- Ныряния. А как правильно?
- 10 мифов про грудничковое плавание, которые живут в интернете
- 5 «суперспособностей», которыми обладают маленькие дети
- 1. Водный инстинкт
- 2. Обучаемость
- 3. Квантовая интуиция
- 4. Чувство ритма
- 5. Быть милыми
- Почему младенцев так важно научить плавать и нырять? Интервью со специалистом по грудничковому плаванию
Ныряния. А как правильно?
Ныряния или погружения младенцев — краеугольный камень в теме грудничкового плавания. Для кого-то погружения младенца — это слишком, а для других — восхищение.
Прежде всего хочу рассказать, почему младенцев учат нырять.
Если мы говорим о плавании ребёнка до 2-3 лет, то это всегда подводное плавание, то есть, возможность малыша перемещаться под водой. Почему только под водой? А в силу физиологии. Головка малыша слишком большая и тяжёлая в сравнении с его телом, шейка — короткая, что делает невозможным поднятое головы над водой для вдоха. Да, существует метод обучения малышей дрейфу на спине, но надо понимать — это не плавание, а именно дрейф — способность удерживаться на поверхности воды без продвижения к цели.
Польза от подводного плавания малыша есть. При погружении и задержке дыхания все процессы в организме малыша замедляются. Кровь и питательные вещества направляются к жизненно важным органам: сердцу и головному мозгу. Питание — это основа здоровья и развития.
Кроме пользы физиологической, есть и польза психологическая. Если погружения происходят без стресса, они становятся в радость. Малыш растёт, у него появляется интерес к миру под водой, отсутствует страх. И начинается развитие ментальное. Экспериментирование с собственным телом, исследование свойств воды, наращивание физической силы — преград уже не существует!
Обучение младенцев нырянию основано на поддержании врожденного рефлекса задержки дыхания — при попадании воды на лицо, малыш задерживает дыхание. Рефлекс этот постепенно угасает. Наверняка вы не раз слышали, что после 3х месяцев учится нырять младенца поздно. Однако спешу вас разубедить в этом.
Ни один рефлекс не исчезает мгновенно. Более того, что касается рефлекса задержки дыхания, до 3х месяцев он набирает силу, и самый его пик приходится на 3-4 месяца. По нашим наблюдениям, у малышей 3х-4х месяцев рефлекс проявляется ярче — погружения успешнее, длительность задержки дыхания больше. После 4х месяцев рефлекс начинает постепенно угасать. У каждого малыша скорость угасания разная: у кого-то в 5 мес, а у кого-то и до 7 может сохранится. Конечно, его проявление уже не будет столь ярким, но это не значит, что его нет.
Любое обучение погружениям должно быть поэтапным и регулярным. Начинать можно уже с первых дней жизни. Во время купания поливайте ручки и ножки малыша, плавно переходя к спинке, шее и затылку. Экспериментируйте, используя леечку, стаканчик, душ. Струи воды могут быть разными по интенсивности, и реакция на них у малыша тоже может быть разной.
Когда поливы не будут доставлять грудничку беспокойства, можно полить немного воды на темечко так, чтобы струйки скатились на лицо. При отсутствии беспокойства со стороны малыша постепенно увеличивайте количество воды. Малыш задерживает дыхание? Значит можно переходить непосредственно к погружениям.
Первые погружения малыша очень кратковременны. Сигналом к погружению может быть голос, звук, характерное движение. В Birthlight мы используем ритмичные покачивания и небольшое поднятие над водной непосредственно перед нырянием. Этого оказывается достаточно — малыши быстро учатся. Опускаем малыша постепенно: подбородок-носик-глазки-все лицо.
Самый мягкий вход в воду, (опять-таки, по нашим наблюдениям) — боковой, когда сначала щёчка соприкасается с водой, а затем происходит поворот на животик.
И не забудьте расслабиться. Ваше напряжение обязательно передастся вашим рукам, а через руки почувствует малыш. Погружение должно быть мягким и плавным, но вместе с тем довольно быстрым — ведь до следующего вдоха лишь мгновение.
Если все прошло гладко — это здорово! У вас появилась уверенность в собственных силах, в своём ребёнке. Но не стоит увлекаться — 3х погружений за купание вполне достаточно для крохи, не перегружайте его. По мере роста навык малыша будет развиваться, проплывы удлиняться, и вы не раз ещё порадуетесь вашим совместным успехам!
А если первый раз не получилось? Малыш хлебнул, закашлялся, заплакал, перепугал родителей…. Спокойствие! Главное — спокойствие! Вспоминаем про 3 секунды (не был же он под водой так долго?), и просто ждём. Лучше всего ждать там же в ванне, ритмично покачивая на воде. Вода успокаивает, и ваши руки и подбадривающий голос тоже. Заканчивать любое купание стоит на положительной ноте. И не переживайте о неудаче — вернитесь к поливам, они столь же эффективны в поддержании рефлекса, как и погружения. А нырки можно освоить и позднее.
