Как называлось где носили воду

Как называлось где носили воду

Мир гуслей | Русская традиция запись закреплена

Как носили воду коромыслом

Каждый день русские крестьянки отправлялись к колодцу с дугообразным коромыслом и ведрами, которые крепились на крючках у его основания. Они знали особые хитрости, которые помогали управляться с этим предметом быта.
— Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью воды и выстиранного в реке белья, на его середину крепили металлическую пластину.
— Чтобы было не так тяжело нести ведра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое. И никак иначе, ведь воду приходилось носить на дальние расстояния.

На Руси был настоящий свод правил, который рассказывал, как правильно носить воду:
1) Когда только идешь за водой, оба ведра следовало обязательно нести в левой руке, а коромысло – в правой.
2) Первое наполненное ведро нужно было вешать на заднюю часть коромысла. Это помогало лучше удерживать равновесие.
Настоящие умельцы могли и зачерпнуть воды, даже не снимая ведра с коромысла. Сделать это было крайне трудно, ведь ведро могло соскользнуть и упасть прямо в колодец.

К колодцу ходили не только за водой, но и за свежими новостями: разговоры у колодца были излюбленным занятием крестьянских женщин. А еще существовала традиция, что в день своей свадьбы девушка должна была донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.
А знаете в какой области бытовала такая традиция? Пиши

Читайте также:  Дав мицеллярная вода для лица

Источник

Значение словосочетания «носить воду»

Значение словосочетания «толочь воду (в ступе); носить решетом воду&raquo

Толочь воду (в ступе); носить решетом воду — заниматься чем-л. бесполезным, попусту тратить время. См. также вода. (Малый академический словарь, МАС)

Значение словосочетания «носить воду решетом&raquo

1. заниматься бессмысленной, бесполезной работой (Викисловарь)

Значение слова «носить&raquo

НОСИ́ТЬ , ношу́, но́сишь; прич. страд. прош. но́шенный, —шен, -а, -о; несов., перех. 1. То же, что нести (в 1, 2 и 12 знач.), с той разницей, что носить обозначает действие, повторяющееся, совершающееся в разных направлениях или в разное время. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «вода&raquo

ВОДА́ , -ы́, вин. во́ду, мн. во́ды, дат. во́дам и вода́м, твор. во́дами и вода́ми, предл. о во́дах и о вода́х, ж. 1. Прозрачная, бесцветная жидкость, образующая ручьи, реки, озера, моря и представляющая собой химическое соединение водорода с кислородом. Речная вода. Морская вода. Стакан воды. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова вкапывать (глагол), вкапывали:

Источник

Кувшин, ведро, водонос

Кувшин, ведро, водонос, сосуды для хранения и транспортировки продовольств. запасов и воды, были самых разнообразных форм и размеров. В евр. и греч. языках К. разных видов обозначались разными словами:

1) обычный К. для продовольств. запасов (без ручек) был высотой 60–120 см, вмещал 20–50 л жидкости, имел выпуклое днище, поэтому для устойчивости его надо было ставить либо в углубление в земле, либо на спец. подставку. В таких К. хранили муку, вино, масло, воду;

2) К. других форм, водоносы, имели сверху две ручки (реже одну), их носили на голове или на плече, доставляя воду из ⇒ колодца в дом ( Быт. 24:15 ; 3Цар. 18:34 ; Ин. 4:28 ); в них также хранили продукты ( 3Цар. 17:12 ). Такие К. были и у 300 человек из отряда Гедеона ( Суд. 7:16 ). Носить воду считалось женским занятием; мужчина с К. привлекал к себе внимание ( Мк. 14:13 ; Лк. 22:10 );

3) перед домом или в доме устанавливали высеченные из камня сосуды, в которых хранили воду, предназнач. для омовения до и после еды ( Ин 2 и след.); их вместимость зачастую составляла свыше 100 л (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);

4) примечат., что К. эпохи израил. царей часто имели клейма на ручках, которыми они были помечены как сосуды для уплаты ⇒ податей. Некоторые ученые считают, что такие клейма ставили на К., изготовленных в цар. горшечных мастерских (см. 1Пар. 4:23 ). В Лакише (библ. Лахисе) был найден сосуд с цар. мерным клеймом (⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,4б);

5) сосуды, упоминаемые в 3Цар. 14:3 ; 3Цар. 17:12 ; 4Цар. 9:1 ; Иер. 19:1.10 , служили для хранения меда и растит. масла и по форме были похожи на бутыли. Известны были и фляги, сначала глиняные, а затем металлич., плоской формы, с двумя ручками, соединявшими широкую часть К. с горлышком ( 1Цар. 26:11 ; 3Цар. 19:6 ).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. — М.: Российское Библейское Общество, 1999. — 1120 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

«Осторожно, вода!», или Пять ужасающих фактов о средневековой гигиене

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам — стыд и срам!». С самого детства нас приучали к тому, что чистота — залог здоровья. Да и на Руси баня всегда была в почете, в отличие от Европы, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно, средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни.

Люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги мылись по очереди в одной воде. Королева Испании Изабелла Кастильская и вовсе признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. А Людовик XIV тоже мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Однако мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься. Русские послы писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». А папа Климент V и вовсе погиб от дизентерии.

Кто такие «божьи жемчужины»

Дело в том, что католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения и перед свадьбой. Считалось, что при погружении в горячую воду, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Таким образом тело якобы становится уязвимым для инфекций. А бани — наследники римских терм считались обителью разврата. Церковь считала, что человек должен больше заботиться о чистоте душевной, нежели о чистоте телесной. Омовение очень часто воспринималось как медицинская процедура, после которой люди очень часто болели.

Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами, а то и вообще не знали воды. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Рембрандт. «Молодая женщина, купающаяся в ручье». 1654 г.

Откуда пошла фраза «деньги не пахнут»

В отличие от Европы, на Руси баня всегда была в почете. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Народ верил, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню. Кстати, Дмитрий-самозванец не любил баню, за что его считали нерусским. Самих же русских в Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню «слишком часто».

А вот в Древнем Риме гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы посещали ежедневно. Это была отдельная культура. Кстати, при них располагались общественные туалетные комнаты, где люди спокойно общались. «Деньги не пахнут!» — эта крылатая фраза была произнесена впервые императором Веспасианом, когда его сын упрекнул его в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места, по его мнению, должны были оставаться бесплатными.

А как же Версаль.

А вот в Средневековой Европе туалетов вообще не было. Только у высшей знати. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что там буквально нечем было дышать. Отсутствие туалетов абсолютно никого не смущало. Даже в Версале не было предусмотрено ни одного отхожего места. Длинные коридоры завешивались тяжелыми портьерами, за которыми все справляли нужду. Именно тогда духи приобрели наибольшую популярность. Стойкие ароматы были призваны заглушать зловоние, шедшее от человеческих тел.

Тем временем, у самого Людовика XIV ватерклозет был. Как рассказывают историки, он мог восседать на нем и одновременно принимать гостей. Кстати, первый общественный туалет там появился только в XIX веке. И предназначен был только для мужчин. В России отхожие места появились при Петре I.

По описанию многих гостей Парижа, среди которых был и великий Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Доходило до того, что за неимением туалетов ночной горшок запросто выливали из окна прямо на улицу. Именно тогда появились широкополые шляпы, которые были не только данью моде, но и обычной необходимостью. Поскольку из-за отсутствия канализации содержимое ночных горшков выливалось прямо из окон. В конце XIII века в Париже был издан закон, который гласил: «Выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно! Вода!».

В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что можно и не мыться. Одежда была очень дорогая, поэтому стирать ее было довольно накладно, а вот нижнее белье постирать было значительно проще. Знать, кстати носила шелковое нижнее белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, просто потому, что им там было не за что уцепиться.

Адриан ван Остаде, «Шарлатан», 1648 г.

«Ибо с самого детства не входили в воду»

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение». — После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…».

Источник

Зачем носили воду в решете? Поверья

Сито и решето фигурируют во многих народных присловьях. Кроме «носить воду в решете» и «чудес в решете», смысл которых сейчас сильно изменился, опытность человека аттестовали как то, что он «прошел сквозь сито и решето»; об отношении к вещам говорили: «новое ситце на колку нависится, а старое и под лавкой наваляется» и т.д.

Да и у многих народов мира сохранились предания на тему решета. Так, в Древнем Риме якобы весталка Туккия, будучи обвиненной в нарушении целомудрия, сумела опровергнуть навет, набрав воду в решето и пронеся, не пролив ни капли. Аналогичный метод использовался в Индии. А еще в северной и центральной части этой страны решето выполняет роль шаманского бубна: в него закладывают рис, а потом встряхивают.

В славянском фольклоре тоже нередко обыгрывается сюжет с решетом! Например, в одной русской чертям вздумалось потребовать у солдата задать им работу; а он, не будь дураком, отправил их… совершенно верно – носить воду в городские бани. Вот уж пришлось им попотеть, бегая с решетом…

Но чаще всего подобное задание связано с несчастными падчерицами. Например, одна из героинь была выгнана из дома злой мачехой и нанялась батрачить у Бабы Яги, та приказала истопить баню, натаскав воды… ну, понятно чем. Но трудолюбивую девочку выручила сорока, подсказавшая замазать дно глиной.

В другой сказке, белорусской, бедолаге по приказу мачехи пришлось мыться в бане с чертом, и смышленая девушка отправила его за водой с решетом: «Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу – пакуль прибяжиць, толькi каплець». В польском фольклоре падчерицу заставили прясть ночью, что привело к встрече с дьяволом, и она тоже наладила незваного гостя принести воды в решете.

Украинцы заодно с белорусами распевали:
«Братичек, милый мой,
Горить на горы дом твой,
Стали го хлопчыки гасити,
Рэшатами водыцю носити,
Стильки у хлопчыках правдыци,
Скильки у рэшатах водыци,
Стильки хлопчыкам боличок,
Скильки у рэшатах дирочёк».

Но бывали случаи, когда воду решетом носили или проливали сквозь решето совершенно серьезно. Такие действия были связаны с ритуалами. На полесских свадьбах лили ее на землю, «чтобы все велося, родилося». На то еще на утро молодуху пошлют принести водицы в сетчатой упаковке, – шутка шуткой, но и спорость ее таким образом проверялась.

Вятичи считали, что если пролить воду в решето, то можно избавиться от тоски: «Как на решете вода не держится, так бы у меня, рабы Божьей (имя), по рабу Божьему (имя) тоска не держалась». Во многих местах ее лили, чтобы вызвать дождь, а кое-где переворачивали решето, чтобы его остановить. Был и другой прием справиться с засухой. В Брестской области для этого нужно было вдове набрать в канаве или луже воды и отнести в реку. Дно решета в этом случае замазывалось глиной, а позднее – выстилалось клеенкой.

Дырявая посудина наделялась целебными свойствами. Славяне верили, что если беременная женщина трижды напьется воды, пролитой через решето, это избавить ее от угрозы выкидыша. Ею поливали и поили детей, домашний скот. Существовал и такой обычай: если дитя сильно заболеет, то нужно посадить кошку на окно, прикрыв сверху перевернутым решетом. Если же случалась эпидемия, то «решетовой» водой и улицу поливали.

Источник

Оцените статью