Как с гуся вода какое физическое явление

Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность

Татьяна Петровская
Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения «Как с гуся вода«.

Оборудование: Перья гусиные и перья голубя, емкости с водой, пипетка, жир, растительное масло, бумага, кисточка.

Вода стекает легко не только гусей, но и с других водоплавающих птиц, например, уток и лебедей. Дело в том, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

Фраза «Как с гуся вода» — это часть древнего заклинания. Знахарки, обливая больных детей «наговорной водой» и заботливые родители,купая ребенка в бане приговаривали: «Как с гуся вода, так с нашего Коленьки (или Катеньки) худоба (то есть болезнь).

Сегодня, вторая часть этой фразы забыта, и выражение «Как с гуся вода» — обозначает человека, который из любых неприятных ситуаций выходит без проблем, которому все нипочем.

Кстати, обычные птицы здорово намокают под дождем, например воробьи и курицы представляют собой весьма удручающее зрелище. Ведь издавна в народе говорят про испуганных и растерянных людей — «мокрая курица».

Дети рассматривают перья голубя и гусиные перья, смачивают их водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается.

Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят,что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой).

Вывод: Перья водоплавающих птиц остаются сухими, потому то покрыты жировым слоем.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода». Опытно-экспериментальная деятельность ТЕМА: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА». ЦЕЛЬ: расширять представления детей о разнообразных свойствах воды в жидком состоянии Образовательные задачи:.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада «Волшебница вода» Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему «Волшебница — вода» Здравствуйте, детки! Я очень рада видеть вас.

«Узнаем, какая вода». Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе Тема «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). Задачи: — учить.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе «Воздушные шары, воздух и вода» Опытно – экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Воздушные шары, воздух и вода. Образовательные цели: Познакомить детей.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница вода» Комитет по Образованию г. Улан – Удэ Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Для детей дошкольного и школьного возраста Открытое.

Опытно-экспериментальная работа в первой младшей группе «Как вода меняет цвет» Цель: рассмотреть на опыте изменение окраски воды. Задачи: — Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении.

Проект «Трилогия «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Проект Трилогия «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Опытно — экспериментальная деятельность дошкольников Воспитатель: Попова О. П.

Проект «Вода-водица, вода-царица». Опытно-экспериментальная деятельность детей» (вторая младшая группа) Воспитатель: Попова О. Н. Тип проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети второй младшей группы. Цель: помочь детям направить и развить.

Экспериментальная деятельность детей «Почему вода не поднялась выше?» Цели: — пробуждать у детей интерес к исследовательской деятельности; — закреплять знания о воздухе, о воде и её свойствах; — доказать.

Занятие по экологии «Волшебница вода» в средней группе. Опытно-экспериментальная деятельность Занятие по экологии «Волшебница вода» в средней группе Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,.

Источник

Как с гуся вода какое физическое явление

О каком физическом явлении гласит пословица: «Ему и беда, что с гуся вода»? вода беда явление пословица гусь

или ссы в глаза — ему божья роса .

