- Как добывают святую воду?
- Что такое святая вода?
- Что такое великое освящение воды?
- Что такое малое освящение воды?
- Что такое Агиасма?
- Когда еще освящается вода?
- Для чего используют святую воду?
- Как пить святую воду?
- Святая вода из храма и вода из источника
- — одно и то же?
- Святая вода — целебная?
- Можно ли «разбавить» святую воду?
- О святой воде
- Крещенская вода
Как добывают святую воду?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Где ее брать, как пить и что еще с ней можно делать, — в Слайдах «Фомы».
Что такое святая вода?
Изначально — обычная пригодная для питья вода из любого источника (водопровод, родник, озеро и так далее), которая во время специального богослужения (молебна) приобретает особую благодать по вере использующих ее людей. Есть два вида освящения воды: великое и малое.
02
Что такое великое освящение воды?
Специальный чин освящения воды. Совершается два раза в году — в Крещенский сочельник (18 января) и на само Крещение (19 января). Эта вода считается особой святыней и называется Крещенской. Иногда люди делят эту воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую», но это — суеверие. Никакой разницы между ними нет — это одна и та же Крещенская вода.
Что такое малое освящение воды?
Может совершаться в любое время на водосвятном молебне. Чаще всего его совершают после воскресных или праздничных богослужений, обычно сопровождается кроплением верующих святой водой.
Что такое Агиасма?
По-гречески ἁγίασμα — святыня. Сейчас в православии так называют святую воду. Великая агиасма — Крещенская вода, малая — вся остальная святая вода.
Когда еще освящается вода?
Во время таинства Крещения. После этого в нее трижды погружается крещаемый со словами: «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святаго Духа. Аминь». Эту воду не пьют, ее не используют для освящения чего-либо или просто кропления людей. Чин освящения воды в таинстве Крещения говорит исключительно о том, что она освящается только для крещения людей. После совершения таинства эта вода выливается в особое «непопираемое» место (участок земли, где не ходят люди и животные).
Для чего используют святую воду?
Крещенскую воду верующие принимают понемногу как великую святыню. Святую воду, освященную малым чином на обычном водосвятном молебне, используют при освящении храмов, икон, церковной утвари, домов и любых бытовых предметов. Как и Крещенскую воду, ее можно пить.
Как пить святую воду?
Крещенскую воду обычно принимают натощак, но во время болезни можно пить в течение дня. Вот что написано об этом в Типиконе (церковный устав) в день праздника Крещения Господня: «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи». В церковной традиции это было воспринято как разрешение пить крещенскую воду независимо от еды в день праздника и в сочельник (18 января). В остальное время сохраняется традиция пить крещенскую воду только натощак. Воду от малого освящения пьют в течение дня (по желанию).
Святая вода из храма и вода из источника
— одно и то же?
Нет. Есть много природных источников, которые церковь признает святыми. Воду из них можно пить и даже окунаться в нее (часто в таких местах строят специальные купальни). Воду из такого источника — в отличие от воды, освященной в храме, — нельзя использовать для освящения домов или чего-либо еще.
Святая вода — целебная?
«Нельзя пить святую воду как волшебное зелье, которое поможет избавиться от болезней и проблем. Христиане верят, что святая вода сообщает особую благодать Божию тем, кто ее пьет. Но без усилия самого человека, без работы его души, без веры и стремления быть ближе к Господу, сама по себе святая вода не творит никаких чудес», — протоиерей Андрей Ефанов.
Можно ли «разбавить» святую воду?
Иногда разбавляют Крещенскую воду, но не принято разбавлять святую воду с обычного молебна. Приходить на освящение воды с гигантскими канистрами не стоит. Но даже если у вас есть большие запасы святой воды, все равно старайтесь не пропускать богослужения.
Источник
О святой воде
Великое освящение воды. Сретенский монастырь. Фото: Антон Поспелов / Православие.Ru |
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Источник
Крещенская вода
О Великой Агиасме — Святыне, как называется Крещенская вода, рассказывает Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.
— Вода связана с праздником Крещения Господня. Господь Иисус Христос перед общественной проповедью на реке Иордан принял водное Крещение от Иоанна Крестителя. Происходил святой обряд так: люди приходили к Иоанну, исповедывались в своих грехах, и он их омывал в воде Иордана. Это было знаком отпущения грехов. Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное Крещение. В этот момент по Евангелию открылись небеса, и в виде голубя на Иисуса Христа сошел Святой Дух, что было засвидетельствовано Иоанном Крестителем.
Этот праздник еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Святая Троица явилась на Иордан. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия и три года проповедует, заканчивая свой светлый путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.
Освящение воды в праздник Крещения пошло от обычая иерусалимской церкви, где до сих пор иерусалимский патриарх, верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины, обычай перешел во все православные церкви.
— С какого числа, с какого времени вода считается освященной?
Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто. Накануне Крещения, в Крещенский сочельник, совершается литургия и освящение воды. Это первоосвящение. Так получилось исторически, что освящают воду два раза: первый раз — накануне Крещения в храме. Потом по обычаю — в основном, наверное, русскому — шли освящать живую воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.
В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой.
— Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной?
— Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы.
— То есть эта вода используется как некое оружие?
— Да, но это духовное оружие. В церкви не было исследований физических свойств крещенской или просто святой воды, поэтому я об этом ничего не могу сказать.
— Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду?
— Воду нужно брать в храме — после службы.
Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак.
Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.
Пойдите в храм, потом в те места, где священнослужители с молитвенным песнопением освящают воду. У нас много святых источников. В течение многих лет из ближайших храмов выходят на источники и освящают их в Печорах, у Строгановской церкви, в Козловке, Сартакове, в районе Дубравной.
Есть очень знаменитые источники, которые столетиями считаются в народе священными и на которых постоянно совершается молитва: в Вадском районе 12 таких источников, множество источников, связанных с именем батюшки Серафима Саровского, расположены вокруг и в самом Дивееве. Есть и другие места.
В нашем городе 40 действующих храмов и три монастыря. В каждом будет совершаться водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше — хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях.
У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище.
Места, где купаются, в основном известны — рубят проруби на озерах в городе, на Гребном канале. Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной, окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.
— А Волга будет освящаться?
— Волга, главная водная улица России, обязательно будет освящаться. В самом начале реки стоит часовня, там освящается ее корень. У нас на Гребном канале устраивается прорубь, и в других городах будет водоосвящение. Наша река святая, и относиться к ней надо должным образом.
— Можно ли считать, что раз Волга освящается, то и в водопроводных кранах течет какое-то время священная вода?
— Как солнце светит добрым и злым и дождь падает на всех, так и святая вода — она отовсюду проистекает, но если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом — насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.
Материал подготовила
Елена КОЛПАКОВА, опубликовано в газете «Биржа»
Источник