- Занятие по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы «Откуда берется питьевая вода?»
- Ход занятия.
- Откуда взялась вода на Земле
- Первая гипотеза. Горячее происхождение Земли
- Вторая гипотеза. Холодное происхождение Земли
- Третья гипотеза
- Четвертая гипотеза английского астрофизика Хойла
- Пятая гипотеза
- Шестая гипотеза
Занятие по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы «Откуда берется питьевая вода?»
Татьяна Дворядкина
Занятие по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы «Откуда берется питьевая вода?»
Уточнить знания детей о важности воды в жизни всего живого.
Познакомить с тем, что добыча и очистка пресной воды — сложный процесс, поэтому воду нужно экономно расходовать.
Развивать коммуникативную деятельность детей.
Воспитывать потребность осознанного экономного использования воды в быту.
загадывание загадки, рассматривание таблиц «Как человек использует воду?», рассматривание глобуса и слайдов «Антарктида», вопросы к детям, дидактическая игра «Узнай по звуку», графическое изображение схемы очистки воды, очистка лимонада в бытовом фильтре, презентация детьми плакатов о бережном использовании воды, изготовленных вместе с родителями.
таблица на каждого ребенка «Как человек использует воду?», игрушка Лунтик, глобус, ноутбук, лист ватмана, маркер, кувшин с фильтром для очистки воды, лимонад, магнитофон, плакаты, изготовленные детьми на тему «Берегите воду«.
Ход занятия.
— Дети послушайте мою загадку и попробуйте отгадать,о чем мы с вами сегодня будем говорить: «Меня льют, меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая?»
— Верно это вода. И сегодня 22 марта мы с вами поговорим о воде, так как во всем мире сегодня отмечают праздник День воды.
(Слышится стук в дверь — появляется Лунтик.)
Лунтик: Здравствуйте, ребята, я так спешил к вам в гости, поскользнулся и упал в лужу. Теперь я весь мокрый и во всем виновата вода!
— Да, что ты, Лунтик, проходи к нам в гости, мы тебе поможем — высушим полотенцем и расскажем о важности воды.
— Дети, скажите, зачем человеку и всему живому на земле нужна вода?
(Ответы детей.)
— Хорошо, а чтобы проверить обо всем ли вы мне рассказали, присядьте за столы и посмотрите в таблицы, которые там лежат. (Дети проверяют свои ответы.)
— Правильно, дети, человек использует воду для приготовления пищи, поддержания своего тела, одежды и жилища в чистоте, для полива растений.
— Дети, скажите, какая вода нужна человеку для жизни?
(Пресная. Если дети не ответят, навести их на размышления пословицей.)
— Дети, а как вы думаете, о какой воде говориться в пословице «Кругом вода, а пить нечего«? (О морской, соленой.)
— В каких водоемах есть пресная вода? (В родниках, реках, озерах.)
— Дети, кроме этого пресная вода есть глубоко под землей. Чтобы достать ее люди роют глубокие колодцы, бурят скважины. Самый большой запас пресной воды находится в Антарктиде. Вы знаете, где находится Антарктида? (Показ Антарктиды на глобусе.)
— Девять частей из десяти всего мирового запаса пресной воды находится в Антарктиде. На модели она обозначена белым цветом. А одна часть пресной воды, обозначенная синим цветом, находится во всех реках, озерах и родниках. (Показ модели «Питьевая вода«)
— А сейчас я вам покажу фотографии Антарктиды, где работают наши ученые – полярники.
(Показ слайдов с изображением льдов Антарктиды. Показ сопровождаю рассказом об ученых – полярниках.)
— Недавно, в феврале этого года российские ученые — полярники пробурили очень глубокую ледяную скважину и проникли в подледниковое озеро Восток в Антарктиде. Оттуда они достали чистую питьевую воду. Для ученых это было большим событием по важности, которое они сравнили с полетом человека на Луну.
— Дети, Лунтик, который прилетел к нам с Луны, хотел бы с вами поиграть. Он принес с собой звуки воды, но не знает, какая вода издает такие звуки. У него на луне таких звуков нет. Давайте ему поможем. Вставайте, выходите на ковер и мы вместе с Лунтиком послушаем мелодию воды, будьте внимательны — вы должны угадать звуки воды.
