Как правильно пить воду Зам-зам?
Вопрос: Как правильно пить воду Зам-зам? (Россия, Татарстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В соответствии с Сунной нужно повернуться к кибле, произнести имя Аллаха (сказав «Бисмилля») и пить Зам-зам тремя глотками. Передано от Мухаммада бин Абдиррахмана бин Аби Бакра (رضي الله عنه): «Я сидел с Ибн Аббасом, когда к нему подошел человек. Он (Ибн Аббас) спросил: «Откуда ты идешь?» «От источника Зам-зам», — ответил человек. Ибн Аббас спросил: «Ты пил из него так, как нужно?» Человек спросил: «Как?» Ибн Аббас сказал: «Когда пьешь [Зам-зам], повернись лицом в сторону киблы, произнеси имя Аллаха [перед тем, как начнешь пить], трижды остановись [пока пьешь] для выдоха, пей из него, пока не насытишь тело, а когда закончишь, вознеси хвалу Всемогущему Аллаху. Это потому, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нас и лицемеров различает то, что они не пьют из Зам-зама до насыщения тел.» (Ибн Маджа, хадис 3061)
Относительно того, как лучше пить Зам-зам — стоя или сидя — у ученых имеются разные мнения. В сборнике «Сахих Муслим» есть хадис, в котором говорится, что Посланнику Аллаха ﷺ дали Зам-зам, и он пил его стоя. Ссылаясь на данный хадис, некоторые ученые считают, что пить Зам-зам стоя желательнее. Другие говорят что воду (будь то Зам-зам или простая вода) лучше пить сидя, поскольку Пророк ﷺ обычно пил сидя. Они интерпретируют хадис Пророка ﷺ, в котором он пьет Зам-зам стоя следующим образом:
а) В данном конкретном случае Посланник Аллаха ﷺ пил Зам-зам стоя, чтобы люди поняли, что пить стоя тоже разрешается (т.е. не из-за того, что так делать лучше).
б) Когда Пророку ﷺ подали Зам-зам, подходящего места, чтобы сесть, не было из-за движущейся толпы людей во время хаджа (умры), поэтому ему пришлось пить стоя.
(«Мисбахус Зуджаджа аля Сунан ибн Маджа» Суюти, том 1, стр. 244, Кадими)
В любом случае, будет ли человек пить Зам-зам стоя или сидя, он будет следовать Сунне, поскольку оба способа основаны на хадисах.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Источник
Правда ли, что воду Зам-Зам желательно пить стоя?
Вода из Зам-Зам имеет удивительные свойства. Если выпить её, то можно почувствовать приятный вкус. Она не портится, помимо жажды, утоляет чувство голода и служит исцелением от болезней по Воле Всевышнего Аллаха. Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ( ﷺ ) сказал:
ماء زمزم لما شرب له
«Вода Зам-Зам (способствует) тому, ради чего её пьют». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)
То есть если ты пил её, чтобы исцелиться, то исцелил тебя Аллах; если ты пил её, чтобы насытиться, то насытил тебя Аллах; если ты пил, чтобы утолить жажду, то утолил её Аллах; если ты пил, прося защиты, то Аллах защитит тебя.
Вода Зам-Зам течет в Мекке более 4000 лет. Образцы любой воды в мире содержат бактерии, но ученые доказали, что вода Зам-Зам не содержит ничего лишнего и абсолютно чиста. Известно, что источники в теплом климате склонны к засорению растениями, например, водорослями, но Зам-Зам чист от каких-либо биологических примесей.
В хадисах, переданных от Посланника Аллаха ( ﷺ ), имеются предостережения от пития воды стоя. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается:
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
«Пророк( ﷺ ) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ( ﷺ ) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Что же касается желательности пить воду Зам-Зам стоя, то от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обеими Аллах) передаётся:
سَقَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ زَمْزَمَ فَشَرِبَ وَهُوَ قَائِمٌ
«Я напоил Пророка ( ﷺ ) водой Зам-Зам, и он выпил её стоя». (Бухари, 1528; Муслим, 2027).
