Как снимают акул под водой

Технологии

От «Челюстей» до «Синей бездны»: как снимают фильмы с гигантскими акулами

Спецэффекты и аниматики

На российские экраны вышла СИНЯЯ БЕЗДНА – фильм о выживании среди про акул, предпочитающих на обед людей. По этому поводу мы решили вспомнить три примечательных фильма про акул и рассказать о том, как их снимали.

1975 год: ЧЕЛЮСТИ

Адаптация новеллы Питера Бенчли была и остается самым знаменитым фильмом об акуле в истории кино. ЧЕЛЮСТИ, с учетом выпавших на долю проекта трудностей, могли похоронить карьеру малоизвестного на тот момент режиссера Стивена Спилберга, но в итоге послужили отправной точкой для написания самой впечатляющей творческой биографии второй половины XX века. Все принятые кинематографистами решения на берегу обернулись производственным кошмаром, но феноменальным итоговым результатом судьба вернула всем участникам должок. Впоследствии на экраны вышло несколько продолжений, но внимания заслуживает, пожалуй, только первая картина.

Читайте также:  Почему шаровый кран пропускает воду когда закрываешь

Для съемок фильма под руководством художника Боба Мэтти были изготовлены три механизированные модели кукол. Но по иронии судьбы ни одна из них не функционировала так, как этого хотел режиссер. Решение снимать не в бассейне, а в открытом море принесло массу трудностей и сильно затруднило производство. Так, платформа с двумя муляжами акул в какой-то момент просто пошла ко дну и для ее спасения пришлось подключать водолазов. Из-за морской воды пневматические шланги макетов быстро засорялись, металлическая рама ржавела, а кожа бутафории впитывала жидкость и раздувалась. Вдобавок ко всему муляжи застревали в водорослях, а в кадр то и дело попадали отдыхающие на лодках. Основная кукла приводилась в движение 14 операторами, и каждая перестановка камеры превращалась в сущий ад. В итоге съемки растянулись на 159 дней вместо запланированных 53.

Но нет худа без добра. Спилберг вынужденно внес изменения в сценарий, показав неуклюжую куклу лишь в третьем акте картины. В первых двух зрителю демонстрировали только плавник или кадры, снятые субъективной камерой. Такой хичкоковский подход с нагнетанием саспенса и демонстрацией ужаса преимущественно за кадром придал ЧЕЛЮСТЯМ особый шарм, сделав их классикой «акульего хоррора».

1999 год: ГЛУБОКОЕ СИНЕЕ МОРЕ

Этот фильм Ренни Харлина представляет собой типичный образец кровавого киноаттракциона, поставленного по не слишком оригинальному сценарию, но сделанного, что называется, «с огоньком». Высот ЧЕЛЮСТЕЙ создатели не достигли, но развлекли публику расчлененкой и литрами бутафорской крови. Главных героев истории – генетически модифицированных акул – делали как по старинке, с помощью аниматронных кукол, так и с помощью компьютерных моделей.

Во всех кадрах, где герои контактируют с животными, зрителю показывают аниматронные муляжи, изготовленные компанией Edge Innovations, работавшей когда-то над фильмами АНАКОНДА и ОСВОБОДИТЕ ВИЛЛИ. И стоит признать, что за двадцать с лишним лет, прошедших с премьеры ЧЕЛЮСТЕЙ, технологии шагнули далеко вперед. Эти куклы уже не выглядели неуклюже, превратившись в сложные дистанционно управляемые изделия.

В самых кровавых кадрах, когда твари разрывали людей на части, роль жертв изображают цифровые дублеры каскадеров, а охотниками выступали анимированные на компьютере создания. Хищниц создавали трехмерщики студии ILM, супервазйером визуальных эффектов стал Джеффри Э. Окун.

2016 год: ОТМЕЛЬ

Триллер ОТМЕЛЬ – фактически это технологический брат-близнец СИНЕЙ БЕЗДНЫ. Нет сомнения, если бы Спилбергу в 70-е годы были доступны современные технологии, он бы снимал кино в том же ключе. Впрочем, снимать на натуре создатели ОТМЕЛИ не захотели: на песчаной косе они отсняли только открывающие сцены, а затем переместились в водный павильон с огромным хромакеем. Живописный пейзаж дорисовывался графически, так же поступили и с безжалостной акулой. Интересно, что всю работу здесь выполнили матера малоизвестных студий Oblique VFX, Important Looking Pirates и Spin VFX.