— Дети, в больших городах, где живет очень много людей и построены высотные дома, сделаны водопроводы. Водопровод — сложное слово, как вы думаете, что оно обозначает?
(Правильно, проводит воду по трубам).
— Водопроводы — это очень сложные сооружения. Воду в них берут глубоко под землей или из рек, очищают ее от грязи и бактерий, а потом мощными насосами качают в дома, и она по трубам поднимается в наши с вами квартиры.
— Я вам сейчас попробую все нарисовать вот на этом листе. Где нам будет удобно расположиться? Подходите все ко мне, устраивайтесь поудобнее.
(На листе ватмана изображаю схему добычи, очистки и прохождения по трубам воды в дома. Рисование сопровождаю объяснениями.)
— Дети, а вы хотели бы увидеть, как работает очистительный фильтр? У меня есть обычный бытовой фильтр, такой же, как у многих из вас дома. Он не такой мощный, как на очистительной станции, но механизм его работы такой же. Сейчас мы с вами посмотрим, как же фильтр очистит лимонад и превратит его в чистую воду.
(Демонстрирую очистку лимонада через фильтр. Можно предложить детям попробовать воду на вкус.)
— Вот видите, дети, как долго очищается небольшое количество воды. Добывать, очищать и качать воду на высоту — это большая и трудная работа. А ведь каждой семье нужно много воды, поэтому к ней надо бережно относиться, зря не расходовать. Ведь запасы пресной воды на Земле истощаются.
— Как вы думаете, как мы с вами можем сберечь воду?
(Высказывания детей.)
— Дети, а сейчас давайте рассмотрим изготовленные вами плакаты на тему «Берегите воду» и желающих рассказать о них мы послушаем.
(Презентация детских плакатов.)
Лунтик: Спасибо, дети, мне очень понравилось сегодня у вас. Я так много интересного узнал о воде. Не зря в честь воды в мире отмечают праздник! Я теперь тоже обязательно буду беречь воду.
Конспект занятия по экологии в средней группе «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!» Программное содержание: • Показать значение воды в жизни живой природы; • Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует; •.
Вода — источник жизни КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»(средняя группа)Задачи. • Показать значение воды в жизни живой природы;• Закрепить.
Источник
Откуда взялась вода на Земле
Ученые до сих пор спорят о появлении воды на Земле. Один товарищ занялся поисками гипотез. Нашел аж шесть штук. Нет согласия в этом мире! Откуда вода на Земле — варианты ответа.
Гипотезы о происхождении воды на Земле
Первая гипотеза. Горячее происхождение Земли
Считается, что некогда Земля была расплавленным огненным шаром, который, излучая тепло в пространство, постепенно остывал. Появилась первородная кора, возникли химические соединения элементов и среди них соединение водорода с кислородом, или, проще говоря, вода.
Пространство вокруг Земли все более заполнялось газами, которые непрерывно извергались из трещин остывающей коры. По мере охлаждения пары образовывали облачный покров, плотно окутавший нашу планету. Когда температура в газовой оболочке упала настолько, что влага, содержащаяся в облаках, превратилась в воду, пролились первые дожди.
Тысячелетие за тысячелетием низвергались дожди. Они-то и стали тем источником воды, которая постепенно заполнила океанические впадины и образовала Мировой океан.
Вторая гипотеза. Холодное происхождение Земли
Была Земля холодная, а потом начала разогреваться. Разогрев стал причиной вулканической деятельности. Извергаемая вулканами лава выносила на поверхность планеты пары воды. Часть паров, конденсируясь, заполняла океанические впадины, а часть образовала атмосферу. Как теперь подтверждено, главной ареной вулканической деятельности на первых стадиях эволюции Земли действительно являлось дно современных океанов.
Согласно этой гипотезе вода содержалась уже в той первичной материи, из которой сложилась наша Земля. Подтверждением такой возможности является наличие воды в падающих на Землю метеоритах. В «небесных камнях» ее до 0,5 %. На первый взгляд мизерное количество. Как то не убедительно!
Третья гипотеза
Третья гипотеза опять же исходит из «холодного» происхождения Земли с последующим ее разогревом.
На какой-то стадии разогрева в мантии Земли на глубинах 50— 70 км из ионов водорода и кислорода начал возникать водяной пар. Однако высокая температура мантии не позволяла ему вступать в химические соединения с веществом мантии.