Ведь после 3х месяцев научить нырять малышей можно! Главное — желание:)
Источник
10 мифов про грудничковое плавание,
которые живут в интернете
Когда вы будете искать информацию в интернете про раннее плавание, то обязательно найдёте мифы, заблуждения и советы. Порой вы сможете найти даже откровенный бред, который получается, когда копирайтер переписывает статью и не проверяет смысловые ошибки. И все эти странные статьи вы найдёте уже на первой странице поиска! Мифы и заблуждения очень живучи в интернете.
Чтобы рассказать вам о мифах и правде про грудничковое плавание, мы ввели запрос в поисковике и открыли несколько сайтов наугад. Сохранили цитаты и попросили прокомментировать эксперта. Им выступила Тоня Мальцева, инструктор раннего плавания в «Батискафе», педиатр и мама троих детей.
Цитаты взяты из статей с сайтов syl.ru, kidsman.ru, vred-ili-polza.ru
Выпрямление ног и рук — смешная формулировка и, конечно же, неправильная. Скорее всего автор имел ввиду физиологический гипертонус, который имеется у всех детей 1 месяца жизни. В норме гипертонус постепенно проходит.
Плавание может способствовать как повышению мышечного тонуса, так и понижению. Всё зависит от запроса родителя. Если приходят с определённой проблемой в бассейн, заниженный тонус мышц у ребёнка или повышенный, инструктор отталкивается именно от этого. Он порекомендует и оптимальную температуру воды для занятий, и упражнения. В норме гипертонус есть у всех младенцев, и, опять-таки, в норме он проходит у всех, занимаются с ним в бассейне или нет — неважно.
Профилактика аллергии и инфекций. Нет в бассейне такой профилактики, что-то сильно притянуто за уши 🙂
Быть уверенней и смелее — на это оказывает влияние не бассейн, а родитель, который всегда рядом, в воде и на суше. Который поддерживает, заботится о малыше и его желаниях. Это влияет на восприятие мира. Через такого взрослого ребёнок понимает, что мир безопасен и открыт для него.
«Не бояться водной глади» — пожалуй, соглашусь. Позитивный опыт в воде действительно помогает ребёнку в дальнейшем не бояться этой стихии. Но не забывайте, что разница между тёплым бассейном, с прозрачной водой в «Батискафе» и холодной водой чёрного цвета в озере — очень велика для маленького ребёнка.
Полезнее чем массаж? Нет. Массаж и плавание отлично дополняют друг друга. Но не рекомендуется их сочетать. Массаж достаточно энергозатратное мероприятие. Поэтому в те дни, когда у малыша сеанса массажа, лучше не планировать бассейн, так как дети слишком устают. Ну или хотя бы разделять плавание и массаж на утро-вечер.
Источник
5 «суперспособностей», которыми обладают маленькие дети
Младенцы обычно выглядят совершенно беспомощными, но на самом деле они способны на удивительные вещи! Предлагаем вашему вниманию подборку «суперспособностей» детей в возрасте до 3-х лет.
1. Водный инстинкт
При рождении человек получает набор инстинктов, которые хорошо работают до тех пор, пока мозг не развивается достаточно, чтобы взять на себя контроль за выживанием. Одним из таких инстинктов является «рефлекс ныряния», который также встречается у тюленей и других животных, обитающих в воде.
Вот как он работает: если младенца возрастом до полугода опустить в воду, он рефлекторно задержит дыхание. В это же время частота сокращений сердечной мышцы замедлится, помогая сохранять кислород, а кровь начнёт циркулировать преимущественно между наиболее жизненно-важными органами: сердцем и мозгом. Этот рефлекс поможет младенцу оставаться под водой гораздо дольше, чем взрослому человеку, без серьёзной угрозы здоровью.
2. Обучаемость
Дети получают знания с ошеломляющей скоростью, так как каждый новый опыт, который они переживают, создаёт прочные связи между нейронами в мозге. К тому времени, как ребёнку исполнится 3 года, количество этих связей будет равняться приблизительно 1000 триллионов, что вдвое превышает это количество у взрослого. Начиная примерно с 11 лет мозг начнёт избавляться от лишних связей, а способность к обучению станет снижаться.
3. Квантовая интуиция
Наш опыт восприятия реальности существенно препятствует пониманию правил квантовой механики, регулирующих поведение элементарных частиц. К примеру, согласно квантовой механике, частица, например, фотон или электрон, не находится «ни здесь, ни там», а присутствует в обоих местах и между ними одновременно. Образно говоря, это больше похоже на облако, чем на пинг-понг. В масштабах большой группы частиц эта «размытость» исчезает и появляется конкретное местоположение объекта. Однако, проще рассказать, чем понять: интуитивное понимание этих законов не давалось даже Эйнштейну, что уж говорить о среднестатистическом взрослом человеке.