Впечатляющими кадрами с акулой занимались трехмерщики шведской студии Important Looking Pirates. В фильме есть несколько эпизодов, когда в кадре нет ничего настоящего, все полностью создано на компьютере. Однако по-настоящему впечатляют эпизоды совмещения съемочного материала и графики. К таковым относится сцена гибели акулы. Актрису тянули на тросе под водой на фоне синего хромакея, перекрывавшего один из бортов бассейна. Впоследствии трехмерщики создали подводный ландашфт и добавили в эти кадры акулу, налетавшую на остов металлической конструкции. Подобная анимация, симуляция и визуализация заслуживают самых высоких оценок.

Зритель и кинокритики положительно приняли ОТМЕЛЬ, отметив крепкую режиссуру, прекрасную актерскую игру и, разумеется, убедительные визуальные эффекты. Похоже, что перед СИНЕЙ БЕЗДНОЙ открываются похожие перспективы.

Источник

LO LoveOpium

Самое популярное

Калининград с высоты — самый европейский город России

Ледяная страна с высоты

Месторождение Майское — добыча золота на Чукотке

Музей железнодорожной техники

Последние комментарии

  • Сашки Гармата on Каир и вершина пирамиды Хеопса Но стоило ли затраченных усилий. Иногда нужно думать, может Чернобыльский реактор сфоткаю, туда тоже…
  • капитан очевидность on Извержение вулкана на острове Ла Пальма Как бы этот остров не постигла судьба Помпеи.
  • Justice on Француженки Алекс, я бы Вам с удовольствием бы нафотографировала француженок там, где вообще нет туристов (в бол…

Опасная съемка акул на глубине

Красивые подводные фотографии морских обитателей.

32-летний новосибирец Александр Мачульский выбрал себе необычное хобби. Вот уже 7 лет он путешествует по миру с фотоаппаратом, снимая крупных морских обитателей в разных частях планеты — от Калифорнии до Камчатки. В его портфолио — снимки акул, китов, косаток, ламантинов, крокодилов, сивучей, морских котиков и других представителей подводного мира.

«Акул интересно снимать, крупных хищных акул без клеток, когда непосредственно рядом с хищником в воде находишься. Самое интересное, что люди-то в основном боятся, считают, что акула непременно вас убьет, сожрет, покалечит, но это не всегда справедливо и зависит от условий. Если видимость плохая, то непременно все закончится увечьями либо чем похуже, а если видимость, например, позволяет сделать погружение, то все пройдет безопасно, потому что поведенческий инстинкт у акулы формировался миллион лет, и человек в её пищевую цепочку не входит, т.е. он не является объектом пищи.

Поэтому кусают-то в основном серферов, потому что они похожи на тюленей».

По словам Александра Мачульского, вода ему была близка с детства, в школе и институте он занимался плаванием и «доплавался до кандидата в мастера спорта». А после поездки в Египет влюбился в море, поняв, что это «удивительный мир, который достоин внимания». После этого Александр объехал с фотоаппаратом уже около 60 стран, чтобы сделать снимки морских обитателей, в том числе успел побывать в Восточной и Южной Африке. Из каждого путешествия новосибирец привозит около 100 ГБ фотографий, некоторые из них отсылает на конкурсы.

6. Морская черепаха.

«Сейчас вернулись из Мексики. У нас был план снять китов под водой, жена моя целовала кита — есть фотография. То есть он подплыл близко, ей удалось его потрогать, погладить. Там «ясли». Детеныши китов — они очень добродушные подрастают, начинают интересоваться тем, что происходит вокруг, подплывают к лодкам близко. Вообще удивительное место, обычно лодка к китам ходит, а тут, наоборот, — киты к лодке. Шансы увидеть их близко очень высокие, порядка 100 %»

8. Чтобы сделать снимки под водой, он использует обычную зеркальную камеру, упакованную в подводный бокс. А специальный сферический порт позволяет ему «снимать в полводы» — это значит, что внизу кадра располагается подводная, а сверху — надводная часть. По словам путешественника, самое интересное для фотографа находится на небольшой глубине — 7–10 метров, куда можно спокойно опуститься в маске и ластах.

10. Дюгонь с морской черепахой.

«На Сахалине снимали сивучей, у них самцы размером с корову. Очень опасный хищный зверь, и на берегу он очень опасен, у него огромные зубы. А в воде он всецело вами интересуется, плавает вокруг вас, потому что воспринимает вас как какой-то объект, который не опасен. У вас ласты — ему это близко. В общем, ластоногие такие интересные животные, с ними можно играть, они это нормально воспринимают под водой»

12. По словам Александра, путешествовать по миру ради фотографий дикой природы — это несложно, интересно и в целом недорого. Следующую поездку он наметил на лето, когда планирует снова побывать на Камчатке и Сахалине.

14. Каждое путешествие открывает новую грань дикой природы.

Источник

Подводная братва. Как я снимаю в морях китов, слонов и крокодилов

Как я снял водоплавающего слона

Слоны очень хорошо плавают. Но в Африке с ее мутными реками и озерами сложно найти место, где их можно было бы сфотографировать под водой.

Однако такое место нашлось на Андаманских островах в Индийском океане. В середине ХХ века здесь использовали слонов для переправки бревен с одного острова на другой. Раджан был последним из поколения слонов, которых приучали не бояться соленой воды и волн.

Раджана, плывущего в море, много раз снимали и раньше. Но я сфотографировал его необычайно ярко и эффектно. И снимок мгновенно стал известным. Он задал такую высокую планку, что все следующие проекты мне пришлось делать со знаком «нереально».

Как я понял, что не люблю снимать акул

Многие начинающие подводные фотографы снимают акул. У меня есть несколько интересных кадров, где они плывут с такими «полуулыбками». На самом деле это травмы от рыбацких крючков: из-за них у акул челюсти перекошены.

С опытом я охладел к такого рода съемкам: они не экологичны. Фото с акулами всегда делают на приманку. В море кидают куски рыбы, на запах со всей округи приплывают хищники. Акулы привыкают к тому, что их постоянно кормят, и разучиваются самостоятельно добывать пищу.

Как я фотографировал морских крокодилов

Они обитают в Мексике, в мангровых зарослях, на рифовом острове посреди Карибского моря. Снимать их не так сложно и опасно, как может показаться. Теплая вода, мелко, сидишь на коленках, а крокодилов для тебя выманивают на открытую воду из-под корней мангровых деревьев.

Крокодилов на открытую воду выманивают местные жители: подают отличные кадры буквально на блюдечке

Это заработок для местных жителей: фотографов на остров привозят целыми группами.

Как я снимал медведя-рыбака

Я дважды бывал в экспедициях на Курильском озере на Камчатке, чтобы заснять охоту медведей на лосося. По месяцу сидел на берегах озера и изучал, как ведут себя косолапые.

Пытался снять их заплывы по озеру из-под воды, но не вышло. Фотографировал из клетки размером 2 х 2 х 2 метра. Получился «зоопарк наоборот»: медведицы приводили к месту съемки медвежат, чтобы показать человека в клетке. Даже в очередь выстраивались. Но подводных кадров так и не было…

Тогда я соорудил «селфи-палку» — деревянный шест, к которому приделал камеру в аквабоксе. Опускал ее на мелководье с моста. В том месте полюбил охотиться самый большой медведь, которого прозвали Казановой. Он садился на дно, опускал голову в воду и замирал: ждал, когда рыба близко подойдет, а потом делал решающий бросок.

Лучшие локации для подводных съемок

Как я разговаривал с кашалотом об экологии

Интереснее всего снимать китов. Во-первых, ты всегда знаешь, где их найти: в сезон они плывут в определенное место, чтобы рожать, питаться и т. д. Например, чтобы снять рыбоядных косаток, мы отправились в Норвегию — зимой они «приходят» туда кормиться. Мне удалось сфотографировать, как 10 косаток кружили вокруг огромного косяка сельди.

Во-вторых, киты очень аккуратны с людьми в воде, с ними можно плавать рядом, как с дельфинами или черепахами.

В-третьих, киты очень умные животные.

Все, кто были рядом, со слезами на глазах забирались на лодку. Молча. Настолько было очевидно, что он хотел этим сказать. Это была самая эмоциональная встреча с китом в моей жизни.

Какие правила безопасности при съемке диких животных?