Под действием гигантского давления пар выжимался в верхние слои мантии, а затем и в кору Земли. В коре более низкие температуры стимулировали химические реакции между минералами и водой, в результате разрыхления пород, образовались трещины и пустоты, которые немедленно заполнялись свободной водой. Под действием давления воды трещины раздавались, превращались в разломы, и вода через них устремлялась на поверхность. Так возникли первичные океаны.
Однако деятельность воды в коре Земли этим не исчерпывалась. Горячая вода довольно легко растворяла в себе кислоты и щелочи. Эта «адская смесь» разъедала все и вся вокруг, превращаясь в своеобразный рассол, который и придал морской воде присущую ей и поныне соленость.
Тысячелетия сменяли друг друга. Рассол вширь и вглубь неумолимо расползался под гранитными основаниями континентов. Проникнуть же в собственно гранит ему дано не было. Пористая структура гранита, подобно тонкому фильтру, задерживала взвеси. «Фильтр» засорялся, а засорившись, начинал играть роль экрана, преграждавшего путь воде.
Если все это имело место, то под материками на глубине 12— 20 км расстилаются океаны сжатой и насыщенной растворенными солями и металлами воды. Вполне возможно, что такие океаны раскинулись и под многокилометровой толщей базальтового дна наземных океанов.
В пользу приведенной гипотезы свидетельствует резкое возрастание скорости сейсмических волн на глубине 15—20 км, т. е. как раз там, где должна пролегать граница предполагаемого раздела между гранитом и поверхностью рассола, граница резкого изменения физико-химических свойств вещества.
Приведенную гипотезу подтверждает и так называемый дрейф материков. Гранитные громады материков перемещаются. Они «плывут», хотя скорость их движения составляет всего несколько сантиметров в столетие. Отчего же не предположить, что океаны рассолов выполняют роль своеобразной пленки под «днищами» материков, подобно пленке масла в подшипнике между цапфой и валом.
Если рассолы существуют, то в будущем человечество наверняка использует их как богатейшую жидкую руду, в которой растворены ценнейшие элементы и их соединения.
Четвертая гипотеза английского астрофизика Хойла
Она была опубликована сравнительно недавно, в 1972 г. Гипотеза представляет собой следствие из гипотезы происхождения Солнечной системы.
Суть ее такова: конденсация протопланетного облака, окружавшего наше прото-Солнце, протекала неравнозначно на разных расстояниях от Солнца. Чем дальше от него, тем температура облака была ниже. Ближе к Солнцу могли конденсироваться, скажем, металлы как вещества более тугоплавкие. А там, где проходят орбиты Урана, Нептуна и Плутона, по расчетам Хойла, температура составляла примерно 350 К, что уже достаточно для конденсации паров воды.
Именно этим обстоятельством можно объяснить «водную» природу Урана, Нептуна и Плутона, образовавшихся в процессе слияния частиц льда и снега. «Водную» природу указанных планет подтверждают новейшие астрономические наблюдения.
Однако в процессе формирования внешних планет имело место гравитационное «выталкивание» глыб льда в область внутренних планет. Те из глыб, которые обладали достаточными размерами, не успев полностью испариться от солнечных лучей, достигали Земли и падали на нее в виде своеобразного ледяного «дождя». Очевидно, такие «дожди» были более обильными на Марсе и весьма скудными на Венере.
Расчеты, выполненные Хойлом, подтверждают возможность образования земных океанов из ледяных дождей, для чего потребовалось всего несколько миллионов лет.
Пятая гипотеза
Она, как и четвертая, предполагает чисто космическое происхождение воды, но из других источников. Дело в том что на Землю из глубин космоса непрерывно низвергается ливень электрически заряженных частиц. И среди этих частиц изрядную долю составляют протоны — ядра атомов водорода. Пронизывая верхние слои атмосферы, протоны захватывают электроны и превращаются в атомы водорода, которые тут же вступают в реакцию соединения с кислородом атмосферы. Образуются молекулы воды. Расчет показал, что космический источник такого рода способен дать почти 1,5 т воды в год, и эта вода в виде осадков достигает земной поверхности.
Полторы тонны… По глобальным меркам — ничтожное количество. Но следует иметь в виду, что образование такой космической воды началось одновременно с возникновением планеты, т. е. более 4 млрд. лет назад.
