- Контроль воды при работе с акварелью
- Сырым-по-сухому
- Сырым-по-сырому
- Сухим-по-сырому
- Полусухая кисть – смешение красок
- Лессировка или смешение цветов?
- Лессировка
- Смешение цветов
- Как пользоваться акварелью с водой мочить
- 1. Не бойтесь испачкать руки!
- 2. Найдите свою бумага для акварели
- 3. Используйте профессиональные краски
- 4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть
- 5. Научитесь смешивать краски
- 6. Начните с экономной экспрессии
- 7. Используйте жидкий грунт под акварель
- 8. Научитесь искусству лессировки
- 9. Техника «сухой кисти»
- 10. Создавайте рисунок без контурных линий
- 11. Добавьте экстрима и экспрессии
Контроль воды при работе с акварелью
Я много раз видел, как акварельные картины не удавались лишь потому, что художник не умел регулировать количество воды на рисунке. Множество книг об акварели делают упор на красивые картинки и используемые материалы вместо того, чтобы подробнее остановиться на этом важнейшем вопросе, влияющем на успешность результата.
Самой распространенной причиной неудач является избыток воды, превращающий рисунок в размытое пятно. Итак, давайте разберемся в этой проблеме.
Всегда задавайте себе вопрос: «Где вода: на кисти, палитре или бумаге?»
Если у вас мокрая кисть и влажная бумага, то в результате вы получите море воды, произвольно растекающейся по всему листу. Чтобы иметь возможность контролировать количество влаги, необходима палитра с плоской емкостью для смешивания красок. В ней не будет накапливаться слишком много жидкости. В этом плане также удобны палитры с ванночками для пигментов, открытые с одного конца.
Пятью главными способами управления водой являются следующие техники:
- Сухим-по-сухому
- Сырым-по-сухому
- Сырым-по-сырому
- Сухим-по-сырому
- Полусухая кисть
- Сухим-по-сухому
В этом случае вы пишете по сухой бумаге полностью отжатой кистью. Поэтому когда вы набираете краску и наносите ее на лист, вода практически не принимает участия в работе. В результате получаются просвечивающиеся мазки как при лессировке.
(Нет воды на бумаге и фактически она отсутствует на кисти).
Сырым-по-сухому
Смысл этого метода в том, чтобы покрывать сухую бумагу водянистой смесью акварели. Такая размывка будет мягкой и подвижной в центре, но с четкими контурами.
(На бумаге воды нет, на кисти – есть).
Сырым-по-сырому
Когда лист смочен, а кисть наполнена хорошо разбавленной размывкой, итогом будет обилие жидкости на бумаге. Она не в состоянии впитать столько влаги, и пигменты начинают течь по поверхности листа. Если наклонять бумагу под разными углами, краски будут образовывать интересные формы и цветовые переходы. Однако управлять процессом их смешивания не удастся. Метод подходит для создания фона, но, чтобы получить хоть какие-то осмысленные формы, приходится полагаться на «счастливый случай».
Сухим-по-сырому
Закрасив фрагмент рисунка сырым-по-сухому, вы можете отжать кисть и снять часть краски с бумаги.
Этот эффект объясняется «обезвоживанием» кисти (на ней меньше воды, чем на листе). Жидкость с бумаги впитывается обратно в ворс кисти, делая этот участок рисунка более сухим, чем окружая поверхность. (Принцип тот же, что и при промакивании разлитой воды выжатой губкой).
Если повторить процедуру еще раз, предварительно выжатая кисть удалит с бумаги пигмент (не воду!). Попробуйте нанести его по-сырому и вы увидите, что мазки получатся отчетливыми и не растекутся. Влага снова впиталась в кисть, сделав только что закрашенную область более сухой по сравнению с остальным рисунком.
Понаблюдайте за тем, как влажная размывка заполняет полученную сухую область, сглаживая ее края. Это прекрасное средство отображения размытых дымкой контуров деревьев на заднем плане ваших пейзажей или мягких рефлексов.
Чтобы добавляемый цвет имел более светлый тон, промокните пигмент с кисти сухой бумагой перед нанесением. Это обеспечит «безводность» кисти.
(Бумага влажная, но кисть практически сухая).
Полусухая кисть – смешение красок
Техника сухим-по-сырому заключается в замещении одного цвета другим. Поэтому, если вы хотите нарисовать один фрагмент (например, небо) и при этом четко проработать другой, пока бумага еще сырая, этот метод – единственный возможный способ это сделать.
Смешайте первую акварель с водой (на плоской палитре) до достижения нужного тона. Наложите размывку сырым-по-сухому.
