- § 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении — Пасечник. 6 класс. Учебник
- Вопросы в начале параграфа
- Лабораторные работы
- Вопросы в конце параграфа
- Подумайте
- Задания
- Задания для любознательных
- Словарик
- Биология. 6 класс
- Поливаем растения правильно
- Как не следует поливать растения
- Конспект урока по биологии 6 класс на тему: «Передвижение воды и питательных веществ в растении»
§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?
К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.
Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.
3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Окрасилась древесина стебля
2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.
4. Зарисуйте срезы.
5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани.
По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения.
2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:
- Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
- Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
- Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.
Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.
Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.
3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.
4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:
- На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
- Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
- На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.
Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.
5. Где запасаются органические вещества у разных растений?
Запас органических веществ у разных растений может образовываться:
- в клетках плодов и семян;
- в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
- в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).
Подумайте
Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.
Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.
Задания
Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.
- В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
- Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
- В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.
- В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.
Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.
Задания для любознательных
Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.
Словарик
Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.
Источник
Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 7. Передвижение веществ у растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке будут раскрыты особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении.
- Сформировано представление о биологическом значении транспорта веществ для растения.
- Более подробно изучены проводящие ткани.
Проводящая ткань – вид тканей растений, служащих для передвижения по организму растворённых питательных веществ. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами и ситовидными трубками).
Сосуды (трахеи) – длинные трубки, образованные одним рядом мёртвых клеток со сквозными отверстиями на поперечных стенках, по которым происходит передвижение веществ из корней в другие органы растений (восходящий ток веществ).
Ситовидные трубки – удлинённые живые клетки, по которым органические вещества передвигаются из листьев в другие органы растений (нисходящий ток веществ).
*Луб – проводящая ткань растений, в состав которой входят ситовидные трубки и другие виды клеток.
*Древесина – проводящая ткань растений, состоящая из сосудов и других видов клеток.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
- Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение процессов жизнедеятельности живых организмов и познакомимся с тем, как осуществляется транспорт веществ.
Вы уже знаете, что в живых организмах происходят сложные процессы, в результате которых образуются разнообразные вещества. Обычно эти вещества могут передвигаться внутри клетки от одного органоида к другому или же между клетками одного организма, переходя от одной клетки к другой.
Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через корневые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды проводящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды – это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким образом, сосуды – мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.
Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направлении корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки – это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.
Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток – транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Закончите фразу.
Передвижение веществ в растении обеспечивает____________________.
В образовании органических веществ принимает участие__________________.
- Проводящая ткань
- Образовательная ткань
- Фотосинтезирующая ткань
- Покровная ткань
- Механическая
- Запасающая
Правильный вариант ответа:
Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.
В образовании органических веществ принимает участие фотосинтезирующая ткань.
Разбор типового контрольного задания
Задание 2. Заполните таблицу.
Поливаем растения правильно
Как не следует поливать растения
- Поливать водой комнатной температуры
- Рыхление почвы после полива
- Соблюдать режим полива, учитывая экологические характеристики растения
- Поливать можно любые растения 1 раз в день
- Воду из-под крана необходимо отстаивать
- Почву после полива не рыхлить
- Поливать водой из-под крана сразу
- Поливать нужно холодной водой
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Источник
Конспект урока по биологии 6 класс на тему: «Передвижение воды и питательных веществ в растении»
Урок № 5. Биология 6 класс. Дата:
Тема урока: «Передвижение воды и питательных веществ в растении».
1. Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, как общебиологическом процессе, присущем всем организмам
2. Раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов, подтверждающих передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и значением этих процессов для растений.
Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений; ценностно – смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.
1. Организация начала занятий. Мотивация.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2. Актуализация знаний и изучение нового материала.
— Давайте вспомним признаки живых организмов, которые мы уже изучили? (питание и дыхание)
— Какие признаки мы не назвали? ( рост, размножение, выделение, передвижение)
— Посмотрите на слайд и ответьте, о чем пойдет речь на уроке? (передвижение веществ в растении)
Итак, тема нашего урока «Передвижение воды и питательных веществ в растении».