Шестая гипотеза
Как установлено учеными, примерно 250 млн. лет назад на Земле был единый континент. Затем, неизвестно по каким причинам, он треснул, и части его начали расползаться, «уплывать» друг от друга.
Доказательствами существования некогда единого материка является не только подобие береговых линий, но также сходство флоры и фауны, сходство геологических структур побережий. Короче говоря, ныне мало кто сомневается в единстве континентов Земли в прошлом. Недоумение вызывает другое: как могут, подобно гигантским «айсбергам», уплывать друг от друга глыбы материков, если их корни уходят вглубь на десятки километров? И что приводит их в движение?
Исследования последних лет подтвердили: да, материки «плывут», расстояние между ними непрерывно увеличивается. Передвижение материков блестяще объясняет гипотеза расширяющейся Земли. Гипотеза утверждает: первоначально Земля имела радиус вдвое меньший, чем сейчас. Материки, слитые тогда воедино, опоясывали планету.Океанов не существовало. И вот на границе протерозоя и мезозоя (250—300 млн. лет назад) Земля начала расширяться. Единый материк дал трещины, которые, наполнившись водой, превратились в океаны. И с тех пор по наше время радиус Земли увеличился вдвое!
Изобретение атомных часов позволило с абсолютной точностью определить долготу и широту земных объектов по звездному небу. Измерения показали, что наша планета… продолжает расширяться!
Расширяется, например, Европа. Москва и Ленинград «плывут» на восток со скоростью 1 см в год. А Гамбург, расположенный в центре Европы, остается на месте.
Скорость расширения европейского континента огромна. Ведь за каких-нибудь 20 млн. лет (ничтожнейший срок для геологической эпохи) в результате такого перемещения может образоваться чаша будущего океана шириной в 4000 км.
Однако до сих пор у сторонников гипотезы расширяющейся Земли не было доводов, с помощью которых они могли бы объяснить, почему Земля расширяется.
Теперь такие доводы есть.
Напомним прежде всего (и мы к этому еще вернемся), что Вселенная на 98 % состоит из водорода, т. е. из элемента, рождающего воду. На 98 % из водорода состоит и наша Земля. Он пришел к нам вместе с теми частицами холодной космической пыли, из которой образовались все планеты Солнечной системы. А среди этих частиц находились и атомы металлов.
Вот тут-то мы и сталкиваемся с интереснейшим явлением. Оказывается, металлы способны поглощать огромное количество водорода — десятки, сотни и даже тысячи объемов на один свой объем. Далее: чем больше водорода поглощает (или присоединяет) металл, тем плотнее он становится, т. е. все более уменьшается в объеме. Да, мы не оговорились — уменьшается. Так, щелочные металлы, присоединяя водород, уменьшаются в объеме в 1,5 раза уже при атмосферном давлении. Что же касается других металлов (например, железа и никеля, из которых, по мнению ученых, сложено ядро Земли), то при нормальном атмосферном давлении (105 Па) уменьшение объема у них весьма незначительно.
Однако по мере уплотнения пылевого облака происходило его гравитационное сжатие, и давление внутри прото-Земли возрастало. Соответственно росла и степень поглощения водорода металлами группы железа. Сжатие порождало антипод давления — разогрев.
А так как наибольшему сжатию подвергались центральные области образовавшейся планеты, то там стремительнее росла и температура.
И вот на какой-то стадии разогрева, когда температура в ядре Земли достигла определенного критического значения (переход количественного роста в новое качественное состояние!), начался обратный процесс — выделение водорода из металлов.
Распад металловодородистых соединений, т. е. восстановление металлических структур, вызвал резкое увеличение объема вещества ядра Земли. Расширение металлического ядра проявилось с такой силой, что мантия и кора планеты, не выдержав, дали трещины.
Таким образом, дегазация водорода сопровождалась расширением Земли. Между тем водород, пронизывая огромную толщу планеты, захватывал по пути атомы кислорода, и на поверхность ее вырывались уже пары воды. Конденсируясь, вода заполняла разломы в коре. Постепенно образовались океаны.
Итак, шесть гипотез происхождения земной воды. Со временем выяснится, в какой из них истина. Возможно, окажутся верными все шесть, в какой-то степени каждая. Пока же вопрос «Откуда взялась вода на Земле?» остается открытым.
Источник