Промойте палитру и проделайте то же самое со вторым цветом. При необходимости сделайте этот оттенок светлее с помощью воды, чтобы его тон совпадал с предыдущей размывкой. Однако перед тем как набрать акварель, выжмите кисть. Затем мокните ее в краску только одной стороной. Так размывка заполнит одну половину кисти, делая ее полусухой. Это позволит вам наносить новый цвет по-сырому, не давая ему растекаться по всей бумаге. Вы полностью контролируете работу. Повторять процедуру можно неограниченное число раз, пока лист не высохнет. Все пигменты сливаются в один слой, сохраняя иллюзию свечения.
Как насчет «цветной капусты» (обратной размывки)?
Достичь этого эффекта можно, покрывая влажной акварелью слегка подсохшую краску. Вода новой размывки вымывает прежний слой цвета, создавая странные обесцвеченные фигуры.
Иногда это происходит случайно, когда капля воды падает с кисти на не совсем просохшую акварель. Никогда не пытайтесь исправить это, пока бумага не высохнет – вы только «польете водой цветную капусту», от чего она только «вырастет».
На рисунке вы видите, как вода случайно попала на едва подсохшую размывку.
Лессировка или смешение цветов?
Лессировка
Традиционные техники, которые чаще всего преподаются, подразумевают наслоение лессировок (сырым-по-сухому). При этом каждый последующий слой накладывается после высыхания предыдущего. Лессировки наносятся друг на друга, увеличивая общую толщину слоя краски на картине.
Этот метод позволяет добиться впечатляющих результатов.
Однако недостатком этой техники является то, что каждый новый слой лессировки подавляет видимость свечения рисунка. Объясняется это тем, что свет, создающий эффект сияния, должен проходить сквозь слои акварели и отражаться на обратной стороне бумаги.
Заметьте, что теневая лессировка накладывалась поверх окон. Это делает изображение однородным. Если бы окна прописывались позже, они бы выглядели «приклеенными».
Смешение цветов
Смешение оттенков достигается применением техник сухим-по-сырому или полусухой кисти, проиллюстрированных на рисунке. Нанесение акварели на влажную размывку позволяет пигменту соединяться с существующим слоем, а не покрывать его сверху. Иллюзия прозрачности при этом сохраняется.
Еще один пример смешения красок:
Смочите бумагу и добавьте новые цвета полусухой кистью.
Сырым-по-сухому: окна имеют жесткие, грубые контуры.
В этой картине применялось большинство вышеописанных техник (но отнюдь не все). Помните, что если вы регулируете воду – вы контролируете и акварель.
Прием сухим-по-сырому позволяет прописать дверь, ступени и перила по влажной размывке, обеспечивая мягкость их контуров.
Готовая картина – «Особняк в Оранжвуде»
Уделив время освоению этих техник, вы улучшите свои навыки акварельной живописи. Все эти методы являются важными ступенями на пути развития вашего художественного мастерства. Овладение ими позволит вам сконцентрироваться на качестве искусства, отображаемого вашими рисунками. Композиция, план, единство, тон, цвет, интенсивность и прочие свойства при грамотном использовании помогут вам выделиться из толпы и обрести свой неподражаемый стиль!
Продолжайте рисовать и удачи вам!
(Особая благодарность Филлис (Илис) Франклин, выступившей в роли соредактора этой статьи).
Источник
Как пользоваться акварелью с водой мочить
Акварелью можно нарисовать все, что угодно — от реалистичного портрета до придуманных инопланетных миров. Многим кажется акварель сложным художественным инструментом. Но все, что вам действительно нужно, чтобы научиться рисовать акварелью, — просто начать. Подобрали для вас 11 советов, благодаря которым вы станете на 11 шагов ближе к постижению искусства акварельного рисунка.
1. Не бойтесь испачкать руки!
Если вы никогда прежде не рисовали, пора браться за дело. Откройте альбом, создайте интересные текстуры и разводы акварелью, чтобы не замирать перед белым листом. Отталкивайтесь от них в поисках сюжета. Цветные страницы могут быть яркими и будоражащими или создавать спокойное, меланхолическое настроение. Цвет или текстура могут подсказать следующий шаг — а может быть, вам и без них уже не терпится рисовать.
Для создания текстуры можно использовать пищевую пленку. Приложите ее к листу в изогнутом виде либо прижмите пальцами.
Иллюстрация из книги «Мир акварели».
2. Найдите свою бумага для акварели
Результат работы во многом зависит от качества акварельной бумаги. Зайдите в книжный магазин и выберите штук 5-10 разных листов акварельной бумаги «на пробу». Обязательно делайте пометки на каждом листе (сорт, вес бумаги и результаты работы с ней). Подходящий вес бумаги для начинающих — 300 г/м2, некоторые профессионалы предпочитают 600 г/м2. Есть и другие виды акварельной бумаги, например, бумага NOT и бумага с грубой фактурой, или бумага холодного прессования.
