Как подводные лодки ориентируются под водой

Как лодки «видят» и «слышат» под водой?

Каждый из нас хотя бы раз видел настоящую моторную лодку или вёсельную шлюпку, парусную яхту или теплоход. Тем, кто живёт около больших рек или на морском берегу, это не в диковинку. А видел ли кто-нибудь «живьём» подводную лодку? Таких счастливчиков наберётся немного.

Вода во много раз плотнее воздуха и плохо пропускает свет. Даже в ясную солнечную погоду при полном штиле и чистой воде водолаз на глубине 100 метров будет видеть вокруг себя не дальше двух метров. Капитану или штурману подводного корабля такая дальность обзора ничего не даёт: в иллюминатор на глубине даже с прожектором дальше носа подводной лодки ничего не видно. Как тут быть? Ведь надо знать, что происходит вокруг, чтобы не наткнуться на подводную скалу или на другой корабль. На помощь подводникам пришёл звук. Вы, наверное, знаете, что некоторые животные ориентируются в пространстве при помощи звука, методом эхолокации.

Обычно используется звук высокой частоты, называемый ультразвуком. Летучие мыши, киты и дельфины издают различные звуки, а потом слушают, как сигнал отражается от окружающих предметов. Между посланным и отражённым звуком всегда проходит некоторое время, и животные понимают, на каком расстоянии и в каком направлении от них находится ктото или что-то. У них в мозгу возникает «звуковая» карта окружающего пространства. Человек таких способностей не имеет, поэтому людям пришлось изобрести специальный прибор — гидролокатор. Это устройство с помощью ультразвука исследует окружающее пространство в нужном секторе на расстоянии нескольких километров и через наушники обычным звуковым сигналом или на экране монитора информирует матроса-гидроакустика о различных подводных объектах.

Читайте также:  Парфюмерная вода mancera choco violette

Источник

Секреты «автономки». Как действуют российские АПЛ в дальних походах

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая незримое присутствие вероятного противника и колоссальный груз ответственности, — служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в ВМФ России. В море эти плавучие города обычно действуют в отрыве от союзных сил. Их командиры вправе принимать решения, влияющие на геополитическую картину мира. О том, как российские АПЛ готовят к «автономкам» и о быте подводников, — в материале РИА Новости.

Отбор из лучших

«Моя рекордная «автономка» — более 90 суток под водой», — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Владимир Мамайкин, участник 13 боевых служб. Он ходил в море на торпедных атомоходах знаменитой 3-й дивизии подводных лодок Северного флота и командовал АПЛ К-462 с 1981-го по 1984-й. «В таких походах ты предоставлен сам себе — по сути, сам себе государство. В море могут возникнуть любые ситуации, и командир АПЛ вправе самостоятельно принимать решение, как действовать в той или иной обстановке», — продолжает подводник.

Перед каждым выходом в море все члены экипажа должны пройти специальный курс боевой подготовки: стрельбы, экзамены на знание матчасти АПЛ, борьба за живучесть и многое другое. «Сачков» и «двоечников» отсеивают сразу, но таких обычно немного. Для матроса срочной или сверхсрочной службы допуск к длительному походу — предмет особой гордости. Боевая служба — это не ссылка в море, а мечта, к которой многие идут с детства.

После того как все возвращаются на борт, АПЛ покидает базу и погружается. Всплывает только через несколько месяцев — вернувшись из похода.

Плавучий город

Распорядок дня на атомоходе — стандартный для крупных боевых кораблей: две вахты в сутки. В каждой — три боевые смены по четыре часа. Быт на АПЛ налажен, как и в любой сухопутной воинской части. Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Регулярно проводятся помывочные дни, когда матросы могут постираться и принять душ из забортной воды. Продуман и досуг: на многих атомоходах есть библиотеки, постоянно организуются различные соревнования, кинопоказы. На ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) «Дмитрий Донской» есть даже бассейн с сауной. С питанием тоже все неплохо, и хлеб всегда свежий — выпекают на корабельном камбузе.

«Не припомню, чтобы на боевой службе кто-нибудь когда-нибудь голодал, — рассказывает Владимир Мамайкин. — Разумеется, всегда хотелось чего-нибудь свежего, но отлично наедались и блюдами из консервированных продуктов. Как-то раз мы встречали 23 февраля в Средиземном море. Обстановка вокруг была спокойной, и командир эскадры дал команду: «Всплываем, праздник-то наш!» И нам с советского танкера сгрузили несколько мешков картошки и бочки с дальневосточной селедкой. Эти деликатесы произвели настоящий фурор! Еще, помню, в своих первых боевых службах в 1970-х в экипажах создавали группы по пять-шесть человек. Они питались отдельно, на них испытывали еду для космонавтов. Корабельный врач наблюдал за ними и вел соответствующие записи. Забавно, конечно, было. Все сидят в кают-компании, у каждого первое, второе и компот, как положено. И рядом эти мрачные «космонавты» со своими тюбиками. Подшучивали над ними постоянно».

Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и там люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.

