Как составить уравнение реакции оксида с водой

Как составить реакции с оксидами (алгоритм)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Этот алгоритм поможет легко и просто составить уравнения.

Скачать:

Вложение Размер
kak_sostavit_reakcii_s_oksidami.doc 157 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Как составить реакции с оксидами

Реакция 1. Основный оксид + кислотный оксид → соль
Тип реакции – реакция соединения .
Чтобы составить уравнение этой реакции, надо проделать следующие действия:

  1. Определить идёт ли реакция?

Реакция осуществима, если оксид металла образован элементами из IA и II A групп.

  1. Определить по формуле кислотного оксида химическую формулу соответствующей ему кислоты, формулу кислотного остатка и его валентность.
  1. Определить по формуле основного оксида валентность металла.
  1. Составить по валентностям формулу соли.

    Записать уравнение реакции и подобрать в нем коэффициенты.

Пример: Написать уравнение реакции: MgO + N 2 О 5 → .
Действуем по плану:

  1. Складываем (в уме или на черновике) формулы кислотного оксида и воды:
  1. Определяем формулу кислотного остатка NO 3 , валентность I (равна количеству Н в кислоте).
  1. По формуле MgO легко находится валентность магния – II.
  2. Составляем формулу соли: Mg(NO 3 ) 2
  3. Записываем, уравнение реакции и подбираем в нем коэффициенты:
    MgO + N 2 O 5 → Mg(NО 3 ) 2

Реакция 2. основный оксид + кислота → соль + вода
Тип реакции — реакция обмена .
Составить уравнение этой реакции проще, чем уравнение реакции 1, потому что формула кислоты нам уже известна; зная ее, просто получить и формулу кислотного остатка, и его валентность.
Дальше поступаем так же, как и в предыдущем примере. При составлении уравнения реакции не забудем, что выделяется вода!

Пример: Составьте уравнение реакции между оксидом алюминия и хлороводородной кислотой.

  1. Вспомним формулу хлороводородной кислоты — НСl, её остаток Сl (хлорид) имеет валентность I.
  2. По периодической системе Д.И. Менделеева установим, что валентность алюминия III и формула его оксида Аl 2 Оз.
  3. Составим формулу продукта реакции — соли (хлорида алюминия): АlСlз.
  4. Запишем уравнение реакции и подберем в нем коэффициенты:

Аl 2 Оз + 6HCl → АlСlз + 3H 2 O

Реакция 3. Кислотный оксид + основание → соль + вода
Тип реакции — реакция обмена .
Для составления уравнения такой реакции следует выполнить действия:

  1. По формуле кислотного оксида определить формулу его кислоты, формулу кислотного остатка и его валентность (точно так же, как и при составлении реакции 1).
  2. По формуле гидроксида найти валентность металла: это просто, ведь она равна числу гидроксогрупп (ОН). Если формула гидроксида неизвестна, ее придется составить, используя таблицу растворимости.
  3. Дальше поступаем, как и в предыдущих примерах: надо составить формулу соли, записать уравнение реакции (не забыть про воду!) и подобрать коэффициенты.

Пример: Составьте уравнение реакции, происходящей при пропускании углекислого газа через известковую воду.

  1. Вспомним, что углекислый газ — это оксид углерода (IV) СО 2 , а известковой водой называется водный раствор гидроксида кальция Са(ОН) 2 .
  2. Определим, что оксиду углерода (IV) соответствует угольная кислота Н 2 СО з ; ее кислотный остаток СОз (карбонат) имеет валентность II.
  3. Не представляет труда вывести формулу продукта реакции — карбоната кальция СаСОз.
  4. Осталось составить уравнение реакции: СаО + СО 2 → СаСОз.

Реакция 4. Основный оксид + вода → основание

Тип реакции — реакция соединения .

Определить идёт ли реакция?

Реакция осуществима, если оксид металла образован элементами из IA и II A групп.

Составить уравнение этой реакции не составит труда, если вы умеете составлять формулы оснований и оксидов.

Пример: Написать уравнение реакции: Н 2 O + Na 2 O → .

Н 2 O + Na 2 O → 2NaOH

Реакция 5. Кислотный оксид + вода → кислота

Тип реакции — реакция соединения .

Определить идёт ли реакция?
Реагируют все оксиды, кроме оксида кремния SiO 2 .

Составление уравнения этой реакции: п о формуле кислотного оксида определить формулу его кислоты, точно так же, как и при составлении реакции 1).

Пример: Написать уравнение реакции: Н 2 O + N 2 О 5 → .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемая презентация с анимационными эффектами и подсказками может помочь восьмикласснику научиться выполнять задания данного вида при изучении темы «Свойства оксидов». Предназначена для.

Предлагаемая презентация с помощью анимационных эффектров и «подсказок» поможет восьмиклассникам закрепить умение выполнять задания данного вида при изучении темы «Химические свойства оснований». През.

Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления.

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.&raquo.

Создание условий для репродуктивного усвоения материала, умения сравнивать и анализировать.Организовать деятельность учащихся по изучению классификации химических реакций по количеству исх.

Алгоритм решения задач для обучающихся.

План урока «Классификация химических реакций» содержит цели и задачи изучаемого материала. Описаны основные этапы и методы учебного процесса.

Источник

Конспект уроков химии в технологии деятельностного метода 8 класс «Взаимодействие оксидов неметаллов с водой»; 11 класс «Гидролиз неорганических веществ как пример ионных реакций»

Конспект урока химии в технологии деятельностного метода

Мы предлагаем разработку урока химии в технологии деятельностного метода по теме:

«Взаимодействие оксидов неметаллов с водой». 8 класс

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, применимого как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Образовательная: научить учащихся, используя алгоритмы составлять уравнения реакций оксидов металлов и оксидов неметаллов с водой. Определять состав и выводить формулы продуктов реакции, определять типы соответствующих реакций.

Воспитательная: развивать у обучающихся научное мировоззрение, на основе химического знания. Развивать умения строго, логично и аргументировано обосновывать ответы и делать соответствующие выводы. Развивать умения анализировать информацию и использовать её для получения нового знания.

Развивающая: развивать у учащихся способности к самостоятельному добыванию знаний, умения выводить и пользоваться соответствующими алгоритмами, общими схемами, применять полученные знания на практике в новых ситуациях и включать их в общую систему знаний

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, печатные таблицы и алгоритмы.

Организовать демонстрацию опыта – растворение оксида углерода в водном растворе метилоранжевого и изменение цвета индикатора.

Открыть все тайны вещества учитель нам поможет!

Ведь мир химический так сложен и необъясним!

Ну, вот ответьте мне, мы это с вами можем?

А вот ещё вопрос: мы этого хотим?

Ответы на вопросы:

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Источник

Задачи с решениями по оксидам

Типовые задачи с решениями по оксидам

Задача 1

Назвать следующие оксиды:

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 2

Найти эмпирические формулы следующих оксидов: оксид марганца (IV), оксид ванадия (V), оксид фосфора (V). К какой группе оксидов относится каждый из них?

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 3

Привести графические формулы следующих оксидов:

Решение:

Графическая формула показывает порядок, в котором атомы соединены в молекуле. В графической формуле единица химической связи (валентности) изображается черточкой:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 4

К каким типам относятся следующие оксиды: , ?

Решение:

К основным оксидам относятся оксиды металлов с ярко выраженными металлическими свойствами, проявляющими низкие валентности, в основном I и II:

К амфотерным оксидам относятся оксиды металлов со слабо выраженными металлическими свойствами. Обычно эти металлы находятся в каждом периоде на границе между неметаллами и металлами с ярко выраженными металлическими свойствами:

К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов, а также оксиды металлов, проявляющих высокие валентности, в основном V, VI, VII: .

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 5

Составить уравнения следующих химических реакций:

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 6

Какие из перечисленных оксидов будут взаимодействовать с водой: ?

Решение:

С водой взаимодействуют кислотные оксиды, за исключением , и оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов:

оксид щелочного или щелочно-земельного металла + щелочь; кислотный оксид + кислота.

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 7

Какие из оксидов будут реагировать попарно: , ?

Решение:

Рекомендую самостоятельно составить подобную задачу и решить ее.

Задача 8

Как можно получить следующие оксиды: ?

Решение:

Эти задачи взяты со страницы решения задач по неорганической химии:

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Читайте также:  Стихия вода черты характера
Оцените статью