В другом риваяте (версии этого хадиса) также передается:
«Пророк( ﷺ ) выпил воду зам-зам, стоя». (Муслим, 2027)
Исходя из этих хадисов, некоторые ученые, в том числе большинство учёных ханафитского мазхаба, утверждают, что Зам-Зам желательно пить стоя. Но Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет в своей книге «Тухфатуль Мухтадж», что желательно пить воду сидя, а то, что Пророк ( ﷺ ) пил её стоя, указывает только на дозволенность.
Однако в сборнике имама Бухари приводится рассказ, что Али (да будет доволен им Аллах), находившемуся у ворот двора мечети, принесли воду, а он выпил её стоя и сказал:
رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَعَلَ كَمَا رَأَيْتُمُونِي فعلت
«Поистине, некоторые люди не любят пить стоя, а я видел, что Пророк ( ﷺ ) выпил так же, как выпил сейчас я». (Бухари)
Имам Ан-Навави в своей книге «Шарх сахих Муслим» подробно разъясняет всё это:
«У некоторых ученых появились проблемы в понимании смысла этих хадисов, до такой степени, что они выдвигали относительно них ложные мнения. Более того, они осмелились объявить некоторые из них слабыми. Также они привели некоторые ложные утверждения, на которые не стоит обращать внимания. Ибо нет никакого смысла в распространении ложных мнений и ошибочных версий там, где делается тафсир (толкование) Сунне. Напротив, мы приведем только истинное мнение, делая этим предостережение от обмана противоположного мнения.
В понимании этих хадисов, хвала Всевышнему Аллаху, нет никаких проблем. Также они не являются слабыми. Наоборот, все они являются достоверными хадисами.
Истина же в том, что под запретом (предостережением пить воду стоя) в тех хадисах подразумевается нежелательность (караха танзих). А что касается того, что сам Пророк ( ﷺ ) выпил воду стоя, то это для объяснения дозволенности. Как видите, в этом нет никаких проблем и противоречий. И это мнение, которое мы привели, является обязательным для принятия. А что касается тех, кто утверждает, что хадисы отменены (насху), или другое, то это является чрезмерным заблуждением. Как могут быть хадисы отменёнными, когда есть возможность объединить смысл этих хадисов (то есть хадисов, запрещающих пить стоя, и хадисов, утверждающих, что Пророк ( ﷺ ) сам выпил стоя).
И если скажут, как может быть питье стоя нежелательным, когда Пророк ( ﷺ ) сам поступил так? На это отвечают: когда действия Пророка ( ﷺ ) приводят для разъяснения дозволенности, они не бывают нежелательными, наоборот, это становится обязательным для него ( ﷺ ).
Как же это может быть нежелательным, когда установлено, что Пророк ( ﷺ ) делал омовение, омывая органы только по одному разу, и делал таваф верхом на верблюде вместе с тем, что имеется Ижма о том, что омывание по три раза и таваф пешком является более ценным (акмаль).
И подобные этим вопросы многочисленны. Следовательно, Пророк ( ﷺ ) один или несколько раз поступал таким образом, указывая на дозволенность такого способа, а в постоянной практике делал это в более совершенном виде. Так и было с омовением, ибо Пророк ( ﷺ ) совершал омовение чаще всего по три раза, таваф делал пешком, а также чаще всего воду пил сидя. И это все является ясным, и в этом не сомневается тот, у кого есть хоть малое отношение к знаниям. А Аллах знает лучше».
Итак, исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что однозначно желательно пить воду сидя, а вот насчет воды Зам-Зам мнения учёных разошлись. Но согласно тому, что пишется в книгах шафиитского мазхаба, в том числе и в «Тухфат аль-мухтадж» Ибн Хаджара, и воду Зам-Зам желательно пить сидя.
Аллах знает лучше!
Будем благодарны за репост!
Рашид Саидов
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Источник
Благодатная вода Зам-Зам
Вода Зам-Зам, в ней кроются смыслы, вложенные Всевышним Аллахом для нас. Это причина благ этого мира и благ мира вечного, в ней – исцеление от всех недугов, это ощутимое, естественное – и это вода Зам-Зам.