нет такого явления. может отталкивание жидкостей, но сомневаюсь как-то

С.В. Громов, И.А. Родина, Физика 7 класс: читаем — Растекание жидкости по поверхности твердого тела называют СМАЧИВАНИЕМ этого тела. Так, например, вода смачивает стекло, дерево, кожу и многие другие вещества. Если, однако, опустить в воду пластину, изготовленную не из стекла, а, например, из воска или парафина, то, вынув эту пластину из воды, мы найдем ее сухой. Это означает, что вода не смачивает воск и парафин. Вода не смачивает также все жирные поверхности. НЕСМАЧИВАЕМОСТЬ объясняется тем, что молекулы жидкости сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам твердого тела. Когда жидкость не смачивает твердое тело, она не растекается по его поверхности тонкой пленкой, а собирается в круглые капельки. Такие капельки (или шарики) образует, например, ртуть на стекле Не смачивается ртутью и чугун. А вот золото и цинк ртутью смачиваются. Явления смачивания и НЕСМАЧИВАНИЯ учитывают и используют на практике. Мы вытираемся полотенцами, сделанными из ткани, смачиваемой водой. Хорошее смачивание необходимо при окрашивании и стирке, обработке фотографических материалов, нанесении лакокрасочных покрытий, склеивании различных материалов и т.д. Водоплавающие птицы смазывают при помощи клюва свои перья жиром, выделяемым особой железой. Поэтому их перья не смачиваются водой, а пух, находящийся под перьями, остается сухим. Благодаря этому птица не мерзнет в холодной воде и удерживается на ее поверхности. Очень опасны для птиц загрязнения воды нефтью. Нефть смачивает перья птиц, вода проникает в слой пуха, и птица, намокнув, может замерзнуть и утонуть. Смачиванием обусловлено и такое явление, как капиллярность. Заключается оно в том, что под действием молекулярных сил смачивающая жидкость поднимается вверх по очень тонким трубкам, называемым капиллярами. Латинское слово «капиллус» означает «волос». Отсюда и название тонких трубок — капилляры. Их диаметр составляет миллиметр и менее. Чем тоньше капилляр, тем на большую высоту в нем поднимается смачивающая его жидкость. В природе капилляры встречаются довольно часто. Многие из окружающих нас тел имеют пористое строение: они пронизаны множеством мелких, иногда незаметных для глаз капилляров. К таким телам относятся дерево, бумага, кожа, почва, ткань, вата, различные строительные материалы. Вода и другие смачивающие их жидкости, соприкасаясь с такими телами, «втягиваются» в их капилляры и начинают перемещаться по всем направлениям внутри тел. Именно поэтому так быстро намокают кусочки ваты (или сахара), едва коснувшись воды. По этой же причине влага легко проникает в обычные кирпичи, а керосин поднимается по фитилю керосиновой лампы. Капиллярные явления играют существенную роль в водоснабжении растений и перемещении влаги в почве. В сухую погоду почва ссыхается, и в ней образуются трещины — капилляры. По ним вода поднимается из-под земли вверх и испаряется. Поверхность земли из-за этого высыхает еще больше. Для сохранения влаги внутри земли верхний слой почвы разрыхляют. При этом капилляры разрушаются и вода остается в почве. И наоборот, когда почва слишком влажная, ее укатывают. Капилляры в ней делаются тоньше, и глубина, с которой поднимается по ним жидкость, увеличивается. Поднимаясь наверх, вода испаряется, и почва постепенно высыхает.

Источник

Исследовательская работа «Физика в пословицах и поговорках»

Исследовательская работа показывет взаимосвязь народного фольклора с физическими законами

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Физика в пословицах и поговорках»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9» города СМОЛЕНСКА

Секция «Предметы естественно-математического цикла»

«Физика в пословицах и поговорках»

Выполнил работу: Емельянов Андрей Валерьевич

учащийся 5 класса В

Руководитель: Емельянова Елена Сергеевна,

учитель физики МБОУ «СШ № 9»

1. Актуальность темы

В нашей повседневной жизни мы часто пользуемся высказываниями разных людей: учёных, поэтов, писателей, персонажей известных фильмов. Не последнюю роль в нашем общении занимают пословицы и поговорки. Часто мы приводим их для более меткой характеристики создавшейся ситуации, не задумываясь, имеют ли они научное содержание.

Однажды на глаза попалась книга «Русские народные загадки, пословицы и поговорки», открыл, «пробежал глазами» по нескольким пословицам и поговоркам и задался вопросом: как связаны пословицы и поговорки с физикой? Для достижения своей цели выдвинул задачи:

Узнать из интернета, что такое пословица и поговорка.

Установить связь между физикой и народным творчеством.

Оценить народную наблюдательность.

Цель и задачи определили гипотезу: поможет ли пословица объяснить явления и законы физики?

Предмет исследования: связь физики с пословицами и поговорками.

Объект исследования: пословицы и поговорки, природные явления, житейские ситуации.