Лайфхак. Если у вас обычный «Молескин», не предназначенный специально для акварелей, подмешайте в краску немного мыла или моющего средства, чтобы она лучше прилипала к скользкой поверхности. @miftvorchestvo
3. Используйте профессиональные краски
Даже начинающим художникам стоит приобрести профессиональные акварельные краски. В отличие от дешевых аналогов художественные краски красиво ложатся и растекаются на бумаге.
«Я предпочитаю тюбики, а не кюветы: во-первых, не нужно ждать, пока краска размякнет и станет пригодной для работы, во-вторых, с краской из тюбиков легче создать насыщенные темные смеси». Билли Шоуэлл
Верно, что художественные краски дороже, но и прослужат они дольше. Они лучше разводятся и поэтому не так быстро расходуются.
Совет. Испытывайте новые краски и другие художественные материалы настолько часто, насколько возможно. Экспериментируйте. Не превращайтесь в заложника одной привычки
4. Наблюдайте и рассматривайте, прежде чем браться за кисть
Прежде чем рисовать, изучите структуру объекта. Взгляните на него так, словно видите впервые, внимательно рассмотрите, сделайте заметки, наброски, освойтесь с текстурами и деталями, на которые вы никогда не обращали внимания. Например, понаблюдайте за спиральным расположением листьев или завитками вдоль прожилок стебля.
Вы получаете двойную пользу от рисования растений — сначала вы медитируете, рассматривая его, а потом получаете истинное удовольствие от рисования. Разве не чудесно? @miftvorchestvo
Попробуйте мысленно разобрать на составляющие то, что вы видите. Выделите основные фигуры. Посмотрите, как они накладываются друг на друга. Представьте пейзаж в виде сценических декораций. Обратите внимание на то, что находится ближе всего, что дальше.
5. Научитесь смешивать краски
Попробуйте смешивать цвета, чтобы понимать, каких оттенков можно добиться с вашим набором красок. Смешивайте сначала два цвета, потом добавляйте к ним третий. Экспериментируйте!
Ориентируйтесь на себя. Вы можете делать или очень реалистичные рисунки или очень нетривиальные. Ваша задача — собрать краски, свойства которых вы будете знать, что позволит создавать нужные оттенки с гарантированно хорошим результатом.
Смешивая чистые пигменты, вы можете создавать холодные, теплые или сероватые варианты одного цвета. Иллюстрация из книги «Песня цвета»
6. Начните с экономной экспрессии
Если делаете карандашные наброски или скетчи, можно разнообразить рисунки акварелью, делая акценты. Не обязательно раскрашивать всю страницу; иногда несколько удачных мазков кисти создают наиболее сильный эффект.
Небрежные точечные мазки акварелью в скетчах — фирменный стиль Феликса Шайнбергера. Иллюстрация из книги «Акварельный скетчинг»
7. Используйте жидкий грунт под акварель
Жидкий грунт под акварель наносится на бумагу до начала работы и позволяет при необходимости легко удалить высохшую краску. Это особенно важно при работе с интенсивными или стойкими пигментами: можно не бояться «запачкать» бумагу в области бликов. Перед его применением потренируйтесь в эскизном альбоме, так как поверхность для рисования будет достаточно скользкая.
Чтобы удалить краску с тех участков, где она оказалась не нужна (нечаянно вышли за края или надо сделать блики) — просто смойте краску чистой смоченной кисточкой или спонжем.
8. Научитесь искусству лессировки
Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки — отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.
Иллюстрация из книги «Песня цвета»
9. Техника «сухой кисти»
Этой техникой можно пользоваться, чтобы нарисовать шерсть животных или маленькие волоски на фруктах, например на киви.
Наберите краску на кисть, излишки снимите с помощью салфетки. Расправьте волоски кисточки. Нанесите краску на сухую поверхность, предварительно окрашенную в фоновый цвет. Работайте маленькими мазками в одном направлении, имитируя волоски на поверхности.
Киви в технике сухой кисти. Иллюстрация из книги «Портреты фруктов и овощей»
10. Создавайте рисунок без контурных линий
Если времени в обрез, попробуйте технику рисунка акварелью без контура (на чистом листе). Акварель почти не прощает ошибок, однако в то же время она позволяет работать с упоительной быстротой.
Иллюстрация из книги «Мир акварели»
11. Добавьте экстрима и экспрессии
Не бойтесь ярких красок и сочетаний. Иногда фотографическая точность является не столь интересной, как индивидуальное видение художника. Порвав с достоверностью цвета, вы почувствуете необычайную свободу.
На этой страничке Катриона Эндрюс дала волю цвету. Согласитесь: эффект гораздо сильней, чем если бы цвета соответствовали действительности. Иллюстрация из книги «Артбук»
Источник