Водяные колеса,двигатель ранних эпох
Для подъёма воды в оросительные каналы служили водяные колёса (первые простейшие гидравлические двигатели), использующие ее энергию. Первые водяные колеса начали применяться более чем за 3000 лет до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах (рис. 3.2). Сведения об их использовании приводятся в таких древних источниках, как «География» Страбона (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) в семнадцати книгах, «Десять книг об архитектуре» Витрувия (вторая половина I века до н.э.).
Витрувий так описывает водяное колесо:
«Вокруг вала устанавливается колесо, по своим размерам соответствующее высоте, на которую должна быть доставлена вода, вокруг него, по внешнему кругу, устанавливаются кубические ящики, которые делаются водонепроницаемыми при помощи смолы и воска. Когда колесо путём наступания приводится в движение, то наполняющиеся ящики поднимаются кверху и на обратном пути выливают своё содержимое в водохранилище».
Если течение реки достаточно сильное, то оно само может вращать колесо и усилия раба или животного можно заменить силой текущей воды. У того же Витрувия читаем: «В реках также устанавливаются водоподъёмные колёса, подобные вышеописанным, с той только разницей, что к ним с наружной стороны приделываются лопасти, которые, будучи увлечены течением воды, своим движением заставляют вращаться колесо и, наполняя при этом ящики водой и поднимая их кверху, без работы толкания, путём использования течения воды, сами вращаясь, выполняют необходимую работу».
На рис. показано старинное сирийское водоподъёмное колесо – нория.
Древние греки поняли, что вращающееся водяное колесо может не только поднимать воду, но и совершать другую полезную работу, если его ось соединить с каким-нибудь механизмом. От этой догадки оставался лишь шаг до изобретения водяной мельницы. И этот шаг был сделан. В Древней Греции и Риме водяные колеса уже использовались для вращения мельничных жерновов.
В те времена простое устройство водяной мельницы представлялось настоящим чудом, сродни «самостоятельно» открывавшимся дверям храмов и «беспричинному» появлению огня на жертвенном очаге. Но там эти действия, казалось, производили сами боги, а здесь, на водяной мельнице, самая простая и привычная земная работа – размол зерна – осуществлялась как бы сама собой, без монотонного и тяжелого труда рабынь, растирающих зерно между камнями (
Один из поэтов той эпохи – македонянин Антипатр Фессалоникский, живший в I столетии до н.э., – посвятил водяной мельнице оду:
Дайте рукам отдохнуть, мукомолки;
спокойно дремлите,
Хоть бы про близкий рассвет громко
петух голосил:
Нимфам пучины речной ваш труд
поручила Деметра; Как зарезвились они обод крутя колеса!
Видите? Ось завертелась, а оси
крученые спицы С рокотом движут глухим тяжесть
двух пар жерновов. Снова нам век наступил золотой:
без труда и усилий Начали снова вкушать дар мы
Деметры святой.
В древнем Риме уже во II в. водяные мельницы были распространены почти повсеместно, все больше и больше работ выполнялось с их помощью. Водяные колеса использовались и для выжимания масел, и для размягчения яблок, из которых приготовляли любимый римлянами напиток – сидр, с их помощью заполнялся водой знаменитый римский водопровод. Водяное колесо стали использовать для пиления досок, и для обработки камня. Строительство из известняковых блоков становилось массовым, ведь в ряде регионов он был дешевле кирпича, в связи недостатка дров для обжига. Это можно видеть и в регионах Сирии, Египта,Малой Азии, что античные посройки произведениы из пиленых известковых блоков. А когда во время осады Рима остготы разрушили водопровод и «вечный город» остался без воды, император Вилезарий устроил прямо на Тибре огромные плавучие водяные колеса, служившие для ее подачи в город.
Водяной двигатель стал использоваться и для пиления досок. и именно это произвело революцию в судостроении.
Мертвая царевна и Семеро Грезящих
Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов
Источник
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Лакси — большое водоподъемное колесо, расположенное в деревне Лэкси на Острове Мэн, крошечном острове в Ирландском море между островами Великобритании и Ирландии. Диаметр колеса 72 фута 6 дюймов (22,10 м), окружность 227 футов (69,18 м), ширина 6 футов (1,83 м).
Колесо Лакси было разработано инженером Робертом Кейсментом и построено в 1854, чтобы выкачивать воду из затопленных шахт. Его назвали «леди Изабеллой» в честь жены вице-губернатора Чарльза Хоупа, который был губернатором острова в то время. Огромная конструкция остается достопримечательностью острова уже более чем 150 лет.
