Как распознать воду экспериментально

Экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства. Опыты с водой»

Елена Смирнова
Экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства. Опыты с водой»

1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.

5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.

6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

Опыт № 1. «Вода бесцветна».

Цель: Выявить свойства воды: вода не имеет цвета

Материал: Ёмкости с водой и 2-3 предмета, 2 стакана для переливания

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны. Пробуют перелить воду из стакана в стакан.

Вывод: Вода не имеет цвета-она прозрачная, она жидкая – она льется, не имеет формы

Опыт № 2. «Вода меняет цвет».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. Взрослый предлагает окрасить воду самим (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной)

Вывод: Вода не имеет цвета-она прозрачная, если в неё добавить краску, вода легко окрашивается в любой цвет, чем больше красителя, тем насыщенней цвет.

Опыт № 3. «Тёплая и холодная вода».

Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и теплой; это можно узнать, если потрогать воду руками,в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал: Мыло, вода: холодная, теплая в тазах, тряпка.

Педагог предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой.Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с теплой водой.

Вывод: Вода – добрый помощник человека. Вода прозрачная, растворяет вещество – мыло. Вода холодная, если нагреть меняет температуру

Опыт № 4. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: ёмкость с водой, тяжелый предмет.

Перед детьми ставится емкость с водой, педагог с детьми замечают уровень емкости с водой мелом. Затем педагог предлагает предметы в сосуд до тех пор, пока уровень воды не достигнет более высокой отметки, чем ранее.

Вывод: Заполняя ёмкость тяжелыми предметами, вода выталкивается.

Опыт № 6. «Вода не имеет запаха и вкуса».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Педагог кладет в воду кусочек сахара. Что происходит? (Кусочек сахара растворяется). Почему? (вода является растворителем). Педагог дает попробовать воду на вкус 1-2 детям. Вода на вкус какая? Почему? (Сладкая, потому что положили кусочек сахара). Что произойдет, если в нее положить соль, как вы думаете? (она станет соленая, как соль). А если в воду положить пакет с чайной заваркой, что произойдет? (вода окрасится в коричневый цвет, изменится вкус, вода приобретет запах чая)

Вывод: Вода жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса, но способна менять свои свойства.

Опыт № 6. «Жидкое и твердое состояние воды».

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Педагог показывает, что налила в стакан воды и поместила в морозилку. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло, лед тает).

Вывод: Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Экспериментальная деятельность детей «Свойства бумаги» Опыт 1 «Прозрачность бумаги». Цели: — вызывать у детей интерес к окружающему: желание экспериментировать и узнавать новое; — выяснить.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Интересные опыты «Свойства бумаги» как научно-исследовательская деятельность для детей Что же такое бумага и каковы ее свойства? Давайте поговорим об этом. Для человечества важно, распространение и передача различной информации.

Конспект НОД «Волшебница вода. Эксперименты и опыты с водой» Конспект НОД «Волшебница вода. Эксперименты и опыты с водой» Цель: развитие у дошкольников желания познавать мир через исследовательскую.

Познавательно-экспериментальная деятельность «Свойства воды» Предлагаю вас познакомиться, как мы с ребятами в ходе экспериментальной деятельности знакомились со свойствами воды. Цель: Развивать познавательный.

Опыты с водой «Вода и ее свойства» для детей 2–4 лет Вода, как и песок самый загадочный материал, который манит к себе. Все дети на планете очень любят играть с водой. В воде они любят плескаться,.

Экспериментальная деятельность «Чудесные свойства магнита» Для организации работы над познавательно-исследовательским проектом «Чудесные свойства магнита» была составлена картотека опытов для детей.

Экспериментальная деятельность детей «Опыты с водой. Плавучесть предметов» Цели. — Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности; — Закрепление у детей представлений о физических свойствах предметов.

Экспериментальная деятельность. Опыты с воздушным шариком Публикации Морозовой Марины Юрьевны вызвали у меня большой интерес, и я решила тоже поделиться с вами методикой проведения некоторых опытов,.

Экспериментальная деятельность «Забавные опыты со льдом» Цели: — создавать условия для экспериментальной деятельности детей; — продолжать формировать у детей интерес к исследовательской деятельности,.

Источник

Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»

Елена Федосенко
Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»

Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода»

Цель: Сформирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развивать интерес к исследованию природы;

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д.);

Формировать способность к начальным формам обобщения, умозаключения;

Воспитывать правильное отношение к объектам и явлениям природы;

Познакомить с различными свойствами воды, ее взаимодействием с температурным режимом и изменением состояния в зависимости от нее.

