Когда святить воду?
Вопросы о том, когда правильно святить воду, задают очень часто. И, несмотря на то что, ответы на такой вопрос приходит регулярно, все же, каждый год этот вопрос возникает вновь и вновь, отвлекая от самого праздника, Крещения Господня, или как его еще называют, Богоявления.
Различают два вида освящения воды — великое освящение и малое.
Когда бывает великое водосвятие
Великое водосвятие происходит только два раза в году. На день крещенского сочельника (18 января) и на само Крещение Господне (19 января). Водосвятие в сочельник происходит утром после окончания литургии, а чин великой агиасмы на Богоявление осуществляется или ночью 19 числа, или утром этой же даты, но обязательно после праздничной литургии.
Когда бывает малое водосвятие
Малые освящения воды случаются несколько раз в год. Так, на светлой седмице (неделе) освящается пасхальная вода. Это происходит в пятницу пасхальной недели, когда Церковь празднует память иконы Божией Матери Живоносный Источник.
Малое водосвятие считается обязательным на праздники Изнесения Честного Креста Господня (14 августа) и Преполовение Пятидесятницы (25 день после Пасхи)
В некоторых храмах чин освящения воды может осуществляться на престольные праздники или на дни памяти чтимых святых (например, святителя Николая Чудотворца). Также существует практика малого водоосвятия в день, когда совершается торжественное освящение всего храма.
Существует традиция водосвятных молебнов на чудотворных родниках и источниках. Это происходит на дни памяти чтимых святых и икон Божией Матери.
В остальные дни освящение воды в храме также может наблюдаться. Верующие люди могут заказать водосвятный молебен на котором священник по окончании литургии может совершить водосвятие.
Полезные публикации
Как и когда освящают воду?
Рождественско-новогодний цикл религиозных праздников, которые начинаются на Рождество, заканчивается 19 января в день Крещения Господнего. Праздник связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем, во время которого с небес сошел Святой Дух в виде голубя. В это время в каждой церкви осуществляется обряд под названием «Великое освящение воды». Согласно учениям Православной Церкви, благодаря этому обряду освящается вода в водоемах на всей земле.
Святую крещенскую воду можно взять в каждой церкви раз в году именно 19 января. Ее раздают в храме после проведения службы.
Среди некоторых верующих принято набирать живительную влагу дважды. Надо учитывать, что та, что дают прихожанам 18 января, ничем не отличается от воды, что освящается 19 января. То, что воду светят дважды, происходит по историческим причинам: первый раз — накануне Крещения в храме, а второй — после освящения источников, озер, рек.
Принято считать воду священной с 12 часов ночи, но это не совсем верно. Особенной она становится ориентировочно с 6 часов вечера 18 января и сохраняет свои свойства до обеда 19 января. После этого живительная влага в водоемах считается обычной.
Воду в храме набирают в день Крещения Господнего. По церковному уставу праздник продолжается еще неделю. Брать священную крещенскую живительную влагу в храме можно 20 января и еще несколько дней после этого.
Набирать ее из-под крана нужно во временном промежутке с 00:10 до 01:30 в ночь с 18-го на 19-е января. Это время является наилучшим.
Освящение воды
Обряд освящения воды каждый год проходит примерно в одно и то же время. 18 января наступает Крещенский Сочельник. Все верующие в течение дня соблюдают пост, затем отправляются на церковную службу, потом молятся и ставят в храме свечи.
После того как заканчивается последняя вечерняя служба, священнослужители отправляются к водоемам, которые находятся возле храма, и начинается освящение воды. Этот обряд также проводится по всем церковным правилам.
Сначала вырезаются проруби. Чаще всего лед рубят в форме креста. В старину вырезанный ледяной крест устанавливали рядом с прорубью и поливали соком красного цвета, например, томатным или свекольным. Теперь эта традиция соблюдается не всегда. После того как прорубь готова, священник начинает читать молитву, затем окунает в воду серебряный крест. Потом в небо выпускается белая голубка, которая символизирует явление Святого Духа. Также происходит освящение воды в церковных купелях. После проведения всех этих ритуалов, вода считается священной и приобретает волшебные свойства.
Полезные публикации
Особенности воды на Крещение
В преддверии Крещения после праздничной службы в храмах происходит великое очищение воды. Оно так называется из-за торжественного обряда, который заключается в упоминании события, ставшего первообразом таинства омовения грехов водой. Речь идет о крещении Иисуса, который освятил собой воду в реке Иордан. Поэтому вода в этот день называется крещенской. Водосвящение происходит дважды. Первый раз 18 января, а второй раз – в сам праздник.
Освящение воды на Крещение Господне или Богоявление, а также на Сочельник Крещения происходит одинаково. Поэтому освященная в эти дни вода ничем не отличается. Чтобы освятить воду, необходимо прийти во двор храма, где в эти дни стоят большие очереди. Если человек не может прийти в храм из-за болезни или того, что живет слишком далеко от храма, он может набрать воду в крещенскую ночь из любого водоема. Такая вода также считается крещенской, однако она не приобретает метафизическую силу святой воды.
На праздник Крещения вода в храме освящается по особому чину. Поэтому такая вода является не только святой, но и крещенской. Отношение к такой воде должно быть особое. После Крещение воду необходимо хранить в доме, чтобы она защищала его от нечистой силы, а людей – от болезней и проблем. Однако запасаться водой не следует. Ведь такое отношение считается жадностью.
Как пользоваться святой водой?
Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами ПречистыяТвоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Источник
Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней
19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.
Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.
Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.
2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.
Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение – одно и то же.
3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.
Нужно расставить акценты: отдельно – болезни и грех, отдельно – сглаз. Сглаз, порча и тому подобное – это суеверие. И избавляться нужно только от одного – от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол – падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное – невозможно.
Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.
Если понимать некоторые слова (например, «днесь – то есть сегодня, сейчас – вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.
5. Крещенская вода никогда не портится.
Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).
6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.
Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни – это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.
Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».
Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы – причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.
8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.
Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») – мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди – не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.
Газета «Саратовская панорама» №2 (930)
Источник