Как передвигались древние люди по воде

КАК ЛЮДИ ПЕРЕДВИГАЛИСЬ В СТАРИНУ?

Первые пути сообщения возникли в глубокой древ­ности.

Первыми сухопутными дорогами были лесные тропы, ло которым наши далёкие предки ходили на охоту. Пере­носил тяжести сам человек. Меняя свою стоянку, люди тащили на себе все предметы домашнего обихода и ору­дия охоты. Так же доставлялись убитые на охоте животные.

Если охота была удачна и охотники убивали большого зверя, его тушу волокли на стоянку прямо по земле. Лишь много позднее для этой цели стали использовать воло­куши — два-три срубленных дерева, на которые навали­вали груз.

В поисках пищи люди часто селились по берегам рек и морей. Эти места были очень удобны для ловли рыбы и охоты на зверей, приходящих на водопой. Живя здесь, человек научился преодолевать водные пространства. По­явились первые простейшие средства передвижения по воде: плоты и выдолбленные из дерева челноки.

В конце прошлого века один такой чёлн был найден недалеко от Ладожского озера в торфяном болоте. Чёлн был сделан каменным топором из толстого дуба. Попав в воду около трёх тысяч лет назад, он был затянут илом, в котором хорошо сохранился до наших дней. Были найдены и другие суда, на которых плавали наши да­лёкие предки.

Одним из первых судов, на котором в старину плавали восточные славяне, был «коробь». Он строился из ивовых прутьев, обшитых снаружи корой. Небольшой вес «ко­робя» позволял легко передвигаться по реке, его без большого труда перетаскивали через волоки [35]) и пороги. Затем появились «ладьи однодеревки», они изготовлялись из толстых кряжей выдалбливанием.

Чтобы увеличить грузоподъёмность таких судов, с бо­ков ладьи прибивали один или несколько рядов досок. Такое судно получило название «набойной ладьи». На этих ладьях славяне отправлялись в дальние морские пла­вания, совершали победоносные походы.

Читайте также:  При стирки с машинки течет вода причина

Потом стали строить «дощаники», изготовлявшиеся целиком из досок.

В «Ярославовом дворище» в Новгороде было найдено судно XII века, уже более сложного устройства. Корпус его был покрыт дубовой обшивкой, проконопачен льняной паклей и осмолён снаружи.

В 1151 году дружина киевского князя Изяслава совер­шала морские походы на судах, имевших палубу, на кото­рой размещались воины. Гребцы находились внизу, под палубой.

Перетаскивая большие, срубленные каменным топором деревья, люди заметили, что дерево гораздо легче катить, чем тащить волоком. Так появились первые деревянные катки; тяжёлый груз, уложенный на круглые брёвна-катки, легче передвигался по земле.

Прошло ещё время, и люди стали закреплять катки на оси. Так родилось колесо. Это было большим достижением древней техники.

Появились всевозможные повозки — телеги, арбы, ка­реты. Первые повозки были крайне несовершенны. Роль колёс выполняли обрубки брёвен. Лишь постепенно колесо приняло современный вид, стало иметь ступицу, обод и спицы.

Большим событием в жизни наших предков явилось приручение животных. Лошадь, осёл, верблюд стали заме­нять человека на переноске тяжестей. А когда появились первые телеги, домашние животные стали главной тягло­вой силой на суше.

Учёные полагают, что использование лошадей и телег началось примерно 7000 лет назад. С тех пор в течение многих столетий впряжённая в повозку лошадь была са­мым распространённым, самым важным видом транспорта.

Появление повозок потребовало создания дорог. Но построить хорошую дорогу на большом протяжении было под силу только государству. Поэтому первые хорошие дороги появляются лишь тогда, когда возникают первые государства. А вместе с развитием дорог начинает разви­ваться, совершенствоваться и транспорт.

За много сотен лет до нашей эры некоторые древние государства уже имели неплохие гужевые пути. Хорошие дороги были в Ассирии, Вавилонии, Персии, Индии, Перу. Особенно большие дорожные работы производились в древнем Риме. Римлянами было построено много боль­ших дорог — в Африку через Сицилию, в Азию через Македонию, в Византию, в Испанию и Германию.

В Риме сходилось 29 дорог. Они имели большое тор­говое значение и играли важную роль как пути, связываю­щие столицу огромной рабовладельческой империи с её провинциями и порабощёнными странами.