Вода Зам-Зам, без сомнений, самая достойная вода в мире. Некоторые учёные даже сказали, что эта вода лучше, чем райская вода, и достойнее, чем вода кавсара.
Ангелы пришли к Пророку ﷺ , когда он был ещё ребенком, а это всем известное достоверное чудо, и они омыли сердце Пророка ﷺ водой Зам-Зам. Поэтому учёные сказали: «Не омывают самое достойное сердце ничем, кроме как самой достойной водой».
Источник воды Зам-Зам – это милость Творца, помощь Господа миров для нашей госпожи Хаджар. Она опасалась за своего ребенка Исмаиля (мир ему), находясь в пустыне. У них не было ни воды, ни еды и никого, кто бы им помог. Она обратилась ко Всевышнему и попросила помощи у Господа миров. Аллах почтил её источником воды Зам-Зам, которой ключом забил из-под ног нашего господина Исмаиля (мир ему).
Обычно, когда Аллах одаривает благом, то оно становится постоянным, так и вода Зам-Зам просуществует до Судного дня.
Когда пришел наш любимец, установилась его связь с этой водой. В хадисе сказано:
ماء زمزم لما شرب له
«Вода Зам-Зам (способствует) тому, ради чего её пьют». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)
Когда пьешь воду Зам-Зам, чувствуешь наслаждение. Когда наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) пил воду, он говорил: «О Аллах, я пью воду Зам-Зам, чтобы утолить жажду Судного дня». Наш господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах, правовед, учёный, когда пил воду Зам-Зам, говорил: «О Аллах, исцели меня от всех недугов и умножь мои полезные знания из числа твоих сокровенных знаний».
Здесь очень важно считать правдивой речь Посланника Аллаха ﷺ , твердо ей следовать, уверовав в обещания Творца.
Когда пьешь воду Зам-Зам, возьми стакан, обратись в сторону Каабы и скажи: «С именем Аллаха. Хвала Аллаху. Мир и благословение нашему Посланнику. О Аллах, до меня дошло, что Твой Пророк сказал: «Вода Зам-Зам (способствует) тому, ради чего её пьют». О Аллах, я её пью с такими-то и такими-то намерениями…». Сделайте несколько намерений, искренне прочувствуйте их и будьте твердо убеждены в своих намерениях во время питья этой воды.
Желательно пить воду Зам-Зам досыта, пока не заполнится живот и не поднимутся рёбра от большого количества испитой воды, потому что это признак имана. Это для нас большая милость, которую человек не может себе и представить. Тот, кто пьет досыта воду Зам-Зам и любит её пить, обладает иманом и очищается от лицемерия, потому что Пророк ﷺ сказал: «Разница между нами и лицемерами заключается в том, что они не могут пить досыта воду Зам-Зам».
Есть известным всем случай, произошедший с нашим господином, высокочтимым сподвижником Абу Зарром (да будет доволен им Аллах). Рассказывают, что он прибыл в Мекку, как только услышал о Призыве Пророка ﷺ . Он прибыл в Мекку и застал всех запуганными, он не мог ни у кого спросить и упомянуть имя Мухаммада ﷺ . Он остался в Мекке, наводя справки, но не желал просить чего-то у людей, также не желал ходить к кому-то в гости, не мог есть и в целом не знал, что делать.
Сорок дней, а по другой версии – ровно один месяц он находился в Мекке, и, когда наступал новый день, он прятался за стенами Каабы и пил только воду Зам-Зам, ничем больше он не питался. Когда он принял Ислам и встретил Пророка ﷺ , то рассказал ему, что пил только воду Зам-Зам и не чувствовал усталости, более того, у него немного округлился живот и он набрал немного в весе, и это только от воды Зам-Зам. Пророк ему сказал: «Вода Зам-Зам заменяет еду».