Опыт № 1 «Помощница вода»

Цель: Использование знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Оборудование: банка с легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчик.

Эксперимент:перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польется через край). Взрослый предлагает проделать эти действия.Дети делают вывод: вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Опыт № 2 «Умная галка»

Цель: познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Оборудование: мерная емкость с водой, камешки, предметы в емкости.

Эксперимент:перед детьми ставится задача: достать предмет не опуская руку в воду. Дети предлагают вариант (например, класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдет до краев) выполняют ее.Делают вывод: камешки, заполняя емкость, выталкивают из нее воду.

Опыт № 3 «Какие свойства?»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Оборудование: емкость со снегом, водой, льдом.

Эксперимент: взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, т. к. лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).

Опыт № 4 «Куда делась вода»

Цель: демонстрация процесса перехода воды из жидкого состояния в газообразное. Показать, что пар занимает больше места, чем вода.

Оборудование: пробирка, картофельная пробка, бельевая прицепка.

Эксперимент: налить полпробирки воды и закрыть картофельной пробкой, отметить уровень воды. Нагреть пробирку на слабом огне. Перед детьми ставится задача наблюдать за происходящим в пробирке. Сначала появляются пузырьки, их становится все больше. Они быстрее проскакивают через воду. Затем пробка с шумом вылетает из пробирки. Сравнить уровень воды после опыта (воды стало меньше). Во что она превратилась? (в пар). Почему вылетела пробка? (вода закипела, пара становилось все больше, ему стало тесно и он вытолкнул пробку).

Вывод: при нагревании вода испаряется и превращается в пар. Пар занимает больше места, чем вода.

Опыт № 5 «Какая у воды форма?»

Цель: сформировать понятие, что вода – это жидкость, она принимает форму сосудов, в которые налита. Показать разницу между сыпучими веществами и жидкостями.

Оборудование: баночки разного размера из стекла, глубокое блюдце, чайная ложка, ведерко с песком.

а)Перед детьми ставится задача: взять самую узкую баночку, наполнить ее водой. Затем перелить эту воду в самую широкую баночку. Что происходит, если переливать воду в посуду разной формы?Дети делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Потому что вода – это жидкость.

б) Перед детьми ставится задача сравнить свойства жидкости и сыпучего песка, найти отличия. Насыпать в формочку сухого песка, затем пересыпать в ведерко.Дети делают вывод: песок тоже принимает форму того сосуда, в который его насыпают, меняет форму. Значит, песок это жидкость. Затем предложить высыпать песок из ведерка на стол. Что видите? (ложится горкой). Опрокинуть стакан с водой. Что видите? (растекается).

Вывод: значит это разные вещества. Вода – жидкость. Песок – сыпучий, он не растекается, не исчезает, лежит себе кучкой.

Опыт № 6 «Какого цвета вода»

Цель: сформировать понятие «Бесцветная вода».

Оборудование: два одинаковых стакана, вода, молоко, цветные карандаши, лист бумаги.

Эксперимент: предложить детям на листе бумаги нарисовать цветными карандашами какую-нибудь картинку. Поставить на картинку стакан с водой. Рассмотреть ее сверху. Что обнаружили? Через воду рисунок виден. Затем поставить на то же место стакан с молоком. Что обнаружили? Через молоко рисунок не виден.

Вывод: вода прозрачная, а молоко непрозрачная жидкость. Молоко белого цвета, а вода без цвета – бесцветная.

Опыт № 7 «Как сделать, чтобы вода стала непрозрачной»

Цель: показать, что воду можно сделать непрозрачной, если растворить в ней красящие вещества.

Оборудование: баночка с водой, маленький гвоздик на нитке, чистая кисточка, акварельные краски, тонкая палочка.

Эксперимент: гвоздик на нитке привязать к палочке и опустить в банку с водой. гвоздик хорошо виден в банке, т. к. вода прозрачная. Затем предложить детям намочить кисточку и окунуть ее в краску любого цвета, добавляя все больше и больше краски, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Отметить момент, когда гвоздик станет совсем невидим.

Вывод: нам удалось уменьшить прозрачность воды, так что в ней не видно стало гвоздика. Это произошло в результате растворения краски в воде. Вода из бесцветной и прозрачной стала цветной и не прозрачной.

Опыт № 8 «Поймай невидимку»

Цель: показать детям, что в комнате всегда есть мельчайшие капельки воды. Но их не видно. А поймать и увидеть их можно, если нагреть или охладить воздух.