— Каковы же цели нашего урока? ( познакомиться как передвигается вода и питательные вещества в растении; где запасаются питательные вещества и какое это имеет значение для человека и в природе)
— Каким же образом растение, у которого нет ни рта, ни системы пищеварения, получает очень необходимую воду и минеральные вещества? (ответ: Всасывают воду и минеральные вещества с помощью корней)
Все мы любим путешествовать. А какие виды транспорта мы используем?
А есть ли такие «дороги» в живых организмах? Какие функции они выполняют? ( Проблемный вопрос: Каким путем вода и питательные вещества попадают из корня в другие органы растения?)
Для нормальной жизнедеятельности вода и питательные вещества должны поступать во все органы. Всё растение пронизано проводящей тканью.
Для того, чтобы узнать как передвигается вода и минеральные вещества по стеблю проведем лабораторную работу. Откройте инструкцию в учебнике на стр.103 и рабочие тетради стр.40 №84, читаем инструкцию и выполняем Л/Р (5 минут).
Как вы уже знаете, крахмал, образовавшийся в листьях, превращается в сахар и поступает во все органы растения. Каким образом это происходит?
Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас.
Для того, чтобы проверить как вы усвоили урок проведем тест «Передвижение воды и питательных веществ в растении».
На рисунке отметьте точками правильные ответы и соедините точки.
1. В состав какой ткани входят сосуды:
А) проводящей Б) образовательной В) механической.
2. В состав какой ткани входят ситовидные трубки:
А) механической Б) проводящей В) образовательной.
3. Вода и минеральные вещества передвигаются по:
А) ситовидным трубкам Б) устьицам В) сосудам.
4. Мертвые клетки – это:
А) ситовидные трубки Б) сосуды В) устьица.
5. Органические вещества передвигаются по:
А) ситовидным трубкам Б) устьицам В) сосудам
Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руки, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.
Прослушивание 1 куплета песни «Берёзовый сок» в исполнении ВИА «Песняры».
Многие из вас видели ранней весной, как вытекает сок березы из ранки. Сок – это растворенный в воде сахар. Он поднимается к распускающимся почкам.
— Как вы считаете, если все мы будем неограниченно брать у дерева сок, какой вред ему мы можем нанести? (при повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть)
— А ведь береза – это дерево-символ России. Русская красавица. Белоствольная, величавая.
— Что надо сделать, чтобы не навредить дереву? (следует охранять растения от повреждений)
— Так какая же проблема стояла перед началом урока?
— Можем мы ответить на этот вопрос?
— Итак, каким же путем вода и питательные вещества попадают из корня в другие органы?
В заключении урока я прошу вас ответить на анкету (подчеркнуть нужное) и нарисовать на смайлике ваше настроение после урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
Большое всем спасибо за работу. До свидания! Урок окончен.
Для нормальной жизнедеятельности растения вода и питательные вещества должны поступать по все органы. Все растение пронизано проводящими тканями (Слайд 17).
Начинается путь минеральных веществ, растворенных в воде, с корневых волосков зоны всасывания корня. По одним проводящим тканям движется вода с растворенными минеральными веществами, по другим – растворенные органические вещества.
Проводящие ткани, объединенные в сосудисто-волокнистые пучки, часто окруженные волокнами механической ткани.
Сосудисто-волокнистые пуски проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями
В каждом живом организме обязательно происходит передвижение различных веществ (питательных, кислорода, продуктов распада и др.)- У растений есть транспортная проводящая система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. У низших растений — водорослей — нет тканей и вещества передвигаются из одной клетки в другую. У высших растений вода, минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям (рис. 55).
Рис. 55. Схема передвижения минеральных и органических веществ по растению
Известно, что корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Как же происходит передвижение веществ?
Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, которые начинаются в корне, тянутся через стебель в лист и доходят до каждой его клетки. Сосуды — длинные трубки, представляющие собой мертвые клетки, поперечные перегородки между которыми растворились.
Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы — корни, цветки, плоды по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами. Ситовидные трубки расположены в коре — с внутренней стороны.
Не все органические вещества, образуемые в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения. Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свеклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. В семенах органические вещества служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в ветвях, корневищах, луковицах используются для образования новых органов.
С оответствие строения транспортной системы растения выполняемым функциям.