Жители Мекки даже до Ислама, когда ребенок ослабевал или у матери пропадало молоко, поили детей вместо молока водой Зам-Зам, и этого бывало достаточно. В воде Зам-Зам кроется это великое чудо господа обоих миров.
Пророк от любви и почитания воды Зам-Зам, когда прибыл в Мекку для совершения хаджа, подошёл к колодцу Зам-Зам. (Напомним, что снабженцем воды для паломников был его дядя Аббас, то есть сначала Абдульмуталиб снабжал водой паломников, а потом это дело перешло к Аббасу, сыну Абдульмуталиба). Так вот, когда Пророк ﷺ подошел к колодцу попить воды, Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал своим детям, чтобы те сходили домой и принесли чистый стакан для Пророка ﷺ . Но Пророк ﷺ сказал: «Не нужно, я хочу попить из стакана, который трогали руки мусульман».
Во-первых, в этом заключатся скромность Пророка ﷺ .
Во-вторых, он пожелал получить баракат мусульман, несмотря на то, что он сам являлся основным источником бараката. Несмотря на это, он пожелал обучить людей, как можно получить баракат от всех мусульман.
В-третьих, учёные сказали, что вода Зам-Зам не загрязняется. И в наши дни это так. Возможно, грязь может попасть в сам колодец Зам-Зам, когда бывают большие ливни, однако вода Зам-Зам не загрязняется. Если кто-либо выпьет воду Зам-Зам, в которую попала грязь, то это не причинит ему вреда из-за благодати этой воды, которую обособил Всевышний.
Когда Пророк ﷺ сделал глоток воды Зам-Зам из сосуда, то частью воды он прополоскал рот, а часть выплюнул в сосуд и сказал, чтобы её вылили в колодец Зам-Зам. И благодать воды Зам-Зам увеличилась. Зам-Зам – это благодать нашего господина Исмаиля (мир ему), и к ней прибавился баракат нашего господина Мухаммада ﷺ , когда он добавил воду Зам-Зам, смешанную со своей благодатной слюной, к основному источнику. Сегодня, когда мы пьем воду Зам-Зам, то получаем благодать и достигаем еще большей благодати благодаря нашему Пророку ﷺ .
Причиной же того, что эту воду назвали Зам-Зам, стало то, что Хаджар, когда увидела, что из-под земли начала выходить вода, попыталась, укладывая вокруг глину и песок, удержать воду, чтобы образовался колодец, и приговаривала: «Зум-зум, зум-зум», то есть «остановись, остановись».
Когда Пророку ﷺ рассказали это предание, он улыбнулся и сказал:
يرحم الله أم إسماعيل, لو لا عجلت لكان زمزم عينا معينا
«Да помилует Аллах мать Исмаиля (мир ему)! Если бы она оставила Зам-Зам (или: … не набирала его воду …), он стал бы потоком, текущим по земле». (Бухари)
Она опасалась за воду, которая спонтанно пробилась в пустыне. Из-за опасений и стараний Хаджар сохранить воду для своего ребенка, там и образовался большой колодец, а не маленький ручей просто текущей воды. Наш Пророк ﷺ всегда обращает наше внимание на этот важный аспект во взаимоотношениях со Всевышним.
Самый лучший подарок, который можем мы привезти из Мекки, из святых земель – это вода Зам-Зам. В основе своей принесение в дар воды Зам-Зам – это сунна Пророка ﷺ . Посланник Аллаха ﷺ брал воду Зам-Зам с собой в сафар и дарил её. Если кто-либо из нас возьмёт воду Зам-Зам в качестве подарка – это будет следованием за Пророком ﷺ , за это будет дана награда и как за исполнение сунны, и как за подарок.
Мы желаем испить воду Зам-Зам с намерением, чтобы Всевышний утвердил нас в истине следования за Пророком ﷺ и почтил нас любовью, о которой сказано в слове Аллаха:
قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيم
(смысл): «Скажи (о Мухаммад!): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»». (сура Али Имран: 31)
Стенограмма проповеди Мухаммада Ас-Сакафа
Перевод с арабского: Гаджимурад Омаргаджиев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник