- 11 крупнейших катастроф на воде
- 11 Лузитания
- 10 Форт Стайкин
- 9 Титаник
- 8 Монблан и Имо
- 7 Прованс
- 6 Генерал Штойбен
- 5 Донья Пас и Вектор
- 4 Армения
- 3 Гойя
- 2 Кап Аркона и Тильбек
- 1 Вильгельм Густлов
- Крупнейшие катастрофы под водой в истории СССР и России
- Дизельные подлодки Б-37 и С-350
- Атомная подлодка К-141 «Курск»
- Дизельная подлодка К-129
- Дизельная подлодка С-80
- Дизельная подлодка Б-3
- Дизельная подлодка Д-1 «Декабрист»
- Дизельная подлодка С-117
- Атомная подлодка К-8
- Дизельная подлодка №9 «Рабочий»
- Атомная подлодка К-278 «Комсомолец»
11 крупнейших катастроф на воде
За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.
11 Лузитания
Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.
10 Форт Стайкин
Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.
Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.
9 Титаник
Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.
8 Монблан и Имо
В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.
7 Прованс
Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.
6 Генерал Штойбен
После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.
5 Донья Пас и Вектор
Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.
4 Армения
Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.
3 Гойя
Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.
2 Кап Аркона и Тильбек
3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.
1 Вильгельм Густлов
Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.
В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.
Источник
Крупнейшие катастрофы под водой в истории СССР и России
35 лет назад, 3 октября 1986 года, в Атлантическом океане произошел взрыв на советской атомной подводной лодке стратегического назначения К-219. Лодка затонула на глубине 5,5 км, погибли 4 человека, спаслись 115. Причиной считается неисправность клапана и попытки устранить поступление воды в шахту нештатными способами, что привело к утечке ракетного топлива. По другой версии, причиной взрыва могло стать столкновение с АПЛ ВМС США SSN-710 Augusta. Крупнейшие случаи гибели людей на советских и российских подводных аппаратах — в материале «Ъ».
Дизельные подлодки Б-37 и С-350
Место: Екатерининская гавань базы Полярный, Кольский залив, Баренцево море.
Обстоятельства: Дизельная подводная лодка класса 641 Б-37 готовилась к походу в море, экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. В 8 часов 15 минут в торпедном отсеке начался пожар (по одной из версий, из-за сварочных работ), через десять минут приведший к взрыву боезапаса. Взрывом оторвало всю носовую часть лодки вплоть до рубки, а части субмарины разбросало в радиусе до 1 км.
Стоявшая рядом у пирса дизельная подлодка класса 633 С-350 также получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, погибли 11 человек. В кормовых отсеках Б-37 оставались живые моряки, однако спасательная операция не была проведена, и они утонули вместе с лодкой. Всего погибли 122 человека, спасся один.
Причины и последствия: Наиболее вероятными версиями считают проведение нерегламентированных работ с использованием открытого огня или дефект торпеды.
Командующий Северным флотом адмирал Андрей Чабаненко был снят с должности и переведен в Генштаб, Анатолий Бегеба оправдан в суде, но отстранен от службы на подлодках. Б-37 была поднята, затем выведена из состава флота. С-350 также была поднята, после ремонта вернулась в строй. Исключена из состава флота в 1982 году.
Атомная подлодка К-141 «Курск»
Место: Баренцево море.
Обстоятельства: Атомная подводная лодка класса 949А «Антей» К-141 «Курск» участвовала в учениях Северного флота. Кроме штатного экипажа, на борту находилась группа офицеров штаба дивизии и гражданские специалисты завода «Дагдизель». В 11 часов 28 минут в районе маневров был зафиксирован подводный взрыв, через две минуты — еще один. После того как лодка несколько часов не выходила на связь, были организованы поисковые мероприятия.
На следующие сутки подлодка была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 м. Неоднократные попытки спасателей проникнуть в нее не увенчались успехом, и 21 августа 2000 года было официально объявлено о гибели экипажа. Погибли 118 человек.
Причины и последствия: В июле 2002 года Генпрокуратура РФ заявила, что причина катастрофы — взрыв учебной торпеды, повлекший за собой взрыв остальных торпед.