Соблюдение этих правил обеспечивает безопасность как людей, так и животных.

1. Не трогать животных руками. Почему?

Кит может испугаться и резко махнуть хвостом. А хвостом он способен убить.

У китовых акул есть бактериальный защитный покров. Если его стереть, он не восстановится.

Черепаха может нырнуть глубоко, чтобы спрятаться от вас, а потом от страха так и не выплыть на поверхность, чтобы подышать.

2. Снимать только в прозрачной воде. Для чего?

Если ты контролируешь пространство вокруг, то можно снимать вне клетки даже большую белую акулу. Она просто так не нападает. А если проявит любопытство, нужно аккуратно оттолкнуть ее камерой или дать по носу — это у нее самое чувствительное место.

В мутной воде акуле сложно распознать, что вы не пища. Ласта блеснет, а она подумает, что это рыба. Вы можете и не заметить, что кто-то сзади подплывает.

Даже если животное находится совсем рядом с вами, его нельзя трогать руками: пострадать вы можете оба

3. Не убегать. Как так?

Инстинкт подсказывает дикому животному, что убегать может только добыча.

Как сделать крутые кадры под водой?

Крутые съемки — это симбиоз удачи и тщательного планирования. А вот кадр мечты всегда получается случайно. Так я сфотографировал кормление молоком маленького кашалотика. Невозможно было представить, что этот процесс удастся снять вблизи!

Уникальный кадр кормления молоком кашалотика: снять такое — это чистое везение!

Подводную съемку нужно вести с нескольких метров, иногда в упор. Издалека не получишь хороший кадр. Иногда фотографу приходится идти на ухищрения. Например, у меня есть ноу-хау, как в Белом море завлечь поближе белух.

Кроме того, крупных животных нужно снимать только в прозрачной воде. А в мутной можно проводить макросъемку маленьких рачков, креветок и моллюсков.

Как выбрать снаряжение и оборудование?

Для домашнего архива достаточно камеры GoPro или смартфона в пластиковом чехле. Чтобы состязаться с ведущими мировыми фотографами, потребуется более серьезная камера в железном или пластиковом аквабоксе. Кроме того, нужен объектив Fish-eye, вспышки и подводный свет, чтобы снимать на глубине 20 метров и ниже.

Так выглядит оборудование для профессиональной подводной съемки

Если вы планируете погружаться в теплом Красном море, хватит тонкого гидрокостюма «мокрого типа» (толщина неопрена — 3‒5 мм). Если хотите нырять в северных холодных морях, то понадобится «сухой» гидрокостюм или «мокрый», но толстый (толщина — 7‒9 мм, открытая пора).

Для съемки в теплых морях выбирайте тонкий гидрокостюм. А работать в северных морях нужно в толстом

В зависимости от героя съемки понадобится разное снаряжение:

Акул нужно фотографировать на глубине, а значит, потребуются баллоны с кислородом и оборудование для дайвинга;

Китов снимают на поверхности, для этого подойдут маска с ластами. Чтобы нырять с китами, нужно быть мобильным: быстро плыть, забираться на лодку, снова прыгать в воду. Все это придется проделывать неоднократно, поэтому лучше быть налегке.

Маска с ластами

Как я показываю туристам самые дикие места Земли

Семь лет назад я основал два проекта. Team Trip — авторские туры по труднодоступным местам Земли. Участники покоряют действующие вулканы, плавают в океане среди акул, косаток и китов, гуляют с бурыми медведями на Камчатке, львами и слонами —в Африке. Я стараюсь донести до них, что нельзя потребительски относиться к природе.

Черепахи глубоко ныряют, чтобы спрятаться от туристов. А вынырнуть подышать уже не могут…

А проект Whale Watching Russia — это исследовательские экспедиции для фотографов, дайверов и путешественников с целью изучения и защиты морских млекопитающих. Также мы проводим разведку еще не открытых мест в России.

В следующем году пойдем на Курильские острова искать прозрачную воду, где обитают косатки. В разработке также проекты подводной съемки моржей и белых медведей на Русском Севере. Эти животные считаются довольно агрессивными в воде. Пока мы ищем способы их фотографировать безопасно. Так что ждите интересных кадров!

Текст: Наталья Земзюлина

Фото и видео из личного архива Михаила Коростелева

Источник

Оцените статью