Младенцы ещё не привыкли к какому-либо определённому восприятию реальности, что даёт им возможность интуитивно понимать квантовую механику. В возрасте до 3-х месяцев у детей не сформировано чувство «постоянства объекта», то есть осознание того, что предмет может быть только в определённом месте в определённое время. Игровые эксперименты (например, игра Peekaboo) показывают удивительную интуитивную способность младенцев предполагать наличие предмета в абсолютно любых местах одновременно.
4. Чувство ритма
Все дети появляются на свет со врождённым чувством ритма. Это было доказано в 2009-м году с помощью эксперимента: дети 2-х и 3-х дневного возраста слушали барабанный ритм с подключенными к голове электродами-датчиками. В случаях, когда исследователи намерено сбивались с ритма, мозг всех младенцев показывал «ожидаемость» удара в тот момент, где он должен был быть, вопреки тому, когда он на самом деле прозвучал.
Учёные полагают, что чувство ритма помогает детям распознавать интонацию в речи своих родителей и таким образом улавливать смысл, не понимая слов. Также с помощью него дети понимают отличие родного языка от любого другого.
5. Быть милыми
Да, быть милым и вызывать тем самым положительные эмоции у взрослых — это тоже суперспособность. Учёные считают, что мы воспринимали бы детей слишком жалкими, беспомощными, глупыми и скучными, чтобы их любить (к родным матерям это, наверное, не относится). Если бы они не были так очаровательны и милы!
В прошлом году группа канадских и китайских психологов опубликовала результаты своих исследований, в которых говорится, что мы умиляемся больше младенцам, чем малышам, и больше малышам, чем повзрослевшим детям. Привлекательность ребёнка снижается в возрасте около 4-х с половиной лет.
На восприятие нами ребёнка как «милашки» влияет строение его лица: большая голова, круглое лицо, большие глаза и маленькие рот и нос. Эти черты дают взрослым гораздо больше эмоций, чем использованные подгузники, благодаря чему от суперспособности ребёнка быть милым косвенно, но всё же зависит его способность к выживанию.
Источник
Почему младенцев так важно научить плавать и нырять? Интервью со специалистом по грудничковому плаванию
Что может быть трогательнее кадров, на которых новорожденные, бесстрашно погружаясь под воду, учатся плавать! Явление называется грудничковым плаванием. В первые недели после рождения это становится возможным благодаря врожденному рефлексу задержки дыхания. Одна из задач грудничкового плавания – сохранить эти рефлексы, как можно дольше, и использовать их на благо ребенка. К пяти месяцам жизни младенца рефлексы постепенно угасают, поэтому важно помочь малышу продолжить применять эти навыки за счет осознанной задержки дыхания при нырянии.
О пользе и особенностях такого вида деятельности Media.Az побеседовала с основателем, руководителем и инструктором детского плавательного центра, сертифицированным специалистом в области грудничкового и раннего плавания Ирадой Сулеймановой. Она также является членом Международной ассоциации водных телесно-ориентированных практик WABA и Международной ассоциации раннего массажа IAIM, дающее право на обучение родителей детскому массажу.
— Чем полезно грудничковое плавание?
— Оно запускает нормальные процессы физического и психомоторного развития малыша, снимает повышенный тонус мышц, который есть практически у всех грудничков, благодаря чему ускоряется развитие двигательных навыков. Также укрепляются мышцы спины, шеи, живота, рук и ног. Наблюдается укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем малыша, активизируется работа легких, что очень важно у недоношенных детей. Улучшается общее самочувствие, укрепляется иммунитет. При задержке дыхания во время ныряний стимулируется кровообращение мозга, и малыш развивается быстрее. Также раннее плавание полезно и слабым детям с гипотонусом, в том числе и недоношенным малышам.
— Имеются ли медицинские противопоказания?
— Малышу нельзя заниматься плаванием при следующих патологиях: врожденные пороки сердца, острые инфекционные заболевания до выздоровления, неврологические расстройства, сопровождающиеся судорогами, гнойные заболевания кожи и патологии опорно-двигательного аппарата, требующие фиксации конечностей.
— А если говорить о детях с особенностями развития?
— Достаточно часто к грудничковому плаванию прибегают мамы детей с теми или иными патологиями. Например, через наш центр прошли два солнечных малыша, ребенок с лейкомаляцией, хондродистрофией, ДЦП, кривошеей и т.д.
