- Как сделать звук будто под водой audacity
- Удаление скачков и пиков
- Нормализация
- Компрессор
- Удаление шума
- Удаление вздохов, кашля и др
- Эквалайзер.
- Audacity или как записать голос для видео. Мои настройки программы
- Обработка звука
- Шаг 1. Эффекты — Усиление
- Шаг 2. Эффекты — Компрессор
- Шаг 3. Эффекты — Подавления шума
- Шаг 4. Эффекты — Ограничитель
- Шаг 5. Эффекты — Нормализация
- Шаг 6. Эффекты — Усиление
- Экспорт
- Убираем посторонние звуки из вашего горла
- Рекомендации
- Тишина
- Щелчки мыши
- Суфлер
- Техника
Как сделать звук будто под водой audacity
Довольно часто попадаются хорошие подкасты или аудиотрансляции с семинаров и конференций, однако интересная тема и интригующая манера подачи материала сводятся на нет невысоким качеством самой записи. Это может быть, как низкий уровень звука, так и сильные перепады громкости на разных отрывках. Они сильно портят впечатление и заставляют слушателя интенсивно мучать кнопки «громче-тише».
Отдельную проблему представляет фоновый шум, а также резкие вопли-кашли-чихания. Впрочем, все эти и многие другие недостатки можно устранить с помощью бесплатной программы Audacity. В данной статье я расскажу об обязательной минимальной обработке записи голоса или собственного подкаста, позволяющей сделать прослушивание комфортным.
Звуковой редактор Audacity бесплатен и имеет русский язык, он скачивается с официального сайта. Инсталляция не вызывает никаких проблем – опции при установке менять не требуется. Однако после инсталляции необходимо доустановить пару модулей, чтобы программа понимала различные аудиоформаты, а также самостоятельно могла экспортировать звук в mp3. Дело в том, что автор не стал связываться с юридической стороной вопроса легальности использования закрытых форматов и переложил эти проблемы на пользователя.
Настройка библиотек в Audacity. Сначала скачиваем, потом распаковываем, далее указываем.
Заходим в Правка-Параметры-Библиотеки. Здесь требуется установить библиотеки LAME и FFmpeg. Нажимаем на кнопку Скачать и в браузере откроется ссылка на нужную библиотеку – соответственно «LAME download page» и «Go to the external download page». После скачивания распаковываем содержимое архивов в папку с программой и указываем файл кнопкой Указать. Теперь редактор полностью готов к работе. Открываем нужную аудиозапись.
Необработанная аудиозапись в Audacity видна невооруженным глазом. Сильно выделяются пики, а общий уровень сигнала низкий.
В качественной записи общий уровень звука должен быть примерно одинаков, без резких скачков и всплесков. Зашкаливающие пики, мало того, что неприятно отдают в наушниках и колонках, так еще и будут мешать программе Audacity определить максимальный уровень сигнала. Удаляем всплески первым делом.
Удаление скачков и пиков
Заходим в Эффекты-Limiter (или Hard Limiter в зависимости от версии Audacity и плагина). На изображении показаны рекомендуемые параметры. Единственное, с чем стоить поиграться – Limit to (dB) – собственно он и указывает выше какого уровня пик будет срезаться. Конкретное значение дать затруднительно, многое зависит от характера звука, но я рекомендую от -2 до -6 dB.
Настройка плагина Limiter (Hard Limiter) в Audacity.
Главный параметр — Limit to (Db)
Сделайте несколько попыток. Контролируйте визуально, чтобы после применения фильтра срезались только скачки. Если упал уровень основной части, значит вы перестарались со значением Limit to (dB). В настройках есть кнопка Preview, позволяющая сразу прослушать обработанный фрагмент.
После обработки фильтром Hard Limiter в Audacity. Все пики срезаны, их остатки не превышают средний уровень.
Нормализация
Заходим в Эффекты-Нормировка сигнала (Normalize). Данный плагин поднимает (или снижает) общий уровень всей записи сразу. Тихий сигнал станет громче, а громкий еще громче.