Единственная «вольность», позволительная для экипажа подлодки, — подвсплыть для сеанса связи. В заранее оговоренные дни и в определенное время командир АПЛ дает приказ выставить антенну. Штаб выходит с ним на связь или не выходит, но график экипажем должен соблюдаться неукоснительно. В экстренной ситуации субмарина может подвсплыть когда угодно, чтобы передать важную информацию — на берегу сигнал принимают круглосуточно.

Встречи с противником

Ни один командир подводной лодки не знает точно, в каких морях и океанах ему придется побывать в ходе боевой службы. Запас хода АПЛ неограничен в принципе, а еды и других жизненно важных припасов в длительный поход берут «с горкой». В любой момент из штаба может прийти новый приказ, и в маршрут придется вносить коррективы.

В 1983-м американцы развернули в Европе баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2», что еще больше накалило и без того напряженную международную обстановку. Торпедная АПЛ К-462 находилась тогда на боевой службе в Средиземном море. Во время очередного сеанса связи капитан второго ранга Владимир Мамайкин получил приказ срочно отправиться в Северный Ледовитый океан в указанную точку. Экипаж не был готов для действий в этих широтах, поэтому атомоход по дороге заглянул в Гренландское море. Больше суток К-462 отрабатывала всплытие и погружение. Это только в кино подлодки эффектно проламывают лед рубками где придется — в реальности так можно получить серьезные повреждения, поэтому субмарина перед всплытием долго «нащупывает» полынью. Лишь после отработки всех процедур К-462 ушла в заданный район и заняла свою позицию.

«В 1980-м я служил на АПЛ К-398 старпомом, — говорит Владимир Мамайкин. — Мы следили за американским подводным крейсером, шли за ним на малом ходу и на малой дистанции — всего два-три кабельтовых (370-550 метров). «Американец» нас не слышал и в какой-то момент сбавил скорость, двинувшись наперерез. Мы не успели среагировать и навалились на него бортом. Лодку сильно тряхнуло, развернуло на 50 градусов. Осмотрелись в отсеках и выдохнули — все было в порядке, никаких поломок. Американский крейсер тут же дал деру. Мы подвсплыли на перископную глубину, но в перископ ничего не увидели — море штормило. Думали, потеряли цель, однако почти сразу вновь поймали акустический контакт и еще несколько часов следили за «американцем»… Наши современные АПЛ, например проекта «Ясень», на порядок совершеннее тех, на которых мы служили в 1970-80-х. На них можно и на 30 кабельтовых уверенно держать акустический контакт с противником. Я уже старый морской волк, в дальних походах давным-давно не бывал. Но как же хочется подняться на капитанский мостик нового «Ясеня» и посмотреть, на что он способен».

Источник

Как глубоко должны нырять подводные лодки, чтобы их не засекли с самолета

Преимущественно подводные лодки окрашивают в черный цвет . Хотя здесь возможны варианты, но это точно будет что-то темное. Так делается для того, чтобы подлодку, когда она находится на небольшой глубине, трудно было засечь с самолета.

Почему

Черный и ему подобные цвета отражают свет по минимуму . В ясную погоду солнечное излучение проникает глубоко в толщу воды. Без солнца вода представляет собой темную массу, в которой легко затеряться любому, даже очень массивному объекту. В нашем случае подразумевается военная подлодка.

В то же время поверхность воды практически никогда не бывает спокойной. Всегда присутствует хоть какое-то движение. Возникает та же рябь, что ведет к преломлению света . Такое обстоятельство опять же делает невозможным рассмотреть что-либо под водой, например, с самолета

Рассматриваемого вида летательный аппарат не может зависать в воздухе. Это раз. При это он движется достаточно быстро. Это два. В результате шансы на то, что в толще воды можно будет заметить подводное судно, становятся ничтожными.

Чистота воды

Для эффективного обнаружения подлодки путем визуализации с самолета, немалую роль играет чистота воды и такой момент, как цвет океанского дна .

Например, в Карибском море с чистотой воды все нормально. При этом она голубая. Был случай, что в этих водах патрульный самолет засек подлодку на глубине около 200 метров.

Это очень приличная глубина, но черный цвет субмарины очень уж эффектно контрастировал на фоне кораллового песка, что покрывал дно океана в месте обнаружения.

Вообще, именно в тропиках наиболее чистая океанская вода .

Самая подходящая окраска океана, если необходимо засечь подлодку с воздуха, – сине-зеленая в диапазоне светлых оттенков. Все должно происходить днем, желательно в ясную погоду.

Основная масса океанской воды очень темная. Прозрачность в этом случае ухудшается по мере приближения к Северному полярному кругу. А там уже начинаются и льды, под которые достаточно поднырнуть, чтобы надежно спрятаться.

Ищем след перископа

Мы разобрались с тем, что визуализировать подлодку с самолета можно, но при определенных условиях.

Куда надежнее в этом случае, установить местонахождение подводного судна по перископу . Современные подлодки, конечно, могут очень долго находиться под водой, но и им время от времени необходимо всплывать. Например, для установки устойчивой связи с командным центром. Здесь дело касается тех же ядерных субмарин.