Лакси—фактически является городком, но городского статуса не имеет, официальный статус Лакси — посёлок, расположенный на восточном берегу острова.
Название происходит от древненорвежского слова laxa, которое означает «лососёвая река». В XIX веке Лакси был центром добычи свинца и цинка. Расположенные здесь шахты даже были одними из самых глубоких в мире.
Развитию добывающей промышленности на острове препятствовали грунтовой воды, которые накапливались в стволах шахты. Для того, чтобы добывать породы глубже и глубже необходимо было какое то способ удаления воды. С индустриальным ростом предполагалось использование угольного парового двигателя. Но на Острове Мэн не было залежей угля, а импортировать его было очень дорого. Вода, однако, была здесь в изобилии.
Инженеру самоучке Роберту Кейсменту поручили эту работу. Кейсмент построил систему каналов, которые отклонили воду, включая местную реку, в цистерну. Отсюда, труба подавала эту воду через мост в башню, которая стояла выше большого колеса. Вода попадала на вершину колеса в ведра, встроенные в оправу, позволяя весу воды крутить колесо. Коленчатый вал соединился с длинным прутом, который передал энергию вращающегося колеса к насосной станции на расстоянии в 600 футов. Вращаясь в неторопливые 3 оборота в минуту, колесо запускало насосы, которые могли добывать воду с глубины 1,500 футов на поверхность с невероятной по тем временам скоростью 250 галлонах в минуту.
Благодаря идеально разработанному и просчитанному проекту его прочность до сих пор позволяет пользоваться им, теперь уже в роли основного туристического экспоната острова.
Хотя колесо больше не качает воду, но все еще поворачивается, чтобы развлечь посетителей прежде, чем они поднимутся на вершину сооружения, где будут вознаграждены захватывающими дух видами на Долину Глена Муара.
В 1965 года правительство купило участок и колесо на нем. После реставрации в 1989 года колесо было передано под управление Manx National Heritage. Еще во времена работы шахт туристы часто навещали это колесо. Навещают его и по сей день.
Лакси—фактически является городком, но городского статуса не имеет, официальный статус Лакси — посёлок, расположенный на восточном берегу острова.
Название происходит от древненорвежского слова laxa, которое означает «лососёвая река». В XIX веке Лакси был центром добычи свинца и цинка. Расположенные здесь шахты даже были одними из самых глубоких в мире. Сейчас шахты закрыты, а о прошлом напоминает огромное водоподъёмное колесо, которое использовалось для удаления из шахт грунтовых вод, построенное в 1854 году. Иногда утверждается, что оно является самым большим водоподъёмным колесом в мире. Оно известно под прозвищем Lady Isabella. Рядом с колесом расположены заброшенные шахты, частично переоборудованные в музей.
Остров Мэн (The Isle of Man)— Коронное владение Британской короны. Расположен в Ирландском море между Великобританией и Ирландией. Площадь — 572 кв. км.(примерно 51 км в длину и от 13 до 25 км в ширину). Остров Мэн имеет один из старейших парламентов в мире (Тинвальд) — с 979г. Символ острова Мэн — трискелион, три бегущие ноги, выходящие из одной точки. Трискелион символизирует стабильность, что отражено в девизе острова. Также он изображен на флаге и гербе острова. Крупнейшим банком на острове является Isle of Man Bank, имеющий на острове 11 представительств. Остров является одним из крупнейших офшорных центров Европы и мира.
Историю острова Мэн можно разделить на три основных периода — кельтский период, скандинавский период (период викингов) и британский период.
Остров Мэн возник примерно 85 000 лет назад (эпоха мезолита), когда в результате таяния ледников был затоплен перешеек, соединявший остров Мэн с Великобританией (в это же время островом стала и сама Великобритания, которая до этого соединялась с Евразией). Точное расположение перешейка между островом Мэн и Великобританией неизвестно до сих пор.
Римляне, завоевавшие Британию, не заинтересовались островом Мэн и не создали там постоянную колонию, об этом свидетельствует крайне небольшое количество римских артефактов, найденных на острове.
В соответствии с легендой, христианство было принесено на остров Мэн святым Патриком (покровителем Ирландии). Предположительно, остров был крещен в начале VI века. Миссионерами скорее всего были ирландцы.
Миссионеры построили на острове много небольших капелл (keeills). Священник молился внутри, но проповеди и обряды проводились снаружи здания. Сохранились упоминания о 174 таких капеллах. В настоящее время идентифицированы остатки только 35 капелл. Большинство из них были перестроены в последующие эпохи.