Настройка нормализации в Audacity. Минус один Децибел обычно дает хороший результат.
Если вы видите, что голос получился тихим по всей длине, то ему явно требуется нормализация. Параметр Normalize maximum amplitude to указывает уровень под который будет выполняться подгонка. Рекомендую -1 dB.
После применения нормализации. Обратите внимание, как вырос уровень, хотя характер сигнала почти не изменился.
Компрессор
Следующий плагин – Компрессор, – он один из самых важных. При этом виде обработки слабые и тихие звуки делаются громче, а слишком громкие – тише. То есть после проведения компрессии шепот и громкий вопль будут почти одинаковы по уровню, не придется крутить слайдер громкости. После окончания работы плагина вы визуально должны увидеть выравнивание сигнала.
Настройка фильтра Компрессор в Audacity
Результат действия компрессора может сильно отличаться в каждом конкретном случае. Он может снизить или поднять общую громкость или же привести к появлению пиков (если не установлена галочка Компрессия по пикам в настройках плагина). Поэтому, если требуется, можно повторно применить Limiter или Нормализатор.
Посмотрите, как Компрессор изменил форму записи. Теперь и писк комара, и рев турбины имеют почти одинаковый уровень. Слушать такой аудиофайл комфортно.
Удаление шума
В этом разделе речь пойдет о негромком монотонном и непрерывном шуме, сопровождающем всю запись. Это может быть шелест вентилятора ноутбука или гул кондиционера, работающего неподалеку. Для чистки звука нам понадобится небольшой (3-10 сек) участок только с этим шумом (без голоса).
Удаление шума в Audacity
Программа проанализирует полученные характеристики, составит модель шумодава и попробует безболезненно изъять составляющие шума из общего спектра. Выделяем небольшой участок с шумом (и только с ним), далее запускаем плагин Эффекты-Подавление шума. Нажимаем Создать модель шума. Теперь можно применить фильтр на всей записи. Снимаем выделение (или выделяем весь файл целиком) и повторно запускаем плагин, но на этот раз выполняем саму чистку, нажав ОК. Дать конкретные рекомендации сложно. Сделайте несколько попыток с разными параметрами. Ползунок Подавление шума указывает насколько сильно снижать шум, а Sensivity указывает чувствительность – чем она выше, там сильнее может пострадать голос после чистки. Важно понимать, что предыдущий фильтр Компрессор поднимает слабые звуки, в том числе и шум. Поэтому запускать шумодав нужно перед компрессором.
Удаление вздохов, кашля и др
К сожалению фильтров, которые могли бы автоматически сделать удаление этих звуков нет (имеется в виду — без значительной потери качества основного сигнала), – это кропотливая ручная работа. Нужные участки выделяются курсором и либо заменяются тишиной (Создание–Создать тишину), либо вырезаются (кнопкой Del). В особых случаях, когда удаляемый участок звучит на фоне речи, его можно заглушить. Проблемные звуки все еще будут слышны, но они не будут привлекать внимание и портить речь.
Эквалайзер.
Даже если с уровнем сингала у вас все в порядке, голос говорящего может не понравится. Например, слишком басовитый или слишком писклявый. Иногда это результат применения некачественного или ненастроенного микрофона, и исправляется эквалайзером (Эффекты – Эквалайзер). Не буду особенно вдаваться в настройки – это потребует отдельной статьи, скажу лишь, что на диаграмме кривыми показаны занижаемые или поднимаемые частоты.
Для простоты можете пользоваться пресетами, многие из которых полезны – Bass boost (усиление басов), Bass cut (удаление басов), Treble boost (усление высоких), Treble cut (удаление высоких), 100Hz Rumble (удаление самых низких составляющих баса – особенно хорошо подходит для живых выступлений, где микрофон дает слишком много басов при выдохе). Крутизна кривой показывает насколько сильно будет подниматься/опускаться определенная частота. По аналогии с предыдущими плагинами можно сразу прослушать результат обработки и что-то подстроить.