Именно в этот момент они становятся уязвимыми в плане обнаружения. Поднятый перископ образует бурун. Этот пенный след отчетливо виден на поверхности океана.

В остальном все дело случая, прозрачной воды и других факторов.

Вывод

Визуальное обнаружение подлодки – это не тот метод, который находит активное применение. Существуют другие, более эффективные, способы решения этой задачи:

  • акустика;
  • радары;
  • лазерное обнаружение;
  • фиксирование магнитной аномалии и др.

Что касается посмотреть с самолета, чтобы увидеть военную субмарину, то это больше везение, чем результативное действие.

Хотя безопасность подводникам не помешает. Можно предположить, что подлодка должна находиться на глубине от 30 метров, чтобы ее не засекли наблюдатели с самолета.

Источник

Как видит подводная лодка над водой?

Подводная лодка (сокращённо — подлодка , субмарина) — класс кораблей способных к автономным действиям под водой и на поверхности. Подводные лодки стали очень эффективным оружием как против кораблей, так и против других субмарин.

Но в изолированном пространстве лодки подводникам нужно как-то ориентироваться в водном пространстве. Не очень логично делать окна по бокам лодки. Видимость на глубине не очень высокая, да и давление очень большое. Тогда нужно сделать люк, чтобы открывать его и смотреть что творится на поверхности. Если пользоваться таким методом, то нарушается самое важное преимущество подлодки — скрытность .

Поэтому подводные лодки оснащают специальным устройствомперископом , который позволяет людям внутри лодки увидеть, что происходит над водой. Слово “перископ” происходит от греческих слов «peri» и «scopus», которые означают “вокруг” и “вид”.

Перископы очень похожи на телескопы тем, как они устроены и как работают. Основная часть перископа — длинная трубка, с каждой стороны которой закреплены зеркала или специальные призмы .

Зеркала крепятся параллельно так, чтобы они располагались друг другу под углом 45 градусов. При таком расположении зеркал блики света отражаются между ними. Так же перископы имеют специальные линзы, которые увеличивают отраженные изображения с зеркал.

Перископы так же используют не только в подводных лодках, а вполне себе на земле . При ведении военных действий часто необходимо контролировать ситуацию, но в то же время обезопасить себя. Поэтому перископы использовали для наблюдения из окопов и ДЗОТов позиций противника.

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Подводная лодка может передвигаться как по поверхности воды, так и погружаться глубоко в недра мирового океана. При этом многим наверняка было бы интересно узнать, как ведет себя экипаж субмарины и какие меры он предпринимает, когда подводная лодка отказывается в морском шторме.

Может ли она в такой момент уйти под воду и если да, то как глубоко она должна это сделать?

Когда начинается шторм, подводная лодка не просто может, а по сути, должна уходить под воду, если экипажу и командиру не хочется подставлять судно под удар и бороться с многочисленными и беспощадными ударами волн. Уход на достаточную глубину способен полностью уберечь субмарину от любых негативных воздействий морского шторма. Само собой, выбираемая командиром спасительная глубина – это не какое-то произвольное знание из головы, а строго рассчитываемая цифра. И здесь нам нужно вернуться в XIX век.

В 1805 году известный ирландский гидрограф Фрэнсис Бофорт разработал и предложил для всеобщего использования эмпирическую шкалу, которая позволяла рассчитывать высоту волны, опираясь на значения скорости ветра. Первоначальная версия шкалы Бофорта оказалась не слишком-то удобной, точной и простой в использовании, а потому на протяжении последующих двух десятков лет ее создатель занимался активным процессом улучшения своего творения. Принята на вооружение в большинстве морских держав шкала Бофорта была только в 1830 году.

Шкала состояла из 17 баллов для обозначения грозности морских волн (или их полного отсутствия). Для большинства ситуаций в море (в том числе штормовых) нужно было только первые 12 значений шкалы. Баллы 13-17 были актуальны лишь для Тихого океана с его регулярными тайфунами. Система Бофорта позволяла рассчитывать скорость, величину и силу волны исходя из скорости ветра.

Так, 10 баллам по шкале Бофорта соответствует скорость ветра в 90-100 км/ч и высота волны в 12 метров. При таких условиях волна будет двигаться со скоростью 55 км/ч. Средняя длина волны составит 210 метров, а период прохождения волн будет равняться 14 секундам. Кроме того, любая волна распространяется циркуляционным образом от поверхности водной глади в ее недра, постепенно ослабевая. Полностью отсутствовать циркуляционное движение, создаваемое морской волной, будет на глубине равной от 0.5 длины этой волны. При 10 баллах – это значение составляет около 105 метров.

Таким образом и получается рассчитывать необходимую глубину погружения. В описанных условиях, подлодка должна будет «лечь» килем (нижней частью корпуса) на глубину в 120 метров, так как средняя высота боевых субмарин от киля до верхней точки мостика составляет около 15 метров.

Источник

Оцените статью