2. Теоретическая часть

Из интернета я узнал, что

Пословица — краткое изречение, выражающее законченную мысль (афоризм) и обобщающее многовековой опыт народа. Она относиться к речевым жанрам фольклора и употребляется в разговорной речи. О важности содержания и меткости пословиц говорится: «Добрая пословица не в бровь, а в глаз».

Поговорка – это лаконичное образное выражение, в отличие от пословиц не являются афоризмом и не обладают законченностью. В.И. Даль определяет поговорку как «неполную пословицу».

Пословицы народов мира имеют много общего при естественных различиях, отражающих исторические, социально-экономические, природные условия, в которых формировалась та или иная нация. Наблюдения за явлениями природы, житейскими ситуациями в разных местах планеты нередко приводили к аналогичным или близким по смыслу выводам, запечатленным в народных изречениях. Пословицы и поговорки украшают повседневную речь, придавая ей глубокий смысл и яркое образное выражение, делая ее живой и остроумной.

3. Исследовательская работа

Мою практическую работу я начал с выбора несколько пословиц.

Пословицы рассматривала по следующему плану:

1. О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?

2.Каков её физический смысл?

3.Верна ли пословица с точки зрения физики?

4.В чём её житейский смысл?

Дружба как стекло, разобьешь – не сложишь

1. В этой пословице говорится о таком явлении, как наличие сил притяжения между молекулами. Молекулы твердого тела расположены на очень близком расстоянии друг от друга. Твердые тела сохраняют свою форму на расстоянии, превышающем размер самих молекул, следовательно, сила притяжения слабеет.

2. Эта пословица с точки зрения физики верна, потому что осколки нельзя срастить даже плотно прижимая их, из-за неровностей не удается их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притягиваться друг к другу.

3. Материал стекла очень хрупок, а края не срастаются. Срастается рана на теле, а стекло нет. На чашке можно увидеть след склейки, так и в дружбе уже будет трещина, она останется и будет указывать на то, что стекло разбилось.

ДРУЖБА – ЭТО ТА ЦЕННОСТЬ, КОТОРАЯ ДАНА ЛЮДЯМ, И КОТОРУЮ НУЖНО БЕРЕЧЬ!

Ложка дегтя в бочку меда

1. В этой пословице говорится о таком явлении, как диффузия, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

2. Эта пословица с точки зрения физики верна, потому что деготь – это смолистое жидкое вещество, которое проникнет в другое жидкое вещество — мед.

3. Мед сладкий и приятен на вкус, а деготь обладает устойчивым неприятным запахом. Поэтому даже малая его масса может испортить продукт. Так и в жизни, даже незначительная, но досадная мелочь способна испортить хорошее — доброе начинание, приятное впечатление, веселое настроение и т. д.

Хорошему прыжку хороший разбег нужен

1. В этой пословице говорится об инерции. Это явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

2. Пословица с точки зрения физики верна, потому что, чем больше разбег при прыжке, тем дольше движение по инерции.

3. Смысл данной пословицы заключается в следующем, если хочешь получить определенный результат, то должна быть хорошая мотивация — «толчок».

Как об стенку горох

1. В этой пословице говорится о силе упругости, возникающей в теле в результате его деформации, и стремящейся вернуть тело в исходное положение.

2. Пословица с точки зрения физики верна, так как при ударе горошины об стенку возникает упругая сила, под действием которой она легко отскакивает от твердой поверхности.

3. Если кинуть горох об стенку, он отлетит, так и человеку некоторые вещи говоришь, а они отлетают от него, он их не воспринимает, не слушает, вот и говорят «как об стенку горох».

Корабли пускают, как салом подмазывают

1. В этой пословице говорится о силе трения, возникающей при соприкосновении поверхностей друг другу.

2. Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.

3. Смысл этой пословицы в том, что у многих все идет гладко и складно и в жизни, и в хозяйстве, как будто кто-то им помогает.

Сухая ложка рот дерёт

1. Современными металлическими ложками рот ободрать невозможно.. . но выражение пришло из древности, а тогда, как известно, ели деревянными ложками.

2. Дерево имеет шероховатую волокнистую поверхность, что значительно увеличивает трение о поверхность.

3. Если не одаришь, не задобришь кого-либо, то не расположишь в свою пользу, вряд ли добьешься желаемого.

Как с гуся вода

1. Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который выделяют подкожные железы.

2. Жир не смачивается водой. Птица, выйдя из воды, встряхивается и оказывается сухой.

3. Смысл этой пословицы в том, что оказавшись в неловкой ситуации, человеку удалось выйти невредимым.

Вода камень точит

1. Камень, как и все вещества, состоят из молекул, которые притягиваются друг к другу, сохраняя его целостность.

2. Капли воды, воздействуя на вещество с некоторой силой, способны откалывать мелкие кусочки, в результате чего камень разрушается.

3. Даже если действовать слабыми усилиями, но постоянно и упорно, то можно добиться многого. Говорится, чтобы подбодрить того, кто, не имея пока положительного результата, сомневается в успехе своих усилий.

Коси коса пока роса. Роса – долой, и мы — домой

1. Когда роса, то лезвие косы имеет незначительное сопротивление. Роса как смазка, это в основном в утренние часы.

2. Пословица объясняется существованием трения и использованием смазки для его уменьшения.

3. Смысл: всё надо успевать делать вовремя.

Если ласточки все круче — нечего бояться тучи

1. Снижение высоты полета ласточек вызвано перемещением в приземный слой воздуха насекомых, которыми они кормятся. Существует мнение, что комары чувствительны к изменению давления, когда давление снижается — снижаются и комары, и ласточки.

2. Пословица объясняется наличием атмосферного давления.

3. Смысл пословицы в том, что по высоте полёта ласточек можно предсказывать погоду (дождь).

Шила в мешке не утаишь

1. Шило острое — проткнет редкую ткань мешковины, т. е. обязательно вылезет.

2. В основе поговорки лежит зависимость давления от площади поверхности, на которую оно оказывается. Чем меньше площадь, тем больше давление.

3. Так говорят о каких-то тайнах, которые не утаишь — все равно станет известно.

Воду в ступе толочь

1. Любая жидкость, в том числе и вода, не сохраняет свою форму.

2. Поговорка основана на свойствах тел, находящихся в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

3. Это выражение обозначает занятие бесполезным делом, имеет очень древнее происхождение. В средневековых монастырях оно имело буквальный смысл: провинившихся монахов заставляли толочь воду в качестве наказания.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива

1. Э та пословица основана на свойствах зеркального отражения.

2. По законам отражения света, зеркало даёт равное, симметричное изображение, точно повторяющее особенности оригинала.

3. Эту народную пословицу Гоголь Н.В. выбрал для эпиграфа к пьесе «Ревизор». Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы. Буквальное её значение — если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато. В более широком смысле — нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач.

В результате проделанной работы пришёл к выводам:

— часто в пословицах ярко отражены физические явления;

— причём пословицы можно сравнить с физическими законами или математическими формулами, поскольку в их краткой форме заключено богатое содержание.

Результаты мной проведенной исследовательской работы подтвердили мою гипотезу о том, что пословица помогает объяснить явления и законы физики.

Проделанная работа позволит использовать собранный материал на уроках физики в 7 – 9 классах. Пословицы и поговорки на уроках помогают объяснять многие физические явления, процессы, законы. Многие из них имеют физическое содержание и могут быть использованы как качественные задачи.

Для себя решил продолжить исследовательскую работу по изучению взаимосвязи народного фольклора с физикой, а именно, есть ли связь между загадками и физическими явлениями.

Перышкин А.В. Физика. 7 кл. Издательство Дрофа, 2012.

Круглов Ю.Г. Русские народные пословицы и поговорки. Издательство «Просвещение», 1990.

Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей», М., 2009

Источник

Читайте также:  Что такое техногенная вода
Оцените статью