Эквалайзер в Audacity.
В данном примере срезаются частоты ниже 100 Гц
Сохранение полученного результата. Выполняется командой Экспорт аудио (пункт Экспорт выделенного аудио сохраняет только выделенный фрагмент). Далее выбираем формат – я использую MP3 и OGG. Последний хоть и имеет лучшее качество, но все же менее распространен, и может не воспроизводится старыми плеерами и бытовой техникой.
Для MP3 задается битрейт, чем он больше, тем лучше качество, но тем больше размер файла. Рекомендую использовать битрейт 192-320 kbps для стерео и в два раза меньший — для монофонической записи. Для OGG качество задается в условных единицах от 0 до 10.
В конце скажу, что статья дает лишь начальные знания по обработке звука, но даже проведя минимальную обработку и потратив всего лишь 20 минут, можно добиться существенного улучшения итогового качества звучания, приемлемого для прослушивания большой аудиторией. Через некоторое время, набрав опыта, вы будете без проблем выставлять нужные параметры плагинов на глаз.
Обычно при записи подкастов с участием одних и тех же голосов список фильтров почти не меняется. Можно воспользоваться встроенным руководством и детально изучить требуемые плагины, доведя обработку своего аудио до совершенства.
Источник
Audacity или как записать голос для видео. Мои настройки программы
Речь пойдет о бесплатной программа Audacity, при помощи которой я записываю звук для видео.
Скачать последнюю версию можно с официального сайта audacityteam.org
Много разглагольствовать не буду почему именно эта программа и чем она лучше десятков других. Меня она устраивает полностью, есть все необходимое даже для полупрофи, не говоря о моих потребностях.
Сейчас модуль экспорта в mp3 уже встроен и поэтому не нужно ставить дополнительные плагины.
Многое зависит какой у вас микрофон и звуковая карта.
Для начала попробуйте на моих настройках, а затем уже экспериментируйте.
Обработка звука
Некоторые названия пунктов на русском могут отличаться. Все дело в локализации и версии программы.
Вы записали голос и теперь надо обработать, чтобы на видео звучал хорошо. Т.е. на выходе мы должны получить максимально четкий голос, ровный и без срываний на крик. А так же уберем «эээ, нууу, эт самое» и придыхание.
Практически все эффекты применяются ко всей дорожке, чтобы запись была равномерной. Если что в статье указано когда к части дорожки.
CTRL+A — выделить все.
Шаг 1. Эффекты — Усиление
В зависимости на какой громкости записи у вас микрофон, возможно понадобится дважды использовать этот эффект (не подряд!).
Первый раз настройки не трогаю. Просто выделил всю дорожку и применил как предлагает программа.
Данный эффект сделает звук громче, но при этом верхние пики не будут создавать неприятный шум/гул если вы в какой-то момент записи стали говорить громче. Т.е. программа сама высчитает пик.
Шаг 2. Эффекты — Компрессор
Продолжаем выравнивать звук. Настройки тоже по умолчанию.
Шаг 3. Эффекты — Подавления шума
Эффект применяется один раз, но открывать его надо будет дважды.
Его суть: убрать посторонние шумы из записи. Например гул вентилятора ноутбука или шум за окном.
Первый раз. Выделяем на треке какой-нибудь участок где вы не говорили и открываем «Эффекты — Подавления шума».
Таким образом мы получили шум и его будем удалять.
Второй раз. Теперь выделяем всю дорожку (CTRL+A) и снова «Эффекты — Подавления шума».
Теперь уже применяем эффект по кнопке ОК. Посмотрите какие у меня настройки этого эффекта.
Шаг 4. Эффекты — Ограничитель
Он же «Лимитер» в зависимости от версии программы.
Обратите внимание на настройки.
Шаг 5. Эффекты — Нормализация
Смотрим на настройки.
На этом можно закончить. Но у меня микрофон настроен на низкую чувствительность, т.к. пишу в помещении с малым количеством мебели, что создает дополнительное эхо. Те же ковры, шкаф, диван и прочее поглощают эхо.