Название проводящих образований
Соответствие строения функции
Различной толщины трубки, состоящие из члеников, каждый членик – клетка, вытянутая и лишенная содержимого
Толстые стенки защищают от смятия под напором соседних клеток; отсутствие живого содержимого не препятствует продвижению воды и минеральных веществ
Ситовидные трубки луба
Трубки имеют стенки, состоящие из целлюлозы и слегка одревесневшие; построены из смежных клеток, разделенных поперечными перегородками, пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито; через эти отверстия цитоплазмы соседних клеток соединяются; в этих клетках нет ядер и многих органоидов
Утолщенные стенки защищают от напора соседние клетки. Пронизанные отверстиями поперечные перегородки помогают соседним клеткам сообщаться между собой, Отсутствие ядра и многих органоидов не мешает передвижению органических веществ вниз по стеблю.
Опыт 2 . Вырежьте кольцо с верхнего слоя коры древесной ветки. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время над вырезом образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 57).
Рис. 57. Образование наплыва на ветке после кольцевой вырезки коры
Ситовидные трубки расположены в лубе коры. Через некоторое время образуется раневая пробка. Органические вещества опускаются вниз по стеблю и достигают этого места. Скапливаются. Вскоре образуются на наплыве придаточные корни, и даже почки. Таким образом, органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам как вверх, так и вниз.
Стебель дерева или кустарника состоит из кожицы, пробки, первичной коры, луба, камбия, древесины и сердцевины (Слайд «Строение стебля: поперечный срез). Ситовидные трубки, по которым передвигаются органические вещества из листьев в другие органы растения, расположены в лубе. Окольцевав ветку, мы перерезали эти трубки, поэтому органические вещества, оттекающие из листьев, дойдут до кольцевой вырезки и будут там накапливаться. На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, накопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни и почки. Вывод: Органические вещества, передвигающиеся по лубу, могут перемещаться как вниз так и вверх.
Значение для человека
Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, человек может управлять их движением. Он проводит обрезку боковых побегов у томата и винограда (пасынкование), при этом органические вещества направляются к плодам. Это ускоряет созревание и повышает урожай.
При обрезании ненужных боковых побегов (пасынковании) томата или винограда питательные вещества направляются к цветкам и плодам. Таким образом, пасынкование ускоряет развитие плодов и увеличивает урожай.
Кора садовых деревьев
Грызуны и зайцы могут наносить серьезные повреждения коре садовых деревьев. Во избежание этого стволы молодых деревьев обвязывают ветвями ели, специальными тканями, красят.
При неправильной подвязке дерева к опоре кора может быть сильно перетянута. С ростом дерева серьезность повреждения увеличивается, что может привести к гибели его корней, ввиду отсутствия питательных веществ. Поэтому кору дерева под подвязкой защищают тканью или дощечками.
Стволы снаружи покрыты корой, которая защищает их от испарения, перегрева, вымерзания, ожогов солнечными лучами, проникновения вредных микроорганизмов. На стволах старых деревьев березы, осины, ольхи мертвые ткани коры не способны растягиваться и часто образуют трещины.
Через эти трещины внутрь ствола проникают споры бактерий и грибов, вызывая повреждение и гибель дерева. Большой вред лесному хозяйству причиняет гриб-трутовик (рис. 58). Питаясь соками дерева, он разрушает древесину, делая ее хрупкой и ломкой. Это приводит к гибели дерева.
Рис. 58. Гриб-трутовик на дереве
Не все органические вещества используются для питания растений. Часть их откладывается про запас в плодах, семенах, в клетках корней, стеблей и их видоизменений (морковь, свекла, репа, капуста кольраби). У деревьев и кустарников – в древесине и сердцевине.
Запасание питательных веществ
У однолетних растений питательные вещества откладываются в клетках семян; у многолетних – в корнях, стеблях. У моркови, свеклы, репы питательные вещества откладываются в корнеплодах (см. Рис. 5).
Рис. 5. Корне плод свеклы
У кольраби (см. Рис. 6), образуются шаровидные расширения стеблей с запасами питательных веществ.
У деревьев и кустарников питательные вещества запасаются в сердцевине и древесине. Поэтому весной через повреждения в коре деревьев вытекает сок (березовый, кленовый). Через эти повреждения в дерево может проникать инфекция, поэтому трещины необходимо замазывать садовым варом.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник