- Личный опыт: как я снимала девушку в вечернем платье под водой
- Этапы съёмки
- Как проходит съемка в подводной фотостудии
- Снимаем под водой. Чем и как?
- Несколько фактов, известных ещё с плёночной эпохи
- О фототехнике, сложной и не очень
- Акваскоп
- Камеры-амфибии
- Софтбоксы
- Твёрдые чехлы
- Самоделки
- Что и как снимать под водой
Личный опыт: как я снимала девушку в вечернем платье под водой
Как сделать фотографии своей мечты, которые видел только в интернете, и потрать всего 3 тысячи. Ученица фотошколы Пикча в Ростове-на-Дону рассказывает, как ей это удалось.
Идея съёмки появилась после того, как нам в фотошколе дали занятие — придумать фотографию мечты. И я задумалась.
Почему-то мне стало интересно, как делают свои снимки сёрф-фотографы. Я стала изучать. И постепенно из этого родилась идея для диплома. А потом преподаватель в фотошколе подпитал мою идею словами, что «дипломная работа должна быть удивительной».
Моя тема и правда отличается строгих рамок фешн или лав стори. Это было что-то другое. И именно этим мне нравилась.
Этапы съёмки
2. Составила мудборд
3. Нашла модель и образ
Образ модели как-то сразу сложился в голове. Стройная девушка, которая не боится воды и умеет плавать. Обязательно темноволосая.
У меня как раз была такая знакомая. Я показала ей мудборд, объяснила идею, и она согласилась.
По одежде —хотелось найти длинное лёгкое шифоновое платье красного цвета, чтобы был хороший контраст. Именно такое как раз завалялось у меня в шкафу после выпускного.
4. Нашли место
В организации мне помогал мой молодой человек. Он помог найти место и чехол-аквабокс для фотоаппарата.
Для съёмки мы взяли в аренду дом с бассейном на улице, чтобы был естественный свет.
Дом стоил 6000 рублей/сутки, но мы договорились на почасовую аренду . За час попросили 1000 рублей.
5. Приехали фотографировать
Я думала, что под водой стоит фотографировать на фишай и взяла его в аренду. Но в итоге всё отсняла на свой объектив 18-105 mm.
В этот день как на зло постоянно менялась погода: то солнце, то дождь. Но настройки я сильно не меняла —больше следила за композицией и расположением модели в кадре.
Дело в том, что постоянно доставать фотоаппарат из аквабокса и менять настройки, просто не хватило бы времени. Вот и всё в принципе)
6. Потом обработка в Lightroom и Photoshop. И наконец печать.
Источник
Как проходит съемка в подводной фотостудии
Меня зовут Мира Лисичкина, и я хочу поделиться с вами особенностями получения подводных фотографий в студии. Я являюсь подводной моделью, поэтому помимо общей информации будет больше советов именно моделям и тем, кто планирует сниматься под водой, хотя опыт съемки видео под водой у меня тоже имеется.

Я снимаю видео под водой в бассейне.
Чтобы получить красивые подводные фотографии, мне пришлось учиться плавать, нырять, задерживать дыхание, держать лицо и многому другому. Для получения красивого кадра надо уметь красиво позировать и хорошо держаться на камеру, а в случае с подводными фотографиями – это и еще умение «чувствовать себя в воде как рыба».

Фотограф Максим Сеничев, аш2ноль.
Какие навыки необходимы модели для подводной фотосессии:
- Нырять (в подводных студиях бывают грузики, чтобы модели было проще нырнуть, если она не умеет – заранее уточняйте в студии их наличие или берите с собой).
- Плавать (в подводных студиях не обязательно, так как глубина не большая, а вот на море умение плавать пригодится).
- Открывать глаза под водой.
- Позировать (здесь же работа с платьем, тканями, реквизитом, мимика, жесты, работа с волосами – это тоже отдельное умение).

Фотограф Алексей Тарасов, аш2ноль.
Наиболее распространенные ошибки моделей в подводной съемке:
- Завышают уровень своих навыков до съемки – часто пишут, что умеют нырять, но на съемке оказывается, что не умеют открывать глаза, а нырнуть могут лишь на 1 секунду. Поэтому, фотографы, когда договариваетесь о съемке, узнавайте подробнее, как именно модель умеет плавать, и что конкретно она может под водой.