Римские дороги обладали большой прочностью. Строи­лись они следующим образом. На всём протяжении пути рылась траншея глубиной около одного метра. На её дно укладывались крупные плоские камни, связываемые из­вестковым раствором. Затем клались камни величиной с кулак, которые также скреплялись известковым раство­ром, и поверх рассыпался слой камня величиной с грец­кий орех, который покрывался кроме того слоем гравия и песка.

Строительство таких дорог требовало очень большого труда. На дорогах древнего Рима работали под кнутом надсмотрщиков сотни тысяч рабов.

В эпоху феодализма резко сократились экономические связи, замерла торговля; поэтому снизились и грузовые перевозки. Шоссейные дороги в связи с этим потеряли былое значение, стали приходить в упадок. Более того, они стали местами грабежей.

Плохое состояние дорог было даже выгодно феодаль­ным князькам. Каждый феодал брал дань с проезжаю­щих по его территории купцов, причём установился даже обычай, по которому всё падающее в пути с воза посту­пало в собственность владельца земли. Отсюда и пошла поговорка «что с воза упало, то пропало».

Только в некоторых крупных средневековых городах, которые экономически росли, строились дороги по типу каменных мостовых.

Но вот с XV века начинается оживление в торгов­ле, в экономической жизни Европы. В связи с этим значение путей сообщения снова возрастает. На до­рогах появляются повозки и кареты с двумя осями, с поворотным передком, на рессорах и металлических шинах.

Увеличивается протяжённость сухопутных дорог, со­вершенствуется их устройство, в частности, уменьшается толщина каменного покрытия дороги. Нижний слой по­крытия — основание дороги — стали укладывать из кам­ней, а поверх насыпали слой гравия или песка. Основание земляного полотна имело поперечный уклон для лучшего стока воды. Вдоль обеих сторон дороги стали устраивать канавы.

Большое значение для развития дорог сыграло устрой­ство каменного покрытия из слоя щебня (раздробленного каменного материала); такие дороги получили название шоссейных.

По улучшенным дорогам открывается регулярное дви­жение пассажирских дилижансов — многоместных крытых экипажей, запряжённых лошадьми (рис. 1).

Интересно отметить, что на первых порах это ново­введение пытались всячески опорочить. Дилижансы, — уверяли некоторые люди, — принесут сплошной вред тор­говле, так как путешествующим не надо будет покупать пистолетов для самозащиты при движении по опасным местам дорог в одиночку, одежда долго не будет изнаши­ваться, постоялые дворы будут пустовать, продажа вина и пива резко сократится, люди изнежатся без верховой езды.

В России дорожное хозяйство получило значительное развитие в период объединения вокруг Москвы русских княжеств. В это время создаются сухопутные дороги, свя­зывающие Москву с главнейшими городами: Рязанью, Владимиром, Дмитровом, Ярославлем, Тверью, Тулой и другими. По главным дорогам Московского государства организуется регулярное сообщение. Создаются станции, или «ямы», для смены лошадей и ямщиков. Это обеспе­чивало регулярное движение, без которого было немыс­лимо развитие торговли и управление государством.

Один из польских послов в Москве Сигизмунд Гер — бертштейн в записках о «Московском государстве» оста­вил описание своего путешествия по дороге из Новгорода в Москву в 1517 году. Он с восторгом рассказывает об удобствах ямской езды. В качестве примера необычайно быстрого передвижения он приводит случай, когда один из его служителей доехал из Новгорода до Москвы (600 км) за 72 часа. По тем временам это была действи­тельно очень скорая езда.

Во второй половине XVIII века сеть сухопутных почто­вых путей в России достигла уже 12 500 вёрст. Были по­строены шоссейные дороги Москва — Петербург, Петер­бург — Рига, Петербург — Выборг и много других.

При строительстве этих путей русские инженеры впер­вые в мире применили песчаное основание вместо камен­ного. Это удешевило и облегчило устройство шоссейных дорог.

В прошлом веке в России был уже очень большой гу­жевой транспорт. Только на перевозках сельскохозяйст­венных продуктов ежегодно было занято до 800 тысяч человек летом и около 3 миллионов зимой.

Несмотря на это, конный транспорт с трудом справ­лялся со всё возрастающим объёмом перевозок. Жизнь требовала нового, более совершенного вида сухопутного транспорта, способного быстро перевозить большие коли­чества грузов.