Шаг 6. Эффекты — Усиление
Я дополнительно второй раз в конце я применяю эффект усиления.
Экспорт
Наша дорожка готова по части эффектов и ее уже можно экспортировать в какой-нибудь звуковой файл, чтобы использовать в видеоредакторе.
Убираем посторонние звуки из вашего горла
Здесь не только слова-паразиты, но и придыхание, а так же цокание. Еще что-то?
У меня всегда заранее записан сценарий озвучки. Поэтому после обработки всеми эффектами я нарезаю проект в Audacity на части, чтобы дальше с ними работать.
Выделил нужный кусок, нажал CTRL+X (вырезал с общей дорожки), дальше CTRL+N (создал новый проект) и CTRL+V (вставил вырезанное ранее).
Теперь можно работать, а именно убирать вздох и прочее.
Зажимаем CTRL и колесом мыши вверх. Дорожка увеличилась, чтобы видеть мелкие звуки на ней.
Теперь включаем прослушку, в нужном моменте нажимаем паузу и выделяем свое придыхание или другой звук. Можно просто его удалить (DEL), а можно на это место поставить тишину.
Вот такая замечательная кнопка. Она же в меню:
А теперь можно убрать пустое пространство, чтобы сократить паузу между словами. Выделили и удалили (DEL).
Это все, что касается настроек. Дальше некоторые рекомендации.
Рекомендации
Исходя из опыта.
Запись голоса делаю в режиме «Моно» (1 канал). У нас не песня, чтобы было стерео. Кто будет смотреть видео — должен отчетливо слышать что я говорю.
Дальше уже в видеоредакторе будет стерео звук на выходе. Но наш голос будет звучать ровно при этом.
Тишина
Чуть ранее о ней рассказывал.
Используйте тишину на любом участке, где вы не говорили. Это на дорожке у вас вроде бы все ровно. Но когда вас будут слушать на хороших колонках или в наушниках — то будут слышать посторонние шумы.
Поэтому: увидели пустое пространство > применили Тишину > дальше уже сократили пространство до нужного размера.
Щелчки мыши
Если вы надиктовываете и одновременно снимаете видео со своего экрана, то будут слышны щелчки мыши. Чтобы их удалить можно использовать специальный Эффект в соответствующем разделе.
Не надиктовывайте сидя прямо перед окном или голой стеной. Звук от них будет отражаться вам назад в микрофон и получите на выходе сильное эхо.
Суфлер
Если опыта диктора нет, то настоятельно рекомендую использовать суфлера. Есть онлайн версии, есть для мобильников. Бесплатные, платные и условно бесплатные. В общем, каждый найдет что устроит.
Суфлер позволит контролировать скорость речи, чтобы вы не сбивались на галоп и не тормозили.
Перед записью сделайте пару глотков. Но вода должна быть комнатной температуры. Никаких газировок или горячих чаев. Опять же, в сети есть рекомендации.
Через каждые пару минут я делаю маленький глоток, чтобы смочить горло. Попробуйте сами и увидите как меняется голос.
Техника
У меня ноут новый, потянет любую современную игру на максималке, но все-равно звуковая карта у него не айс.
Это вы почувствуете, когда купите хороший микрофон с фантомным питанием, но качество записи останется на прежнем уровне как с обычным микрофоном за 300 рублей.
Выход очень простой: купить внешнюю звуковую карту.
Но только не эти китайские за пару баксов. Это ни о чем. Будет еще хуже.
Я себе купил в ближайшем магазине внешнюю USB звуковую фирмы Creative, в пересчете примерно 35$, и услышал звуки которые раньше просто не воспроизводились, а запись стала ровной и без «бульканий».
Про микрофон я уже сказал: берите с фантомным питанием. Чуть дороже, но сэкономит время и нервы. Я брал на алике набором «микрофон + питание + крепление на стол/полку + поп-фильтр + кабели».
Источник