- Надувают щеки. Это ошибка очень многих людей, причем даже тех, кто занимается плаванием. Нужно уметь расслаблять лицо. В подводных студиях снимают «НА ВЫДОХЕ», а не на вдохе – это помогает модели, во-первых, не сильно надувать щеки, а, во-вторых, дольше находиться под водой.
Здесь могу подсказать одно из упражнений для того, чтобы научиться «держать лицо под водой». Нам нужна емкость с водой, куда можно опустить голову, (ванная, тазик) и зеркало. Кладем на дно зеркало, наливаем воду, погружаем голову, пытаемся смотреть на свое отражение и держать мимику, прорабатывая разные выражения лица. - Пытаются слишком долго сидеть под водой – как следствие, напряженное лицо и пр. Не обязательно сидеть долго под водой для красивого кадра. Можно нырнуть на пару секунд, замереть (в заранее обдуманной позе) и вынырнуть.
- Торопятся – ныряют, еще не успев отдохнуть или не настроившись (не продумав позу и т.д.)
- Слишком быстро двигаются под водой –для фото это недопустимо, так как фотограф должен успеть поймать кадр, а это и так не просто, ведь даже когда модель замирает, она все равно движется, например, всплывает. Для видео это правило не действует, в видео можно двигаться быстро.
- При выныривании часто портят макияж. На съемке забудьте про привычку поправлять волосы, когда вынырнули (этим самым вы только размажете свой макияж по лицу волосами). В идеале надо научиться выныривать с уже убранными с лица волосами. Некоторые модели имеют привычку протирать глаза, когда вынырнули – этого тоже делать нельзя. Основное правило: руки от лица подальше, чтобы ничего не испортить.
Если вам не хватает воздуха, можно вынырнуть как есть (с волосами на лице и т.п.), но ничего не трогать! Сделать пару вздохов, нырнуть, под водой аккуратно поправить волосы (они там «отлипают» от тела, и меньше вероятности, что вы что-то размажете) и выныривать.
В интернете также можно найти множество упражнений на задержку дыхания, как научиться нырять и т.д. Их я описывать не буду.

С фотографом Алексеем Тарасовым в бассейне.
Многие мечтают получить красивые подводные фотографии, но порой нет денег на хороший бокс для камеры или не позволяет погода, климат, география. Что делать? Забыть про мечту? Конечно, нет!
Получить желаемые кадры можно в подводных фотостудиях.
Давайте разберем с вами плюсы и минусы съемки в подводной фотостудии, и чем она отличается от обычной подводной съемки.
Критерий | Фотостудия | Бассейн | Водоем (море, океан, озеро) |
Цена | Около 7 тысяч р/час | В каждом городе свои цены, но приблизительно 500 р/час | Бесплатно |
Наличие бокса для камеры | Не нужен, т.к. съемка идет «через стекло»: фотограф при этом на суше, модель под водой. | Нужен бокс | Нужен бокс |
Наличие дополнительного оборудования (фонари, стабилизаторы) | Не нужно, т.к. студии оборудованы специально для съемки и, как правило, все необходимое там уже есть (возможно, что-то нужно арендовать за доп.стоимость) | Важно наличие собственного инвентаря для съемки | Важно наличие собственного инвентаря для съемки |
Температура воды | Теплая, модель не замерзает на съемке | Чуть попрохладней, чем в фотостудии, но приемлемая | Зависит от погодных условий |
Прозрачность воды | Прозрачная | Прозрачная (но в некоторых бассейнах может быть чуть-чуть мутновата или с пузыриками, особенно если проходит тренировка с аквалангами). | В основном мутная или зависит от места и погоды |
Чистота воды (обеззараживание и пр.) | Сильная обработка воды | Сильная обработка воды | Природная среда. |
Нужна ли модели медицинская справка | Нет | Да | Нет |
Возможность разговаривать с моделью при съемке | В некоторых студиях есть | Нет | Нет |
Глубина | Обычно небольшая (около 150 см) | Разная (и глубокие, и не очень) | Разная |
Из интересных особенностей съемки в подводной студии: во многих студиях есть система звука под водой, благодаря чему модель хорошо слышит вас под водой. Фотографы в микрофон говорят модели во время съемки, как ей позировать, что делать, куда смотреть, и она вас слышит, не выныривая.