Ещё в древности человеческая мысль пыталась решить задачу замены лошади другим, более совершенным двига­телем. Так, ещё тысячу лет назад наши предки небез­успешно пытались использовать для передвижения по суше силу ветра, которая так хорошо двигала в море па­русные корабли.

В 907 году киевский князь Олег предпринял военный поход против греков. По свидетельству летописцев в этом походе участвовало около двух тысяч судов (ладей), на которых находились вооружённые дружинники князя. Приблизившись к столице Византийской империи Констан­тинополю, Олег увидел, что греки заперли вход в город со стороны моря. Тогда он решил взять Константинополь с суши.

Высадив войска недалеко от города, киевский князь велел поставить суда на колёса и поднять паруса. Дож­давшись попутного ветра, дружина поехала на ладьях сухим путём к городу. Движение необычных повозок, наполненных вооружёнными людьми, привело греков в ужас. Они выслали к Олегу послов и приняли требова­ния русских, заключив торговый договор.

Когда экономическая жизнь общества потребовала создания более совершенных видов транспорта, в России было сделано немало талантливых изобретений, заложив­ших основы механического транспорта на суше, воде и в воздухе.

Источник

Как передвигались древние люди по воде

История плавающих средств. От плота до субмарины

На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Построй корабль из добрых дел.

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2020

Лишь дно моря знает его вес.

Человек с древнейших времен был связан с водой. Она необходима для питья, приготовления пищи, в воде есть рыба и водоплавающие птицы, другая пища. В конце концов, по воде проще добраться куда-то, чем через лес или зимой через снега. Но чтобы не просто переплыть реку или озеро, а плыть долго, нужно приспособление.

К тому же если менять место стоянки, надо перевозить с собой и домашнюю утварь, и желательно ее при этом не мочить.

Скорее всего, первым придумали плот – связанные бревна, на которые можно что-то поставить или усесться самому. В южных странах это могли быть связки бамбука или тростника.

Именно так происходило расселение человечества по континентам и островам, так были заселены Океания и Австралия в древнейшие времена. Причем эти люди плавали с острова на остров, с атолла на атолл, ориентируюсь только по звездам, солнцу и луне.

А позже появился и корабль…

И вот уже греческий историк Геродот рассказывает о судоходстве по Евфрату в Месопотамии. В греческой мифологии, сложившейся за несколько тысячелетий до новой эры, на лодке, обтянутой кожей, перевозил в мрачном царстве Аида через ледяные воды Стикса души умерших старец Харон. Гомер в своих «Илиаде» и «Одиссее» пишет много раз о кораблях и мореплавателях. И это уже не речные лодки, а морские корабли.

В свое время сотрудники университетов Бирмингема и Шеффилда, исследуя находки в районе Эгейского моря, установили, что между островом Малос и греческим материком существовал морской торговый путь. Об этом свидетельствует атомный анализ изделий из вулканического стекла обсидиана, найденных в доисторических пещерах юго-восточной Греции. Ученые датировали эти находки периодом между 7500 и 6800 годами до н. э. Они доказали, что эти изделия доставлялись в Грецию на кораблях, шедших от островов Эгейского архипелага к континентальной Элладе. Тем самым горизонт истории морского судоходства отодвинулся па тысячи лет.

В задачу этой книги не входит изложение всей истории кораблестроения. Такой труд по силам лишь огромному коллективу историков и уместится в многотомном издании. Ведь даже простое перечисление одних только названий типов судов, существовавших в разные времена и у разных народов, займет несколько страниц.

Морские и речные суда делятся; по устройству двигателя (движителя) – парусное, гребное, пароход, теплоход и т. д.; по приводу – самоходные, несамоходные; по размещению корпуса – подводная лодка, ныряющее, полупогружное, водоизмещающее, глиссирующее, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экраноплан, судно на воздушной каверне; по области применения – грузовое судно, пассажирское судно, военный корабль, Промысловое судно, буксир, научно-исследовательское судно, вспомогательное судно, суда атомного технологического обслуживания. Мы расскажем лишь о судах, различающихся по устройству движителя, области применения и о наиболее важных вехах развития флота.

