения (при наличии централизованной канализации).

Потребитель должен своевременно передавать счётчики для поверки в лицензированную организацию. Для этого необходимо сообщить о необходимости проведения данного мероприятия поставщику ресурсов. Водомер снимется, с составлением соответствующего акта. За время, пока прибор будет поверяться, оплата рассчитывается, исходя из средних показателей за предыдущие полгода.

Показания счётчика с просроченным сроком поверки признаются недействительными.

Расчёт оплаты

Пример расчёта для ситуации, аналогичной указанной выше, при рассмотрении определения размера платежа по нормативам. За месяц семьёй было израсходовано холодной воды – 9 м. куб., горячей – 2 м. куб.

За ХВС необходимо заплатить: 9 ×79,73(тариф за ХВС) = 717,57 руб.

Размер платежа за ГВС: 2 × 199,84(тариф за ГВС) = 399,68 руб.

Внимание! В каждой области, крае или республике разные тарифы. Тариф в вашей области можно узнать на официальном сайте поставщика коммунальной услуги или из квитанции.

Как видим, при установленных индивидуальных приборах учёта сумма счёта окажется значительно ниже, особенно по сравнению с оплатой по нормативам при использовании повышающих коэффициентов. Применение коэффициентов, повышающих сумму платежа, связано с тем, чтобы заинтересовать потребителей в установке водомеров. В этом случае собственник будет оплачивать только фактически потреблённые ресурсы.

Если потребитель своевременно передаёт показания счётчиков в коммунальную организацию и регулярно в установленные сроки оплачивает предъявленные счёта, ему не стоит опасаться возникновения недоразумений с поставщиком ресурсов. В противном случае не избежать проблем и финансовых потерь.

Способы предоставления данных

Информация может подаваться следующими способами:

  • телефонным звонком – в назначенную дату потребитель связывается с бухгалтерией поставщика и, указав реквизиты индивидуального объекта, сообщает количество киловатт-часов электроэнергии, кубометров воды или газа;
  • СМС-сообщением – по короткому номеру отправляется значение на индикаторе прибора учёта;
  • по интернету – для каждого потребителя создаётся личный кабинет на местном портале, куда вводятся данные об объёме потреблённых ресурсов;
  • личным посещением бухгалтерии поставщика.

Передача показаний для г. Москва:

  • Единая сервисная служба – 8(495) 539-25-25.
  • Мобильное приложение – Скачать приложение скачивание происходит с официального сайта.
  • Городской портал услуг – Вход в личный кабинет.

Способы передачи информации определятся техническими возможностями инфраструктуры региона, климатическими и прочими факторами.

Источник

Оцените статью