Командующий флотом адмирал Вячеслав Попов, начальник штаба флота вице-адмирал Михаил Моцак, командующий флотилией подводных лодок вице-адмирал Олег Бурцев были понижены в должностях и затем ушли в отставку. Всего по итогам расследования были уволены или понижены в должности 14 высокопоставленных офицеров. Лодка была поднята в 2001 году, после чего была утилизована.
Дизельная подлодка К-129
Место: Район Гавайских островов, Тихий океан.
Обстоятельства: Дизельная подводная лодка класса 629А К-129 находилась на боевом патрулировании, но в назначенное время не вышла на связь. Была организована масштабная поисковая операция, однако выяснить точные координаты места гибели субмарины не удалось. В результате катастрофы погибли 98 человек.
Причины и последствия: Существует несколько версий катастрофы подлодки: затопление через шахту РДП (выдвижное устройство для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей), столкновение с американской АПЛ Swordfish (после гибели К-129 она, по данным разведки, пришла в японский порт Йокосуко с сильными повреждениями), столкновение с надводным судном, взрыв аккумуляторных батарей.
Оргвыводов не последовало. Координаты места катастрофы узнали ВМС США — их акустические системы зафиксировали подводный взрыв. Убедившись, что СССР прекратил поиск К-129, американцы приступили к секретной операции по подъему субмарины с глубины 5200 м, получившей кодовое название Project Azorian. В 1974 году США сумели поднять два носовых отсека — во время подъема корпус лодки переломился. Советское руководство не смогло противодействовать этой операции.
Дизельная подлодка С-80
Место: Баренцево море.
Обстоятельства: Дизельная подводная лодка класса 644 С-80 не вернулась на базу с полигона, а поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С-80 была найдена. Как выяснилось, во время погружения поплавковый клапан шахты РДП не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. В прочный корпус стала поступать вода. Трюмный машинист растерялся и не смог закрыть шахту. Также не удалось закрыть второй запор шахты вручную — шток клапана погнуло давлением поступающей воды.
Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 секунд, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость подлодки упала до нуля, и с большим дифферентом она упала на грунт. Избыточное давление разрушило переборки второго, третьего и четвертого отсеков, личный состав в них погиб. После этого в живых остались 24 подводника, но им не удалось покинуть лодку в индивидуальных аппаратах. Погибли 68 человек.
Причины и последствия: Поступление воды через клапан РДП.
В катастрофе был обвинен экипаж лодки. В 1968 году спасательное судно «Алтай» обнаружило подлодку на глубине 196 м. Для ее подъема было построено специальное судно «Карпаты». Лодка была поднята 24 июля 1969 года, впоследствии разделана на металл.
Дизельная подлодка Б-3
Место: Финский залив, Балтийское море.
Обстоятельства: Во время учений дизельная подводная лодка класса «Барс» Б-3, на борту которой находились курсанты и преподаватели военно-морского училища, столкнулась с линкором «Марат» и затонула на глубине 56 м. Погибли 55 человек.
Причины и последствия: Ошибка экипажа линкора во время сложного маневрирования.
Оргвыводов не последовало. Лодка была поднята 2 августа 1935 года, не восстанавливалась.
Дизельная подлодка Д-1 «Декабрист»
Место: Мотовский залив, Баренцево море.
Обстоятельства: Дизельная подводная лодка класса I Д («Декабрист») вышла в море для отработки учебной торпедной атаки после «подныривания». С момента выхода из Екатерининской гавани и до прибытия в точку погружения лодку визуально наблюдали береговые посты службы наблюдения и связи. В 13:45 один из постов доложил, что видит Д-1 под перископом. Лодка произвела успешную учебную торпедную атаку, больше лодку никто не видел, на радиограммы из штаба флота «Декабрист» не отвечал.
За несколько суток поисков удалось обнаружить лишь масляные пятна, обломки деревянных конструкций, спасательный круг, индивидуальный пакет первой медицинской помощи и фрагменты других деталей, которые могли принадлежать лодке. Всего погибли 55 человек.
Причины и последствия: Основной версией гибели командование признало провал на глубину ниже предельной, после чего «Декабрист» был раздавлен давлением.
Оргвыводов не последовало. Лодка так и не была найдена.
Дизельная подлодка С-117
Место: Японское море.