С такими детьми работа проводится по более мягкой методике, которая подбирается под каждого ребенка индивидуально, учитывая его особенность. Результаты работы становятся видны уже с первых месяцев занятий.
Большое количество детей приходит с направлениями от педиатров или неврологов. В этом случае работа ведется сообща с врачами.
A post shared by «Plüxburq» (@pluxburq_baku) on Feb 21, 2020 at 2:53am PST
— С какого возраста можно привлекать новорожденных к плаванию?
— С того момента, как зажила пупочная ранка. Как правило, это третья неделя от рождения. В этом случае мы часто выезжаем на аква-патронаж на дом к малышу и проводим несколько уроков в домашней ванне. А к нам в центр детей приводят, как правило, начиная с одного месяца.
— За какой период младенцы могут научиться плавать?
— Если мы говорим о грудничковом или раннем плавании, то вопрос о самостоятельном плавании на поверхности воды здесь не стоит. Однако дети могут проплывать небольшое расстояние под водой достаточно в раннем возрасте. У нас был случай, когда малышка в возрасте пяти месяцев проплывала самостоятельно полтора метра под водой, к тому моменту она у нас занималась три с половиной месяца.
Также есть несколько детей, которые, спустя год занятий, перейдя из специальных ванн в бассейн, самостоятельно ныряют и проплывают от инструктора до мамы или до игрушки под водой.
— Нужна ли предварительная подготовка к занятиям?
— Никакой предварительной подготовки не требуется. Единственное, что дома родители должны постепенно начать снижать температурный режим, доводя до 35 градусов. Также малыша нужно покормить за час до начала занятия.
— Насколько высока вероятность для младенцев встретить инфекцию в таких видов центрах?
— Все зависит от подхода руководства к этому вопросу.
Первое и самое важное — система фильтрации и очистки воды. Например, у нас в центре стоит немецкая станция дозирования нового поколения. Вода во всех трех ваннах каждые 20 минут в течение 24 часов проходят полную фильтрацию. Вода приравнивается к стандарту питьевой и соответствует санитарно-гигиеническим стандартам Европы.
Второй важный момент — это обработка и дезинфекция специальными растворами помещения, ванн, пеленальных столов и, самое главное, игрушек, так как дети чаще всего берут их в рот.
Третье – это озонация помещения в конце рабочего дня.
— С какими распространенными стереотипами, связанными с грудничковым плаванием, вам приходится сталкиваться?
— Боязнь попадания воды в уши – одно из основных заблуждений. На самом деле этого не надо бояться. Анатомическое строение ушного канала у детей до трех лет отличается от строения уха взрослого человека. Ушной канал короче, шире и расположен под другим углом. Поэтому вода, попадая в ухо, вытекает беспрепятственно и не остается внутри.
Также многие считают, что малыши подвергаются переохлаждению из-за холодной воды. Например, температура воды у нас в центре составляет 34 градуса. Это является самой идеальной температурой для занятий плаванием в грудничковом периоде. К сожалению, у нас принято детей купать в очень горячей воде при 38-40 градусах, что категорически делать нельзя. К двум месяцам ребенок должен купаться в воде с температурой в 36-37 градусов. К пяти месяцам температура должна быть не больше 35-ти градусов, что служит отличной закалкой для малыша.
Часто родители используют для купания ребенка круг на шею. Далеко не все понимают, что использование круга может существенно навредить здоровью ребенка. Казалось бы, малыш плавает сам, свободно двигается, нет риска хлебнуть воды, мама с папой отдыхают, и, самое главное, в таком положении можно сделать кучу классных фотографий и заснять видео!
На этом плюсы заканчиваются!
Малыш первых двух месяцев жизни плохо держит голову, и мышцы шеи находятся в расслабленном состоянии. Поэтому существует риск получения травмы шейного отдела. Когда малыш находится на животе в кругу на шее, происходит достаточно сильное и длительное переразгибание шейного отдела. Шея малыша очень хрупкая, и вся тяжесть находящегося в воде тела ложиться именно на нее — тело болтается, как на ниточке. Кроме того, малыш часто получает травму шеи при родах, и когда мы одеваем круг, мы еще больше усугубляем положение.
Хаотичные движения ребенка в воде могут привести к защемлению, к подвывиху первых позвонков или же к более тяжелым последствиям, таким как хлыстовая травма. Что это? Форсированное резкое переразгибание с последующим резким сгибанием или наоборот. Чаще всего такая травма происходит при автомобильных катастрофах.
Сложность в том, что вряд ли кто-то к моменту постановки диагноза, а это происходит в два-три года, вспомнит, что травма произошла вследствие плавания в круге в первые месяцы жизни ребенка.
Лучше маминых или папиных рук для малыша в воде не может быть ничего!
Помните, что круг используется для облегчения процесса купания родителям, но не детям!
Источник