Также из таблицы понятно, что для того чтобы снимать в фотостудии, фотографу не обязательно уметь плавать, так как он снимает на суше через стекло.
Из маленьких хитростей, которые я использовала в своем опыте: так как аренда подводной фотостудии не из дешевых, то мы собирались по несколько человек (моделей и фотографов) и делили аренду студии на всех (времени на фото требуется меньше, так как по большей части удачный кадр зависит от умения модели держаться под водой).
Важно понимать, что в фотостудии фон в основном нейтральный (черный или белый). Можно арендовать декорации для съемок (или приносить свои по предварительной договоренности). В водоеме в таком случае фон самый красивый и естественный, на мой взгляд.
Пару советов по декорациям: заранее продумайте, какие декорации будут использованы, уточните у администратора студии, можно ли их использовать на съемке. Также важно понимать, что не все тонет, и вам понадобятся грузы, и наоборот, что-то, возможно, надо будет привязать наверху или за что-то плавучее. Также по поводу одежды надо понимать, что некоторые платья «осыпаются» (например, пайетки), и их желательно не использовать. Разные ткани под водой ведут себя по-разному. Большинство тканей просвечивают, поэтому модели желательно иметь под низом белье телесного цвета. Некоторые платья из-за особенностей кроя плохо тонут. Если же вы планируете сниматься не в студии, а на море, то вы должны понимать, что плавать в платьях, с тканями не так-то просто – это еще один необходимый навык для модели.
Огромную роль играет макияж модели. Он должен быть специальным (аква или подводным), обычный макияж не подойдет, так как все растечется по лицу и будет некрасиво. Также для подводной съемки макияж делают намного ярче обычного (под водой цвета «съедаются»). Эту и многие другие особенности уже знают визажисты, которые занимаются аква-макияжем.
Еще частый вопрос от моделей: можно ли плавать в линзах? Ответ – можно, но опять же в специальных линзах, так как обычные линзы под водой часто выпадают. Мое личное мнение – линзы под водой модели не нужны, она все равно там ничего не увидит (съемка же проходит без маски). На тренировку можете надевать линзы (при плавании в маске – вода не соприкасается с глазами), а когда учитесь плавать под водой с открытыми глазами – линзы уже не нужны.

Фотограф Алексей Тарасов, Ocean Stars.
Чтобы вам было понятней, как это все происходит, я прикреплю пару видеороликов со съемки в подводных студиях г.Москвы (Аш2ноль и Ocean Stars), а также ролики бэкстейдж со съемки в бассейне и на море (видео со съемок на море подводного фотографа Дмитрия Каминского).
Основную информацию о фотостудиях можно получить на официальных сайтах – там вы найдете описание оборудования, используемого на съемках, перечень дополнительных услуг, а иногда они размещают фото и видео помещения.
Как проходит съемка в подводной студии на примере Ocean Stars:
Как проходит съемка в подводной студии на примере Аш2ноль + пара советов моделям:
Бекстейдж подводной видеосъемки в бассейне:
Видео подводного фотографа Дмитрия Каминского: как проходит съемка на море
Источник
Снимаем под водой. Чем и как?
Подводная фотография стала развиваться давно. Однако по ряду причин долгое время была уделом профессионалов. Но сейчас чем дальше, тем больше дайвинг становится доступным всё большему количеству людей. А увиденным под водой так хочется поделиться с друзьями! Для того чтобы подводная фотография из разряда профессиональных, специализированных навыков перешла в пока ещё не массовое, но доступное удовольствие, понадобилось ни много ни мало несколько революционных изменений в технологии съёмки. Одно из них – переход с плёнки на «цифру».
Подводная съёмка – не очень предсказуемый процесс, даже с хорошей фототехникой. Поэтому 36 кадров на плёнке – это очень мало, учитывая ошибки экспозиции, наведения на резкость, компоновки кадра и прочее.
И несмотря на то что в предыдущие годы было выпущено немало прекрасной подводной плёночной техники, речь в данной статье пойдёт исключительно о цифровой съёмке.