Первые плавательные средства

Поскольку жизнь человека неразрывно связана с водой, то уже в древнейшие времена он задумался над тем, как можно по ней передвигаться. Вплавь – хорошо, когда плыть нужно недолго и вода теплая. Люди заметили, что дерево или тростник хорошо держатся на воде, не тонут. Опытным путем проверили, что за кусок дерева можно держаться и плыть, тоже не утонешь. Кто-то когда связал веревкой или лианой охапку тростника и выяснил, что и это подходит.

И это было очень важное открытие. Ведь наша планета на две трети покрыта морями и океанами. Древние поселения человека располагались обычно по берегам рек и озер, которые не только снабжали людей рыбой, но и служили единственно удобным путем сообщения. Кусок дерева, связка тростника и руки, заменявшие весла, были первыми средствами наших далеких предков для передвижения по воде. Кто придумал впервые связать несколько бревен в плот? Кто догадался управлять им с помощью тонкого ствола дерева? Этого мы никогда не узнаем. Одно только нам известно: люди стали плавать сразу же, как стали людьми. Но это еще не было началом судостроения.

До сих пор первобытные племена вяжут плоты и выдалбливают лодки из стволов деревьев, и нет никаких сомнений, что так же делали люди тысячи, десятки тысяч лет назад. Сначала это были достаточно неуклюжие и опасные для передвижения суда, но постепенно мастерство росло, а с ним росли и расстояния, на которые можно было передвигаться для открытия новых земель или для торговли.

Живя у воды, люди обратили внимание, что стволы деревьев в воде не тонут. Однако, если сидеть на бревне, то ноги будут в воде, а в умеренных широтах достаточно прохладно для таких упражнений. Кроме того, с круглого бревна легко соскользнуть в воду. Ну и у бревна малая грузоподъемность, на него особо ничего не нагрузишь.

Тогда наши предки решили соединить вместе несколько бревен и, взяв в руки длинный шест, совершили первое плавание вдоль берега. Так было изобретено средство передвижения по воде – хорошо известный сегодня плот. Он прекрасно годился для перевозки больших грузов, особенно, если движение происходило вниз по реке. Однако плот был довольно громоздким, неповоротливым, довольно тяжелым сооружением, кроме того, шест в глубоководных местах не доставал до дна, и люди стали использовать для гребли доску. Постепенно происходило усовершенствование гребневой доски, и со временем она приняла лопатообразный вид. Так уже в древние времена было изобретено весло.

Разновидностью плота стала папирусная (тростниковая) лодка, придуманная жителями долин рек Нил, Тигр и Евфрат. Тростник, обильно растущий по берегам этих рек, имеет толстые, полые внутри стебли длиной до полутора метров. Соединяя стебли тростника в пучки – вязанки, а затем формируя из нескольких вязанок плавучую платформу, древнеегипетские и шумерские судостроители создали грузоподъемное и надежное судно для плавания по спокойным водам.

Первое достоверное упоминание о лодке относится к глубокой древности. Самые ранние находки археологов – это лодки, построенные около 7 тысяч лет назад. Самая древняя лодка была найдена в Кувейте. Еще одна модель лодки найдена в Обейдской гробнице, в городе Эриду, одном из древнейших городов Шумера (на рубеже V тыс. до н. э.), который стоял на берегу Персидского залива.

На Руси судостроение и мореплавание были известны с древнейших времен. На побережье Белого моря сохранились наскальные рисунки, датируемые примерно третьим тысячелетием до н. э., изображающие охоту с гарпуном на морского зверя. В 1973 году на дне Южного Буга был найден дубовый челн-однодеревка длиной примерно 7 метров. Это – одно из древнейших судов, обнаруженных на территории восточных славян, оно датируется примерно V веком до н. э.

На берегу Ладожского озера в 1872–1882 годах был найден долбленый челн-однодеревка длиной 3,5 метра и шириной 86 сантиметров. Его относят примерно к III тысячелетию до н. э.

Первая лодка получилась из бревна. Для удобства бревно заостряли на концах и стесывали сверху, позже стали вытесывать или выдалбливать сердцевину, чтобы удобнее было сидеть и класть груз. Иногда сердцевину выжигали, но аккуратно, чтобы не прожечь насквозь. В тех местностях, где деревьев было мало, лодки делали, натягивая на деревянный каркас шкуру животного, либо прикрепляли к каркасу кору, используя смолу или битум.

Источник

Оцените статью