Норманны появились в Ирландском море в конце VIII века. Между 800 и 815 годами викинги совершали набеги на остров, во второй половине IX века они основали на острове свои поселения и подчинили остров своей власти. На протяжении всего скандинавского периода остров формально был вассалом Норвегии, но фактически норвежцы почти не вмешивались в дела острова. Влияние викингов на культуру населения острова было не очень значительным, о чем свидетельствует факт сохранения кельтского языка острова.
В 1079 году произошла битва при Скайхилле и остров Мэн вошел в состав королевства Мэн. Резиденция королей острова располагалась в замке Пил, который был перестроен викингами из древнего кельтского монастыря.
В 1265 году остров Мэн был завоеван шотландцами. В результате Пертского договора между Норвегией и Шотландией (подписан 2 июля 1266 года), Норвегия отказалась от притязаний на остров Мэн, который формально вошел в состав Шотландии, но только в 1275 году, после битвы Роналдсуэй рядом с Каслтауном, шотландцы установили фактический контроль над островом.
На протяжении первой половины XIV века остров Мэн неоднократно переходил от Англии к Шотландии и наоборот. Англия окончательно утвердилась на острове после того, как 17 октября 1346 года Шотландия потерпела поражение в битве при Невиллс-Кроссе.
Сейчас он имеет независимое самоуправление, опираясь на Великобританию только в вопросах обороны и иностранных дел. Кстати, остров является одним из немногих регионов, где говорят не только на английском, но и на уникальном мэнском языке.
Смотрите, что я вам еще напомню : знаете ли вы Когда рушатся плотины … ? или например помните ли, что такое Японские «замочные скважины». А вот вам пожалуйста Дизайнерская насосная башня
Источник
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое «ВОДЯНОЕ КОЛЕСО» в других словарях:
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО — простейший гидравлический двигатель колесо с лопастями, вращаемое потоком воды … Большой Энциклопедический словарь
ВОДЯНОЕ КОЛЕСО — ВОДЯНОЕ КОЛЕСО, механическое устройство, применяемое со времен Древнего Рима в качестве двигателя, главным образом, для размола зерна. Первые водяные колеса делались горизонтальными, они лежали в проточной воде, а вертикальная ось увенчивалась… … Научно-технический энциклопедический словарь
Водяное колесо — Наливное водяное колесо Водяное колесо это совершенное механическое устройство для преобразования энергии падающей воды (гидроэнергии) в энергию вращательного движения с тем, чтобы на оси колеса можно было совершать работу. При подъёме воды … Википедия
водяное колесо — простейший гидравлический двигатель – колесо с лопастями, вращаемое потоком воды. Применялось в системах орошения в Древнем Египте, Индии, Китае и других странах, позднее – для привода водяных мельниц, рабочих машин и механизмов мелких и… … Энциклопедия техники
водяное колесо — простейший гидравлический двигатель колесо с лопастями, вращаемое потоком воды. * * * ВОДЯНОЕ КОЛЕСО ВОДЯНОЕ КОЛЕСО, простейший гидравлический двигатель колесо с лопастями, вращаемое потоком воды … Энциклопедический словарь
водяное колесо — vandens ratas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. water wheel vok. Wasserrad, n rus. водяное колесо, n pranc. roue hydraulique, f … Fizikos terminų žodynas
Водяное колесо — простейший гидравлический двигатель, приводимый в действие энергией потока воды. Применялось с древнейших времён в системах орошения в Египте, Индии, Китае и других странах, позднее для привода водяных мельниц, рабочих машин и механизмов… … Большая советская энциклопедия
Колесо (значения) — Колесо: Колесо круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить. Колесо (игровой манипулятор) аналоговый игровой контроллер, использовавшийся в ранних… … Википедия
КОЛЕСО — КОЛЕСО, устройство, состоящее из круговой плоскости (диск или обод со спицами), вращающейся вокруг центральной оси. До изобретения колеса тяжелые предметы иногда перемещали, подкладывая под них бревна или скругленные камни. Более 5000 лет назад… … Научно-технический энциклопедический словарь
КОЛЕСО — сплошной диск или обод со спицами, вращающийся на оси. Назначение колеса передавать или преобразовывать движение. Обычное колесо состоит из ступицы (центральной части, или втулки, через которую продета ось), обода (внешнего кольца) и спиц… … Энциклопедия Кольера
Источник