Несколько фактов, известных ещё с плёночной эпохи
- Вода, как известно, поглощает красную часть спектра. Поэтому все подводные снимки имеют голубой оттенок, особенно на задних планах. Цифровое фото гораздо проще поддаётся коррекции, которая позволяет вернуть естественный цвет подводным объектам. Но далеко не всегда.
Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком
Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком
- Плёнка, на которую снимали, имела определённое значение.
- Подводные условия освещения весьма разнообразны.
- Автоматика плёночных камер далеко не всегда справлялась с экспозицией.
- Мы знаем, что чувствительность плёнки при проявке можно менять. Однако всё это сопряжено с техническими сложностями. Да и, по правде говоря, отдельно пришлось бы проявлять каждый кадр или по крайней мере группу кадров.
- С появлением цифровых камер всё стало гораздо проще. Матрицы цифровых камер имеют достаточную чувствительность, для того чтобы снимать в условиях недостаточной освещённости.
- Немаловажный момент: «цифра» позволяет сразу, под водой оценить получившийся кадр, по крайней мере по композиции и – с меньшей точностью – по резкости и шевеленке. Если вы не удовлетворены результатами, во многих случаях вы сможете переснять кадр.
О фототехнике, сложной и не очень
Акваскоп
Это любая коробка со стеклом внизу и дыркой для глаз сверху. Погружаем его в воду – и без маски и трубки можем наблюдать подводное царство. В акваскоп можно опустить фотоаппарат и снимать, но желательно было бы предохранить фотоаппарат от воды.
Такой акваскоп-чехол элементарно делается из маски для плавания, если у неё вынимаются стекла. Советская маска-иллюминатор для такой цели подходит идеально.
Возьмите пакет из не очень тонкого полиэтилена, положите в него камеру. Выньте из плавательной маски стекло, просуньте края пакета между стеклом и резиновой окантовкой и поставьте стекло на место так, чтобы край пакета оказался плотно зажат между стеклом и окантовкой.
С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду
С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду
С помощью такого акваскопа можно, лежа на матрасе, фотографировать коралловые рифы, рыб, крабов, ежей – в общем, всю подводную жизнь мелководья. Но, правда, только сверху. Погружать описанный акваскоп-чехол полностью в воду нельзя – у такой конструкции очень невысокий запас прочности.
Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа
Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа
Камеры-амфибии
Некоторые современные фотоаппараты позиционируются как амфибии. То есть их можно погружать в воду на небольшое время (до 30 минут) и на небольшую глубину. Пример такого аппарата – Pentax OptioW20. Область их применения, разумеется, шире, чем у того же самого акваскопа, но незначительно. Таким фотоаппаратом можно нормально снимать коралловые рифы, рыб, аквалангистов, которые плавают внизу, либо партнёров по сноркелингу (именно таким англицизмом принято называть плавание с маской и трубкой).
Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия
Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия
Софтбоксы
Если в студийной фотографии софтбокс – это источник рассеянного импульсного света, то в подводной фотографии так называют чехол из мягкого пластика со стеклянным окном для объектива. В нашей стране известностью пользуются чехлы Ewamarine.
Казалось бы, чего проще: бери такой чехол, суй туда любую камеру и снимай. Но такая постановка вопроса возможна лишь на небольших глубинах. Если вы спускаетесь с аквалангом, давление воды будет сдавливать мягкий чехол. Кнопки управления будут находиться в постоянно нажатом положении. Выдвижной объектив, характерный для многих камер, тоже будет вдавливаться в корпус. Поэтому мягкие чехлы перед погружением обязательно надо надувать. При погружении воздух, сжимаясь, создаст демпфер. Но, увы, для цифромыльниц с выдвижным объективом глубина погружения всё равно будет до 12 метров. Больше воздуха просто в чехол не задуешь.
Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000
Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000
Сейчас я в нем таскаю дополнительную вспышку со светосинхронизатором.
Чехлы для цифрозеркалок камер тоже нужно надувать, но меньше. Глубина погружения с ними – до 40 метров по паспорту. Однако мне, к примеру, не удавалось комфортно работать с зеркалкой в мягком чехле уже на глубине 28 метров.
Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время
Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время
Плюс гибких чехлов – относительная дешевизна. Для зеркалки такой чехол стоит около 200 долларов, для цифромыльницы – около 50.
Минусов тоже немало. Нужно следить за сохранностью, вовремя мыть и сушить чехол, смазывать прижимные винты. Надутый чехол создает лишнюю проблему с балансировкой плавучести при погружении. Ведь наверху плавучесть будет высокая, и камера будет тянуть вас вверх. По мере погружения объём чехла будет уменьшаться – и камера начнёт вас утаскивать в гости к морскому царю.
Твёрдые чехлы
В последнее время твёрдые чехлы для подводной съёмки выпускаются как производителями фотоаппаратов, так и сторонними фирмами, которые давно на этом специализируются.
Выпускаются чехлы и для цифрозеркалок, и для цифромыльниц.
Чехол, как правило, делается из поликарбоната, реже – из металла. Металлические боксы – это уже техника для профессионального повседневного использования, большей частью отошедшая в прошлое.
Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов
Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов
Твёрдые чехлы, как правило, менее универсальны, чем мягкие. Обычно такой чехол предназначен для использования с одной конкретной моделью фотоаппарата.
Впрочем, есть и исключения. Так, фирма Ikelite выпускает несколько разновидностей боксов для зеркальных камер. Они построены как модульные конструкции и могут подходить к зеркалкам разных производителей. Правда, и цена такого бокса уже значительно превышает стоимость любительской цифрозеркалки.
Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок
Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок
Плюсов у твёрдого чехла, конечно, много. Это постоянная плавучесть, что существенно упрощает передвижение аквалангиста. Это дополнительные увеличительные стекла на видоискатель или большой внешний видоискатель.
Минусы – твёрдые чехлы существенно дороже, чем мягкие.
Самая уязвимая деталь в них – резиновый уплотнитель между двумя половинками. Когда он заминается, в камеру попадает вода. Ведь давление внутри твёрдого чехла остаётся равным атмосферному!
Самоделки
Часто, особенно среди профессиональных дайверов, можно встретить самодельные подводные боксы. Как правило, они делаются из плексигласа, титана, алюминия. По удобству использования и надёжности они часто не уступают фирменным боксам, хоть и проигрывают им в дизайне. Как правило, хорошие самоделки достаточно дорогие.
Подведём некоторые итоги. На мой взгляд, новичку удобнее всего будет использовать не зеркальную цифрокамеру с твёрдым чехлом. Наводиться и компоновать кадр можно по удобному LCD-экрану, размеры камеры не мешают плавать, с плавучестью тоже бороться не нужно.
Впрочем, автор этих строк чаще всё-таки снимает зеркалкой в мягком чехле и пока данным сочетанием очень доволен.
Что и как снимать под водой
Ах, тёплые южные моря, где подводная экзотика радует тебя на каждом шагу… то есть взмахе ласта.
Когда впервые попадаешь в благодатнейшее для всякой живности Красное море, глаза начинают разбегаться. Особенно в тех местах, где горе-туристы не успели уничтожить созданную природой красоту.
Ведь несмотря на запреты, курортники, вбившие в свои дурные головы мысль о том, что им нужно увезти с собой некий сувенир, обламывают ветки кораллов. Поверьте, явление это интернациональное. Как-то раз мне своими трофеями хвасталась девушка из Швеции. Единственное, что её беспокоило, – что отломанная ветка коралла из розовой стала коричневой. Она искренне обиделась, когда вместо того чтобы восхищаться её ловкостью я обозвал её дурой.
Часто кораллы страдают от небрежности дайверов. Придонные течения могут легко сбить новичка с курса. Неосторожный взмах ластами – и коралловая гроздь, росшая 20 лет, обломками уходит вниз, в донные отложения.
Поэтому фотографировать обитателей того же Красного моря лучше в каких-либо не старых курортных местах. То есть не в Хургаде, а в Дахабе или Шарм-эль-Шейхе, к примеру.
Надо сказать, что, даже плавая с маской и трубкой, можно и увидеть, и наснимать немало великолепных кадров. Самые богатые светом, теплом, а следовательно, живностью и растительностью – верхние 4-5 метров моря. Если волнения на море нет и вода прозрачная, то все эти метры хорошо просматриваются насквозь.
Источник