Оборудование: холодное блюдце из холодильника, ложка, чайник с горячей водой.

Эксперимент: поднести к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Детям предлагается наблюдать и рассказывать, что происходит. Блюдце становится мокрым, с него начинают стекать капли воды, в ложку. Пробуем. Что это на вкус? (вода). Как она туда попала, ведь блюдце было сухое и пустое.Вывод: пар превратился в воду при соприкосновении с холодным блюдцем.Воспитатель делает обобщающий вывод: вода в виде пара есть и в комнате и на улице в воздухе. Она не видна, но когда изменяется температура воздуха, то пар превращается в капельки воды и становится виден. Так летом получается роса, а осенью – туман.

Опыт № 9 «Разные состояния воды»

Цель: дать понятие о том, что при изменении температуры воздуха изменяется и состояние воды. Вода может быть в жидком, твердом и газообразном состоянии.

Оборудование: блюдце с водой.

Эксперимент: налить в блюдце немного воды из-под крана, поставить на 2-3 часа в морозилку. Что получилось? (вода замерзла и превратилась в лед). Лед течет? (нет). Значит это твердое тело. Сохраняет форму (да).

Вывод: при низкой температуре жидкость замерзает и превращается в твердое тело.

Перенести блюдце с льдинкой на стол. Что наблюдаем? (лед тает и снова превращается в воду) Почему это происходит? Изменилась температура воздуха! Лед в тепле тает и превращается в жидкость. Он течет и изменяет свою форму.

Оставить блюдце с водой около батареи. Что видите? (воды осталось совсем немного). Куда делась вода из блюдца? (исчезла, испарилась). Почему это произошло? (потому что у батареи очень тепло).

Итак, как меняет свое состояние вода? Она может быть жидкой, твердой и газообразной. Почему она меняет свое состояние. От чего это зависит? (от температуры).

Итак, какой можно сделать вывод. Если мороз – вода будет твердой, если жара – газообразной, а при нормальной температуре вода – это жидкость!

Опыт № 10 «Почему нельзя есть снег»

Цель: показать детям, что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частицы копоти. Снег по пути собрал эти частички – испачкался. Зато воздух после снегопада становится чистым.

Оборудование: чистое блюдце со снегом.

Эксперимент: оставить блюдце со снегом на некоторое время в тепле. Что видите? (снег растаял, превратился в воду. На дне блюдца лежит грязь, соринки). Откуда они взялись в блюдце? Ведь блюдце и снег были белыми и чистыми?

Итак, какой можно сделать вывод. Снег и снежинки собирают пыль и грязь, когда они таят, то все это опадает на дно. Поэтому снег нельзя есть.

Опыт № 11 «Как растянуть воду или можно ли из меньшего получить большее»

Цель: показать, что вода при замерзании расширяется, превращаясь в лед и лед занимает больше места.

Оборудование: формочка, банка с водой, фломастер.

Эксперимент: на внутренней стороне формочки сделать пометку – черточку. Налить воды из банки. Уровень воды должен совпадать с пометкой. Поставить формочку в морозилку на 2-3 часа. Достать формочку. Попробуйте отыскать пометку. Ее нет, не видно. Оставить формочку со льдом в тепле. Что видите (лед растаял, превратился в воду и отметка снова стала видна).

Вывод: лед занимает больше места, а вода при его таянии меньше.

Опыт № 12 «Почему лед не тонет»

Оборудование: кусочки льда, ведерко с водой.

Эксперимент: бросьте льдинку в воду. Что вы видите? (Лед не тоне, он плавает). Почему лед не тонет? (он легче воды). Что видите во время таяния (пузырьки воздуха).

Вывод: лет состоит из воды, но намного легче ее, поэтому не тонет. А происходит это потому, что при замерзании вместе с водой оказываются крошечные пузырьки воздуха. Они и не дают льдинке утонуть. Поэтому весной лед плавает, а не тонет по реке.

Опыт № 13 «Эксперимент на «плавучесть»

Цель: познание на ощупь свойства вещества — «плавучесть».

Оборудование: глубокий таз с водой,набор вещей из разного по составу материала: железо, бумага, дерево, камень, полиэтилен, пенопласт.

Эксперимент: помещаем по очереди предметы в воду, делаем пометки в таблице.

Железо не плавает, тонет.

Бумага сначала плавает, потом тонет.

Камень не плавает тонет.

Вывод: плавучие материалы дерево, пенопласт, полиэтилен.

Источник

Читайте также:  Носил воду пилил дрова
Оцените статью