Обстоятельства: Дизельная подводная лодка класса V-бис «Щука» С-117 должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из-за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила.
После того как С-117 не появилась в заданном районе, была начата спасательная операция. Поиски продлились почти год, но не дали никаких результатов. Погибли 52 человека.
Причины и последствия: Наиболее вероятной причиной катастрофы был назван провал на глубину. Также не исключен подрыв на мине или атака американской подлодки.
Военно-морскому министру Николаю Кузнецову, командующему 7-м Тихоокеанским флотом вице-адмиралу Георгию Холостякову, начальнику штаба контр-адмиралу Анатолию Родионову объявлены выговоры. Командир бригады капитан первого ранга Прокофьев, начальник штаба бригады Бодаревский и начальник политотдела бригады капитан второго ранга Никулин были понижены в должностях. Лодка так и не была найдена.
Атомная подлодка К-8
Место: Бискайский залив, Атлантический океан.
Обстоятельства: На атомной подводной лодке класса 627А «Кит» К-8 при возвращении с боевой службы на глубине 120 м практически одновременно в третьем и седьмом отсеках произошло короткое замыкание, вызвавшее пожар. Лодка всплыла. Через несколько минут вышла из строя силовая электросеть, сработала аварийная защита реакторов. Отказали системы связи, и командир лодки не смог сообщить об аварии. В горевших отсеках погибли 15 подводников, еще 15 из восьмого отсека получили смертельные отравления. Вскоре из-за загазованности были покинуты кормовые отсеки. Прочный корпус стало заливать водой, субмарина начала терять остойчивость.
На вторые сутки к ПЛ подошел болгарский транспорт «Авиор», принявший на борт часть моряков и передавший сообщение об аварии. К концу третьих суток после аварии к лодке прибыли советские суда. Темнота и шторм не позволили взять лодку на буксир. Командир ПЛ с 21 подводником (в основном офицерами) остались на лодке — попытку завести буксир надеялись повторить утром. Однако ночью лодка окончательно потеряла запас плавучести и затонула на глубине около 4,5 тыс. м вместе с оставшимися на ней моряками. Погибли 52, спаслись 73 человека.
Причины и последствия: Комиссия заявила, что авария вызвана исключительно «техническими причинами». Действия экипажа признаны верными. Погибший командир лодки капитан второго ранга Всеволод Бессонов был удостоен звания Героя Советского Союза, награждены были и другие члены экипажа. По одной из версий, командир вместе с группой офицеров вернулся на лодку после того, как получил от командования указание любой ценой бороться за спасение лодки. Лодка не была поднята.
Дизельная подлодка №9 «Рабочий»
Место: Финский залив, Балтийское море.
Обстоятельства: Во время совместных учений дизельная подводная лодка класса «Ерш» №9 «Рабочий» столкнулась с подлодкой №4 «Красноармеец». Судно получило пробоину величиной с ладонь, однако заделать ее команде не удалось. Лодка затонула вместе со всем экипажем на глубине 84 м. Погибли 46 человек.
Причины и последствия: Ошибка экипажа подлодки «Красноармеец» в условиях шторма и плохой видимости. Оргвыводов не последовало. 21 июля 1933 года лодка была поднята, ее восстановление признано нецелесообразным.
Атомная подлодка К-278 «Комсомолец»
Место: Норвежское море.
Обстоятельства: Атомная подводная лодка класса 685 «Плавник» К-278 «Комсомолец» в подводном положении на глубине 300 м возвращалась с боевой службы со вторым экипажем. В седьмом отсеке начался пожар. Огонь быстро перекинулся в шестой отсек. Из-за пожара погибли четыре моряка. Лодка всплыла и попыталась передать сигнал об аварии, однако из-за помех он был принят в штабе только с восьмого раза.
На помощь подлодке отправились самолет Ил-38, который мог сбросить спасательное снаряжение, и тихоходная плавбаза «Алексей Хлобыстов». При всплытии и выравнивании крена был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный корпус стала поступать вода — по одной из версий, через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, по другой — через открытые системы вентиляции в корме. Через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1800 м. Погибли 42, спаслись 27 человек.
Причины и последствия: Причина пожара, который привел к катастрофе, установлена не была. Лодка до сих пор не поднята.
Источник